Наука до Нового времени
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Наука до Нового времени
Как воспринималось знание в первых государствах Египта,
Междуречья, Китая, Индии. — Наука Античности. Становление
теоретического познания. Формирование первых научных и
философских школ (пифагорейцы, школы Платона и Аристотеля, секты
эпохи эллинизма). — Средневековая ученость как особая форма
научного знания. Алхимия и схоластика: герметика и авторитетное
знание как первичные формы экспериментального познания природы
VS церковной догматики.
I.
Если на вопрос о происхождении науки мы отвечаем, что наука была
всегда (со времен образования первых государств), то необходимо
рассмотреть:
1. Каким образом существовала наука в древнейших государствах;
2. Что радикально нового привнесли ученые Древней Греции в научное
познание мира.
В связи с наукой древних государств Китая, Индии, Междуречья, Египта
традиционно говорят о донаучных (протонаучные) формах знания (или
«палеомышление»). Имеется в виду, что собственно теоретические
положения в науке появились именно в Античном мире, прежде всего после
работ по математики Фалеса и Пифагора.
Считается, что цивилизации востока обладали сложными, хотя и только
постулируемыми (бездоказательными) сводами знаний и навыков (таких как
систем счисления, календари, наблюдения за явлениями природы и
комплексами астрономических, географических, медицинских, технических
знаний). Во многом положения, высказываемые в рамках донаучного знания,
передавались в узких кругах посвященных, либо в узких семейных кругах
(жрецы в Египте, халдеи в Вавилонии и т.п.), а не были свободными знаниями,
доступными каждому. Такая форма научного знания существовала и
использовалась главным образом на практике.
Греки во многом заимствуют достижения египтян и вавилонян; однако они
придают знанию радикально иное значение. Главным образом, греки
привнесли теоретическое (от
θεωρία
— theoria, «созерцание») знание, или
«духовное созерцание абстрактных вещей» (ФЭС).
Для грека существовали различные виды того, что мы могли бы называть
«знанием»:
Гнозис (γνώσις — gnosis) — познание в полноте его положений (мы бы
назвали это системой знания);
1
Эпистема (ἐπιστήμη — episteme) — изучение чего-то, познание чего-то;
знание как свод положений и правил в данной области (мы бы назвали
это наукой);
Фронесис (φρόνησις — phronesis) — знание о должном и не должном,
практическая мудрость (мы бы назвали это житейской смекалкой)
Матема (μάθημα — mathema) — знание о чем-то; то, чему можно
научить, например, искусству счета (мы бы назвали это знанием о чемлибо).
При этом знание может быть более или менее совершенным. Так, согласно
Аристотелю, практическое знание (как и практическая жизнь) менее
совершенно, чем знание умозрительное, теоретическое (как и теоретическая
жизнь). Необходимо иметь в виду разделение мира Аристотелем на подлунный
(изменчивый, движущийся — физический) и надлунный (неизменный, мир
причин — метафизический).
Традиционно в школах Античности существуют экзотерическое
непосвященных) и эзотерическое (для посвященных) образование.
(для
Школы в истории греческой философии:
Досократические (VII—V вв до н.э.): ионийцы и элеаты (см. Лекцию 1);
пифагорейцы; софисты;
Классический период (IV в до н.э.) — Академия Платона и Ликей
Аристотеля;
Школы эпохи эллинизма (IV в до н.э.—II в. н.э.): киники, скептики,
стоики, эпикурейцы;
Поздняя античность (от II в. н.э. до закрытия Академии в 529 г.
Юстинианом) — неоплатоники.
II.
С принятием в 313 году императором Константином Великим
Медиоланского (Миланского) эдикта христианство постепенно становится
официальной религией Римской империи. Усиливается влияние духовной
власти над светской. С падением Западной Римской империи и до возвышения
Константинополя в VIII — IX вв. н.э. церковь становится одним из
цивилизационных столпов бывшего Римского мира (до своего раскола на
католическую и православную ветви в 1054 году — NB!«Догмат о Filioque»)
Основа знания в Средние века — Священное писание (Библия, особенно —
Новый Завет). Бог есть Логос («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и
Слово было Бог» — Евангелие от Иоанна, 1:1). Истина открывается не
созерцанием, не опытом, а Откровением.
2
Основные черты Средневекового знания:
1. «Важнейшая задача, которая решалась философами и богословами
Средневековья — комментирование библейских текстов, определяемое
как встреча смыслов Божественного Откровения и человеческого
понимания. Доминирующий метод познания — герменевтика [искусство
толкования священных текстов] <…> Отсюда — интерес к проблеме
понимания, отношения смысла и Слова, а вместе с ним — знака и
значения» (Бучило Н. Ф., Исаев И. А. «История и философия науки»). С
проблемой понимания связан и знаменитый спор об универсалиях
(общих понятиях).
2. От античности мыслители христианского Средневековья наследуют: идеи
неоплатонизма, аристотелевскую логику, его же физическое учение.
Однако мысль средневекового философа, ученого несамостоятельна —
она всегда опирается на авторитет (пример — псевдо-Дионисий
Ареопагит).
3. Бог создал две книги, которые открыты человека только посредством
Откровения: Книга Природа и Священное Писание. Человек не может
вторгнуться в них и познать их собственными силами. Отсюда — запрет
на экспериментальное знание, исследование природы, сомнение в
положениях католической церкви (вскрытие трупов, химические и
физические опыты, критика официальных догматов и проч.)
4. Человек — несовершенное создание совершенного Создателя. Человек
подвержен Первородному греху (падение и изгнание из Рая Адама).
Следовательно, и мир земной — это лишь несовершенное подражание
совершенному граду небесному (метафора Августина Блаженного).
Человек наделен свободой воли, но не способен миновать Провидения
Господня.
Вместе с тем в Средние века появляются и первые университеты:
1088 — Болонский университет (старейший в Европе);
до 1096 — Оксфордский университет;
Середина XII в. — Парижский университет;
1209 — Кембриджский университет;
1222 — Падуанский университет;
1343 — Пизанский университет и т.д.
Традиционно обучение в университете разделяется на начальный курс, или
тривиум (гуманитарные науки: грамматика, диалектика (логика), риторика) и
повышенный курс, или квадривиум (точные науки: арифметика, геометрия,
астрономия, музыка). Для истории философии важнейшим результатом
образования университетских школ и корпораций стало возникновение
схоластики (развивавшейся в атмосфере диспутов и составлении ученых
трудов — «сумм», «компендиумов», «комментариев» и т.п.). Возникают первые
3
алхимические опыты (запрещающиеся Церковью), создаются и оформляются
герметические общества (по имени древнего мага Гермеса Трисмегиста).
Ключевые слова: палеомышление, протонаука, теоретическое знание,
практическое знание, физика, логика, метафизика, универсалии, авторитет,
тривиум, квадривиум, схоластика, герметизм, алхимия.
Ключевые фигуры: Пифагор, Платон, Аристотель, Зенон Китийский, Эпиктет,
Эпикур, Плотин, Константин Великий, Гермес Трисмегист, Августин Блаженный,
Петр Абеляр, Фома Аквинский, Марциан Капелла, Роджер Бэкон.
4