Охрана лесов от пожаров в Российской Федерации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
3. ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ
3.1. Общие положения. Официальная информация
Сезонный характер борьбы с огнём в лесу, варьирование пожарной нагрузки и вводимых в дело ресурсов определяют необходимость создания чёткой системы охраны лесов от пожаров. Это касается не только России, но и любой другой страны, где возникают лесные пожары. Масштабы и функциональная структура этой системы определяются важностью лесопожарной проблемы в данной стране, уровнем её экономического развития, объёмом знаний и уровнем научно-технических разработок в области охраны лесов от пожаров.
Функциональная структура охраны лесов от пожаров включает в себя:
• предупреждение лесных пожаров;
• обнаружение и разведку пожаров;
• борьбу с пожарами;
• ликвидацию последствий пожаров.
Охрана лесов от пожаров в Российской Федерации, в соответствии с Лесным кодексом РФ (ст. 51, п. 7) осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Органы государственной власти, ответственные за охрану лесов от пожаров – это Агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в составе Министерства природных ресурсов и экологии РФ, а также правительства субъектов федерации.
Полномочия Рослесхоза состоят в следующем:
1. Определение средств предупреждения и тушения лесных пожаров.
2. Установление:
- нормативов противопожарного обустройства лесов;
- порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
- порядка разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров, разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров;
- правил тушения лесных пожаров;
- порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах;
- классификации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядка введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций;
- классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды;
- лесопожарного зонирования.
Полномочия правительств субъектов Российской Федерации в области охраны лесов от пожаров:
- организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах:
• предупреждение лесных пожаров;
• разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров;
• мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, и проектом освоения лесов.
Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Противопожарное обустройство лесов включает в себя:
• строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
• строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
• прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
• строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
• устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
• проведение работ по гидромелиорации;
• снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
• проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.
Противопожарное обустройство лесов осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области осуществляет следующие функции по охране лесов от пожаров:
- организует противопожарное обустройство лесов, создает системы, средства предупреждения и тушения лесных пожаров, содержит эти системы и средства, а также формирует запасы горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
- осуществляет мониторинг пожарной опасности в лесах и мониторинг лесных пожаров;
- организует разработку и утверждает планы тушения лесных пожаров в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- осуществляет организацию тушения лесных пожаров;
- ограничивает пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.
Ликвидация возможных последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, возложена на Министерство по чрезвычайным ситуациям.
3.2. Особенности охраны лесов от пожаров в Российской Федерации
Силами наземных лесопожарных формирований в сочетании с периодическим авиапатрулированием контролируется около 25% территории государственного лесного фонда Российской Федерации. Наличие наземных путей сообщения позволяет здесь прибыть к объекту тушения не позднее, чем за три часа. Наибольшая часть лесных площадей – до 40% – является объектом авиалесоохраны (обнаружение и тушение пожаров производится исключительно с помощью авиации). Остальная территория гослесфонда (35%) от пожаров не охраняется. Это отдалённые северные районы Сибири и Дальнего Востока, где отсутствует авиационная охрана, а своевременная ликвидация пожаров наземными средствами невозможна из-за отсутствия дорог.
На этой территории распространение лесных пожаров лишь фиксируется с космических летательных аппаратов. Пожары останавливают естественные преграды (реки, безлесные участки и т.п.) или дожди.
Особое место в системе охраны лесов от пожаров до недавнего времени принадлежало специализированной службе авиационной охраны лесов – Авиалесоохране, созданной в 1936 г. С помощью авиации в 70-е годы прошлого века обнаруживали до 90% лесных пожаров и ликвидировали до 70% пожаров от числа обнаруженных. В результате административной реформы 2006 г. полномочия по охране лесов переданы субъектам Российской Федерации. Вместо авиабаз в субъектах созданы государственные учреждения по авиационной охране лесов.
Согласно Лесному кодексу 2007 г. (статья 53.2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:
- наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
- организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
- организацию патрулирования лесов.
В Федеральном бюджетном учреждении “Авиалесоохрана“ прово-
дится ежедневная обработка информации по выявленным Информационной системой дистанционного мониторинга (ИСДМ-Рослесхоз) фактам горения, о молниевых разрядах и возможности возникновения от них лесных пожаров, а также метеорологической информации из Гидрометеоцентра России (8 показателей по 1200 метеостанциям ежедневно).
В ИСДМ-Рослесхоз формируется и представляется всем зарегистрированным пользователям большой объём метеорологической информации и показатели пожарной опасности в лесу по условиям погоды.
3.3. Правила пожарной безопасности в лесах
Этими Правилами (Постановление Правительства РФ № 417 от 30.06.2007 г.) в период пожароопасного сезона, в частности, запрещается (п. 8 и п. 12 Правил):
- разводить костры в хвойных молодняках; на гарях; на участках повреждённого леса; на торфяниках; на лесосеках, не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины; в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;
- при нахождении в лесах бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (бутылки, банки и др.);
- употреблять на охоте пыжи из горючих и тлеющих материалов;
- выжигать хворост, лесную подстилку, сухую траву и другие лесные горючие материалы на участках, непосредственно примыкающих к лесам и не отделённых от них минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м.
Разведение костров допускается на площадках, окружённых минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. Костёр должен быть тщательно засыпан землёй или залит водой до полного прекращения тления.
Граждане обязаны (п. 36 Правил пожарной безопасности в лесах):
- при обнаружении лесных пожаров немедленно уведомлять о них органы государственной власти или органы местного самоуправления;
- принимать при обнаружении лесного пожара меры по его тушению своими силами до прибытия сил пожаротушения;
- оказывать содействие при тушении лесных пожаров.
Лица, виновные в нарушении требований Правил пожарной безопасности в лесах, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.