Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Общее понятие лидерства. Теории лидерства

  • 👀 549 просмотров
  • 📌 498 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Общее понятие лидерства. Теории лидерства
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Общее понятие лидерства. Теории лидерства» docx
Лекция 1. Общее понятие лидерства. Теории лидерства Лидерство является предметом многочисленных исследований в различных науках. Исследование лидерства имеет свои особенности. Мы рассмотрим некоторые особенности изучения лидерства в различного видах организаций. Исследование проблемы лидерства определенно сохраняет актуальность в социологии, психологии, науках об управлении и по сей день, в связи с тем, что она непосредственно связана с вопросами власти, руководства и управления в организации. Одним из важных моментов, которые возникают при исследовании лидерства, является то, что данное понятие трактуется весьма неоднозначно. В литературе можно встретить различные трактовки. Лидерство, несомненно, играет важную роль в функционировании организации. От выбора определенного стиля лидерства может зависеть достижение производственных целей организации, так и удовлетворенность интересов ее работников. Как социальное явление лидерство сопровождает человечество на протяжении всего его существования. Там, где собирается даже самая небольшая группа людей возможно проявление лидерства, то есть один человек лидирует, а другие являются его последователями. Лидер влияет на процессы самоорганизации группы, формирование групповых норм и ценностей, на поведение последователей. В разные исторические эпохи предпринимались попытки как изучения лидерских качеств на основе описания личностей великих людей. Лидер – это Лидерство – это В зарубежной психологии на протяжении всего ХХ века теория лидерства развивалась по нескольким направлениям, в результате чего был накоплен богатый теоретический и эмпирический материал. Следует отметить, что специфика большинства англоязычных исследований заключается в частичном совмещении в слове «leadership» эквивалентов понятий русского языка «лидерство» и «руководство». Соответственно, большинство зарубежных исследований проводились в рамках организационного и политического лидерства. Ряд авторов предпринимали попытки разделения этих понятий, используя слово «headship» (в переводе на русский — «главенство») в противовес «leadership» для отделения административного влияния от собственно лидерского, однако в значительной части западных теорий лидерства все же сложно разделить «лидера» (в социально-психологическом смысле) и «руководителя». Поскольку нас интересуют прежде всего проблемы развития лидерских качеств, сосредоточимся на исследованиях, описывающих процессы становления лидерства в различных условиях групповой и профессиональной деятельности, особенности взаимодействия лидера и последователей, а также лидерские качества, мировоззрение и мотивы лидера, возможности развития лидерского потенциала. В отечественной социальной науке тема лидерства стала актуальной почти одновременно с началом изучения данного феномена за рубежом. В 1920–1930-е годы лидерство исследовали в основном психологи и большей частью на материале детских групп (как организованных, так и стихийных). Большинство авторов, писавших в тот период о коллективе, в той или иной мере касались проблемы «вожачества». Здесь можно упомянуть работы Е. А. Аркина, Д. Б. Эльконина, А. С. Залужного, П. П. Блонского, С. С. Моложавого, М. П. Феофанова, Б. В. Беляева, Н. Н. Корганова, И. Рудченко и др. В них обсуждались роль и функция вожаков в детском коллективе, факторы выдвижения ребенка в вожаки, типы вожаков и т. д. Работы того времени во многом имели описательный характер и несут на себе отпечаток социально-политической ситуации в стране в те годы. Вновь к исследованию проблемы лидерства отечественная социальная наука вернулась лишь в 1960-х годах. В этот период появилось большое количество работ, посвященных проблеме соотношения лидерства и руководства. Неоднократно предпринимались попытки уточнить и противопоставить эти понятия. Как правило, в первом случае выделялось естественное, свободное, неформальное начало, в противоположность официальному — во втором. Эти различия отражены в работе Б. Д. Парыгина, выделившего ряд отличительных черт лидера и руководителя: 1. Руководитель назначается либо избирается официально и призван осуществлять регуляцию официальных отношений группы. Лидер выдвигается неофициально и в основном осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе. 2. Руководство более стабильно, в то время как явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от жизнедеятельности группы и настроения в ней. 3. Руководитель выполняет несколько социальных ролей, в том числе является представителем группы во внешних инстанциях. Деятельность лидера ограничивается рамками внутригрупповых отношений и взаимодействий. 4. Руководство группой, в отличие от лидерства, предполагает гораздо более определенную систему различных санкций, которых в руках лидера нет. 5. Руководитель несет перед законом ответственность за деятельность группы и ее результаты. Лидер не несет подобной ответственности как за работу группы, так и за то, что в ней происходит. Данное разграничение руководства и лидерства — очевидно и значимо. Оно уточняет рамки понятия «лидерство», однако трудно реализуется при рассмотрении организационного лидерства, поскольку процессы «руководство» и «лидерство» совпадают. Характер и особенности принятия лидера и руководителя анализируются в работах Е. Б. Абашкиной и Ю. Н. Косолаповой. Согласно исследованиям авторов, даже если руководитель назначается извне, в качестве лидера его может признать и принять лишь сама ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается «снизу», более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается «сверху», так или иначе навязывается. На сегодняшний день существует модный термин softskills, который становится новым трендом профессионального образования. Исследования в области социологии показывают, что для работодателей важны не только профессиональные навыки (Hardskills), но и дополнительные знания, умения социальной сферы (softskills). Оксфордский словарь определяет softskills как личные качества человека, которые делают возможным взаимодействовать с другими людьми более эффективно и гармонично Современному обществу необходим человек с новым мышлением и новыми умениями и навыками. В рамках новой образовательной программы многие требования к учащимся претерпели существенные изменения, а также, появились новые понятия и стандарты. В настоящее время учащемуся любого звена недостаточно иметь только лишь знания, для выживания в современном мире ему необходимы определенные умения и психологическая подготовка, позволяющие быстро адаптироваться в изменяющемся мире. В исследованиях Портланда Ю. выделяется несколько признаков работника, обладающих навыками softskills: это человек, который проявляет гибкость, хорошо ладит с людьми, не боится брать на себя ответственность, умеет работать в команде, может обучать других, умеет убеждать людей, мотивировать, умеет грамотно управлять своим временем. Все перечисленные характеристики относятся к лидерским характеристикам. Согласно исследованиям Мамаевой С., составляющими понятия softskills являются: строгая деловая этика, положительное отношение к происходящему, хорошие коммуникативные навыки, умение все делать во время и в срок, умение решать проблемы, умение работать в команде и др. Теории лидерства Теория черт показывает, какими качествами должен обладать человек, который претендует на лидерство: это и самоорганизация, виденье перспектив, ответственность, имиджевые характеристики, умение выступать публично, умение убеждать, вести за собой. Сильные стороны теории Слабые стороны теории Ситуативная теория показывает, что лидерство явление нестабильное. В одной ситуации человек может проявить себя как лидер, в другой ситуации – нет. Последователи лидера, люди, которые дали лидеру некий кредит доверия, могут лишить лидера данного доверия, если он не оправдал их ожидания. Сильные стороны теории Слабые стороны теории Харизматическая теория лидерства. Сущность теории: Концепция харизматического лидерства стала своего рода попыткой второго рождения теории лидерских черт, а скорее и еще более раннего ее варианта – теории «великого человека», так как указывает на уникальное качество лидера, называемое «харизма». Данное понятие было известно еще в Древней Греции и упоминается в Библии. Традиционное понимание термина предполагало, что индивид имеет предназначение к руководству людьми, а потому наделяется «свыше» уникальными качествами, которые помогают ему в осуществлении своей миссии. Макс Вебер (Max Weber) первый обратил серьезное внимание на феномен харизмы, считая что повиновение может происходить из рациональных соображений, привычки, или из личной симпатии. И, соответственно, выделил три типа управления: рациональное, традиционное и харизматическое. «Харизмой» по Веберу следует называть качество, дарованное Богом. Благодаря этому качеству, человек воспринимается другими как одаренный сверхъестественными характеристиками. К харизматическим качествам М. Вебер относит магические способности, пророческий дар и др., а харизматиком является личность, способная воздействовать на людей с большой эмоциональной силой. Однако, обладание названными качествами не гарантирует господства, а лишь повышает шансы на него. Лидер опирается на миссию, которая может быть адресована отдельной социальной группе, т.е. харизма ограничивается рамками данной группы. Для того чтобы последователи признали качества вождя в лидере, он должен четко аргументировать свои требования, доказывать собственные умения и демонстрировать, что подчинение ему ведет к определенным результатам. Сильные стороны теории Слабые стороны теории Основные термины: лидер, лидерство, теории лидерства, руководство и лидерство.
«Общее понятие лидерства. Теории лидерства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot