Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Определение корпоративных финансов. Понятие корпорации. Бизнес-модель корпорации

  • 👀 748 просмотров
  • 📌 683 загрузки
  • 🏢️ НИЯУ МИФИ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Определение корпоративных финансов. Понятие корпорации. Бизнес-модель корпорации» pdf
Корпоративные финансы. Когденко В.Г. ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ» Оглавление Лекция 1. Общие понятия корпоративных финансов ............................................................... 1 Определение корпоративных финансов ............................................................................................... 1 Понятие корпорации ................................................................................................................................ 2 Бизнес-модель корпорации ..................................................................................................................... 3 Структура корпорации ............................................................................................................................ 3 Виды корпораций ...................................................................................................................................... 5 Заключение................................................................................................................................................. 6 Список рекомендованной литературы ................................................................................................. 7 Лекция 1. Общие понятия корпоративных финансов Определение корпоративных финансов Корпоративные финансы – базовая понятийная дисциплина в области анализа и управления финансовыми ресурсами корпораций. Финансовые ресурсы – доходы и поступления, в том числе от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности, которые используются для финансирования текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Корпоративные финансы – денежные отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов корпораций (доходов, поступлений и источников финансирования корпорации). Предмет – система формирования финансовых ресурсов и направления их распределения и использования. Объект – корпорации. Одной из задач в области финансов корпорации является нахождение оптимального соотношения между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Современные концепции корпоративных финансов: 1 Корпоративные финансы. Когденко В.Г. Концепция интегрированной отчетности – информация о том, как стратегия организации, управление, результаты и перспективы, в контексте внешней среды, приводят к созданию стоимости в краткосрочной, среднесрочной и в долгосрочной перспективе. Концепция ценностно-ориентированного менеджмента – комплексный подход к управлению компанией, нацеленный на увеличение ценности для стейкхолдеров. Концепция сбалансированной системы показателей – система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности. Понятие корпорации Сущность корпорации можно через ее характерные признаки, к которым, прежде всего, относятся следующие: 1. Крупный бизнес по величине выручки, активов, среднесписочной численности работающих, количеству участников. 2. Холдинг со сложной финансовой и организационной структурой, объединяющий компании разной функциональной направленности. 3. Бизнес, имеющий единое (централизованное) управление, в котором обеспечена ограниченность ответственности участников и отделены функции управления и владения, что приводит к возникновению агентского конфликта. 4. Сообщество стейкхолдеров, созданное для генерации выгод в интересах разнообразных заинтересованных групп. Кроме того, корпорации присущи следующие признаки: - Коммерческая направленность деятельности – максимизация прибыли в краткосрочном периоде; максимизации стоимости в долгосрочном периоде. - Возможность неограниченного роста, вследствие привлечения средств на финансовых рынках путем эмиссии акций и облигаций. - Постоянное существование (бессрочность существования), независимость корпорации от состава участников корпорации. - Свободное отчуждение акций участниками корпорации. - Наличие существенных нематериальных активов в виде деловой репутации, товарных знаков, ноу-хау, др. - Составление консолидированной или комбинированной финансовой отчетности. - Открытость консолидированной финансовой отчетности для внешних пользователей. 2 Корпоративные финансы. Когденко В.Г. Бизнес-модель корпорации Компании, входящие в холдинг, образуют единую бизнес-модель и характеризуются устойчивыми во времени бизнес-процессами, риск потери контроля над которыми снижен юридическими и другими методами. Единая бизнес-модель корпорации представляет собой комплекс четырех взаимосвязанных блоков, обеспечивающих ключевые факторы успеха, благодаря которым корпорация создает стоимость: 1. Продукция (ценностное предложение), дифференциация которой отличает корпорацию от конкурентов и представляет ценность для конкретного сегмента потребителей. 2. Ресурсы, а именно персонал; производственные мощности; сырье и материалы; интеллектуальные ресурсы, в том числе торговые марки, ноу-хау, др. 3. Бизнес-процессы, в том числе производство; инновации; инвестиции; закупки; логистика; сбыт; финансовое обеспечение бизнеса, др. 4. Формула прибыли, которая раскрывает с одной стороны, источники доходов (выручка от основных видов деятельности и прочие доходы), а, с другой, структуру расходов в разрезе затрат на ключевые ресурсы. Структура корпорации Корпорация включает следующие виды компаний. Холдинговая компания. Основная функция – осуществление контроля над компаниями, входящими в группу, вследствие наличия имущественного права; стратегическое управление всеми компаниями в рамках общего собрания участников. Субхолдинговые компании. Создание субхолдинговых компаний целесообразно, если группа компаний представляет собой многопрофильный бизнес. В этом случае субхолдинги контролируют производственные компании одного профиля. Управляющие компании. Основная функция таких компаний в составе группы – оказание компаниям холдинга управленческих услуг; координация действий всех компаний, входящих в состав группы; обеспечение принятия решений и оказание сопутствующих услуг, в частности, бухгалтерских, услуг по обеспечению внутреннего контроля и безопасности, других. Производственные компании. Основная функция производственных компаний – выполнение ключевых бизнес-функций и создание добавленной стоимости группы. Сбытовые компании. Сбытовые компании выполняют функцию реализации 3 Корпоративные финансы. Когденко В.Г. продукции, производимой компаниями холдинга, на максимально выгодных условиях, что достигается посредством формирования эффективных распределительных сетей, обеспечивающих максимальный охват рынка и оптимальную цену реализации продукции. Закупочные компании. Основная функция закупочных компаний – приобретение ресурсов у внешних поставщиков на максимально выгодных условиях, способствующих созданию стоимости за счет оптимизации затрат на ресурсы. Сервисные компании. Назначение сервисных компаний – оказание компаниям холдинга различных услуг, в частности, консалтинговых, юридических, маркетинговых, рекреационных, коммуникационных, транспортных, ремонтных, строительных, услуг по предоставлению персонала, услуг, связанных с информационными технологиями, др. Хранители активов. Назначение этих компаний – обеспечение безопасности основных активов холдинга от недружественного поглощения, снижение риска отчуждения имущества, обеспечение налоговой экономии. Проектные компании. Основная функция проектных компаний – реализация крупных инвестиционных проектов холдинга, с этой целью могут создаваться специальные проектные компании, в том числе зарубежные, которые регистрируются в стране происхождения капитала, а также их дочерние компании – в стране реализации проекта. Лицензионные компании. Лицензионные компании владеют интеллектуальной собственностью и предоставляют компаниям холдинга права на ее использование, в том числе права на использование торговых марок, патентов, авторских прав, др. Лицензионные компании зачастую регистрируются зарубежом в странах, с которыми Россией заключены соглашения об избежании двойного налогообложения при перечислении роялти. Финансовые компании. Финансовые компании консолидируют финансовые ресурсы и предоставляют их компаниям холдинга в виде займов, кредитов, портфельных инвестиций. Финансовая компания может регистрироваться за рубежом – в странах, с которыми Россией заключены соглашения об избежании двойного налогообложения при перечислении процентов. Общие центры обслуживания (ОЦО). Современной тенденцией структурных изменений в корпорациях является создание ОЦО, куда выводятся сходные, повторяющиеся, вспомогательные процессы, в частности, бухгалтерский, налоговый учет и составление отчетности, управление денежными средствами, закупки, продажи, маркетинг, управление персоналом, информационные технологии, др. Конечные бенефициары. Роль конечных бенефициаров холдинга заключается в том, что именно они контролируют деятельность всей группы компаний и принимают 4 Корпоративные финансы. Когденко В.Г. стратегические решения по ее функционированию и развитию. Виды корпораций В зависимости от принципов построения корпорации (холдинги) могут быть трех видов: 1. Имущественный холдинг, представляющий собой группу компаний, связанных между собой отношениями собственности с четкой иерархической структурой, где основное общество имеет в соответствии с законом об акционерных обществах основания для влияния на решения других обществ холдинга. 2. Договорной (контрактный) холдинг, который представляет собой группу компаний, объединенных не юридической структурой, а общим бизнесом, в котором предприятия связаны между собой различного рода договорами. 3. Смешанный вариант холдинга, который сочетает в себе черты как имущественного, так и договорного холдинга. В зависимости от уровня концентрации функций в корпоративном центре различают следующие виды корпораций. 1. «Финансовый холдинг». Максимальная степень автономии компаний холдинга, при которой взаимодействие происходит на уровне руководства компаний. 2. «Стратегический архитектор». Высокая степень автономии компаний холдинга; корпоративный центр устанавливает стратегические цели, пути их достижения, распространяет лучшие практики. 3. «Стратегический контролер». Степень автономии компаний холдинга не высока; корпоративный центр переходит от стратегического управления к операционному. Основные функции корпоративного центра: определение стратегии компаний по бизнес-направлениям; обеспечение функциональной координации компаний; управление и контроль в части финансов, рисков, персонала, информационных технологий; операционный контроль за реализацией крупных проектов в рамках компании. Корпоративная финансовая политика включает как стратегические, так и наиболее важные тактические цели. 4. «Оператор». Минимальная степень автономии компаний холдинга; корпоративный центр обеспечивает максимальную степень централизации и интеграции процессов управления компаниями. 5 Корпоративные финансы. Когденко В.Г. Специфика корпораций зависит от организационной и управленческой структуры, то есть от того, на каких принципах строится управление бизнесом дочерних компаний: по регионам, по продуктам или по клиентам. В зависимости от этого различают следующие бизнес-модели корпорации: 1. «Географическая модель». Основную ответственность несут руководители региональных дочерних компаний, которые обладают высокой степенью автономии. Отдельные функции, в зависимости от уровня концентраций функций в корпоративном центре осуществляются из единого корпоративного центра. 2. «Дивизиональная модель». Основной объект управления – продукт или клиентский сегмент. Управление построено через продуктовые бизнес-линии, которые отвечают за прибыли и убытки, контролируют продукты, маркетинг и клиентов по всей территории присутствия. 3. «Гибридная модель». Баланс приоритетов клиентских продуктов и регионов. Руководитель подчиняется клиентского руководству направления дочерней дочерней компании и компании одновременно руководителю клиентского направления материнской компании. Еще один фактор, влияющий на особенности корпоративной финансовой политики, это производственные взаимосвязи в корпорации, в зависимости от которых корпорация может быть двух видов: 1. Интегрированный (вертикальный и горизонтальный) холдинг, в котором предприятия холдинга связаны технологической цепочкой. Исследования показывают, что такой тип холдинга более эффективен в развитых странах, что выражается приращении его стоимости, в то время как диверсифицированный холдинг характеризуется более высокими издержками координации и контроля деятельности компаний, входящих в холдинг, ростом агентских издержек. 2. Конгломератный разнородные (диверсифицированный) компании, не холдинг, связанные в котором объединены технологической цепочкой. Диверсифицированные холдинги имеют более высокую эффективность в условиях неразвитой институциональной среды: неразвитости рынков капитала, сегментированности экономики. Заключение Рассмотрены основные понятия корпоративных финансов; дано определение корпорации; рассмотрены виды корпораций. Представлена структура бизнес-модели 6 Корпоративные финансы. Когденко В.Г. корпорации. Исследована структура корпорации, рассмотрены функции входящих в корпорацию компаний. Список рекомендованной литературы Основная литература 1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г., часть вторая № 14-ФЗ от 26 января 1996 г., часть третья № 146-ФЗ от 26 ноября 2001 г. (с изменениями и дополнениями). 2. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» №208-ФЗ от 27 июля 2010 г. 3. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. (с изменениями и дополнениями). 4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. (с изменениями и дополнениями). 5. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» №208-ФЗ от 27 июля 2010 года. 6. «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» Приказ Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. № 160н. 7. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013 – 531 с. 8. Когденко В.Г., Мельник М.В. Управление стоимостью компании. – М.: ЮНИТИДАНА, 2012 – 447 с. 9. Когденко В.Г. Корпоративная финансовая политика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014 – 540 с. 10. Теплова Т.В. Корпоративные финансы: учебник для бакалавров / Т.В. Теплова. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 655 с. Дополнительная литература 11. Брег С. Настольная книга финансового директора / Стивен Брег; Пер. с англ. – 6-е изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2009. – 536 с. 12. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. Н. Барышниковой. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. – 1008 с. 7 Корпоративные финансы. Когденко В.Г. 13. Финансовый менеджмент: Учебник / кол. авторов; Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: КНОРУС, 2008. – 480 с. 14. Корпоративные финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, А.И. Вострокнутовой. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011. – 592 с. 8
«Определение корпоративных финансов. Понятие корпорации. Бизнес-модель корпорации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 207 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot