Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Определение информационных систем, развитие информационных систем в СССР-РФ

  • 👀 496 просмотров
  • 📌 434 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Определение информационных систем, развитие информационных систем в СССР-РФ
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Определение информационных систем, развитие информационных систем в СССР-РФ» pdf
Раздел 1. Информационные системы Содержание раздела: Определение информационных систем, разви­ тие информационных систем в СССР-РФ, процессы в информационных системах, возможности информационных систем, ожидаемый эффект от внедрения информационных систем, их структура и классификации. Под системой (от греч. systema - целое, составленное из частей; со­ единение) понимают множество элементов, находящихся в отношениях и свя­ зях друг с другом, которые образуют определённую целостность, единство. Что касается физической культуры и спорта, то здесь, в контексте на­ стоящего электронного учебника, уместно говорить о системе «человек и машина», которая состоит из человека-оператора (или группы операторов) и машины (совокупности технических и программных средств), посредством которой он(они) осуществляем ют) трудовую деятельность, связанную с про­ изводством материальных ценностей, управлением, обработкой информа­ ции и т.д. Сочетание способностей человека и возможностей машины (или совокупности технических и программных средств) существенно повышает эффективность управления, например, учебно-тренировочным процессом. Два основных варианта распределения функций между оператором и техническими средствами: 1) «параллельный» - человек выполняет только операции контроля за машинным процессом решения задачи и утверждает решение; 2) «последовательный» («пошаговый») - часть операций выполняется человеком и машиной совместно, иначе решение не может быть получено. Выделяют следующие пять основны х классов систем, в которых че­ ловек: ^непосредственно включён в технологический процесс и, работая в основном в режиме немедленного обслуживания, совершает преимуществен­ но управляющие действия, руководствуясь при этом инструкциями, содержа­ щими, как правило, почти полный набор возможных ситуаций и решений (на­ пример, тренер, спортсмен, судья и т.п.); 2) является оператором-наблюдателем или контролёром (например, судья, преподаватель вуза и пр.); 3) выполняет функции оператора-манипулятора, осуществляющего управление роботами, манипуляторами, машинами - усилителями мышечной энергии человека; 4) выступает в роли оператора-исследователя (научные исследования); 5) осуществляет деятельность оператора-руководителя (операторы, принимающие ответственные решения: например физкультурно-спортивной организации, тренер и пр.). В системах 2, 4 и 5-го классов оператор может работать в режиме «диалога» с машиной, при котором решение задачи реализуется человеком и машиной поочерёдно. Основная трудность изучения системы «человек и машина» состоит в необходимости объединения (в едином комплексе) исследований, относящих­ ся к разным областям науки (к физиологии, инженерной психологии, эргоно­ мике, кибернетике и др.), которые различаются по методам исследования и пользуются разной терминологией. В информатике существует множество систем, например, так может на­ зываться аппаратная часть компьютера, или локальная сеть компьютеров в фирме. Но в общем виде... Информационные системы - это взаимосвязанная совокупность персо­ нала, средств и методов, используемых для получения, хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения постав-, ленной цели. Развитие информационных систем в СССР^-РФ Концепция ис­ пользования инф. До 1960 Бумажный поток расчетных доку' ментов 1960-1970 Подготовка отчетов Период 1970-1980 Управленческий контроль реализа­ ции 1980-2000 И нформ.-страте­ гический ресурс, обеспечивающий преимущество. Вид ИС ИС обработки расчетных документов Управленческие ИС для производственной инф. ИС поддержки принятия решений ИС для высшего звена управления Отраслевые ИС (ГеоИнформСистемы, Спорт Инф ормСистемы ), Автомати­ зированные офисы. Цель использования ИС Сокращение времени обработки документов Сокращение времени подготовки отчетов. Прогнозирование. Конкурентоспособность организации Процессы в информационных системах: 1. Ввод информации от внешних и внутренних источников; 2. обработка информации и представление в удобном виде; 3. вывод информации для потребителя (персонал информа­ ционной системы или другая информационная система); 4. первичное приня­ тие решения (человеком или машиной); 5. обратная связь; 6. вторичное (окон­ чательное) принятие решения человеком. Свойства информационных систем: а) любая информационная сис­ тема может быть построена, подвергнута анализу, управляема на основе об­ щих принципов построения систем; б) информационная система является ди­ намичной и развивающейся; в) при построении информационных систем ис­ пользуют системный подход', г) выходной продукцией информационной сис­ темы является информация, на основе которой принимаются решения; д) информационную систему следует понимать как человеко-машинную сис­ тему обработки информации. Возможности информационных систем определяются: 1. структурированностью решаемых задач; 2. уровнем иерархии принятия ре­ шения, 3. функцией решаемой задачи; 4. видом используемой информацион­ ной технологии. Ожидаемый эффект от внедрения информационной системы: а) поиск рациональных вариантов решения задач; б) экономия средств (людских, вре­ менных, материальных) на решение задач; в) обеспечение достоверности информации; г) запись на компактные носители информации; д) совершенствование структуры информационных потоков и системы доку­ ментооборота; е) уменьшение затрат на эксплуатацию ресурсов; ж) уменьшение затрат на производство товаров и услуг; з) предоставление потребителям уникальных услуг; и) отыскание новых рыночных ниш; к) привязка к фирме покупателей и поставщиков за счет гибкой ценовой поли­ тики (скидки, услуги, пр.). Структура информационной системы Типы обеспечивающ их подсистем. Структуру информационной сис­ темы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсисте­ мами. Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как сово­ купность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспе­ чивающими. Таким образом, структура любой информационной системы мо­ жет быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (рис. 1.1). Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, тех­ ническое, математическое, программное, организационное и правовое обес­ печение. ............ ■ ' ....... ■ ■■.............................. ■..................- .... Информационное обеспечение — совокупность единой системы клас­ сификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в Организации, а также методология построения баз данных. Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для при­ нятия управленческих решений. Рис. 1.1. Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем Унифицированные системы документации создаются на государствен­ ном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования: • к унифицированным системам документации; • к унифицированным формам документов различных уровней управления; • к составу и структуре реквизитов и показателей; • к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм доку­ ментов. Однако, несмотря на существование унифицированной системы доку­ ментации, при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков: • чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки; • одни и те же показатели часто дублируются в разных документах; • работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от ре­ шения непосредственных задач; • имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др. Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения. Схемы информационных потоков отражают маршруты движения ин­ формации и ее объемы, места возникновения первичной информации и ис­ пользования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управле­ ния. Техническое обеспечение - это комплекс технических средств, предна­ значенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Комплекс технических средств составляют: компьютеры любых моделей; устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации; устройства передачи данных и линий связи; оргтехника и устройства автоматического съема информации; эксплуатационные материалы и др. Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разде­ лить на три группы: • общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению; • специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам раз­ работки технического обеспечения; • нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техни­ ческому обеспечению. • • • • • Математическое и программное обеспечение — совокупность мате­ матических методов, моделей, алгоритмов и программ для реали­ зации целей и задач информационной системы, а также нормально­ го функционирования комплекса технических средств. К средствам математического обеспечения относятся: • средства моделирования процессов управления; • типовые задачи управления; • методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация._________ Организационное обеспечение— совокупность методов и средств, рег­ ламентирующих взаимодействие человека и машины - работников с техническими средствами и между собой-в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Ш Организационное обеспечение реализует следующие функции; • анализ существующей системы управления организацией, где будет ис­ пользоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации; • подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффектив­ ности; • разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления. Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информацион­ ных систем, регламентирующих порядок получения, преобразова­ н и я и использования инсЬоомаиии. Главной целью правового обеспечения является укрепление законно­ сти. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функ­ ционирование любой информационной системы, и локальную часть, регули­ рующую функционирование конкретной системы. Правовое обеспечение эта­ пов функционирования информационной системы включает: • статус информационной системы; • права, обязанности и ответственность персонала; • правовые положения отдельных видов процесса управления; • порядок создания и использования информации и др. Классификации информационных систем. 1. По признаку структурированности (формализованности) задач. Структурированные (формализуемые), неструктурированные, частично струк­ турированные. 2. По функциональному признаку Производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая. 3. По уровню управления. Стратегический (перспективный), функцио­ нальный (текущий), оперативный. 4. По степени автоматизации. Ручные, автоматические, автоматизи­ рованные. 5. По характеру использования инф. Информационно-поисковые. Информационно-решающие. Управляющие, Советующие. 6. По сфере применения. ИС управления организацией. ИС управления технологическими процессами. ИС автоматизированного проектирования (САПР). Корпоративные ИС Литература: 1. Зинченко, В.П. Система «человек и машина» / В.П. Зинченко, В.М. Мунипов; БСЭ. Т.23. 1976. —столбцы 1394-1396. 2. Информатика / [под ред. Н.В. Макаровой]; -М .: Финансы и статистика, 2002. -768с. Контрольные вопросы к разделу 1. 1. Дайте определение информационным системам. 2. Кратко опишите эволюцию информационных систем в СССР-^РФ. 3. Перечислите процессы в информационных системах. 4. Опишите возможности информационных систем. 5. Охарактеризуйте ожидаемый эффект от внедрения информационных сис­ тем. • • 6. Какова структура информационных систем? 7. Перечислите классификации информационных систем. Раздел 2. Информационные технологии , Содержание раздела: определение информационных технологий, влияние на общество эволюция, средства, принципы, формы проектирова­ ния, виды информационных технологий, информационные ресурсы . Информационные технологии - автоматизированный пооиесс сбо­ ра, обработки и передачи данных с целью производства информа­ ционного продукта - информации нового качества о состоянии объ­ екта, процесса или явления. Условно структуру информационных технологий и их влияния в совре­ менном мире на различные стороны жизни человека можно изобразить схема­ тически (рис.2.1). _____________________________ _■ Экономика Обеспечение уровня жизни Компьютеры и процессоры Базис для инф ормационных технологий Бизнес Повышение эффективности производства, сельского хозяйства, торговли и т.д. Денежное обращ ение Ускорение обращения, повышение эффективности экономики Основные потребности человека Здравоохранение, образование, государствен­ ное управление Повседневная жизнь Дома, автомобили, развлечения, средства массовой инф ормации Мобильная связь Телефоны как инф ормационный центр человека Предупреждение о грозящ ей опасности Рис. 2.1. Влияние информационных технологий (по Воловник А.А., 2002). Одной из таких сторон жизни человека является физическая культура и спорт. Эволюция инф ормационных технологий. Ручной этап: письмен­ ность (конец IV тыс. до н.э., Древний Египет), механический: печатный станок (1041, Китай, Би Шэн), механические часы (XIV век, Германия), автоматиче­ ское устройство для выполнения операции сложения (1623, Германия), меха­ нический калькулятор (1642, Франция, Блез Паскаль), двоичная система счис­ ления (1666, Германия, Г.В.Лейбниц), русские счеты (XVI век, Россия), перфо­ рированная бумажная лента и разделение команд и данных (1804, Англия, Чарлз Бэббидж), математическая логика (XIX век, Англия, Дж.Буль), элек­ трический: телефон (1876, США, А.Г. Белл), электронный, радио (1895, Россия, А.С. Попов), телевидение (1911, США, Б.Л Розинг), компьютерный: электронные вычислительные машины - компьютеры (1944, США <1950, СССР>), сеть Интернет (1969, США, Роберт Тейлор, Пол Баран, Дональд Дэ­ вис, Лоурентс Робертс и др.), электронная почта (1972, США, Раймонд Том­ линсон). Эволюция информационных технологий в СССР^РФ. 60-70 гг. - автоматизация рутинных операций на крупных производст­ вах. До 70-х - обработка больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств. До 80-х - распространение ЭВМ IBM/360 в условиях ограниченных возможностей программных средств. 80-е годы - ре­ шение стратегических задач средствами ИТ. 90-е годы - создание современ­ ного интерфейса; выработка соглашений и установление стандартов, прото­ колов для компьютерной связи; организация защиты и безопасности инфор­ мации. Начало 2000-х - совершенствование аппаратных и программных средств, развитие дистанционных ИТ, развитие отраслевых ИТ, например, в физической культуре и спорте. Средства информационных технологий: аппаратные (ПК), программ­ ное обеспечение (ПО) и телекоммуникационные средства. Принципы информационных технологий: 1. Интерактивный (диало­ говый) режим работы с ПК; 2. Интегрированность (взаимосвязь) с другим ПО; 3. Гибкость процесса изменения данных и задач. Ф ормы проектирования информационных технологий: а), с ориен­ тацией на существующую структуру фирмы; б), на планируемую структуру фирмы. Виды информационных технологий 1. Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стан­ дартные процедуры их обработки Эта технология применяется на уровне операционной (исполнитель­ ской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматиза­ ции некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческо­ го труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освобо­ дит его от рутинных операций, возможно, приведет к необходимости сокраще­ ния численности работников. Существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих данную технологию от всех прочих: • выполнение необходимых фирме задач по обработке данных. Каждой фир­ ме предписано законом иметь и хранить данные о своей деятельности, ко­ торые можно использовать как средство обеспечения и поддержания кон­ троля на фирме. Поэтому в любой фирме обязательно должна быть ин­ формационная система обработки данных и разработана соответствующая информационная технология; • решение только хорошо структурированных задач, для которых можно раз­ работать алгоритм; • выполнение стандартных процедур обработки. Существующие стандарты определяют типовые процедуры обработки данных и предписывают их со­ блюдение организациями всех видов; • выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с мини­ мальным участием человека; • использование детализированных данных. Записи о деятельности фирмы имеют детальный (подробный) характер, допускающий проведение ревизий. В процессе ревизии деятельность фирмы проверяется хронологически от начала периода к его концу и от конца к началу; • акцент на хронологию событий; • требование минимальной помощи в решении проблем со стороны специа­ листов других уровней. Основные компоненты информационной технологии обработки данных (рис.2.2): с База данных J Обработка данных Группи­ ровка СарггаРошт Агрегиро­ вание Создание отчетов Вычис­ ление по запросу периоди­ ческих г Данные из внешней среды информация для внутреннего и внешнего использования Рис.2.2. Основные компоненты информационной технологии обработки данных Сбор данных .По мере того как фирма производит продукцию или услу­ ги, каждое ее действие сопровождается соответствующими записями данных. Обычно действия фирмы, затрагивающие внешнее окружение, выделяются особо как операции, производимые фирмой. Обработка данных. Для создания из поступающих данных информа­ ции, отражающей деятельность фирмы, используются следующие типовые операции: • классификация или группировка. Первичные данные обычно имеют вид ко­ дов, состоящих из одного или нескольких символов. Эти коды, выражающие определенные признаки объектов, используются для идентификации и группировки записей. • сортировка, с помощью которой упорядочивается последовательность за­ писей; • вычисления, включающие арифметические и логические операции. Эти опе­ рации, выполняемые над данными, дают возможность получать новые дан­ ные; • укрупнение или агрегирование, служащее для уменьшения количества дан- ных и реализуемое в форме расчетов итоговых или средних значений. Хранение данных. Многие данные на уровне операционной деятельно­ сти необходимо сохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне. Для их хранения создаются базы данных (БД). Создание отчетов (документов). В информационной технологии об­ работки данных необходимо создавать документы для руководства и работни­ ков фирмы, а также для внешних партнеров. При этом документы могут соз­ даваться как по запросу или в связи с проведенной фирмой операцией, так и периодически в конце каждого месяца, квартала или года. 2, Информационная технология управления имеет своей целью удов­ летворение информационных потребностей всех без исключения [сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она мо* жет быть полезна на любом уровне управления ИС управления идеально подходят для удовлетворения сходных ин­ формационных потребностей работников различных функциональных подсис­ тем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управлен­ ческих отчетов. Для принятия решений на уровне управленческого контроля информа­ ция должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматри­ вались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и воз­ можные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных: . . ■ .■ • оценка планируемого состояния объекта управления; • оценка отклонений от планируемого состояния; • выявление причин отклонений; • анализ возможных решений и действий. Информационная технология управления направлена на создание раз­ личных видов отчетов. Регулярные отче ты создаются в соответствии с установленным гра­ фиком, определяющим время их создания, например месячный анализ про­ даж компании. Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-то незапланированное. И те, и другие виды отчетов могут иметь форму суммирующих, сравни­ тельных и чрезвычайных отчетов. В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, от­ сортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям. Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используе­ мые для целей сравнения. Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного (чрезвы­ чайного) характера. Использование отчетов для поддержки управления оказывается осо­ бенно эффективным при реализации так называемого управления по откло­ нениям. Управление по отклонениям предполагает, что главным содержани­ ем получаемых, например, тренером или менеджером данных должны яв­ ляться отклонения состояния функциональных систем спортсмена, или хозяй­ ственной деятельности спортивной организации от некоторых установленных стандартов (например, от ее запланированного состояния). Основные компоненты информационной технологии управления пока­ заны на рис. 2.3. Информация иэ информационной База данных смстемы Нормативные 1 документы J операционною уровни Формирование управленческих отчетов (регулярных или специальных} сумми­ рующих сравни* тельных чрезвы­ чайных Информация для менеджера, принимающего решения Рис.2.3.Основные компоненты информационной технологии управления Входная информация поступает из систем операционного уровня. Вы­ ходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде. Содержимое БД при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации. БД, используемая для получения указанной информации, долж­ на состоять из двух элементов: 1) данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой; 2) планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, опреде­ ляющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы). 3. Информационная технология автоматизации офиса - организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организа­ ции, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией Я Информационная технология автоматизации офиса призвана не заме­ нить существующую традиционную систему коммуникации персонала (с ее совещаниями, телефонными звонками и приказами), а лишь дополнить ее. Используясь совместно, обе эти системы обеспечат рациональную автомати­ зацию управленческого труда и наилучшее обеспечение управленцев инфор­ мацией. В настоящее время известно несколько десятков программных продук­ тов для компьютеров и некомпьютерных технических средств, обеспечиваю­ щих технологию автоматизации офиса: текстовый процессор, табличный про­ цессор, электронная почта, электронный календарь, аудиопочта, компьютер­ ные и телеконференции, видеотекст, хранение изображений, а также специа­ лизированные программы управленческой деятельности: ведения документов, контроля за исполнением приказов и т.д. Также широко используются неком­ пьютерные средства: аудио- и видеоконференции, факсимильная связь, ксе­ рокс и другие средства оргтехники. Основные компоненты автоматизации офиса указаны на рис.2.4. Информация из внешней среды и других информационных систм -с Компьютерные офисные технологии Текстовый процессор Электронная почта Аудиопсчта Табличный процессор Электронный календарь Компьютерные конференции Телеконф&ренции Хранение изображений Видеотекст Управленческие программы БАЗА ДАННЫХ Некомпыогерны# офисные технологии Конференции: аудио [ видео Факс Ксерокс Другие средства оргтехники Т т Информация для менеджеров, принимающих решении, и для передачи во внешнюю сферу Рис.2.4. Основные компоненты автоматизации офиса 4)) Информационная технология поддержки принятия решения итерационная форма взаимодействия в системе «человек и маши­ на» с целью выработки решения. Системы поддержки принятия решений и соответствующая им инфор­ мационная технология появились усилиями в основном американских ученых в конце 70 - начале 80 гг., чему способствовало широкое распространение персональных компьютеров, стандартных пакетов прикладных программ и успехи в создании систем искусственного интеллекта. Главной особенностью информационной технологии поддержки приня­ тия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного (повторяющегося) процесса (рис. 2.5), в котором участвуют: система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объ­ екта управления; человек как управляющее звено, задающее входные данные и оцениваю­ щее полученный результат вычислений на компьютере. Вариант Система поддержки вычислений ■С Человек, Решение выработано принимающий решения принятия решений Введение новых исходных данных Рис.2.5. Информационная технология поддержки принятия решений как итерационный процесс Окончание итерационного процесса происходит по воле человека. Особенности информационной технологии поддержки принятия реше­ ний: • ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) за­ дач; • сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных дан­ ных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе; • направленность на непрофессионального пользователя компьютера; • высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя. Основные компоненты информационной технологии поддержки приня­ тия решений указаны на рис.2.6. Программная подсистема управления Источники данных Информационные системы опера­ ционного уровня Документы г—► Внешние источники — Прочие внутренние источники База данных База СУБД СУБМ Система управлении интерфейсом медалей стратегических тактических оперативных Человек, принимающий решение Рис.2.6. Основные компоненты информационной технологии поддержки принятия решений 5. Информационная технология экспертных систем - советующая Iформа взаимодействия в системе «человек и машина» с целью соз(дания баз знаний. Наибольший прогресс среди компьютерных ИС отмечен в области раз­ работки экспертных систем, основанных на использовании искусственного интеллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специа­ листу получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых эти­ ми системами накоплены знания. Под искусственным интеллектом (ИИ) обычно понимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллек­ туальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением. Работы в области ИИ не ограничиваются экспертными системами. Они также включают в себя созда­ ние роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, обоняние, способность к обучению. Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая компания может себе позволить держать в своем штате экспертов по всем связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Основные компоненты информационной технологии экспертных систем указаны на рис.2.7. Рис.2.7. Основные компоненты информационной технологии экспертных систем Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеют­ ся три существенных различия: 1). решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение; технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности. 2). способность экспертных систем пояснять свои рассуждения в про­ цессе получения решения - очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение. 3). использование нового компонента информационной технологии знаний. Информационные ресурсы Ресурс - по С.И. Ожегову - запасы, источники чего-нибудь. Основные виды ресурсов современного индустриального общества: • материальные ресурсы — совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, на­ пример сырье, материалы, топливо, энергия, детали и т.д.; • природные ресурсы — объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей; • трудовые ресурсы — люди, обладающие общеобразовательными и про­ фессиональными знаниями для работы в обществе; • финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры; • энергетические ресурсы — носители энергии, например уголь, нефть, неф­ тепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д. Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало по­ нятие "информационные ресурсы". Информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для : социального использования в обществе и зафиксированные на маl териальном носителе. Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, от­ чуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз дан­ ных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки. В настоящее время не разработана методология количественной и ка­ чественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования по­ требностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накап­ ливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжитель­ ность переходного периода от индустриального к информационному общест­ ву. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть за­ действован в сфере производства и распространения информационных ре­ сурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены. Развитие мировых информационных ресурсов позволило: • превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность; • сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг; • образовать всевозможные БД ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ; • повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фир­ мах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевремен­ ного использования необходимой информации. Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рас­ сматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запа­ сам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам. Литература 1. Воловник, А.А. Знакомьтесь, информационные технологии / А.А. Воловник. -СПб.: БХВ-Петербург, 2002, -352с.; 2. Дюк, В.А. Информационные технологии в медико-биологических исследова­ ниях / В.А. Дюк, В.Л. Эммануэль. -СПб.: Питер, 2003. -528с. 3. Информатика / [под ред. Н.В. Макаровой]; -М .: Финансы и статистика, 2002. -768с. Контрольные вопросы к разделу 2. 1. Дайте определение информационным технологиям. 2. Проклассифицируйте ИТ по их влиянию на общество. 3. Опишите эволюцию ИТ. 4. Перечислите средства ИТ. 6. Охарактеризуйте принципы ИТ. 7. Опишите формы проектирования ИТ. 8. Дайте классификацию видов ИТ. 9. Что такое информационные ресурсы?
«Определение информационных систем, развитие информационных систем в СССР-РФ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 493 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot