Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Законодательство о техническом регулировании

  • 👀 300 просмотров
  • 📌 234 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Законодательство о техническом регулировании» pdf
1. Законодательство о техническом регулировании 27.12.2002 г. был принят ФЗ РФ «О техническом регулировании», который введен в действие с 01.07.2003 г. Сферой применения ФЗ «О техническом регулировании» являются отношения, возникающие при: - разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; - разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг; - оценки соответствия. Этот закон пришел на смену ранее действовавшим законам РФ «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации». 2. Основные понятия и принципы технического регулирования Техническое регулирование – это установление правоотношений в трех основных направлениях: - обязательные для исполнения и применения требования к продукции, процессам производства, перевозки, хранения, эксплуатации, утилизации; - добровольные для исполнения и применения требования к продукции, процессам производства, перевозки, хранения, эксплуатации, утилизации, а также услугам (работам), системам менеджмента качества; - оценка соответствия (подтверждение соответствия, аккредитация, государственный контроль (надзор), регистрация и др.). Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Заявитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия. Знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки. Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Принципы технического регулирования должны создавать основу для решения двух комплексов задач: - обеспечение регулированиея внутреннего рынка; - создание благоприятных условий для развития внешней торговли. В соответствии с этими двумя задачами можно сформулировать две группы принципов. Первая группа – это основные принципы технического регулирования для внутреннего рынка. Они предусматривают следующее: - формирование механизма технического регулирования на основе оценки риска применения продукции; - единство и обязательность для исполнения на всей территории России требований технических регламентов (директив); - применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; - соответствие системы технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы и научнотехнического развития. Устанавливаемые в технических регламентах требования должны быть минимально необходимыми для достижения целей регулирования; - независимость органов по аккредитации и органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и потребителей; - наличие единой системы и правил аккредитации, недопустимость совмещения деятельности по аккредитации и сертификации и ограничения конкуренции при выполнении этих работ; - недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; - установление в технических регламентах эксплуатационных характеристик, а не конструкционных; - доказательной базой выполнения требований технических регламентов могут быть национальные стандарты. Вторая группа принципов сводится к тому, чтобы накладываемые на производителей и продавцов разных стран обязательные требования к продукции, процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации не перерастали в торговые барьеры. Страны должны стремиться к созданию таких механизмов, которые позволят избежать препятствий в торговле при введении в действие технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. Международная практика в этой области базируется на следующих основных положениях: 1) устранение избыточных барьеров в торговле. Технические барьеры являются результатом принятия странами технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. При этом из-за разницы в социальноэкономическом развитии, климате, национальных традициях, вкусах и т.д. разных стран эти регламенты, стандарты и процедуры могут отличатся друг от друга; 2) недискриминационная основа - требования технических регламентов для допуска в страну импортируемой продукции должны устанавливать не менее благоприятный режим, чем для допуска собственной продукции на свой рынок. Такой же режим распространяется и на процедуры оценки соответствия. 3) гармонизация – она предполагает использование международных стандартов в качестве основы для национальных технических регламентов в том случае, если они обеспечивают достижение целей технического регулирования. Международные стандарты должны применяться также в качестве основы для процедур оценки соответствия, если они не противоречат целям регулирования; 4) эквивалентность - страны должны положительно воспринимать технические регламенты других стран как эквивалентные их собственным при условии достижения тех же целей технического регулирования. Характер конструктивных решений при этом не должен иметь значения; 5) взаимное признание результатов оценки соответствия - процедуры оценки соответствия могут создавать технические барьеры в торговле, если продукция, поставляемая в другие страны, должна быть вторично подвергнута оценке соответствия вследствие различий в требованиях как к самой продукции, так и к процедурам оценки. 3. Технический регламент: понятие, порядок разработки Цели принятия технических регламентов: 1) охрана окружающей среды, жизни и здоровья растений; 2) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей; 3) защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Принятие технических регламентов для иных целей не допускается. Особенностями технических регламентов является то, что они содержат в себе исчерпывающие перечни минимально необходимых требований с учетом степени риска1 причинения вреда к продукции или процессам, устанавливаемые государством. Таким образом, технические регламенты устанавливают только требования к безопасности 2 продукции или процессов. Федеральный закон «О техническом регулировании», предусматривающий требования в технических регламентах: 1) безопасность излучений; 2) биологическая безопасность; 3) взрывобезопасность; 4) механическая безопасность; 5) пожарная безопасность; 6) промышленная безопасность; 7) термическая безопасность; 8) химическая безопасность; 9) электрическая безопасность; 10) ядерная и радиационная безопасность; 11) электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования, а также единство измерений. Содержащиеся в технических регламентах требования являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не внесенные в технический регламент требования не могут носить обязательный характер. Технический регламент содержит требования к характеристикам продукции и процессам на стадиях ее жизненного цикла, не должен содержать требования к конструкции, за исключением случаев, если их отсутствие не обеспечивает целей технических регламентов. Технический регламент не может также содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требования, касающиеся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит. 1 Риск – это вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, с учетом тяжести этого вреда. 2 Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, перевозки, хранения, реализации и утилизации – это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Очень важным является то, что требования технических регламентов являются минимально необходимыми и не должны служить препятствиями для осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это необходимо для целей принятия технических регламентов. Другими словами, они не должны создавать технических барьеров в торговле, особенно в международной. Правительством РФ организуется постоянный учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц. Государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью растений и животных с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов. Технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов. Разработчиком технического регламента может быть любое лицо. При разработке технического регламента необходимо максимально обеспечить: - прозрачность процедур разработки; - возможность участия в разработке всех заинтересованных лиц; - достижение согласия большинства заинтересованных сторон. С этой целью необходимы постоянные публикации о ходе разработки и доступность текстов технических регламентов. О разработке проекта технического регламента публикуется уведомление в печатном органе федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию – «Вестник технического регулирования». Уведомление о разработке проекта технического регламента содержит информацию о том. В отношении какой продукции и процессов жизненного цикла будут устанавливаться разрабатываемые требования с кратким изложением цели этого технического регламента. Обоснования необходимости разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов 3 или обязательных требований действующих на территории РФ в момент разработки проекта технического регламента. С момента опубликования уведомления о разработке проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление копии, не должна превышать затраты на ее изготовление. Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, прово3 Международный стандарт – это стандарт, принятый международной организацией по стандартизации (ИСО) дит публичное обсуждение проекта технического регламента, составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их депутатам Государственной Думы, представителям федеральных органов исполнительной власти и экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам. Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта ФЗ о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов: - обоснования необходимости принятия ФЗ о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований действующих на территории РФ в момент разработки технического регламента; - финансово-экономического обоснования принятия ФЗ о техническом регламенте; - документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента; - документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента; - перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Внесенный в Государственную Думу проект ФЗ о техническом регламенте 4 с приложением документов направляется Государственной Думой в Правительство РФ. На проект ФЗ о техническом регламенте Правительство РФ направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию. Проект ФЗ о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в «Вестнике технического регулирования». Поправки к принятому в первом чтении проекту ФЗ о техническом ре- 4 В технический регламент в общем случае включаются структурные элементы, следующие вопросы: - объекты технического регулирования; - терминология; - общее положение для размещения на рынке; - требования безопасности; - положение о свободном перемещении; - подтверждение соответствия; - оценка соответствия; - перечень стандартов; - контроль и надзор на рынке; - назначение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию технического регламента; - переходный период гламенте после окончания срока их подачи путем информационной сети общего пользования. Проект ФЗ о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство для подготовки экспертной комиссией отзыва. Заключение экспертной комиссии подлежит обязательному опубликованию в «Вестнике технического регулирования». 4. Цели и принципы стандартизации Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Таким образом, деятельность по стандартизации предусматривает достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. В частности, эта деятельность проявляется при разработке, опубликовании и применении стандартов. Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научнотехническому сотрудничеству. Объектами стандартизации могут быть продукция, процесс, услуга, система, требования, методы и т.д. Основным итогом деятельности по стандартизации является стандарт. Основными целями стандартизации являются: - защита объектов от негативных природных и техногенных факторов; - безопасность и охрана ноосферы; - взаимозаменяемость; - техническая и информационная совместимость; - единство измерений, исследований (испытаний), технических и экономико-статистических данных; - конкурентоспособность продукции и услуг; - ресурсосбережение; - научно-технический прогресс. Стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами: - добровольного применения стандартов; - максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; - максимально возможного применения международных стандартов; - недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации; - недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; - обеспечения условий для единообразного применения стандартов. 5. Нормативные документы в области стандартизации, порядок их разработки Российская Федерация имеет свою национальную систему стандартизации, включающую следующие документы в области стандартизации: - национальные стандарты, т.е. государственные стандарты Российской Федерации (обозначаются «ГОСТ Р»). К ним относятся собственные стандарты РФ, разработанные российскими специалистами; - правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации. Это применяемые в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; - стандарты организаций, которые разрабатываются и утверждаются внутри организаций. Как правило, они распространяются на продукцию, процессы, методы, системы и т.п. применительно к конкретным организациям. В форме национальных стандартов на территории Российской Федерации могут применяться международные стандарты, и в частности стандарты стран Содружества Независимых Государств (обозначаются «ГОСТ»), включающие государственные стандарты, разработанные в период существования СССР, и признанные необходимыми для применения странами Содружества в целях обеспечения более эффективного сотрудничества организаций данных стран. При этом возможны два варианта применения международных стандартов в РФ: - в виде прямого применения международных стандартов, предусматривающего их прямой перевод или принятие как основы для разработки национального стандарта; - в форме косвенного применения данных стандартов, при котором могут быть существенные отличия от оригинала. Косвенное применение допускается в тех случаях, когда прямое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим, географическим, техническим, технологическим и другим особенностям РФ, а также, если РФ в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения. Особое место среди стандартов в РФ занимают «Общероссийские классификаторы технико-экономической информации». Они служат для классификации видов, подвидов и модификаций продукции, услуг, процессов, их кодирования, обеспечения автоматизированного выбора, учета и применения материалов, комплектующих и готовой продукции по кодам электронноматематической и статистической обработки информации. Это в современных условиях исключительно актуально, в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов. Применение таких классификаторов позволяет не только резко повысить эффективность маркетинговых исследований, разработки, производства, реализации, использования по назначению и утилизации продукции, но и кардинально улучшить финансовую, налоговую, банковскую и многие другие виды деятельности. Таким образом, российская система стандартизации включает национальные стандарты, общероссийские классификаторы техникоэкономической и социальной информации, а также правила их разработки и применения. При этом все национальные стандарты применяются на добровольной основе независимо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок. Это же относится и к лицам, являющимся изготовителями, исполнителями, продавцами или приобретателями продуктов труда. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту. Особый порядок применения имеют общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Эти нормативные документы обязательны для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социальноэкономической области устанавливается Правительством РФ. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно. Соответственно и порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. Целью их применения может быть совершенствование производства и обеспечение качества продукции выполнения работ, оказания услуг, а также распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований измерений и разработок. Применительно к объектам стандартизации и особенностям использования различают следующие виды стандартов: - стандарт гармонизированный - относится к одному и тому же объекту и утверждается различными органами, занимающимися стандартизацией, обеспечивает взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и вза- имное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этим стандартом; - стандарт на продукцию устанавливает требования, которым должна удовлетворять продукция или группа продукции с тем, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению. Стандарт на продукцию может включать кроме требования соответствия назначению (непосредственно или с помощью ссылки) такие аспекты, как термины и определения, отбор проб, испытания, упаковывание и этикетирование, а иногда технологические требования; - стандарт на процесс - устанавливает требования, которым должен удовлетворять процесс с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению; - стандарт на совместимость — стандарт, устанавливающий требования, касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочленения; - стандарт на услугу — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению. Подобные стандарты могут быть разработаны в таких областях, как стирка белья, гостиничное хозяйство, транспорт, автосервис, телевизионная связь, страхование, банковское дело, торговля и т.п.; - стандарт на систему - устанавливает требования к системам; - стандарт правил приемки - устанавливает правила маркировки, упаковки, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта; - стандарт технических требований - устанавливает требования и нормы, определяющие все или основные эксплуатационные, а в ряде случаев и производственные показатели качества и свойства изделий. Стандарт содержит оптимальные показатели качества, которые необходимы при разработке и изготовлении деталей. В форме национальных стандартов на территории Российской Федера-ции могут применяться международные стандарты, и в частности стандарты стран Содружества Независимых Государств (обозначаются «ГОСТ»), включающие государственные стандарты, разработанные в период существования СССР, и признанные необходимыми для применения странами Содружества в целях обеспечения более эффективного сотрудничества организаций данных стран. При этом возможны два варианта применения международных стандар-тов в Российской Федерации. Во-первых, в виде прямого применения международных стандартов, предусматривающего их прямой перевод или принятие как основы для разработки национального стандарта. Во-вторых, в форме косвенного применения данных стандартов, при котором могут быть существенные отличия от оригинала. Косвенное применение допускается в тех случаях, когда прямое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим, географическим, техническим, технологическим и другим особенностям Российской Федерации, а также, если Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения. Особое место среди стандартов в Российской Федерации занимают «Общероссийские классификаторы технико-экономической информации». Они служат для классификации видов, подвидов и модификаций продукции, услуг, процессов, их кодирования, обеспечения автоматизированного выбора, учета и применения материалов, комплектующих и готовой продукции по кодам электронно-математической и статистической обработки информации. Это в современных условиях исключительно актуально, в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов. Применение таких классификаторов позволяет не только резко повысить эффективность маркетинговых исследований, разработки, производства, реализации, использования по назначению и утилизации продукции, но и кардинально улучшить финансовую, налоговую, банковскую и многие другие виды деятельности. Таким образом, российская система стандартизации включает нацио-нальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также правила их разработки и применения. При этом все национальные стандарты применяются на добро-вольной основе независимо от страны, места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок. Это же относится и к лицам, являющимся из-готовителями, исполнителями, продавцами или приобретателями продуктов 12 труда. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту. Особый порядок применения имеют общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Эти нормативные документы обязательны для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социальноэкономической области устанавливается Правительством Российской Федерации. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно. Соответственно и порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. Целью их применения может быть совершенствование производства и обеспечение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований, измерений и разработок. Применительно к объектам стандартизации и особенностям использова-ния различают следующие виды стандартов. Стандарт гармонизированный относится к одному и тому же объекту и утверждается различными органами, занимающимися стандартизацией, обеспечивает взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этим стандартом. Стандарт на продукцию устанавливает требования, которым должна удовлетворять продукция или группа продукции с тем, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению. Стандарт на продукцию может включать кроме требования соответствия назначению (непосредственно или с помощью ссылки) такие аспекты, как термины и определения, отбор проб, испытания, упаковывание и этикетирование, а иногда технологические требования. Стандарт на процесс устанавливает требования, которым должен удовлетворять процесс с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению. Стандарт на совместимость — стандарт, устанавливающий требова-ния, касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочлене-ния. Стандарт на услугу — стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению. Подобные стандарты могут быть разработаны в таких областях, как стирка белья, гостиничное хозяйство, транспорт, автосервис, телевизионная связь, страхование, банковское дело, торговля и т.п. 13 Стандарт на систему устанавливает требования к системам. Стандарт правил приемки устанавливает правила маркировки, упаковки, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта. Стандарт технических требований устанавливает требования и нормы, определяющие все или основные эксплуатационные, а в ряде случаев и производственные показатели качества и свойства изделий. Стандарт содержит оптимальные показатели качества, которые необходимы при разработке и изготовлении деталей.
«Законодательство о техническом регулировании» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 64 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot