Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Оценка физического развития для спортивно-оздоровительного мониторинга

  • 👀 339 просмотров
  • 📌 310 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Оценка физического развития для спортивно-оздоровительного мониторинга
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Оценка физического развития для спортивно-оздоровительного мониторинга» pdf
Лекция № 3 Тема: МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ 1. 2. 3. 4. План лекции: Факторы, определяющие физическое развитие. Значение оценки физического развития для спортивнооздоровительного мониторинга. Паспортный и биологический возраст. Акселерация и ретардация. Показатели физического развития. 1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Физическое развитие является одним из важнейших признаков, определяющих уровень здоровья населения. Под физическим развитием следует понимать совокупность морфологических и функциональных показателей организма, которые определяют запас физических сил организма и уровень биологического развития ребенка (П.Н.Башкин, 1962; В.Г.Властовский, 1971). Скорость физического развития определяется возрастом ребенка. Каждому возрастному периоду соответствует своя характеристика физического развития. Кроме того, у каждого ребенка имеется индивидуальный темп физического и биологического развития. Преддошкольный возраст (ранний детский возраст) от 1 года до 3 лет (2 года 11 месяцев, 29 дней). Малое увеличение длины тела, накопление клеточного материала – 1-я фаза увеличения массы тела. Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет (6 лет 11 месяцев 29 дней) 1 фаза увеличения длины тела (отставание накопления массы). Младший школьный возраст (7-11 лет) 2-я фаза увеличения массы тела. Старший школьный возраст (с 12 до 17-18 лет) 2-я фаза увеличения длины тела «вторичный скачок роста» – 12-15 лет; 2-я фаза увеличения веса тела – 15-18 лет. В основе физического развития лежит закономерное увеличение числа и размеров клеток различных органов и тканей, что определяется в конечном счете скоростью синтеза белка и скоростью деления клеток. Точный механизм регуляции скорости деления клеток не ясен, однако известно, что скорость митоза в различных органах и тканях регулируется собственным тканеспецифическим продуктом. Стимуляция роста осуществляется биологически активными веществами и гормонами. Последовательность в увеличении различных частей и массы тела осуществляется по генетической программе. Считается, что есть «метаболический код», управляющий ростом и развитием, но он до сих пор не расшифрован. Для полной реализации генетической программы требуются определенные факторы внешней среды, которые обусловливаются оптимальными условиями питания и жизнедеятельности 1 На уровень физического развития влияет комплекс факторов: 1. Социально – экономические (условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние и т.д.). 2. Социально – биологические (возраст родителей, пол, течение антенатального периода и т.д.). 3. Экологические и природно – климатические (загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, уровень солнечной радиации и т.д.). 4. Организационные или медицинские (уровень и организация медицинской помощи). Имеют место различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико – географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и, наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствует повышению уровня развития. 2. ЗНАЧЕНИЕ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МОНИТОРИНГА Оценка физического развития имеет важное значение для многих областей медицины. 1. Клинико – диагностическое значение оценки физического развития нашло свое место в так называемой конституциональной диагностике, т.е. определения конституциональной предрасположенности и конституционных особенностей течения заболевания. 2. Показатели физического развития используются для выявления антропометрических маркеров (признаков) риска ряда заболеваний и патологических состояний. В акушерстве измерение таза женщины позволяет определить тактику ведения родов. 3. Антропометрические показатели используются для контроля за физическим развитием детей и оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка. Антропометрические показатели являются важнейшими критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность», «масса тела при рождении» и т.д. 4. Показатели физического развития помогают определить годность к военной службе и роду войск. 5. Физическое развитие имеет важное медико – социальное значение. Уровень физического развития населения во многом говорит о социальном благополучии в обществе. Нарушения физического развития могут свидетельствовать о неблагоприятных условиях и образе жизни и должны являться одним из критериев для определения уровня социального риска семьи, выделения социального неблагополучия семей, требующих медико – социального воздействия. Физическое развитие имеет выраженную социальную обусловленность. Уровень социального благополучия отражается на показателях физического развития населения, в первую очередь детей. 2 В период после революции 1917г. и гражданской войны показатели физического развития населения улучшались. В годы Великой Отечественной войны наблюдалось снижение уровня физического развития. Особенно значительное отставание наблюдалось у детей в районах временной оккупации. Специальные меры государства по ликвидации санитарных последствий войны способствовали быстрому восстановлению уровня физического развития. Уже с 1946г. выявились положительные сдвиги в показателях физического развития детей, а к 1950г. почти по всем возрастным группам – было отмечено восстановление показателей довоенного уровня. В настоящее время показатели физического развития детей значительно ухудшились. Дети с избыточной массой тела составляют около 20%. Около 50% детей имеют выраженные отклонения или относятся к пограничной группе, имеющей несоответствие одного или нескольких антропометрических показателей возрастным нормам. Изучение физического развития включает в себя: - изучение физического развития и его закономерности в различных возрастно – половых группах населения и сдвигов за определенные промежутки времени; - динамическое наблюдение за физическим развитием и здоровьем в одних и тех же коллективах; - разработку мер региональных возрастно – половых стандартов и групповой оценки физического развития детей; - оценку эффективности оздоровительных мероприятий. 3. ПАСПОРТНЫЙ И БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ. АКСЕЛЕРАЦИЯ И РЕТАРДАЦИЯ. Одним из актуальных вопросов, привлекающих внимание представителей многих научно- практических дисциплин, таких как антропология генетика, иммунология, анатомия, физиологии, биология, медицина, педагогика, психология и др., является несоответствие между паспортным и биологическим возрастом у детей и подростков. Паспортный возраст – это возраст, который определяется временем с момента рождения человека. Биологический возраст – понятие собирательное, отражающее индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости отдельных тканей, органов, систем и целостного организма. Поэтому критериями биологического возраста могут быть морфологические, функциональные и биохимические показатели, диагностическая ценность которых меняется в зависимости от этапов онтогенеза. Из морфологических критериев чаще используют скелетную зрелость (сроки оссификации скелета), зубную зрелость (прорезывание и смена зубов), зрелость форм тела (пропорции, телосложение), развитие первичных и вторичных половых признаков. Функциональными критериями служат показатели, отражающие зрелость нервной и вегетативной систем, опорно-двигательного аппарата. К биохимическим критериям относят ферментативные, гормональные и цитохимические показатели. В практической работе для определения биологическо3 го возраста обычно пользуются так называемой зубной и половой формулами. Для оценки биологического возраста в период полового созревания обычно учитывают развитие первичных и вторичных половых признаков. По темпам физического развития и биологической зрелости дети делятся на три группы: с нормальным темпом развития, акселераты и ретарданты. Дети с нормальным темпом развития (50%) соответствуют средним возрастным нормам длины, массы тела, биологической зрелости, установленным в том или ином регионе. Акселераты (acceleracio - ускорение) – дети с ускорением возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза (2530%)/ Сущность этих изменений состоит в более раннем достижении определенных этапов физического, биологического развития и завершением созревания организма. Признаки акселерации могут отмечаться во всех возрастных периодах. Ретарданты (20-25%)– дети с задержкой развития, они пропорционально сложены и выглядят моложе своих лет. Для них характерны замедление темпа роста, относительно пониженные величины физиологических и других показателей, более позднее начало полового созревания. В зависимости от антропометрических показателей и уровня биологической зрелости различают гармоничный и дисгармоничный типы акселерации и ретардации. К гармоничному типу акселерации относят детей, у которых антропометрические показатели и биологическая зрелость выше средних значений для конкретной возрастно – половой группы, к дисгармоничному типу – детей, у которых по сравнению с нормальным типом развития данной возрастной группы отмечается усиленный рост тела в длину без одновременного усиления полового созревания или ранее половое созревание без усиления роста в длину. Гармоничный тип ретардации характеризуется отставанием физического развития и биологической зрелости, дисгармоничный – уменьшением роста при нормальном половом созревании или замедленным половым развитием без уменьшения роста в длину. В последние десятилетия для большинства экономически развитых стран характерен процесс акселерации - ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Это понятие введено в 1935г. немецким гигиенистом Кохом. Так рост солдат времен Петра 1 был ниже современного взрослого человека в среднем на 20 см. Длина тела детей в возрасте 15 лет с 1882 до 1990 года увеличилась на 20-22см. В Западной Европе на протяжении 100 лет каждое десятилетие увеличение роста взрослого человека в целом происходит на 1 см. Акселерация получила наиболее четкое проявление во второй половине 20 века. Так, если в 1940-41-х гг. масса тела детей удваивалась в 5-6 мес., то в 1965 – 73-х гг. стала удваиваться в возрасте 4-5 мес. Если смена молочных зубов на постоянные в 1953 г. начиналась с 6-7 лет, то в 1984 г. стала происходить с 5-6 лет. Мальчики г. Москвы в возрасте 13 лет за 80 лет (с 1890 по 1970) стали выше на 16 см, а девочки – на 14,8 см. Следствием ускоренного развития детей и подростков является достижение более высоких конечных размеров те4 ла у взрослых, увеличение длительности репродуктивного (плодовитого) периода, рост продолжительности жизни в целом. Происходит также и более быстрое развитие мышечной массы, о чем свидетельствуют постоянно увеличивающиеся мировые рекорды, которые все чаще устанавливаются юношами, а не взрослыми спортсменами. Существенно изменились сроки полового созревания. В 20 веке возраст наступления менструаций каждые 10 лет уменьшается в среднем на 4 мес. и в 1974г. составил 12 лет 7 мес. Отмечается ускорение развития вторичных половых признаков. Помимо этого у детей и подростков наблюдается более ранняя морфологическая стабилизация. Процесс окостенения заканчивается у мальчиков на 2, а у девочек на 3 года раньше, чем в 30-е гг. 20 века. В более короткие сроки происходит завершение роста – у девочек в 16 – 17 лет и у юношей в 18-19 лет завершается окостенение длинных трубчатых костей и прекращение роста в длину. Среди детей с ускоренным развитием выделяют подгруппы с гармонической и дисгармонической акселерацией. При гармонической акселерацией имеет место параллельное ускорение роста и биологического созревания, что приводит к более раннему завершению детства. При дисгармонической акселерации ускорение созревание может не сопровождаться ускорением роста, полового развития, что создает тенденцию к грацилизации (грация – изящество). Причины акселерации не совсем ясны. Существуют различные гипотезы причин акселерационных сдвигов. Обсуждаются следующие причины акселерации: - улучшение питания детей (увеличение потребления животных белков и жиров, витаминов, концентратов для вскармливания детей); - более интенсивная инсоляция; - урбанизация (ускорение темпов городской жизни возбуждает ЦНС и активизирует ее тропные функции); - генетический эффект (постоянное смешивание населения, гетеролокальные браки и ускорение развития потомства в связи с гетерозисом, т.е. со свойством гибридов первого поколения превосходить по ряду признаков лучшую из родительских форм). Однако не вызывает сомнения, что в происхождении акселерации имеет значение суммарное взаимодействие биологических и социальных факторов. Акселерация не может рассматриваться однозначно как положительный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем перед современной медициной и педагогикой, а именно: - более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост числа «юных» матерей, число абортов у несовершеннолетних и т.д.); - необходимость в установлении новых норм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и предметов обихода; 5 - нарастающая вариабельность всех признаков физического развития и созревания, усложнения дифференцировки между нормой и патологией; - диспропорция между предельным ростом и ростом поперечников тела создает тенденцию к грацилизации (грация – изящество) тела и росту числа осложнений в родах. Многочисленные исследования показали, что оптимизация тренировочной нагрузки во многом зависит от биологического развития организма. Дети с признаками акселерации способны выполнять нагрузки силового, скоростно – силового характера и другие, требующие проявления координационных способностей. В то же время данный тип детей по сравнению с другими хуже воспринимает упражнения на выносливость. Замечено, что дети с признаками ретардации способны к выполнению нагрузок объемного характера. На практике, массовые тестирования юных спортсменов показали, что дети с признаками ретардации уступают детям с признаками акселерации в общепринятых контрольных упражнениях для приема в спортивные школы. В 80-х гг. стали появляться сообщения о стабилизации процесса акселерации. Вначале эту тенденцию отмечали ученые Норвегии, Германии, Чехословакии, Италии, Японии, а затем и других экономически развитых стран. Прогнозируя процесс акселерации, можно предположить, что в экономически развитых странах в начале 21 века произойдет заметное замедление акселерации (появился даже термин «десельрация» – явление, обратное акселерации). Однако в развивающихся странах ожидается значительное ускорение индивидуального развития детей. 4. ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Основными показателями физического развития являются: 1. Соматоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К антропоскопическим признакам относятся: развитие жирового слоя, мускулатуры, форма грудной клетки, спины, живота, конечностей, пигментация, волосяной покров, вторичные половые признаки и т.д. 2. Антропометрические, т.е. основанные на измерении размеров тела скелета человека и включающие: а) соматометрические – размеры тела и его частей; б) остеометрические – размеры скелета и его частей; в) краниометрические – размеры черепа. 3. Физиометрические - определяют физиологическое состояние, функциональные возможности организма. Обычно они измеряются с помощью специальных приборов. В частности, к ним относится: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и т.д. В зависимости от цели исследования программы оценки физического развития варьируют в широких пределах – от оценки массы, длины тела и окружности грудной клетки до анализа 60 измерительных и описательных признаков. Однако независимо от объема признаков для получения точных признаков необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: оценка должна 6 проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, использования унифицированной методики и техники измерения. Наблюдения за физическим развитием детей начинается с момента рождения и регулярно проводится в детских поликлиниках, детских дошкольных учреждениях, школах в сроки, установленные специальными приказами. Результаты оценки вносятся в первичную медицинскую документацию. У взрослого населения регулярная оценка физического развития не проводится. Для получения средних показателей физического развития проводятся обследования больших групп практически здоровых людей разного возраста и пола. Полученные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующих групп населения. Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в различных климато – географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обусловливают уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные или региональные стандарты физического развития. Местные стандарты должны уточняться примерно через 5 лет в связи с постоянно меняющимися условиями и образом жизни. Оценка физического развития индивидуума осуществляется путем сравнения его показателей со стандартами и определения степени отклонений от средних величин. Антропометрические показатели, взятые в отдельности, не могут полно охарактеризовать уровень физического развития организма. Оценка физического развития должна осуществляться по совокупности всех морфологических и функциональных признаков с учетом других показателей здоровья. 7
«Оценка физического развития для спортивно-оздоровительного мониторинга» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot