Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Надзор и контроль пожарной безопасности на объектах экономики

  • 👀 676 просмотров
  • 📌 607 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Надзор и контроль пожарной безопасности на объектах экономики
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Надзор и контроль пожарной безопасности на объектах экономики» docx
Вопросы к семинару по теме Надзор и контроль пожарной безопасности на объектах экономики 1. Правовые основы надзора за соблюдением требований пожарной безопасности предприятиями. 2. Кратко изложить содержание Федерального закона от 21.12.98г.№69-ФЗ «О пожарной безопасности». 3. Краткое содержание Постановления Правительства РФ от 21.12.2004г.№820 «О государственном контроле и надзоре». 4. Компетенции и полномочия государственных инспекторов по пожарному надзору. 5. Проведение проверок, внеплановых проверок, требования к оформлению распоряжения для проведения проверок. 6. Дознание, предварительное следствие, расследование, как проводится осмотр места пожара. 7. Федеральная пожарная охрана в системе федеральных органов власти: понятие, структура. 1. Правовые основы надзора за соблюдением требований пожарной безопасности предприятиями. В отечественном законодательстве под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а государственный пожарный надзор рассматривается как осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки. В соответствии с Положением о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868, обеспечение пожарной безопасности возложено на МЧС. Данное министерство осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области обеспечения пожарной безопасности, главным образом, через Государственную противопожарную службу. Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. В Государственную противопожарную службу входят: • федеральная противопожарная служба; • противопожарная служба субъектов РФ. Основными правовыми актами по вопросам надзора за надлежащим обеспечением пожарной безопасности являются: • Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ); • Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820; • КоАП РФ и др. Кроме того, все проводимые проверки по соблюдению требований пожарной безопасности должны соответствовать положениям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". 2. Кратко изложить содержание Федерального закона от 21.12.98г.№69-ФЗ «О пожарной безопасности». Данный Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане). Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. 3. Краткое содержание Постановления Правительства РФ от 21.12.2004г.№820 «О государственном контроле и надзоре». В целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного надзора), являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность по проверке соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - организации), гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - граждане), а также должностными лицами требований пожарной безопасности. Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки. 4. Компетенции и полномочия государственных инспекторов по пожарному надзору. Осуществлять деятельность от имени органов государственного пожарного надзора могут следующие государственные инспекторы по пожарному надзору: • руководители органов государственного пожарного надзора: главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и его заместители, а также сотрудники структурного подразделения центрального аппарата МЧС, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора; • сотрудники структурных подразделений территориальных органов МЧС; • главные государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители, соответственно, начальники структурных подразделений территориальных органов МЧС; • государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору - сотрудники структурных подразделений территориальных органов МЧС; • главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители, а также государственные инспекторы таких подразделений; • главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители, а также государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору. Государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору имеют право: • осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами; • проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; • требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки; • входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей; • давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности; • прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно; • вносить в соответствующие организации и представлять соответствующим должностным лицам в порядке, установленном КоАП РФ, предложения по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности; • составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с законодательством РФ административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности. Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и их заместители пользуются вышеуказанными правами, которыми наделены государственные инспекторы по пожарному надзору городов (районов) субъектов РФ, а также имеют право: • осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления; • давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности в отношении товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности; • вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан в связи с находящимися в производстве делами и материалами о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии; • вносить в органы местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории; • вносить в органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ; • отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими государственными инспекторами по пожарному надзору. Государственные инспекторы субъектов РФ по пожарному надзору наделены правами, предусмотренными для главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов РФ и, помимо этого, имеют право рассматривать в установленном порядке в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований или при отсутствии указанных требований. Главные государственные инспекторы субъектов РФ и их заместители, государственные инспекторы РФ по пожарному надзору, главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и его заместители наделяются вышеуказанными правами в полном объеме. Должностным лицам органов государственного пожарного надзора выдаются соответствующие служебные удостоверения и должностные печати. Образцы служебных удостоверений и должностных печатей, а также порядок их выдачи определяются МЧС. Установлено, что органы государственного пожарного надзора имеют печати с изображением государственного герба РФ, штампы и бланки установленного образца со своим наименованием. Кроме прав должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют следующие обязанности: • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности; • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы организаций и граждан; • проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законодательством РФ; • посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю; • не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предметам их проверок; • предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию; • знакомить руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо их представителей с результатами мероприятий по контролю; • при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций; • доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством РФ; • проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную работу по применению законодательства РФ о пожарной безопасности; • соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Должностные лица органов государственного пожарного надзора за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. 5. Проведение проверок, внеплановых проверок, требования к оформлению распоряжения для проведения проверок. Проверки государственных инспекторов по пожарному надзору могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года на основании разрабатываемых органами государственного пожарного надзора в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. На сегодняшний день любой предприниматель или иное заинтересованное лицо может ознакомиться с планом. Для этого достаточно войти на сайт Генпрокуратуры РФ (genproc.gov.ru), выбрать раздел "Сводный план проверок субъектов предпринимательства" (значок слева) и, задав параметры поиска, получить информацию о проверках интересующей организации в 2011 г. Плановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверок. В силу специфики проведения проверок органами государственного пожарного надзора плановые проверки чаще бывают выездными. Если о плановой проверке субъект предпринимательской деятельности знает заранее и может к ней подготовиться, внеплановая проверка может застать его врасплох. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются: • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; • поступление в органы государственного надзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); • приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ. Внеплановая проверка, как и плановая, проводится в форме документарной и (или) выездной проверок. При этом внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, связанным с поступлением обращений или заявлений о возникновении какой-либо угрозы или причинении вреда, только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки являются причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного пожарного надзора вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления соответствующих документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов (ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ). В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд. О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. В случае если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя уже причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительного уведомления юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется. 6. Дознание, предварительное следствие, расследование, как проводится осмотр места пожара. Дознание по делам о пожарах – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем органа государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Предварительное расследование в форме дознания производится по уголовным делам, указанным в части третьей ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), возбуждаемым в отношении конкретных лиц. Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. (Срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.) По окончании дознания и при наличии необходимых доказательств для обвинения лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель составляет обвинительный акт, с которым должны быть ознакомлены обвиняемый и его защитник. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания, а затем с материалами уголовного дела направляется прокурору для принятия решения. При расследовании уголовного дела, связанного с пожаром, дознание производится по следующим преступным деяниям, предусмотренным соответствующими нормами Уголовного кодекса РФ (УК РФ): • уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ст. 168 УК РФ); • нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (часть первая ст. 219 УК РФ); • уничтожение или повреждение лесов, а равно и насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (часть первая ст. 261 УК РФ). При производстве дознания по делам о пожарах могут выполняться все предусмотренные УПК РФ действия для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. При этом важнейшими задачами являются определение очага и причины пожара, без решения которых невозможно установить факт преступности деяния и привлечь виновное лицо к уголовной ответственности. Основные сведения об очаге и причине пожара дознаватель получает в результате производства таких следственных действий, как осмотр места происшествия (пожара), допрос, пожарно-техническая экспертиза. В необходимых случаях он осуществляет выемку предметов и документов, следственный эксперимент и другие предусмотренные УПК РФ действия. Специфика и сложность расследования дел о пожарах в современных условиях приводит к необходимости привлечения лиц, обладающих пожарно-техническими знаниями. Основными формами их участия в производстве дознания по делам о пожарах являются: 1. оказание технической помощи при производстве осмотра места пожара; 2. представление заключения специалиста по причине пожара; 3. проведение судебной пожарно-технической экспертизы, в процессе которой осуществляется изучение и анализ материалов уголовного дела; 4. исследование изъятых в результате осмотра места пожара предметов и веществ. Производство дознания по делам о пожарах включает в себя комплекс мероприятий правового, организационного и технического характера. Успех этой деятельности зависит не только от дознавателя, но и от участия в деле специалиста пожарно-технического профиля, его профессиональной подготовки, взаимодействия между собой названных лиц и уровня применяемых научно-технических средств, методов и методик. 7. Федеральная пожарная охрана в системе федеральных органов власти: понятие, структура. В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная охрана подразделяется на следующие виды: • государственная противопожарная служба; • муниципальная пожарная охрана; • ведомственная пожарная охрана; • частная пожарная охрана; • добровольная пожарная охрана. Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и с 1 января 2002 года входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в качестве единой самостоятельной оперативной службы. На этот государственный орган возложены основные функции предупреждения и тушения пожаров в стране. Комплектуется противопожарная служба специалистами, имеющими соответствующую квалификацию и подготовку, из расчета 1 единица личного состава на 650 человек населения. В Государственную противопожарную службу входят: • федеральная противопожарная служба; • противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Федеральная противопожарная служба включает в себя: • структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы; • структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации; • органы государственного пожарного надзора; • пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения; • подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения); • подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения) • подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения). На Государственную противопожарную службу, помимо предупреждения и тушения пожаров возложены задачи: • организации разработки и осуществления государственных мер в области пожарной безопасности; • нормативное регулирование в области пожарной безопасности; • разработка и осуществление единой научно-технический политики в области пожарной безопасности; • подготовка кадров для пожарной охраны; лицензирование различных видов деятельности в области пожарной безопасности, а также согласование других видов деятельности организаций и отдельных граждан на предмет получения лицензий; • производит работы по сертификации продукции в области пожарной безопасности. Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой. Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.
«Надзор и контроль пожарной безопасности на объектах экономики» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Поляков А.С., Сытдыков М. Р.
Смотреть все 216 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot