Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Коммуникации лидерства

  • 👀 364 просмотра
  • 📌 324 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Коммуникации лидерства» pdf
Коммуникации лидерства К.с.н., доцент Данилова Наталья Ильинична • Тема 1. Введение в теорию и практику лидерства 1. Изучение феномена лидерства в зарубежной и отечественной науке Исследователи Р. Стогдилл (1948) Теория Теория личностных качеств или ―теория великих людей‖ (В различных ситуациях эффективные руководители обнаруживают различные личностные качества. «Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств») У. Беннис Теория личностных качеств (Определил четыре группы (середина 1980-х лидерских качеств управление вниманием, управление гг.) значением, управление доверием, управление собой. Предложил лидерам делиться властью в организации и тем самым создавать определенную среду, в которой люди смогут почувствовать свою значимость, возможность познания того, что они делают. Ф. Фидлер В 1930-х годах - поведенческий подход к исследованию лидерства Поведенческая теория лидерства (Обращает внимание не на качества лидера, а на манеру поведения, ориентированного на отношения с подчиненными и на выполнение задач.) 1. Изучение феномена лидерства в зарубежной и отечественной науке К. Левин Поведенческая теория лидерства (Разработал классификацию поведения лидера, основанную на распределении влияния при принятии решения между лидером и подчиненным. Выделил два традиционных стиля управления: автократичный и демократичный П. Херси и К. Бланшар (современная модель) Ситуационная теория «теорию жизненного цикла» (Степень проявления власти лидера зависит от «зрелости» последователей или исполнителей. Лидер может менять свое поведение в зависимости от зрелости индивида или группы) Р. Стогдилл и С. Шартл (первая половина 20 в) личностно-ситуационная теория ( концепция взаимодействия). (Предложили изучать лидерство с точки зрения статуса, взаимодействия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы. Е. Уэсбур, К. Кейс, Дж. Развитие личностно-ситуационных теорий (изучение Браун лидерства должно включать как эмоциональные, интеллектуальные и деятельностные черты индивида, так и специфические условия, в которых он действует) Е. Холландер личностно-ситуационная концепция (теория «кредит доверия») Холландер ввел понятие «кредита доверия», то есть права лидера на нестандартность поведения в определенных рамках. В целом позиция лидера зависит от того, насколько он соответствует ожиданиям группы по своим качествам. Т. Парсонс 1953 г Атрибутивные теории. (Акцент сместился от анализа личностных характеристик лидера к рассмотрению особенностей восприятия его со стороны последователей) А. Маслоу 1954 Мотивационная теория (Эффективность лидерских действий зависит от того, как лидер воздействует на мотивацию последователей, на их способность к эффективному выполнению работы и на их чувство удовлетворения от деятельности. ) К. Ходжкинсон (1980-1990) Ценностные теории (Изучение проблем ценностей, этики и морали . Лидер в идеале должен проверять ценности организации и каждого его члена) С. Кучмарски и Т. Кучмарски (1990-е) Ценностные теории (Люди готовы следовать за человеком, у которого есть чему поучиться (лидерскому поведению и мировоззрению, эффективному взаимодействию с окружающими ит.п.). Подходы к пониманию лидерства . Американский лидерство - «последовательность действий, которая исследователь Дж. обеспечивает систему внутригруппового Хэмпил взаимодействия, направленную на решение общих проблем». М. Ричардс и П. лидерство - «процесс влияния, развитие которого Гринлоу зависит от личных качеств лидера и последователей, а также от особенностей конкретной ситуации». Г. Вайрих и Г. Контц Г. Юкл лидерство - «влияние, т.е. искусство или процесс влияния на людей таким образом, чтобы они добровольно прилагали усилия и энтузиазм для достижения групповых целей». лидерство - влияние на цели в задачах и стратегии, влияние на обязательства и управляемость в поведении, сопровождающем задачи, направленные на достижение цели, влияние на групповую сплоченность и идентификацию, и, наконец, влияние на организационную культуру». различные подходы к пониманию лидерства О.С. Виханский и А.И. Наумов Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей». Н.П. Пищулин, В.Ф. Ковалевский, В.М. говоря о теориях лидерства, определяют их предмет Анисимов как исследование одного из механизмов групповой интеграции, «объединяющей действия группы вокруг индивида или определенной части группы, которые играют роль руководителя». Н.И. Ильин, И.Г. Лукманова, А.Н. лидерство - «способность оказывать влияние на Немчин и др. отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей». Подходы к пониманию лидерства Социологический словарь 1) ведущее положение отдельной личности, социальной группы, обусловленное более эффективными результатами их деятельности и воздействия на развитие общества в целом или его различных составляющих и сфер (экономической, научной, социальной, политической) 2) процессы внутренней самоорганизации социальной группы, обусловленные индивидуальной инициативой ее членов. 3) способности, качества и поведение, связанные с ролью группового лидера, которое может присваиваться индивидуумам на основе личных качеств и опыта либо посредством традиции и /или занимаемой позиции. Вывод • Феномен лидерства имеет три неотделимых друг от друга измерения: • Лидерство - есть ситуация первенства, лидирования человеком, по отношению к другим людям (например, лидерство в научной сфере и т.д.); • Лидерство - есть деятельность индивида в социальной группе, возможная благодаря наличию у него особых качеств и характеристик: каким образом то, что он делает, отличает его от окружающих и позволяет занять позицию доминирования (обладание определенными личностными качествами и знаниями, соответствующими требованиям сложившейся ситуации); • Лидерство - есть обязательное наличие последователей. Лидерство – это тип отношений, складывающихся между лидером и его последователями. • Лидерство – это и характеристики, которые позволяют человеку или группе людей выделиться, и то, каким образом он или они ведут за собой всех равняющихся на них • 2. Современная типология и функции лидерства в организации • Платон : 1) правители-философы, разумно и справедливо управляющие государством; 2) военачальники, организующие охрану государственных границ и проводящие в жизнь волю государства; 3) руководители ремесла и земледелия, задача которых организовать производство таким образом, чтобы оно было эффективным и позволяло производить продукцию, необходимую для удовлетворения потребностей всех граждан общества. • М. Вебер выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рациональнолегальное. • Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. Такой тип лидерства характерен для «доиндустриального «общества». • Рационально-легальное, или бюрократическое, лидерство, по М. Веберу, присуще «индустриальному обществу». Характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рациональнолегального лидера основывается на праве • Парыгин: а) по содержанию деятельности, б) по стилю деятельности, в) по характеру деятельности По содержанию Лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения; Лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы; Лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами. По характеру деятельности Универсальный тип, т.е. постоянно проявляющий качества лидера; Ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации. По стилю деятельности Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Демократический. - Инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. «Невмешивающийся» лидер. Такой лидер старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. • Э.де Боне выделяет типы лидерства на основе выполняемой роли руководителя-лидера Наиболее наглядный тип. К нему относятся те, кто любит принимать решения самостоятельно под личную Ведущие за ответственность. Лидерство — их естественное состояние. Собой Но это не лидеры от рождения, лидерские качества приходят с опытом. Отличает знание психологии своих последователей. Они Организаторы лучше всего подходят для управления людьми в малых групп группах Самый рациональный тип лидеров. Их отличает энергичная Исполнители деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив. Легко контактируют с сотрудниками, могут отстоять свое Дипломаты мнение, используют диалоги и умеют разрешать проблемы с глазу на глаз Ориентация на новые задачи, содействие передовому, Генераторы идей. интуиция, синтез знаний, самокритичность Предприимчивость, свежий взгляд на уже знакомые факты. Продавцы идей. Контроль своих и чужих эмоций Синтезаторы. Разъяснители Реакторы Коммуникаторы. Исследователи Умеют выделить самое главное из очень большого объема информации, что позволяет им открыть нечто новое Умеют разъяснить последователям суть даже самой запутанной ситуации Активно и разумно-критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями Отличает высокая коммуникабельность, умение слушать людей. Хороший учитель одновременно коммуникатор Умеют получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты • Р. Каттел и Г. Стайс определили три типа лидеров в зависимости от их личных качеств: • «технический лидер», эффективно решает оперативные задачи; имеет больше других типов лидеров возможности влиять на членов группы, так как непосредственно связан с ними; • «выдающийся» лидер, оказывает наиболее сильное влияние на действия группы в любой ситуации; • «харизматический лидер», он наиболее симпатичен для подчиненных Вывод-критерии Категория Обоснование По направлению деятельности Лидер-новатор. Он поощряет фундаментальные изменения, понимает, насколько успешной будет реализация изменений. Вдохновляет на эффективное взаимодействие сотрудников компании.  Ставит четкие цели, ясно разъясняя, почему именно эти цели и задачи установлены и как каждый может проявить свою индивидуальность, внеся свой вклад в осуществление успешного результата. Раскрывает уникальность и таланты людей, мотивируя их на создание более значительных результатов ЛидерПринимает ценности своей организации. консерватор Привержен стереотипам социального поведения, стремится консервировать или адаптировать их к изменениям. Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Соответственно вся активность лидера, программа и все его действия направлены на обоснование необходимости сохранения организации в его современном виде. Они обеспечивают стабильность и постоянство Деление по характеру деятельности Универсальны т.е., постоянно проявляющий свои лидерские качества й Ситуативный проявляется в определенной ситуации Типология лидерства             Лидер может быть Формальный (официальный) Неформальный (обладает общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций) Смешанный Основание для типологии Сфера взаимоотношений лидер по определению путей к достижению групповой цели лидер по оптимальному решению технических задач лидер по установлению психологического климата лидер по содержанию групповой атмосферы Признак формирования межличностных отношений и распределение функций в группе лидер-инициатор лидер-организатор (деловой лидер) лидер-эрудит лидер-генератор эмоционального настроя лидер-умелец Функции, реализуемые лидерами Типология лидерства Лидер может быть           Основание для типологии инструментальный лидер (функциональный лидер) эмоциональный лидер универсальный (сочетает оба типа в определенных пропорциях) Типы групповой деятельности: инструментальная и экспрессивная лидер-организатор (лидер-созидатель) лидер-дезорганизатор (лидер-разрушитель) С позиции организованности универсальный лидер (лидер в любой обстановке) ситуативный лидер Характер деятельности авторитарный лидер демократический смешанный По стилю руководства 3. Лидерство и руководство • Формальный лидер – руководитель, целенаправленно избранный или назначенный вышестоящими инстанциями. Он ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, • Неформальный лидер – выдвигается группой стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, и на него не возложены никакие официальные обязанности. Максвелл Д. «21 неопровержимый закон лидерства» разница между двумя типами лидеров: лидер по должности реальные лидеры Говорят первыми Говорят позже Нуждаются во влиянии реального лидера, чтобы нужные вещи были сделаны Оказывают влияние только на других лидеров по должности Нуждаются только в собственном влиянии, чтобы нужные вещи были сделаны Оказывают влияние на всех, кто присутствует в помещении 4. Функции лидерства Функции значение Характеризуется возможностью лидера Инновационная. генерировать новые идеи и добиваться их претворения в жизнь.. Способствует массовому общению людей, Коммуникативная совместному их действию в различных неформальных видах общения. Лидер в большинстве случаев служит источником Мировоззренческая ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. Организаторская Прогностическая Проявляется в том, что лидер создает, организует и руководит деятельностью всей группы. заключается в прогнозировании развития социальных процессов в стране, регионе, своей организации, особенностей деятельности и возможных результатов. Функции лидерства Функции значение позволяет быстро и без особых трудностей Мобилизационная приспосабливать изменения внутренней среды (организации фирмы) и внешней среды к социальным, политическим, научно-техническим изменениям носит характер обратной связи Информационная Контролирующая Управляющая корпоративной культурой обеспечивает контроль всех подразделений организации. культивирование общих ценностей, развитие персональной ответственности, и т.д.
«Коммуникации лидерства» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot