Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Корпоративные финансы. Когденко В.Г.
ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ»
Оглавление
Лекция 1. Общие понятия корпоративных финансов ............................................................... 1
Определение корпоративных финансов ............................................................................................... 1
Понятие корпорации ................................................................................................................................ 2
Бизнес-модель корпорации ..................................................................................................................... 3
Структура корпорации ............................................................................................................................ 3
Виды корпораций ...................................................................................................................................... 5
Заключение................................................................................................................................................. 6
Список рекомендованной литературы ................................................................................................. 7
Лекция 1. Общие понятия корпоративных финансов
Определение корпоративных финансов
Корпоративные финансы – базовая понятийная дисциплина в области анализа и
управления финансовыми ресурсами корпораций. Финансовые ресурсы – доходы и
поступления, в том числе от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, которые
используются для финансирования текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Корпоративные финансы – денежные отношения, связанные с формированием и
использованием финансовых ресурсов корпораций (доходов, поступлений и источников
финансирования корпорации).
Предмет – система формирования финансовых ресурсов и направления их распределения и
использования. Объект – корпорации.
Одной из задач в области финансов корпорации является нахождение оптимального
соотношения между доходностью бизнеса и финансовыми рисками.
Современные концепции корпоративных финансов:
1
Корпоративные финансы. Когденко В.Г.
Концепция интегрированной отчетности – информация о том, как стратегия организации,
управление, результаты и перспективы, в контексте внешней среды, приводят к созданию
стоимости в краткосрочной, среднесрочной и в долгосрочной перспективе.
Концепция ценностно-ориентированного менеджмента – комплексный подход к
управлению компанией, нацеленный на увеличение ценности для стейкхолдеров.
Концепция
сбалансированной
системы
показателей
–
система
стратегического
управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору
оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности.
Понятие корпорации
Сущность корпорации можно через ее характерные признаки, к которым, прежде
всего, относятся следующие:
1. Крупный бизнес по величине выручки, активов, среднесписочной численности
работающих, количеству участников.
2. Холдинг со сложной финансовой и организационной структурой, объединяющий
компании разной функциональной направленности.
3. Бизнес, имеющий единое (централизованное) управление, в котором обеспечена
ограниченность ответственности участников и отделены функции управления и
владения, что приводит к возникновению агентского конфликта.
4. Сообщество
стейкхолдеров,
созданное
для
генерации
выгод
в
интересах
разнообразных заинтересованных групп.
Кроме того, корпорации присущи следующие признаки:
-
Коммерческая
направленность
деятельности
–
максимизация
прибыли
в
краткосрочном периоде; максимизации стоимости в долгосрочном периоде.
-
Возможность
неограниченного
роста,
вследствие
привлечения
средств
на
финансовых рынках путем эмиссии акций и облигаций.
-
Постоянное
существование
(бессрочность
существования),
независимость
корпорации от состава участников корпорации.
-
Свободное отчуждение акций участниками корпорации.
-
Наличие существенных нематериальных активов в виде деловой репутации,
товарных знаков, ноу-хау, др.
-
Составление консолидированной или комбинированной финансовой отчетности.
-
Открытость
консолидированной
финансовой
отчетности
для
внешних
пользователей.
2
Корпоративные финансы. Когденко В.Г.
Бизнес-модель корпорации
Компании, входящие в холдинг, образуют единую бизнес-модель и характеризуются
устойчивыми во времени бизнес-процессами, риск потери контроля над которыми снижен
юридическими и другими методами. Единая бизнес-модель корпорации представляет собой
комплекс четырех взаимосвязанных блоков, обеспечивающих ключевые факторы успеха,
благодаря которым корпорация создает стоимость:
1. Продукция
(ценностное
предложение),
дифференциация
которой
отличает
корпорацию от конкурентов и представляет ценность для конкретного сегмента
потребителей.
2. Ресурсы, а именно персонал; производственные мощности; сырье и материалы;
интеллектуальные ресурсы, в том числе торговые марки, ноу-хау, др.
3. Бизнес-процессы, в том числе производство; инновации; инвестиции; закупки;
логистика; сбыт; финансовое обеспечение бизнеса, др.
4. Формула прибыли, которая раскрывает с одной стороны, источники доходов (выручка
от основных видов деятельности и прочие доходы), а, с другой, структуру расходов в
разрезе затрат на ключевые ресурсы.
Структура корпорации
Корпорация включает следующие виды компаний.
Холдинговая компания. Основная функция – осуществление контроля над
компаниями,
входящими
в
группу,
вследствие
наличия
имущественного
права;
стратегическое управление всеми компаниями в рамках общего собрания участников.
Субхолдинговые компании. Создание субхолдинговых компаний целесообразно, если
группа компаний представляет собой многопрофильный бизнес. В этом случае субхолдинги
контролируют производственные компании одного профиля.
Управляющие компании. Основная функция таких компаний в составе группы –
оказание компаниям холдинга управленческих услуг; координация действий всех компаний,
входящих в состав группы; обеспечение принятия решений и оказание сопутствующих
услуг, в частности, бухгалтерских, услуг по обеспечению внутреннего контроля и
безопасности, других.
Производственные компании. Основная функция производственных компаний –
выполнение ключевых бизнес-функций и создание добавленной стоимости группы.
Сбытовые компании. Сбытовые компании выполняют функцию реализации
3
Корпоративные финансы. Когденко В.Г.
продукции, производимой компаниями холдинга, на максимально выгодных условиях, что
достигается
посредством
формирования
эффективных
распределительных
сетей,
обеспечивающих максимальный охват рынка и оптимальную цену реализации продукции.
Закупочные компании. Основная функция закупочных компаний – приобретение
ресурсов у внешних поставщиков на максимально выгодных условиях, способствующих
созданию стоимости за счет оптимизации затрат на ресурсы.
Сервисные компании. Назначение сервисных компаний – оказание компаниям
холдинга различных услуг, в частности, консалтинговых, юридических, маркетинговых,
рекреационных, коммуникационных, транспортных, ремонтных, строительных, услуг по
предоставлению персонала, услуг, связанных с информационными технологиями, др.
Хранители активов. Назначение этих компаний – обеспечение безопасности
основных активов холдинга от недружественного поглощения, снижение риска отчуждения
имущества, обеспечение налоговой экономии.
Проектные компании. Основная функция проектных компаний – реализация
крупных инвестиционных проектов холдинга, с этой целью могут создаваться специальные
проектные компании, в том числе зарубежные, которые регистрируются в стране
происхождения капитала, а также их дочерние компании – в стране реализации проекта.
Лицензионные компании. Лицензионные компании владеют интеллектуальной
собственностью и предоставляют компаниям холдинга права на ее использование, в том
числе права на использование торговых марок, патентов, авторских прав, др. Лицензионные
компании зачастую регистрируются зарубежом в странах, с которыми Россией заключены
соглашения об избежании двойного налогообложения при перечислении роялти.
Финансовые компании. Финансовые компании консолидируют финансовые ресурсы
и предоставляют их компаниям холдинга в виде займов, кредитов, портфельных
инвестиций. Финансовая компания может регистрироваться за рубежом – в странах, с
которыми Россией заключены соглашения об избежании двойного налогообложения при
перечислении процентов.
Общие центры обслуживания (ОЦО). Современной тенденцией структурных
изменений
в
корпорациях
является
создание
ОЦО,
куда
выводятся
сходные,
повторяющиеся, вспомогательные процессы, в частности, бухгалтерский, налоговый учет и
составление отчетности, управление денежными средствами, закупки, продажи, маркетинг,
управление персоналом, информационные технологии, др.
Конечные бенефициары. Роль конечных бенефициаров холдинга заключается в том,
что именно они контролируют деятельность всей группы компаний и принимают
4
Корпоративные финансы. Когденко В.Г.
стратегические решения по ее функционированию и развитию.
Виды корпораций
В зависимости от принципов построения корпорации (холдинги) могут быть трех
видов:
1. Имущественный холдинг, представляющий собой группу компаний, связанных между
собой отношениями собственности с четкой иерархической структурой, где основное
общество имеет в соответствии с законом об акционерных обществах основания для
влияния на решения других обществ холдинга.
2. Договорной (контрактный) холдинг, который представляет собой группу компаний,
объединенных не юридической структурой, а общим бизнесом, в котором
предприятия связаны между собой различного рода договорами.
3. Смешанный вариант холдинга, который сочетает в себе черты как имущественного,
так и договорного холдинга.
В зависимости от уровня концентрации функций в корпоративном центре различают
следующие виды корпораций.
1. «Финансовый холдинг». Максимальная степень автономии компаний холдинга, при
которой взаимодействие происходит на уровне руководства компаний.
2. «Стратегический архитектор». Высокая степень автономии компаний холдинга;
корпоративный центр устанавливает стратегические цели, пути их достижения,
распространяет лучшие практики.
3. «Стратегический контролер». Степень автономии компаний холдинга не высока;
корпоративный центр переходит от стратегического управления к операционному.
Основные функции корпоративного центра:
определение стратегии компаний по бизнес-направлениям;
обеспечение функциональной координации компаний;
управление и контроль в части финансов, рисков, персонала, информационных
технологий;
операционный контроль за реализацией крупных проектов в рамках компании.
Корпоративная финансовая политика включает как стратегические, так и наиболее
важные тактические цели.
4. «Оператор». Минимальная степень автономии компаний холдинга; корпоративный
центр обеспечивает максимальную степень централизации и интеграции процессов
управления компаниями.
5
Корпоративные финансы. Когденко В.Г.
Специфика корпораций зависит от организационной и управленческой структуры, то
есть от того, на каких принципах строится управление бизнесом дочерних компаний: по
регионам, по продуктам или по клиентам. В зависимости от этого различают следующие
бизнес-модели корпорации:
1. «Географическая
модель».
Основную
ответственность
несут
руководители
региональных дочерних компаний, которые обладают высокой степенью автономии.
Отдельные
функции,
в
зависимости
от
уровня
концентраций
функций
в
корпоративном центре осуществляются из единого корпоративного центра.
2. «Дивизиональная модель». Основной объект управления – продукт или клиентский
сегмент. Управление построено через продуктовые бизнес-линии, которые отвечают за
прибыли и убытки, контролируют продукты, маркетинг и клиентов по всей
территории присутствия.
3. «Гибридная модель». Баланс приоритетов клиентских продуктов и регионов.
Руководитель
подчиняется
клиентского
руководству
направления
дочерней
дочерней
компании
и
компании
одновременно
руководителю
клиентского
направления материнской компании.
Еще один фактор, влияющий на особенности корпоративной финансовой политики,
это производственные взаимосвязи в корпорации, в зависимости от которых корпорация
может быть двух видов:
1. Интегрированный (вертикальный и горизонтальный) холдинг, в котором предприятия
холдинга связаны технологической цепочкой. Исследования показывают, что такой
тип холдинга более эффективен в развитых странах, что выражается приращении его
стоимости, в то время как диверсифицированный холдинг характеризуется более
высокими издержками координации и контроля деятельности компаний, входящих в
холдинг, ростом агентских издержек.
2. Конгломератный
разнородные
(диверсифицированный)
компании,
не
холдинг,
связанные
в
котором
объединены
технологической
цепочкой.
Диверсифицированные холдинги имеют более высокую эффективность в условиях
неразвитой
институциональной
среды:
неразвитости
рынков
капитала,
сегментированности экономики.
Заключение
Рассмотрены основные понятия корпоративных финансов; дано определение
корпорации; рассмотрены виды корпораций. Представлена структура бизнес-модели
6
Корпоративные финансы. Когденко В.Г.
корпорации. Исследована структура корпорации, рассмотрены функции входящих в
корпорацию компаний.
Список рекомендованной литературы
Основная литература
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая № 51-ФЗ от 30 ноября
1994 г., часть вторая № 14-ФЗ от 26 января 1996 г., часть третья № 146-ФЗ от 26
ноября 2001 г. (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» №208-ФЗ от 27
июля 2010 г.
3. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. (с
изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. (с
изменениями и дополнениями).
5. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» №208-ФЗ от 27
июля 2010 года.
6. «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и
разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории
Российской Федерации» Приказ Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. № 160н.
7. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2013 – 531 с.
8. Когденко В.Г., Мельник М.В. Управление стоимостью компании. – М.: ЮНИТИДАНА, 2012 – 447 с.
9. Когденко В.Г. Корпоративная финансовая политика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 –
540 с.
10. Теплова Т.В. Корпоративные финансы: учебник для бакалавров / Т.В. Теплова. – М.:
Издательство Юрайт, 2013. – 655 с.
Дополнительная литература
11. Брег С. Настольная книга финансового директора / Стивен Брег; Пер. с англ. – 6-е
изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2009. – 536 с.
12. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. Н.
Барышниковой. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. – 1008 с.
7
Корпоративные финансы. Когденко В.Г.
13. Финансовый менеджмент: Учебник / кол. авторов; Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.:
КНОРУС, 2008. – 480 с.
14. Корпоративные финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, А.И.
Вострокнутовой. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011. – 592 с.
8