Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управление лесным фондом в Российской Федерации

  • 👀 299 просмотров
  • 📌 235 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управление лесным фондом в Российской Федерации» docx
6.2. Управление лесным фондом в Российской Федерации 6.2.1. Лесные ресурсы Управление лесным фондом и формирование лесных отношений в Российской Федерации строятся на следующих принципах: 1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; 2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; 3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; 4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; 5) воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; 6) обеспечение охраны и защиты лесов; 7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса; 8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; 9) подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций; 10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; 11) платность использования лесов. Лесное законодательство в России состоит из Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2007), других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. Лес - экологическая система, природный ресурс. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с Лесным Кодекса.  Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на: - защитные леса; - эксплуатационные леса; - резервные леса. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Использование лесов может быть следующих видов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; 8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; 13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. 6.2.2. Предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности  Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются: - в постоянное (бессрочное) пользование; - аренду; - безвозмездное срочное пользование. Юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и безвозмездное срочное пользование. Гражданам в аренду и безвозмездное срочное пользование. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.  Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от 10 до 49 лет. Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом. Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.  Размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: 1) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; 2) заготовки древесины, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется по договорам купли-продажи лесных насаждений.  В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы. Минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации.  Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора. Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).    6.2.3. Система управления лесным фондом Под управлением лесным фондом понимается совокупность функций по организации и ведению лесного хозяйства либо сама деятельность государственных и муниципальных органов, наделение их соответствующими полномочиями и отграничение их компетенции. Согласно Конституции РФ владение, пользование, распоряжение лесным фондом отнесено к совместным полномочиям Федерации и субъектов Федерации. К ведению Российской Федерации Лесной кодекс относит вопросы: 1) установление возрастов рубок и порядка исчисления расчетной лесосеки; 2) установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается; 3) утверждение формы лесной декларации, порядка ее заполнения; 4) установление правил заготовки древесины; 5) установление правил заготовки живицы; 6) установление правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений; 7) установление правил заготовки и сбора недревесных ресурсов; 8) установление правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений. В ведение субъектов Федерации законодательство включает: 1) владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов РФ; 4) утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд; 5) установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд; 6) установление порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд; 7) установление для граждан ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. К компетенции местных органов самоуправления лесным фондом, находящимся в муниципальной собственности, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. В соответствии с Лесным кодексом РФ функции распоряжения и государственного надзора за лесным фондом переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Государственное управление лесофондом состоит из органов общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции закон относит Президента РФ, Федеральное собрание, Правительство, представительные и исполнительные органы субъектов федерации и муниципальных органов. В систему специально уполномоченных органов управления лесным хозяйством входят Федеральное агентство лесного хозяйства, имеющая подведомственные ей управления лесного хозяйства в субъектах Федерации, лесхозы в районах и городах, лесничества. Федеральный орган управления лесным хозяйством обеспечивает рациональное использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов в интересах Российской Федерации и субъектов РФ и является специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в порученных ему Правительством Российской Федерации областях государственного управления. Федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. С мая 2012 года - Федеральное агентство лесного хозяйства находится в подчинении Министерства природных ресурсов и экологии. В полномочия Федерального агентства лесного хозяйства входит: 1) выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование лесных отношений за исключением лесов особо охраняемых природных территорий; 2) контроль и надзор в области лесных отношений; 3) оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере лесных отношений. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство природных Ресурсов и экологии РФ Федеральное агентство лесного хозяйства Миссия агентства Оказание государственных услуг в области лесных отношений Контроль и надзор в области лесных отношений Бюджетные, автономные, казенные учреждения, унитарные предприятия Территориальные органы (департаменты лесного хозяйства в федеральных округах) Рисунок - Организация государственного управления лесами на федеральном уровне Рисунок – Организационная структура управления лесными ресурсами в Российской Федерации (Источник: http://www.rosleshoz.gov.ru/media/appearance/57/Slajd5.JPG) Федеральное агентство лесного хозяйства предоставляет следующие услуги: 1) государственная инвентаризация лесов и лесоустройство; 2) лесопатологический мониторинг; 3) семеноводство; 4) проведение авиационных работ по охране лесов от пожаров; 5) проведение научных исследований; 6) дополнительное профессиональное образование. Названные услуги предоставляются либо учреждениями и предприятиями Федерального агентства лесного хозяйства, либо через торги на основе государственных закупок. Федеральные полномочия в сфере лесных отношений на региональном уровне реализуются через департаменты лесного хозяйства в восьми федеральных округах, включающих 83 субъекта Российской Федерации. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы следующие полномочия: 1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; Орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации (83 субъекта) Орган государственного управления лесами Государственное управление лесами Хозяйственное управление лесами (использование и воспроизводство лесов) Лесничества (1540) Арендаторы лесных участков – частный бизнес Государственные коммерческие организации Малый бизнес Государственные функции и услуги Рисунок - Организация управления лесами в субъектах РФ 2) предоставление лесных участков в пользование, аренду, заключение договоров купли-продажи насаждений, организация и проведение лесных аукционов; 3) выдача разрешений на выполнение геологических работ в лесах; 4) организация использования, охраны и воспроизводства лесов; 5) ведение государственного лесного реестра; 6) осуществление федерального лесного надзора; 7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный лесной надзор. Эти полномочия исполняют государственные структуры в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
«Управление лесным фондом в Российской Федерации» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 1 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot