Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Оценка экономической эффективности ИС и ИТ. Архитектура предприятия

  • 👀 507 просмотров
  • 📌 476 загрузок
  • 🏢️ НИЯУ МФИ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Оценка экономической эффективности ИС и ИТ. Архитектура предприятия» pdf
Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) Оценка экономической эффективности ИСиИТ 8.1.Введение В современной литературе не существует единого подхода к оценке эффективности от внедрения информационной системы или информационной технологии. Как правила, для внедрения автоматизированной технологии может потребоваться несколько ИС. Или одна ИС предоставляет пользователям набор информационных технологий. Эффект от внедряемой ИТ представляет собой сложную взаимосвязь экономии капитала, роста производительности труда и создания новой добавленной стоимости. Принято измерять эффект от ИТ на трех уровнях: на макроэкономическом уровне – в первую очередь, как рост производительности труда в экономике целом:ИТ, как отрасль вносит свой вклад в совокупный валовый продукт, и воздействует на повышение эффективности экономики в целом; на уровне предприятия – рост производительности капитала в виде таких параметров, как возврат на инвестированный капитал или его производные (ROIC, ROE, ROA, RCE). Рост производительности труда используется, скорее, как вспомогательный, наглядный инструмент в виде количества единиц продукции на работника; на уровне исполнителя –измеряется эффективность внедрения информационной системы за оценки роста производительности труда: оценивается сэкономленное время работника, как время, в течение которого работник не создавал добавленную стоимость для предприятия. 8.2. Подходы коценке экономической эффективности Попытаемся исследовать понятие исуществующие подходы коценке эффективности ИС. В табл. 8. 1 приведены различные определения понятия эффективности Табл.8. 1. Определение понятия эффективности Источник Понятие эффективности ГОСТ Р ИСО 90002008 связь между достигнутым результатом ииспользованными ресурсами ГОСТ 34.003-90 эффективность автоматизированной системы управления (АСУ) — свойство АС, характеризуемое степенью достижения целей, Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) Источник Понятие эффективности поставленных при ее создании ГОСТ 24.702-85.» эффективность АСУ определяют сопоставлением результатов от функционирования АСУ и затрат всех видов ресурсов, необходимых для ее создания и развития Современный экономический словарь относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата кзатратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение Под эффектом понимается достигаемый результат вего материальном, денежном, социальном выражении Большая советская энциклопедия экономическая эффективность - отношение между получаемыми результатами производства (продукцией иматериальными услугами), содной стороны, изатратами труда исредств производства – с другой Большой экономический словарь результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата кзатратам, обусловившим его получение Экономика иправо: словарь-справочник результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата кзатратам, обусловившим его получение Обобщая предложенные определения, можно констатировать, что под эффективностьюпонимается характеристика качества ИС сточки зрения соотношения затрат ирезультатов ее функционирования. Подходы к расчету эффективности информационных технологий можно объединитьв следующие группы [26]: методологические подходы к оценке эффективности: портфельный подход, бюджетный подход, проектный подход; финансовые, качественные и комбинированные модели оценки эффективности; вероятностные методы. 8.3.Портфельный, бюджетный и проектный подходы Портфельный подход.Наиболее частоиспользуемый подход оценки проектов по внедрениюинформационных технологий в компании – это так называемый портфельный подход. Его форма представляет собой простую таблицу правильно составленного ИТпортфеля для предприятия. Такая таблица содержит исчерпывающий перечень бизнеспроцессов компании с указанием всевозможных средств их автоматизации и оптимизации в сравнении. Портфельный подход применяется для оценки эффективности ИТ руководством компании на основании оценки, проведенной специалистами ИТ-подразделения. Оценка Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) эффективности ИТ-портфеля осуществляется, как правило, с точки зрения производительности труда (естественно, при оптимизации бизнес-процессов командой внедрения в рамках проектов по интеграции соответствующих ИТ-решений на предприятии). Таблица также содержит сведения о стоимости проектов по внедрению и поддержке ИТрешений. Портфельный подход создан для руководителя предприятия, который в простой и доступной форме получает всю минимальную и достаточную информацию для выбора стратегического направления для развития ИТ на предприятии. Бюджетный подход применяетсяв случае достаточно высокого уровня зрелости компании, когда процедурыбюджетированияИТ,мотивацииперсоналаиконтролязарасходомсредств.В случае имеются данном большаячастьИТ-бюджетауходитненавнедрениеновыхИТ- решений,анаподдержаниеужевнедренныхИТ(более70%отбюджета).Приэтомключевымпарамет ромвобоснованиидляформированиятакогобюджетаявляетсяростпроизводительноститруда.Инв естициивИТраспределяютсяпофункциональнымподразделениям,которыепридолжноймотивац ииформируютобоснованиеприменениясоответствующегоИТрешениявпривязкекроступроизводительноститруда.ЧастоИТбюджетосваиваетсяфункциональнымиподразделениямипопринципувнутреннегоподрядакИТподразделению.Каждоеизподразделенийоценивает,какиерешениявобластиИТявляютсяобоснов аннымиинеобходимымии,используясвойбюджетнаИТ,«заказывает»разработкууИТподразделения. Такимобразом,привнедренииИТ-решенийдостигаетсяэффективноеучастиевИТпроектеиперсоналасостороныфункциональногоподразделения,иработниковИТподразделения.Всвоюочередь,ИТподразделение,осваиваябюджетыотвнутреннегоподряда,привлекаетвнешнихсубподрядчиковд лязакупки/интеграцииИТрешений.Основываясьнатакомподходе,многиекрупныеконсорциумывпоследниегодыпрактику ютзаключениесделокнааутсорсингИТ-подразделения.ИТбюджетытакихкрупныхконсорциумов,какJ.P.MorganChaseилиBankofAmericaсоставляютнескол ькомиллиардовдолларов,поэтомуаутсорсингилиауттаскинг(вынесениезадачИТзапределыкомп ании)втакихкрупныхкомпанияхимеетсамоепрактическоезначение. Сдругойстороны,например,вРоссийскойФедерацииаутсорсинг имеетсамоеширокоеприменениесрединебольшихкомпаний.Причинапроста–вынесениеИТбюджетазапределыкомпаниипозволяетдажесамымнебольшимкомпаниямконкурироватьсгиган Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) тамиотрасли,сосредоточившисьнаосновныхфункциях,незанимаясьподдержкой(развитием)инф ормационныхсистем. Проектныйподходчасто используется для оценки проектов внедрения крупных ИТрешений.В этом случае основными показателями являются: чистыйприведенныйдоход(NPV)– суммадисконтированныхденежныхпоступлений,сгенерированныхвтечениепрогнозируемог осрока; внутренняянормадоходности(IRR)– максимальнодопустимыйотносительныйуровеньрасходов,которыемогутбытьассоциирован ысданнымпроектом; окупаемостьинвестиций(ROI)– общаявеличинадисконтированныхдоходовPV(индексрассчитываетсявпроцентах); срококупаемостипроекта(PaybackPeriod)– этопериодвремени,втечениекоторогосуммаинвестицийполностьюокупитсязасчетсуммыдох одов. В случае проектного подхода,расчетNVPиливнутреннейрентабельноститребуетучетамногихпараметров(стоимостьк апитала,свободныепотокиналичности,эффектотналогов,остаточнаястоимостьит.п.),которыепр иотсутствииужеосвоеннойнапредприятииинформационнойсистемыполучитьсложно.Всвязисэт имнаиболеераспространеннойметодологиейоценкиинформационныхсистемявляетсяROIсточки зрениянаглядностиипростотыдляруководителейкомпаниииинвесторов.ROI,какправило,рассчи тываетсяпофункциональнымподразделениям,включеннымвпроектвнедренияинформационной системы.Недостатокданнойметодологиизаключаетсявтом,чтоврамкахотдельногофункциональ ногоподразделенияоченьсложноколичественнооценитькачественноеизменениевсутибизнеспроцессов. ОценкаROI,проведеннаявсовокупностисоценкойрисковвнедренияинформационнойсист емывкомпании,выдаетпоказателивероятноститогоилииногозначенияROI(например,85%вероят ностиуспехана50%ROI,или30%вероятностиуспехана70%ROI). ДляпростотырасчетаROIимеетсмыслразделитьэффектыотвнедренияинформационнойси стемынатривида. Расчетныйэффект– рассчитываетсявседокопейки(снижениенезавершенногопроизводствапривнедренииERPсистемынамиллиондолларов,засчетэтогоэкономиябанковскогопроцентанастовосемьдесяттыся ч,экономиябумагинапроизводствосправочниковслужбыснабженияилисбытанадесятьтысячдол Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) лароввгодит.п).Какправило,такойрасчетнагляднодемонстрируетфинансовымруководителямро стпроизводительностикапитала. Эффектвремениипроизводительноститрудазасчетболеебыстрогоисполнениясотрудника мисвоихфункций(например,на15минутвденьдляформированияотчетовопроизводствеосновыдл яначальниковсмен,8часоввмесяцдляначальниковскладовибухгалтеровдляинвентаризации).Вко нцерасчетаэтотэффекттрансформируетсявтысячитрудодней,обладающихобъективнойивнушит ельнойстоимостью. «Тонкие»эффекты– рассчитываются,исходяизспецификикаждойкомпании.Например,можнорассчитатьэффектотвн едренияERPсистемынапроизводстведляполученияуправленческойинформации,котораяпозволитпринятьст ратегическиерешениявотношенииболееэффективногоиспользованияпроизводственныхмощнос тей,илизаменынеэффективныхрабочихместнановые,болееэффективные. Какправило,основнойэффектотвнедренияинформационныхсистем– эторостпроизводительноститруда, который обеспечивается за счет: экономии рабочего времени определенного рода работников; эффективного применения человеческих ресурсов на предприятии; сокращения стоимостиосуществлениятойилиинойоперациинапредприятии. Дляполученияболеенаглядногообоснованиявотношенииэффективностивнедренияинфор мационныхсистем,какправило,применяютпроектныйподходсрасчетомROI,привлекаядляиспол нениятакихработконсультантов,специализирующихсявтакихоценках. 8.4. Финансовые,качественныеикомбинированныемодели Финансовыйметодоценкиэффективностиосновываетсянаанализевзаимосвязанныхмеж дусобойпоказателях не только чистыйприведенныйдоход(NPV), тех, что мы рассмотрели ранее внутренняянормадоходности(IRR), окупаемостьинвестиций(ROI), срококупаемостипроекта(PaybackPeriod), но и других экономическаядобавленная стоимость (EVA)– чистаяоперационнаяприбыльпослеуплатыналоговзавычетомзатратнакапитал; полнаястоимостьвладения(TCO)– общаявеличинацелевыхзатрат,которыевынужденнестивладелецсмоментаначалареализации вступлениявсостояниевладениядомоментавыходаизсостояниявладенияиисполнениявладел ьцемполногообъемаобязательств,связанныхсвладением[27]. Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) Эффективностиинвестиционныхвложенийобычнорассчитываютсясучетомвременивсоот ветствииспринципомдисконтирования,т.е.будущиеденежныепотокиприводятсякнастоящемувр емени. Качественныеметодыоценкиэффективностиоценивают ИС сточкизренияее важности,потенциальновозможныхвыгодирисковдляпредприятия.Данныйметоддополняетосу ществить:количественныерасчеты,оценкувсехсуществующихфакторов(явных,неявных)эффект ивностиИСисвязатьсостратегиейпредприятия.Данныеметодыпозволяютвыбиратьтолькотехара ктеристикиИС,которыеявляютсянеобходимымивзависимостиотспецификидеятельностипредпр иятиявобластифинансов,управленияиIT. Средикомплексныхметодоввыделяютсячетыреосновных: Методикаанализа«Совокупнойстоимостивладения»(TotalCostOwnership,ТСО),позволяюща япроанализироватьструктурупрямыхикосвенныхзатратнаИТ.Даннаяметодикаразработанак омпаниейGartner. Методикаанализа«Экономическойдобавленнойстоимости»(EconomicValueAdded,EVA),сут ькоторойзаключаетсяввычисленииразницымеждучистойоперационнойприбыльюизатратам ипредприятиянаИТ–инфраструктуру.РазработанакомпаниейSternStewart&Co. Методикаанализа«Совокупногоэкономическогоэффекта»(TotalEconomicImpact,TEI),оцени вающаяпроектвнедрениякомпонентаИСсточкизрениятакихпоказателейкак:стоимость,преи мущества,гибкостьириск.Стоимостьвычисляетсяпометодикеанализасовокупнойстоимостив ладения(TCO),апоказателипреимущество,гибкостьирискоцениваютсякачественно экспертным путем. РазработанакомпаниейForresterResearch. Методика«Быстроеэкономическоеобоснование»(RapidEconomicJustification,REJ).Разработа накомпаниейMicrosoft.Включаетпятьпоследовательныхэтапов:анализбизнеса;анализрешен ий;определениезатративыгод;оценкарисков;оценкапроектасиспользованиемтрадиционных методик.Ключевойидеейметодикиявляетсявзгляднаинформационныетехнологиисточкизре ниябизнес– приоритетовпредприятия,стратегическихплановразвития,иосновныхфинансовыхпоказател ей. 8.5. Вероятностныеметоды Вероятностныеметоды(RealOptionsValuation,AppliedInformationEconomics)используютс ядляпрогнозированиярисковинеопределенностиреализациипроектавнедрения.Количественные расчетынеобходимодополнитьспомощьюкачественныхметодик,которыепозволяютоценитьнея вныевыгодыпроектатам,гдеиспользоватьрасчетныеметодызатруднительно.Спомощьюэвристи ческихметодикможноразработатьспециальнуюсистемупоказателей,основанную,например,наэк Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) спертныхоценках.Использованиекачественныхметодикпозволяетдостичьэффективногорезульт ата,таккакещенастадиипланированияпроектавнедренияважноучитыватьмненияразличныхгруп пинтересовнапредприятии,атакжеэкспертовиконсультантов. Вероятностный метод оценки эффективности подразумевает подсчет вероятности достижения,затемформируетсяобщаявероятностьулучшенияпредприятия,атакжекачествообраб откиинформации предприятия[28]. Каждаяизперечисленныхвышегруппметодовобладаетрядомдостоинствинедостатков,обл астьюприменения,долейконструктивностиивозможностьюинтегрированиявстратегиюразвития .Реализациялюбогоизпредложенныхметодовзатрудненаневозможностьюпримененияметодапол ноценно.Сфераприложенияихрезультатовограниченапредприятиями,заинтересованнымивполу ченииприбыли.Впрочихслучаях,например,вгосударственныхструктурах,внедрениеинформаци онныхсистемможетпредполагатьдостижениеиныхцелей,непредставимыхвденежномвыражени и,соответственно,ипроцедурыпринятиярешенийповнедрениюИСпринципиальноиные. 8.6. Пример оценки экономическойэффективностиИС на основе ГОСТ 24.702-85 В случае использования автоматизированных систем ГОСТ 24.702-85 «Единая управления. Эффективность система стандартов автоматизированных систем управления. Основные положения»оценки экономической эффективности от внедрения информационной системы рассчитывается ряд важных показателей: дополнительная прибыль, годовая экономия, коэффициент эффективности, срок окупаемости, годовой экономический эффект.Рассмотрим пример внедрения модуля учета кредита[29]. Вначале определяем степень новизны, группу сложности программ и задач разрабатываемой системы (табл. 8.2.). Таблица 8.2. Характеристики новизны и сложности разрабатываемой системы Класс Степень новизны – 1 Группа сложности задач – 2 Группа сложности программ – 2 Описание Разработка головных (типовых) проектов АСУП, реализуемых на ЕС ЭВМ Алгоритмы, позволяющие решать задачи: оперативного планирования производством; текущего планирования и регулирования трудовыми и материальными ресурсами; управление технической подготовкой производства; нормативного и аналитического учета Программы сравнительно сложной логической структуры, отличающиеся разнообразием форм входных или выходных Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) документов или сложностью получения данных. Учитывая, что в ОСТ 4.071.030 нормативы трудоемкости даны исходя из численности предприятия от 500 чел., необходимо определить поправочный коэффициент по формуле : Поп.к= Чот / 500, где: Чот – численность отдела, чел. Так как мы автоматизируем работу отдела кредитования клиентов численностью 19 чел., то поправочный коэффициент будет равен: Поп.к= Чот / 500 = 19/500 = 0,038 В табл. 8.3. приведены оценки затрат времени по стадиям разработки программного модуля. Таблица 8.3.Затраты времени по стадиям разработки проекта N п\п Затраты времени Стадии разработки проекта Затраты времени с учетом поправочного коэффициента Чел \ часов Разработка технического задания 1 1.1. Обследование объекта управления и оформление материалов обследования 4911 186,618 1.2. Разработка плана мероприятий по подготовке объекта к внедрению системы 123 4,674 1.3. Разработка основных требований к создаваемой системе и составление технического задания 5558 211,204 1.4. Предварительный экономической системы 180 6,84 10772 409,336 расчёт эффективности ИТОГО 2 2.1. Разработка технического проекта Определение технико-экономических показателей, необходимых для управления объектом 595 22,61 Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) 2.2. Разработка автоматизированной управления объектом 2.3 Обоснование состава задач, их взаимосвязей и разработка схем документооборота 2676 2.4 Обоснование состава задач, их взаимосвязей и разработка схем документооборота 2150 2.3. Разработка проектных решений по техническому обеспечению системы 1399 53,162 3192 121,296 2128 80,864 2.4. 2.5. структуры системы Разработка логической структуры базы данных БД Разработка физической организации базы данных БД 700 26,6 101,688 81,7 2.6. Разработка алгоритмов формирования базы данных БД 3380 128,44 2.7. Разработка алгоритмов ведения базы данных БД 4420 167,96 2.8. Расчёт экономической эффективности системы 453 17,214 2.9. Уточнение плана мероприятий по подготовке объекта к внедрению системы и его частичная реализация 266 10,108 Постановка задачи и разработка 2.10. алгоритма решения по группам сложности (2 я степень) 924 35,112 22283 745,066 ИТОГО 3 3.1. Разработка рабочего проекта Разработка технологического процесса сбора и обработки информации 1497 56,886 Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) 3.2. Разработка программ и программной документации 2 - й группы сложности на объектно-ориентированном языке 1337 50,806 3.3. Уточнение расчёта экономической эффективности системы 96 2,622 3.4. Завершение мероприятий по подготовке объекта к внедрению системы 1961 74,518 4891 185,858 4 ИТОГО Внедрение 4.1. Подготовка условий для обеспечения эксплуатации системы 1625 61,75 4.2. Комплексная проверка готовности задач, подсистем и системы к сдаче в промышленную эксплуатацию 1625 61,75 4.3. Сдача задачи заказчику на контрольных примерах в зависимости от группы сложности: 2 49 1,862 4.4. Приёмо-сдаточные испытания задачи с использованием действующей на объекте информации с частотой 1 раз в месяц по 2 группе сложности 955 36,29 4.5. Оформление и утверждение документации о сдаче задач и подсистем в промышленную эксплуатацию 1653 62,814 410 15,58 6317 44263 240,046 1681,994 4.6. Приёмка системы в промышленную эксплуатацию ИТОГО ОБЩИЙ ИТОГ Общая трудоемкость = 10772+22283+4891+6317=44263 нормо-часов. Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) Трудоемкость с учетом поправочного коэффициента: 409,336+846,754+185,858+240,046=1681,994нормо-часов. Плановый срок разработки информационной системы - 3 месяца, среднее количество рабочих дней в месяце – 22, продолжительность рабочего дня – 8 часов. Тогда по плану срок работы = 3*22*8 = 528 часов. На основе полученных данных рассчитаем количество человек, работающих над созданием системы: плановая численность равна отношению трудоемкости с учетом поправочного коэффициента к плановому сроку работы в часах: Чп T n k 8 Чп – плановая численность персонала; Т – трудоемкость разработки системы, с учетом поправочного коэффициента n – количество месяцев на разработку; k – количество рабочих дней в месяце. Чп 1681,994 3 22 8 3,19чел над системой работает 4 человека: два человека на полном рабочем дне, один на полставки и один на две трети рабочего дня. Составим штатное расписание и определим фонд заработной платы за три месяца в 169800 руб. Определим себестоимости разработки и внедрения модуля учета кредита. Себестоимость разрабатываемого программного продукта складывается из текущих и капитальных затрат. Текущие затраты включают в себя: зарплату, амортизацию, затраты на электроэнергию, материалы, затраты на ремонт и запасные части, накладные и прочие расходы. Подсчитаем затраты на разработку по элементам затрат. 1.Затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием проекта, по данным таблицы 3, составят 169800 руб. 2. Общая сумма затрат на отчисления по налогам составит 44148 руб. 3. Амортизация по всем элементам (компьютеры, принтеры, мебель) составит6138,6руб. 4. Затраты предприятия на электроэнергию ставят5068,8руб. 5. Затраты на расходные материалы составят 5445 руб. за 3 месяца Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) 6. Прочие затраты составят 15000 руб. Таким образом, общие затраты на разработку составят 245600,4 руб. Сравнительная характеристика затрат до и после внедрения модуля учета кредита приведена в таблице 8.4., показатели трудоемкости представлены в табл. 8.5. п./п. Наименование величины затрат Табл. 8.4. Затраты до и после внедрения Величина затрат Величина затрат до после внедрения внедрения (руб.) (руб.) 1 Заработная плата, 355000 300000 2 2 Отчисления Амортизация мебели 92300 475 78000 375 3 Амортизация офисной техники 1583 1250 4 Материалы 85500 67500 5 6 Затраты на электроэнергию Прочие затраты 6172,7 8000 4873,05 6315 549030,7 458313,05 Итого Табл. 8.5. Показатели трудоемкости операции до и после внедрения модуля учета кредита Значение до Значение после № п/п Показатели Расчёт внедрения внедрения Количество Количество операций в 558556 1 операций в год, 614412 месяц*12 шт. Время на одну Установлено 2 0,072 0,050 операцию, час эмпирически Фонд рабочего Кол-во операций в 558556*0,072= 614412*0,05= 3 времени за год, год*время 1 операции 40216 30720,6 час Количество 4 19 15 работников, чел. Средняя ФОТ с учётом ЕСН / 447300/ 19 = 5 заработная плата 378000/15 = 25200 численность 23542 отдела, руб. Затраты на 6 ____________ _________ 245600,4 разработку Для расчета дополнительной прибыли нужно знать среднюю месячную зарплату сотрудника до и после внедрения системы, чтобы рассчитать оплату в часпри 8 часовом рабочем дне и 22 рабочих днях в месяц (табл. 8.6). Табл. 8.6. Зарплата сотрудников Средняя месячная зарплата сотрудника до внедрения 23542 руб Средняя месячная зарплата сотрудника после внедрения 25200руб. Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) Зарплата сотрудника до внедрения в час 133,76руб. Зарплата сотрудника после внедрения в час 143,18руб Таким образом, одна операция до внедрения оплачивается в размере 133,76*0,072=9,63руб., а после внедрения – 143,18*0,05=7,16руб Следовательно, дополнительная прибыль за год составит: (9,63-7,16)*8*264=5216,64руб. Годовая экономия рассчитывается, как сумма затрат до внедрения и дополнительной прибыли за вычетом затраты после внедрения : (549030,7-458313,05)*12+5216,64=1093828,44руб. Коэффициент эффективности равен отношению годовой экономии к затратам на внедрение и разработку: 1093828,44/245600,4=4,45 Срок окупаемости равен отношению затрат на внедрение и разработку к годовой экономии. 245600,4/1093828,44=0,22 лет. 0,22*12=2,64 мес. т.е. внедряемый модуль окупит себя менее чем за 3 месяца Годовой экономический эффект рассчитывается по формуле:Гэф= (ЗПс – ЗПн)*К затраты на производство единицы продукции с использованием старой технологии; затраты на производство единицы продукции с использованием новой технологии; количество продукции, производимой с использованием новой технологии. Таким образом, годовой экономический эффект равен ((549030,7*12/558556)-(458313,05*12/614412))*614412=17449390,08 8.7.Пример оценки эффективностиИС на основе совокупной стоимости владения(ССВ) В рамках этого подхода ССВ определяется для всех информационных систем, установленных на предприятии, путем сложения всех затрат, связанных с использованием данной информационной системы. Такой подход выглядит естественным с точки зрения ряда управленческих задач, решаемых в рамках модели ССВ [23]. Оценка достаточности мощности информационной службы проводится на базе усредненных данных о затратах времени на обслуживание централизованной части системы и клиентских рабочих мест. Наибольшие проблемы при подобном выборе объекта затрат вызывает бюджетирование ИС. Как сервисное подразделение, ИС не обеспечивает приток выручки непосредственно. Как Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) следствие, затраты должны быть обоснованы улучшением финансового результата основных бизнес-процессов предприятия. Однако финансовый результат основных бизнес-процессов связан не с наличием на предприятии той или иной информационной системы, а с предоставлением сервисов ИТ с определенными параметрами. В результате при согласовании бюджета необходимо сопоставить доход от сервисов, получаемых бизнесом, с затратами на информационные системы. В отсутствие данных оперативного учета такое сопоставление не может обеспечить убедительный результат. Использование сервисов в качестве объектов затрат при расчете ССВ показывает преимущество по ряду следующих причин: 1. В решении задач оценки экономической эффективности инфраструктуры ИТ и деятельности ИС по ее эксплуатации (бенчмаркинг, оценка достаточности службы поддержки) игнорирование параметров сервисов ИТ ведет к смешению повышенных бизнес-требований к инфраструктуре ИТ, с одной стороны, и неэффективности инфраструктуры ИТ или ИС — с другой. ССВ информационной системы не позволяет выделить повышение ССВ, связанное с первой и второй группой факторов. 2. В решении задач выбора информационной системы (собственно выбора информационной системы, выбора между закупкой и разработкой) игнорирование параметров сервисов ИТ ведет к усредненным оценкам стоимости простоя и технической поддержки, тем самым не позволяя учесть различия требований к характеристикам информационной системы в различных условиях ее эксплуатации. 3. При анализе вариантов полного или частичного аутсорсинга сопровождения информационных систем использование в оценке и управлении ССВ информационной системы не фокусирует внимание менеджеров на параметрах сервисов, зависящих от информационных систем, которые передаются в аутсорсинг. В результате оценка ССВ и заключенный договор аутсорсинга, особенно в условиях России, ориентируются на формальные, а не на фактически существующие (обычно более высокие) требования к уровню и доступности сервиса. Попытка восстановить режим обслуживания, существовавший до заключения договора аутсорсинга, приводит к конфликтам поставщиков и потребителей данных услуг и повышению затрат на аутсорсинг. 4. В области бюджетирования ИС использование сервисов в качестве объектов затрат позволяет непосредственно связать выгоды, получаемые бизнес-подразделениями от сервисов ИТ, и затраты на осуществление этих сервисов. Выгоды бизнеса от информационных систем не столь очевидны и зависят не только от информационной системы как таковой, но и от решаемых ею задач. Следовательно, при планировании внедрения или расширения Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) информационной системы работа по распределению затрат на информационную систему и на решаемые ею задачи (сервисы), приносящие экономический эффект, не может быть выполнена системно, а ее результаты, как правило, неубедительны для бизнеса. Это снижает уровень управляемости работ по внедрению и расширению информационных систем. 5. Наконец, использование информационных систем как объектов затрат порождает чисто методические проблемы. Размываются границы между различными объектами затрат в расчетах ССВ, что, как было показано, ведет к неоднозначности получаемых оценок. В свете сказанного за исходный пункт при построении расчетов в дальнейшем будет приниматься сервис ИТ. Далее нам необходимо построить сервисные модели.Для каждого сервиса определяется натуральный количественный измеритель. 1. Для каждого внешнего сервиса определяются обеспечивающие его функции (виды деятельности), а для каждой функции определяется фактор интенсивности использования (или просто фактор использования) – натуральный показатель, определяющий затраты j-й функции на единицу i-го внешнего сервиса. 2. Для каждой функции определяются обеспечивающие их ресурсы, а для каждого ресурса фактор затрат ресурса. Фактор затрат ресурса – натуральный показатель, определяющий затраты k-го ресурса на единицу фактора интенсивности использования j-й функции. 3. В затратах, составляющих ССВ, присутствуют затраты, не связанные с использованием каких-либо ресурсов – потери от простоя сервиса. Эти потери на этапе построения модели определяются в единицах времени. На данном этапе определяются критические величины потерь от простоев, для которых в дальнейшем будут установлены различные денежные оценки. Рассмотрим пример расчетасовокупной стоимости владения информационной системой на примере бизнес-процесса «Кредитование малого бизнеса». Выделяем основные сервисы, которые предоставляет внедряемая информационная система: сервис электронного документооборота заявок на кредит; сервис автоматизированного проведения первоначальной проверки заемщика; сервис формирования кредитно-обеспечительной документации (КОД). Далее, для каждого сервиса необходимо совершить следующие шаги. Шаг 1. Для каждого сервиса определяется натуральный количественный измеритель. В рассматриваемом случае выбраны следующие измерители: сервис электронного документооборота заявок на кредит – количество заявок, введенных в систему Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) сервис автоматизированного проведения первоначальной проверки заемщика – количество проведенных проверок сервис формирования кредитно-обеспечительной документации (КОД) – количество сформированных договоров Шаг 2. Для каждого внешнего сервиса определяются обеспечивающие его функции (виды деятельности), а для каждой функции определяется фактор интенсивности использования (или просто фактор использования) – натуральный показатель. Сервис электронного документооборота заявок на кредит – введение заявки в систему. Одна заявка. Сервис автоматизированного проведения первоначальной проверки заемщика – проведение проверки заемщика. Одна проверка. Сервис формирования кредитно-обеспечительной документации (КОД) – формирование договоров. Один сформированный договор. Шаг 3. Для каждой функции определяются обеспечивающие их ресурсы, а для каждого ресурса - фактор затрат ресурса. Сервис электронного документооборота заявок на кредит – персонал, ПК, сервер, канал связи, ППО, ОС. Сервис автоматизированного проведения первоначальной проверки заемщика – сервер, канал связи, ППО. Сервис формирования кредитно-обеспечительной документации (КОД) – персонал, ПК, сервер, канал связи, ППО, ОС (табл. 8.7). Табл. 8.7. Ресурсы и затраты Ресурс Персонал Сервер, ПК Канал связи Прикладное программное обеспечение (ППО) Операционная система (ОС) Фактор затрат Рабочее время Процент нагрузки процессора Процент пропускной способности Процент лицензий Процент одновременных соединений Процент занятых ресурсов аппаратных средств или системного ПО Процент занятых системных ресурсов Шаг 4. В затратах, составляющих ССВ, присутствуют затраты, не связанные с использованием каких-либо ресурсов – потери от простоя сервиса. Эти потери на этапе построения модели определяются в единицах времени. На данном этапе определяются критические величины потерь от простоев, для которых в дальнейшем будут установлены различные денежные оценки. Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) Сервис электронного документооборота заявок на кредит – до 15 минут – рядовой простой, до 2 часов – чрезвычайный, свыше 2 часов – критический. Сервис автоматизированного проведения первоначальной проверки заемщика – до 30 минут – рядовой простой, до 2 часов – чрезвычайный, свыше 2 часов – критический. Сервис формирования кредитно-обеспечительной документации (КОД) – до 1 часа – рядовой простой, до 4 часов – чрезвычайный, свыше 4 часов – критический. После определения всех необходимых сервисов и их параметров строим сервисные модели (пример на рис 8..1): Рядовой простой – до 1 часа Чрезвычайный простой – до 4 часов Сервис формирования КОД Формирование КОД Критический простой – свыше 4 часов Сервер (хранилище) ОС ПК Персонал ППО Канал связи Рис. 8.1.Сервис формирования КОД Методика ССВ предполагает учет скрытых косвенных затрат. Введем для этого некоторые допущения: Табл. 8.8. Допущения для расчета косвенных затрат Рабочих дней в месяце Рабочих дней в году Кол-во обрабатываемых заявок на кредит в месяц Среднее увеличение времени обработки заявки на кредит при простое сервисов Средняя з/п сотрудника (в час) Рабочий день Срок службы технической базы Срок службы доп. оборудования Срок, на который приобретают ПО 22 дней 264 дней 600 штук 8 часов 170 рублей 8 часов 3 года 3 года 2 года Примем количество сотрудников, использующих указанные сервисы за месяц равным 25 сотрудников отдела кредитования + 10 сотрудников Службы безопасности + 5 сотрудников Юридического департамента + 5 сотрудников Отдела информационных технологий (для поддержки программного обеспечения). Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) Тогда потери (в месяц) в случае простоя сервисов информационной системы = 8*170*45 сотрудников*600 заявок в месяц = 36 720 000 рублей. Это значение понадобиться при расчете ССВ сервисов. Составим таблицы для расчета ССВ каждого сервиса. В нашем случае ССВ каждого сервиса будет одинаково, так как поддержкой всей системы занимаются одни и те же сотрудники и дополнительно оборудования для использования сервисов информационной системы не требуется. Расчет ССВ сервиса "Сервис электронного документооборота заявок на кредит" (в месяц) приведен в табл. 8.9. Табл. 8.9. ССВ сервиса "Сервис электронного документооборота заявок на кредит" 1. Затраты на оборудование Стоимость ПК+монитор Сервер Нет затрат. Рабочие места всех сотрудников уже 0(рублей) укомплектованы Стоимость сервера, разнесенная на 3 сервиса 108 000/3=36 000 Итого по затратам на оборудование (на 3 года) 36 000 2. Затраты на обслуживание и поддержку (в месяц) Описание Затраты на з/п обслуживающего персонала ОС 1/5*з/п сотрудника отдела ИТ, разнесенная по сервисам) Нет затрат. Рабочие места всех сотрудников уже укомплектованы Канал связи Нет затрат. Рабочие места всех сотрудников уже укомплектованы 3. Косвенные затраты Затраты на простой Общие потери (в месяц), разнесенные по сервисам системы Итого ССВ сервиса (разнесено на месяц) Затраты (рублей) 30000/5/3 =2 000 36 720 000/3 = 12 240 000 36 000/36 + 2 000 + 12 240 000 = 12 243 000 Суммировав полученные ССВ, можно оценить размер затрат на поддержку ИТсервисов.Общий ССВ, с учетом приведенных эксплуатационных расходов, связанных с поддержкой системы за месяц, составляет 36 729 000 руб. Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) Экономическая оценка эффективности использования ИС может быть определена посредством расчета периода окупаемости и последующего темпа прироста положительного эффекта от использования ИС. То - период окупаемости ИС, То = К / Еис(t), где - Еис(t) - результат, получаемый за счет функционирования системы, то есть некий положительный эффект за время t в результате применения ИС в деятельности предприятия, - К - затраты на внедрение службы, Еис(t) = Эис(t) - Сэ(t), где - Сэ - приведенные эксплуатационные расходы, связанные с поддержкой системы за период t (рассчитанное значение общей ССВ сервисов). - Эис(t) - регулярные положительные потоки от использования ИС за период t Годовую экономическую эффективность можно определить с помощью суммирования положительного эффекта от использования системы за 12 месяцев. Еис(год) = Eис(t1) + Eис(t2) + … + Eис(t12) - Еис(год) – накопленный экономический эффект от эксплуатации системы за год Для расчета эффективностиимеем следующие данные (рублей): Затраты на внедрение ИС (К) =Покупка лицензий + оплата работ по внедрению + обучение персонала = 30 000 000 руб. Приведенные эксплуатационные расходы (Сэ) =36 729 000 руб. Для расчета Эис(t) сделаем некоторые допущения: положительный эффект от использования ИС достигается за счет сокращения времени рассмотрения заявки на кредит, а так же уменьшение времени на формирование договорной документации. Данные факторы позволяют увеличить количество рассматриваемых заявок на кредит, при этом скорость их рассмотрения так же возрастет, что положительно скажется на отношении клиентов к Банку. Допустим, что обработка одной заявки в среднем занимает 4 дня. Выполнение тех же работ, но при использовании ИС позволяет сократить временные затраты до 2 дней за счет электронного документооборота и автоматизированной первоначальной проверки клиента. Мы имеем двукратное сокращение временных издержек, а значит, количество рассматриваемых заявок может возрасти так же в 2 раза. В цифрах это будет выглядеть следующим образом: допустим, что средний размер кредита равен 1 000 000 рублей со сроком 1 год. Доход Банка с 1 выданного кредита составляет в среднем 100 000 рублей. Допустим, что до внедрения системы, сотрудники Банка могли обработать до 300 заявок. После внедрения до Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) 600. Соответственно, при среднем количестве выданных кредитов равном 2 из 3 обработанных заявок получим увеличение дохода с 20 000 000 рублей до 40 000 000 рублей в месяц. Еис(t) = 40 000 000 – 36 729 000 = 3 271 000 рублей Тогда период окупаемости службы HelpDesk будет равен: То = 30 000 000/3 271 000 = 9,2 месяца На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, эффективна ли система и предоставляет ли ожидаемую отдачу от вложений в ее внедрение и использование. Такие показатели, как время окупаемости, увеличение дохода, затраты на содержание должны рассматриваться в каждом случае индивидуально, исходя из поставленной задачи. Важно понимать, что службы ИТ не приносят прямого дохода, но при правильном их использовании и должном внимании могут сократить материальные и временные затраты организации. 8.8. Заключение В целом, можно сделать следующие выводы. В настоящее время не существует единого подхода к оценке эффективности от внедрения информационной системы или информационной технологии. Эффект от внедряемой ИТ представляет собой сложную взаимосвязь экономии капитала, роста производительности труда и создания новой добавленной стоимости. Эффект от ИТизмеряется на трех уровнях:на макроэкономическом, на уровне предприятияна уровне исполнителя от внедрения информационной системы. Подходы к расчетуэффекта от внедрения информационной системы можно объединитьв следующие группы: методологические подходы к оценке эффективности: портфельный подход, бюджетный подход, проектный подход; финансовые, качественные и комбинированные модели оценки эффективности; вероятностные методы. Все указанные методы имеют свои достоинства и недостатки, а также область применения. Вопросы и задания для самопроверки 1. Какие методы предпочтительнее для расчета эффективности информационных технологий? Почему? 2. Когда используются проектные методы оценки эффективности информационных систем? В чем их преимущества и недостатки? Гусева А.И. Архитектура предприятия (продвинутый уровень) 3. Когда используются вероятностные методыоценки эффективности информационных систем? В чем их преимущества и недостатки? 4. Когда используется подход совокупной стоимости владения? В чем его преимущества и недостатки? 5. Когда можно использовать ГОСТ 24.702-85 «Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Эффективность автоматизированных систем управления. Основные положения»? В чем его преимущества и недостатки? Беккер М.В. Методы оценки экономическойэффективности инновацийв сфере информационных систем // Всероссийский журнал научных публикаций. 2010.- №10.-С.57-58 Костюхин Д., Бордачев А.Методы оценки инвестиций в ИТ: блеск и нищета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.topsbi.ru/?artID=49 (дата обращения: 25.03.2016) ШутовА.А., ТрушинД.Н.Методы исследования экономической эффективности от внедрения информационных систем на предприятии // Бизнес-информатика . –2009. №4(10) – С. 33-39 ГОСТ 24.702-85 «Единая система стандартов автоматизированных систем управления. Эффективность автоматизированных систем управления. Основные положения» Электронный ресурс] – Режим доступа:http://gostexpert.ru/gost/gost-24.702-85
«Оценка экономической эффективности ИС и ИТ. Архитектура предприятия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 179 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot