Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Оценка эффективности IT проектов

  • 👀 1020 просмотров
  • 📌 998 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Оценка эффективности IT проектов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Оценка эффективности IT проектов» pdf
• Лекция 1 • Рекомендуемая литература по дисциплине • «Оценка эффективности IT проектов» • 1.Горшков А.Ф., Евтеев В.А., Коршунов В.А. и др. Компьютерное моделирование менеджмента.// Учебное пособие/ Под общ. ред. Н.П. Тихомирова – М. : Из-во «Экзамен», 2004. • 2.Бирман Г., Шмидт С. Экономический Анализ инвестиционных проектов/ Пер. с англ. Под ред. Л. П. Белых. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. • 3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. М.: Экономика -2000. • 4. Рамперсад Х.К. Универсальная система показателей для оценки личной и корпоративной эффективности. М.: Альпина Бизнес Букс. 2006. • 5.Одинцов Б.Е. Информационные системы управления эффективностью бизнеса. Учебник и практикум. М.: Юрайт.2016. • 6. Расчеты экономической эффективности новой техники. Справочник./ Под ред. проф. Великанова К.М. – Л. Машиностроение -1989. • 7. Общая эффективность оборудования. Пер. с англ. / Институт комплексных стратегических исследований. М.: 2007. • 8.Милошевич Д. Набор инструментов для управления проектами/Дроган З. Милошевич; Пер с англ. Мамонтова Е.В.М.: ДМК Пресс, 2006. • 9. Царев В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций.- СПб.: «Питер», 2004. • 10.Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. Методы оптимизации управления и принятия решений. Примеры, задачи, кейсы.- М.: Из-во «Дело», 2008.  Содержание лекции • Проект - это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов. • Временный характер проекта означает, что у любого проекта есть определенное начало и завершение. • Завершение наступает, когда достигнуты цели проекта; или признано, что цели проекта не будут или не могут быть достигнуты; или исчезла необходимость в проекте. • «Временный» не обязательно предполагает краткую длительность проекта. • «Временный», как правило, не относится к создаваемому в ходе проекта продукту, услуге или результату. • Большинство проектов предпринимается для достижения устойчивого, длительного результата. • По причине уникального характера проектов, возможна неопределенность в отношении продуктов, услуг или результатов, создаваемых в ходе проекта. • Задачи по проекту могут быть новыми для команды проекта, что обусловливает необходимость более тщательного планирования, в отличие от рутинных работ.  Признаки проекта • К признакам, которые отличают проект от процесса относятся следующие: • Первый признак - это признак уникальности. Что такое уникальность? Это неповторимость. Т.е. итогом реализации вашего проекта должен быть уникальный результат. Уникальный именно для вашей компании. Неважно, что в других компаниях такого рода деятельность уже есть, важно, что в вашей компании это делается впервые. Если для компании это вновинку, то в этой компании - это проект. Кроме того ваша идея, если вы решили ее реализовать впервые и у вас не было подобного опыта может быть для вас и ПРОЕКТ, но не обязательно для компании это также будет проектом. • Второй признак - это временность. Проект всегда имеет начало и конец. Продолжительность проекта всегда ограниченна датами начала и конца. • Третий признак - ограниченность в количестве ресурсов, задействованных в проекте. Финансовых, человеческих, материальных. • Четвертый признак - изменения, как основное назначение проекта. Любой проект направлен на изменение исходного состояния; финал изменений - желаемое состояние. • Пятый признак • - наличие цели. Результом проекта является достижение его целей. Примеры проектов: • строительство дома; • разработка и утверждение новых правил; • подготовка и проведение конференции, семинара; • выпуск новой продукции; • реорганизация офисного пространства или переезд; • разработка и внедрение новой услуги; • организация распродажи; • организация Интернет- магазина; • разработка электронного документооборота; • исследование рынка; • экономия на издержках производства.  Типы проектов (условная классификация) • Клиентские проекты - проекты, реализуемые компанией для внешнего заказчика с целью удовлетворения его потребности. • Проекты развития бизнеса - создание или вывод на рынок нового продукта/услуги. • Социально-экономические проекты - оказание социальной помощи населению, поддержка молообеспеченных граждан, многодетных семей и т.д. o Управлению и оценки проектов характерен системный подход. • Cистема в общем - это нечто целое, состоящее из частей. В другом значении - это порядок, определенный правильным расположением частей и их взаимосвязей. • Без системного подхода сегодня не обходится ни один вид профессиональной деятельности. Назначение системного подхода в управлении проектами заключается в том, что он направляет менеджера на системное видение деятельности, связанной с развитием компании. Системный подход призван рассматривать бизнес с системных позиций, с позиций его системного устройства. • Системный подход в управлении проектами предполагает применение системных методов, которые представляют собой ряд простых техник и приемов для улучшения бизнеса. • Система управления проектами обладает такими свойствами, как: структурность, взаимозависимость со средой, иерархичность. • Систему управления проектами также можно рассматривать, как средство разрешения проблем бизнеса. • Важнейшее свойство системы - управляемость - способность к подчинению целенаправленным воздействиям, обеспечивающим устойчивость функционирования, сохранение или приобретение системой тех или иных качественных особенностей, выполнение заданной программы действий и т.д. • Система управления проектами (СУП) - организационнотехнологический комплекс методических, технических, программных и информационных средств, направленный на поддержку и повышение эффективности процессов планирования и управления проектами, в основе которого лежит программное обеспечение календарного планирования.  Цели системы управления проектами: • Эффективное управление ресурсами в условиях ограничений. • Обеспечение потока успешно завершенных проектов. • Разработка, применение и поддержка в актуальном состоянии формализованных методов управления портфелями, программами, проектами. • В качестве методологической основы для определения и разработки задач, необходимых при управлении проектами используются основания системной методологической модели управления проектами: • Субъекты управления. • Команда управления проектом. • Виды или категории объектов управления (проектноориентированной деятельности и/ или проектов). • Объекты управления – проекты, программы, портфели проектов и программ, проектно-ориентированая деятельность в организации или множестве организаций. • Фазы жизненного цикла объектов управления. • Уровни управления. • Функциональные области управления. • Стадии процесса управления. Процесс управления проектом представлен на рисунке 1.1. • • Рис. 1.1. Процесс управления проектом. • На сегодняшний день разработка IT-проектов является одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка, что продиктовано постоянно растущим спросом на продукты, которые являются результатом реализации подобных проектов. Учитывая увеличивающуюся динамику роста такого интереса к данной сфере, можно предположить, что эта тенденция будет только увеличиваться. Сложившаяся ситуация не осталась незамеченной инвесторами разных уровней, которые активно вкладывают капиталы в привлекательные направления. Это сделало IT-сферу зоной высокой конкуренции, а это, в свою очередь, диктует постоянное наращивание темпа её развития. • В следствие такой подвижности качественные IT-проекты должны соответствовать большому количеству требований, которые можно назвать разноплановыми по своему содержанию. Основным из таких требований является необходимость реализации проектов в рамках минимально возможных сроков при достижении высокого уровня эффективности, что является труднодостижимой задачей. Это продиктовано тем, что практически невозможно точно определить сроки, необходимые для реализации таких проектов. Зачастую это вызвано необходимостью внесения незапланированных изменений, что является неотъемлемой частью жизненного цикла IT-проектов, целью которых являются необходимые доработки различных элементов продукта проекта. • Учитывая описанные особенности, разработки в IT-сфере предполагают проектную форму деятельности. Также использование проектного подхода объясняется ориентацией на иностранный опыт и использование передовых технологий. • IT-сфера активно развивается, занимая сегодня далеко непоследнее место в рейтинге стран, реализовывающих ITпроекты. При этом процесс представляет собой в большинстве случаев копирование иностранных образцов, а не наращивание своего собственного уникального опыта, что снижает уровень конкурентоспособности украинских IT-специалистов. Как следствие наиболее прибыльные проекты реализовываются вне Украины. • Таким образом, разработка уникальных подходов к реализации IT-проектов является актуальным вопросом, требующим рассмотрения. • Вопросы развития и усовершенствования подходов к разработке проектов в IT-сфере на сегодняшний день поднимаются в работах многих учёных. • Учитывая подвижность сферы, её постоянное развитие и выход на качественно новые уровни, имеющиеся исследования нельзя назвать исчерпывающими, чем обосновывается актуальность данной статьи. • Целью данной лекции является анализ и выделение особенностей IT-проектов, с целью разработки расширенной классификационной системы, позволяющей давать более широкие характеристики подобным проектам. • Создание качественного IT-продукта – это, прежде всего, создание сложных систем взаимодействия между элементами продукта на всех этапах жизненного цикла проекта. Задача проектного подхода в таком случае – обеспечение такого взаимодействия на качественно высоком уровне с максимальным эффектом. Этот процесс значительно осложняется широким спектром направлений IT-проектов по своей основной целевой ориентации. Такая особенность подобных проектов наглядно демонстрирует необходимость подробного анализа и выделения классификационных особенностей. • В первую очередь, необходимо дать определение термину «ITпроект», основываясь на стандартном определении термина «проект». Тогда IT-проект – это временное предприятие, направленное на разработку уникального продукта, имеющее чётко определённый срок выполнения, ограничения по ресурсам, свои критерии качества и понятия об успешном завершения. • Согласно целевой направленности, IT-проект - это проект, в рамки которого входят работы, связанные с информационными технологиями, которые в свою очередь направлены на создание, развитие и поддержку информационных систем. Основываясь на том, что под информационными системами понимают комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал и обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей, становится очевидным, что IT-проекты являются комплексными, отличаются такими характеристиками как сложность, масштабность и разнообразие. • В связи с этим, можно выделить ряд особенностей IT-проектов, влияющих на формирование эффективной системы управления: • - нестандартный жизненный цикл, который может включать в себя также тестовый, гарантийный и постгарантийный этапы разработки; • - необходимость четкого определения, уже на этапе инициации, требований к IT-проектам несмотря на подвижность и неоднозначность некоторых направлений в IT-сфере ; • - необходимость оперативного внесения изменений на этапе тестирования, что создаёт сложности, с которыми сталкиваются практически все руководители IT-проектов, вследствие чего происходит отставание от запланированных сроков. По статистическим данным 70% IT-проектов не укладываются в отведённые сроки, что приводит к превышению бюджета проекта, и, как следствие, невыполнению основных заявленных требований к проекту. • Для удобства анализа и синтеза проектов, а также систем управления ими множество разнообразных IT-проектов классифицируется по разным основаниям. • В научной литературе встречаются разные подходы к классификации проектов . Наиболее часто применяемой классификацией является: • Класс. По составу и структуре проектов и его предметной области проекты разделяются на монопроекты, мультипроекты, мегапроекты. • Тип. По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект, выделяют технические, организационные, экономические, социальные и смешанные проекты. • Вид. По характеру предметной области проекты подразделяются на: инвестиционные, научно-исследовательские, учебнообразовательные, смешанные. • Масштаб. По размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир проекты делят на: мелкие, средние, крупные и очень крупные проекты. • Длительность. По продолжительности периода осуществления проекты подразделяются на: краткосрочные, среднесрочные и длительные проекты. • Сложность. По степени сложности: простые, сложные и очень сложные. • Использование указанной классификации не в полной мере даёт представление об отличиях IT-проектов от других видов проектов. Как следствие, возникает необходимость индивидуализации представленной классификационной системы. • IT-проекты можно разделить на три основных типа: • разработка программного обеспечения, компьютерных программ, процедур и, возможно, соответствующей документации и данных, относящихся к функционированию информационной системы; • разработка продуктов ориентированных на он-лайн использование; • разработка различных приложений, чаще ярко выраженного коммерческого направления. Все три вида имеют свою специфику. Основываясь на такое разделение, можно выделить следующие классификационные признаки IT-проектов: • По характеру изменений: • - простые (проект, осуществление изменений в структуре и содержании которых, не приводит к изменению его стоимостных и временных параметров); • - средние(проект, осуществление изменений в структуре и содержании которых, приводит к не существенному изменению его стоимостных и временных параметров); • - сложные (проект, осуществление изменений в структуре и содержании которых, приводит к существенному изменению его стоимостных и временных параметров). • По масштабу: • - малые (стоимостью до 100 тыс. руб.); • - средние (стоимостью 100-500 тыс. руб); • -большие (стоимостью 500-1000 тыс. руб); • -значительные (стоимостью1000-10000 тыс.руб); • - сверхзначительные (стоимостью свыше 10 млн. руб.). • По длительности: • - Краткосрочные – длительностью до 1-го года; • - Среднесрочные – длительностью от 1-го до 3-х лет; • - Долгосрочные – длительностью свыше 3-х лет. • По стадиям жизненного цикла системы: • -оформление замысла и концепции; • - формулирование требований к системе; • -разработка системы; • -введение системы в эксплуатацию; • -поддержка существующей системы. • По виду продукта: • -система; • -программный продукт; • -технические средства; • - программно-технические комплексы; • -материалы, работы и услуги. • По функциональному назначению (ориентированность продуктов IT-проектов на направления деятельности заказчика): • - производственные; • - технологические; • - финансовые; • - исследовательские; • - маркетинговые; • - по управлению персоналом; • - по управлению проектами; • -игровые; • - комбинированные. • По глубине взаимного проникновения бизнеса заказчика и подрядчика: • - аутсорсинг; • - решения «под ключ»; • - совместные проекты; • - сервисная модель; • - аудит и консалтинг. • По виду заказчика: • - госсектор; • - медицина; • - образование; • - мелкий бизнес; • - крупный бизнес; • - логистика; • - сфера услуг; • - розница; • - энергетика; • - банковский сектор; • - транспорт и связь; • - промышленность; • - оборонная промышленность и т.п. • По виду автоматизируемых процессов: • - основные и вспомогательные; • - технологические и офисные; • - управленческие; • - аналитические; • - транзакционные; • - реального времени; • -с тем или иным акцентом на вычислительную обработку; • - передача данных; • - организация хранения; • - обработка медиа-контента; • - обеспечение безопасности и т.п. • По степени сложности: монопроекты, мультипроекты и мегапроекты с присущими им общепринятыми характеристиками. • По территориальному распространению: • - Мононациональные – продукт проекта ориентирован на территориальные регионы со схожей ментальностью; • - Полинациональные – продукт проекта ориентирован на территориальные регионы с разной ментальностью; По уровню влияния разработки интерфейса на проект: • - Низкий – результат разработки интерфейса имеет незначительное влияние на оценку проекта в целом, занимает небольшой отрезок времени в жизненном цикле проекта; • -Средний – результат разработки интерфейса имеет значительное влияние на оценку проекта в целом, занимает значительный отрезок времени в жизненном цикле проекта; • - Высокий − результат разработки интерфейса имеет критически важное влияние на оценку проекта в целом, занимает значительный отрезок времени в жизненном цикле проекта, может повлиять на принятие решения о закрытии проекта.
«Оценка эффективности IT проектов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 96 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot