Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Налоги и налогообложение

  • 👀 714 просмотров
  • 📌 635 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Налоги и налогообложение» doc
Кафедра «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» К.э.н. доцент Еременко В.А. Лекции по дисциплине «Налоги и налогообложение» Экономическая сущность налогов. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с налогоплательщиков (с ЮЛ и ФЛ) по ставке установленной законодательством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру и на состояние НТП. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и т.д. В налоговых отношениях экономически воплощено существование государства. Изъятие государством в пользу общества ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. С экономической точки зрения, налоги – инструменты фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне. С юридической точки зрения, налоговые отношения – система специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а с другой субъект налогообложения, на которого возложена обязанность оплачивать налоги в бюджет в соответствии с налоговым законодательством. Можно выделить два направления, регулирующих доходность государства в сфере налогообложения: а) первый, заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании налоговой части бюджета. б) второй, заключается в стимулировании по средством рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики. В этом проявляется ее регулирующая функция. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП: 1) Работники своим трудом создающие материальные и нематериальные блага, и получающие определенный доход. 2) Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала действующего в сфере предпринимательства. Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательный платежей, взимаемых в установленном порядке с налогоплательщиков ЮЛ и ФЛ. Классификация налогов I. Финансово-экономический признак. 1. По способу изъятия: - прямые; - косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины). 2. По переложению налогового бремени: - перелагаемые (косвенные); - неперелагаемые (прямые). 3. По способу обложения: - налоги с ЮЛ; - налоги с ФЛ. - общие налоги. 4. По объекту обложения: - имущественные; - рентные; - с выручки; - налоги на потребление. 5. По единице налогообложения: - экономические налоги; - расчетные. 6. По налоговым ставкам: - прогрессивные; - регрессивные; - пропорциональные; - твердые; - кратные МРОТ. 7. По сфере функционирования: - общеобязательные; - специальные. 8. По целевой направленности: - абстрактные; - конкретные. 9. По способу выражения: - налично-денежные; - безналичные. 10. По общему признаку налогового источника: - налоги на доходы; - налоги на расходы; 11. По источнику уплаты: - индивидуальные; - включаемые в себестоимость; - за счет балансовой прибыли; - за счет чистой прибыли; - с выручки. 12. По способу обложения и взимания: - кадастровые; - декларационные; - у источника. II. Административно-правовой признак. 1. По праву использования платежей: - собственные; - регулирующие. 2. По структурно-административному признаку: - федеральные; - региональные; - местные. 3. По способу перечисления: - автоматически; - самостоятельно; - по поручению. III. Пространственно-временной признак. 1. По периодичности: - срочные; - регулярные. 2. По времени и месту взимания: - у источника дохода; - у владельца собственника дохода; - при расходовании средств. Функции налогов 1. Фискальная функция. Обеспечивает формирование финансовых ресурсов государства необходимых для реализации бюджетной, социальной и иных программ, а также для существования государственных институтов. 2. Экономическая функция. Предназначена для социально-справедливого перераспределения доходов, в зависимости от социально-экономических приоритетов или значимости субъектов предпринимательства, т.е. это инструмент косвенного регулирования экономики. 3. Регулирующая функция. Проявляется в том, что налоги являются инструментом оказания влияния на воспроизводство стимулируя или замедляя его темпы, платежеспособный спрос, накопление капитала, НТП и т.д. 4. Контрольная функция. Заключается в том, что с помощью налогов государство осуществляет контроль за доходами и расходами налогоплательщиков. 5. Социальная функция. Принципы налогообложения. Принципы по Адаму Смиту. 1. Равномерность, т.е. равнонапряженность налоговых изъятий, единство требования государства к налогоплательщикам и всеобщность налоговых правил. 2. Определенность, означает четкость, ясность, понятность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы, их неизменность в течении длительного времени. 3. Простота и удобство. 4. Неотягощенность, т.е умеренность налогов. Адам Смит предложил в качестве основных характеристик выплат рассматривать: прибыль, ренту, и з/п. Принципы российского налогообложения. 1. Всеобщность, т.е. охват налогом всех экономических субъектов, получающих доходы. 2. Стабильность, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени. 3. Равнонапряженность, т.е. равная нагрузка для субъектов с одинаковыми уровнями доходов. 4. Обязательность, т.е. принудительность налога и неизбежность его выплаты. 5. Социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на риск дохода и группы населения. 6. Горизонтальная справедливость. 7. Вертикальная справедливость. Система сущностных характеристик налогов Элементы налога Отражают социально-экономическую сущность налога и используются в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условиях налогообложения, порядок исчисления и взимания налогов. Налогообложение – процесс установления взимания налогов в стране, определение видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты в кругах ЮЛ и ФЛ, которые являются налогоплательщиками в соответствии с выработанной налоговой политикой и принципами налогообложения. Субъект налога – налогоплательщик, т.е. ЮЛ или ФЛ, на которое законом возложена обязанность по внесению налога в бюджет. Носитель налога – это ФЛ или ЮЛ, уплачивающее оклад налога субъекту налога, а не государству. Классическим примером переложения налогов являются косвенные налоги. Объект налога – это имущество, доход, предмет, добавленная стоимость, отдельные виды деятельности, которые служат основанием для обложения налога. Источник налога – доход субъекта или носителя налога, из которого вносится оклад налога в бюджет. Единица налога (масштаб) – это единица измерения объекта налога, принятая за основу для исчисления оклада налога. Ставка налога – размер налога, установленный на единицу налога. Виды налоговых ставок: - прогрессивные; - регрессивные; - твердые; - пропорциональные; - кратные МРОТ. Оклад налога – сумма налога, исчисленная на весть объект налога за определенный период времени и подлежащая внесению в бюджет. Налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налоги и сроки внесения последнего в бюджетный фонд. Налоговая квота – доля оклада налога в источнике налога. Она может быть исчислена по конкретному налогу, а также в целом по субъекту налога. Она отражает тяжесть налогов, времени и показывает какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог или все налоги в совокупности. Налоговый кадастр – перечень объектов налогов с указанием их доходности. Система налогов – совокупность и структура налогов данной страны, в соответствии с их классификацией установленной в законодательном порядке. Переложение налогов – полной или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога. Различают прямое и обратное переложение налогов. Прямое совершается по средством включения налога в цену товара. Обратное переложение выражается в понимании цены и имеет место при продаже земли, домов, акций, облигаций, когда налог переносится на продавца по средством вычета из продажной цены капитализированной суммы налога. Налоговый иммунитет – освобождение лиц, занимающие особо привилегированное положение, от обязанностей платить налоги. Налоговая декларация – официальное заявление налогоплательщика о полученных им и подлежащих налогообложению доходах, за определенный период времени и о распространение на них налоговых скидок и льгот. Налоговое бремя – обобщенная характеристика действия налогов, указывающая на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также доходов отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является доля налогов ВВП. Налоговое обязательство – экономическое соглашение по которому, налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по исчислению и уплате налогов, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать у налогоплательщика исполнение этого обязательства. Налоговое обязательство существует обстоятельств, установленных налоговым законодательством страны. Налоговая оговорка - это условие во внешнеторговых конкретных договорах об оказании услуг, кредитном соглашении, устанавливающее, что каждая из договорившихся сторон обязуется уплатить все налоги и сборы, полагающиеся на территории своей страны. Налоговая оговорка регулирует отношения между экспортерами и импортерами по поводу уплаты налогов. Налоговые каникулы – установленный законодательством срок, в течении которого определяется группа предприятия, освобождающихся от уплаты налога. Инвестиционный налоговый кредит – скидка с налога на прибыль предприятию, предоставляемая при приобретении новых средств производства. Налогообложение двойное – неоднократное обложение одного и того же объекта налога. Налогоплательщики – это ФЛ и ЮЛ, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги. ЮЛ – это предприятия или организация, выступающая в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей и имеющего следующие признаки: - наличие имущества, обособленного от имущества собственника. - независимость существования от входящих в его состав отдельных лиц. - право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью. - право осуществлять от своего имени экономические операции. - право выступать в суде от своего имени, в качестве истца или ответчика. - самостоятельная имущественная ответственность. ФЛ – граждане данной страны, участвующие в экономической деятельности и выступающие в качестве полноправного ее субъекта. К ФЛ относят: граждан данной стран, ин. граждан, лиц, без гражданства, которые действуют в экономике, в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определенный хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами, организациями, ЮЛ. ФЛ действуют в экономике от своего имени. Резиденты- ЮЛ и ФЛ постоянно зарегистрированные или постоянно проживающие в данной стране. Нерезиденты – 1) ЮЛ, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект хозяйствования в другой стране. 2) ФЛ, действующее в данной стране, но проживающее в другой стране. Налоговый агент – лицо, на которое в силу принятого налогового законодательства возлагается обязанность по исчислению в соответствующий бюджет налога или сбора. Пр.: налоговой агент – работодатель, который выплачивает з/п работникам, начисляет, удерживает НДФЛ из з/п. Налоговая политика и механизмы налогообложения Налоговая политика – представляет собой комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение определенных целей и задач. Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Задачи налоговой политики сводятся: к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, к сглаживанию неравенства в уровнях доходов населения. Условно задачи налоговой политики делятся на 3 составляющие: - фискальную; - экономическую; - контролирующую. Основные задачи налоговой политики являются: создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов, и стимулирование экономического роста по средством сочетания личных и общественных интересов. Выделяют три типа налоговой политики: 1. Высокий уровень налогообложения; 2. Низкое налоговое бремя; 3. Налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения. На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов налогообложения. Формирование налогового механизма Налоговая политика осуществляется в соответствии со следующими принципами: 1. Принцип справедливости; 2. Принцип платежеспособности; 3. Принцип стимулирования предпринимательской активности. Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой и нормального функционирования налогового механизма государство использует налоговые инструменты: - налоговые льготы – это снижение размера (тяжести) налогообложения. Существует несколько видов налоговых льгот: а) введение налогового минимума – это освобождение от налога части объекта налога; б) установление налогового иммунитета; в) понижение ставок налога; г) уменьшение оклада налога; д) предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога в бюджет). е) изъятие из налогообложения части объекта налога; ж) освобождение от отдельных видов налогов. - сроки уплаты налогов; - ставки налогов; - виды налогов; - субъекты налогов; - налоговые санкции – штраф, за нарушение налогового законодательства. Пеня не является налоговой санкцией – это мера воздействия, применяемая к налогоплательщику за нарушение сроков, за несвоевременную уплату налогов в бюджет. Роль налогов в формировании доходов государства При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней необходимо классифицировать доходы по видам: Доходы бюджета в соответствии с бюджетным кодексом РФ образуются: 1. За счет налоговых поступлений; 2. За счет неналоговых видов доходов; 3. За счет безвозмездных перечислений. К неналоговым доходам относятся: - доходы, от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; - доходы, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями в ведении собственно федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в результате возмещения вреда. - доходы, в виде финансовой помощи, полученные из бюджетов других уровней, а исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов. - иные неналоговые доходы. К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от ФЛ и ЮЛ, международных организаций, правительств иностранных государств и т.п. К собственным доходам бюджета относят доходы полностью или частично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соответствующие бюджеты. Под регулярными доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год или на долговой основе устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или в местные бюджеты. Самые собираемые налоги в бюджет: НДФЛ, НДС, имущественные налоги, налог на прибыль. Возникает вопрос, а в каком размере определить величину налоговой ставки, чтобы в бюджет поступала максимальная сумма налогов. Ученый Лаффер построил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой. Кривая Лаффера показывает связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляет такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. Кривая дает ответ на вопрос «при какой ставке налогов, налоговые поступления в бюджет максимальны?» При дальнейшем повышении ставки мотивация предпринимательской деятельности ослабевает, падают объемы производства и уменьшаются налоговые отчисления. Лаффер предполагал в качестве оптимального значения рассматривать 30% налоговой ставки. Налоговые органы РФ, организация налогового контроля Налоговые органы составляют единую централизованную систему налоговых органов и представлены следующими звеньями: 1. Федеральная налоговая служба РФ; 2. Межрегиональная налоговая инспекция; 3. Инспекции по районам и в городах. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются конституцией РФ, НК РФ, Федеральным законом «О налоговых органах в РФ» и другими законодательными актами. Главные задачи налоговых органов: 1. Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет. 2. Валютный контроль в соответствии с законодательством с РФ. Вопросы отнесенные к компетенции налоговых органов: 1. Регистрация ЮЛ и предприятий. 2. Право налагать административные штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах. 3. Право приостанавливать операции предприятий по расчетному счету в банке, в соответствии со ст.7 закона «О налоговых органах в РФ». 4. Налагать штрафы за нарушение порядка зачисления валютной выручки. 5. Правило применения контрольно-кассовых машин и регистрация ККС. 6. Контроль за оборотом алкогольной продукции. Организация налогового контроля в РФ осуществляется по 2 направлениям: 1. Первичный контроль. Осуществляется на предприятии и включает в себя: а) внутренний контроль (бухгалтерский); б) внутренний аудит; в) внешний аудит. 2. Государственный контроль в лице налоговых органов осуществляется в виде двух проверок: камеральной и выездной, а также в виде системы оперативного бухгалтерского учета налогоплательщиков в налоговых органах. Камеральная проверка – это проверка на стадии приемки предприятий бухгалтерской и налоговой отчетности. Направления камеральной проверки: - проверка полноты отчетности т.е. должны быть представлены все расчеты в срок по всем налогам; - правильность заполнения документов, увязка данных всех форм баланса; - обоснованность применения предприятием льгот по налогам. По результатам камеральной налоговой проверки акт не составляется. Выездная налоговая проверка – проверка первичных бухгалтерских документов непосредственно на предприятии. Выездные проверки проводятся по плану или графику, в который включаются конкретные предприятия и вопросы, подлежащие проверки. Предприятия для проверки подбираются по материалам камеральных проверок, сведений о нарушениях, и в соответствии с требованиями не меньше одного раза в три года. Результаты оформляются актом, в нем указывают конкретные цифровые данные по каждому виду нарушений и суть нарушений со ссылкой на законодательство, дополнительные суммы начисленных налогов, выводы и предложения по устранению выявленных нарушений. Налогоплательщик вправе рассмотреть и в двухнедельный срок представить письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражений по акту. После двухнедельного срока руководитель инспекции рассматривает акт с учетом объяснений или возражений и выносит решение: - о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности; - об отказе от привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности; - о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Контроль за деятельностью предприятий и ФЛ достигается по средством ведения налоговыми органами оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей по каждому плательщику. Порядок ведения оперативно-бухгалтерского учета определяется Федеральной налоговой службой России. Учет поступлений и фактически поступивших сумм налогов и финансовых санкций ведется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, утвержденной Министерством Финансов России. Бюджетная классификация является основанием и методологическим документом на базе которого должны составляться и использоваться бюджеты всех уровней. Бюджетная классификация предусматривает, что каждый вид налога или другого обязательного платежа зачисляется на строго определенный для него код бюджетной классификации. В соответствии с бюджетным кодексом РФ, функции по использованию бюджетов возложены на органы федерального казначейства. Копии платежных поручений передаются по установленной форме в налоговые органы для осуществления учета и контроля за поступлением налогов. Учет начисленных и поступивших сумм налогов с ФЛ ведется лицевых счетах. По состоянию на 01.01 производится сверка расчетов с бюджетом по всем плательщикам. Налоговые органы сверяют данные лицевых счетов с данным бухгалтерских отчетов предприятий и их налоговыми расчетами. На основе данных лицевых счетов составляется реестр по форме №25. На основании этих реестров и данных лицевых счетов налогоплательщиков каждая инспекция по месту регистрации составляется статистическую отчетность о поступлении сумм налогов в бюджет – по форме НМ и по недоимке по платежам в бюджет по форме № 4 НМ. Налоговый кодекс РФ Налоговый кодекс является основным нормативным документом на федеральном уровне, который состоит из двух частей и заменяет закон «Об основах налоговой системы РФ». Налоговый кодекс устанавливает принципы построения и функций налоговой системы, порядок ведения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления местных и региональных налогов и других обязательных платежей. Налоговый кодекс определяет правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Часть I НК РФ Раздел 1. Состоит из общих положений характеризующих законодательство о налогах и сборах, и устанавливающих систему о налогах и сборах в РФ. Раздел 2. Речь идет о налогоплательщиках, налоговых агентов, об их правах и обязанностях и о представительстве налоговых отношений. Раздел 3. Посвящен налоговым органам и органам государственной власти. Раздел 4. Устанавливает общие правила использования по оплате налогов и сборов. Раздел 5. Определяет порядок сдачи налогоплательщиком декларации, а также формы, методы и способы проведения налогового контроля. Раздел 6. Классифицируются налоговые правонарушения и определяется ответственность за их нарушения. Раздел 7. Приводится порядок обжалования актов налоговых органов и действия их должностных лиц. Часть II НК РФ Посвящена конкретным видам налогов, которые делятся на федеральные, региональные и местные. Раздел 8. Федеральные налоги. Глава 21. НДС Глава 22. Акцизы Глава 23. НДФЛ Глава 24. ЕСН Глава 25. Налог на прибыль. Глава 25.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Глава 25.2. Водный налог. Глава 25.3. Государственная пошлина. Глава 26. Налог на добычу полезных ископаемых. Раздел 8.1. Специальные налоговые режимы. Глава 26.1. Единый сельскохозяйственный налог. Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения. Глава 26.3. Единый налог на вмененный доход. Глава 26.4. Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции. Раздел 9. Региональные налоги и сборы. Глава 27. Не действует. Глава 28. Транспортный налог. Глава 29. Налог на игорный бизнес. Глава 30. Налог на имущество организаций. Раздел 10. Местные налоги. Глава 31. Земельный налог. Налоговые правонарушения Налоговые правонарушения – это виновносовершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Налоговое правонарушение состоит из 4 элементов: а) Объект налогового правонарушения – это установленный или охраняемый государством правопорядок, уплаты налогов и использования участниками налоговых отношений своих обязанностей. б) Объективная сторона – составляет конкретной деяние правонарушений в форме действий или бездействий. в) Субъект налогового правонарушения – это лицо, на которой в соответствии с налоговым кодексом РФ может быть возложена ответственность за совершение налогового правонарушения. г) Субъективная сторона - это вина правонарушителя. Различают две формы вины: 1) Умысел Налоговый кодекс РФ предусматривает только 1 состав налоговых правонарушений в виде неуплаты или не полной уплаты сумм налога, в результате занижения налогооблагаемой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий), совершенных умышлено, ответственность за которое устанавливается по п.3 ст. 122 налогового кодекса РФ. 2) Неосторожность Состав правонарушений, которые могут быть совершены только умышленно: • Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц, налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента. • Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившейся в отказе организации предоставить имеющиеся у ней документы, предусмотренные налоговым кодексом РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа. • Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний и даче заведомо ложных показаний. • Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществлении переводчиком ложного перевода. Презумция невиновности означает, что лица привлекаемые к ответственности не обязаны доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказанию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении возлагается на налоговые органы. Перечень обстоятельств исключающих виновность лица в свершении налогового правонарушения: • Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийных бедствий или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств. • Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, плательщиков, ФЛ, находившегося в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния. • Выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросу применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органам или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетентности. Ответственность В качестве меры ответственности за совершение налогового правонарушения выступают налоговые санкции (ст.114 НК РФ). Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ. Пеня в соответствии со ст. 75 НК РФ не относится к налоговым санкциям. Пеня представляют собой денежную сумму, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающейся сумм налогов и сборов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательно. Закон РФ «О налоговых органах РФ» предусмотрено: наложение административного штрафа за непредставление, несвоевременное представление или за представление, но не по установленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, декларацией и др. Перечень, смягчающих ответственность обстоятельств: • Совершение правонарушения вследствие тяжелых личных или семейных обстоятельств; • Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной и иной зависимости. Обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды как форма денежных накоплений С созданием налоговой современной системы в 1991 г. в России появились четыре государственных внебюджетных фонда: 1) Пенсионный фонд РФ; 2) Фонд социального страхования РФ; 3) Фонд обязательного медицинского страхования РФ; 4) Государственный фонд занятости (до 2001 г.). Внебюджетные фонды созданы федеральными и региональными органами власти и органами местного самоуправления. Эти фонды нужны для аккумуляции в них денежных ресурсов, направленных в основном на государственное социальное страхование. Кроме того, средства фондов используются на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных органов. В отличии от платежей предприятия с прибыли косвенных налогов, обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды составляют часть производственной себестоимости и исчисляются по установленным ставкам от фактических затрат на уплату труда. Отношение в системе обязательного социального страхования регулируется главой 24 НК РФ, Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» № 165 ФЗ. Закон определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и правопорядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования. Обязательное социальное страхование направлено на компенсацию последствий изменения материального и социального положения граждан вследствие наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, потере кормильца, инвалидности и т.д. В основу обязательного социального страхования заложены принципы: 1. Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования; 2. Всеобщный обязательный характер социального страхования; 3. Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков. Государственные социальные внебюджетные фонды создавались для целевого финансирования важнейших программ по социальной защите граждан. Средства этих фондов используются для своевременной выплаты пенсий, потери трудоспособности, по беременности и родам, на санаторно-курортное лечение, на оказание бесплатной медицинской помощи населению и т.д. На современном этапе взносы в государственные внебюджетные фонды включены в налоговую систему РФ и отнесены к федеральным налогам. После введения в действие II части НК РФ платежи во внебюджетные фонды объединили в ЕСН. Единый социальный налог Введен в действие 1.01.2001 г. регулируется 24 главой НК РФ. Налогоплательщиками являются предприятия, работодатели и частные индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты доходов в пользу наемных работников, а также адвокаты, родовые общины, крестьянские хозяйства малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями. Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплаты единого налога на вмененный доход или на упрощенную систему налогообложения не являются плательщиками ЕСН. Обязательна к уплате остается страховая часть в пенсионный фонд. Объектом налогообложения для работодателей признаются выплаты и вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу наемных работников по всем основаниям. Налоговая база для работодателей определяется как сумма доходов начисленных ими за налоговый период в пользу работников. Налогооблагаемая база определяется отдельно по каждому работнику с начала отчетного периода, в течение каждого месяца нарастающим итогом. Причем отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. Ставки по налогу. Единая ставка 26%, в т.ч. пенсионный фонд - 20%, фонд социального страхования - 2,8%, фонд медицинского страхования – 3,2%. 20% пенсионного фонда распадается: 10% - социально-страховая часть, 4% - накопительная часть, 6% - федеральная часть. По медицинскому страхованию распадается: федеральн. – 0,8%, территор. – 2,0 %. ЕСН не облагаются: 1) Государственные пособия (пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по беременности и родам); 2) Все виды компенсационных выплат; 3) Суммы единовременной материальной помощи, оказывающиеся в связи стихийными бедствиями, террористическими актами, смертью члена семьи или другими чрезвычайными обстоятельствами; 4) Сумма компенсации стоимости санаторно-курортных путевок и оздоровительные учреждения, расположенные в РФ, кроме туристических путевок; 5) Сумма, накопленная на лечение и медицинское обслуживание работников и членов их семей, если оплата производится за счет чистой прибыли (если учреждение имеет лицензию); 6) Суммы командировочных расходов, расходов на повышение профессионального уровня работника; 7) Сумма материальной помощи, выплачиваемая ФЛ в размере на более 3000р. и прочие выплаты в соответствии со ст.238 НК РФ. Ставка по ЕСН носит регрессивный характер, т.е. понижается с увеличением объекта налогообложения. Налоговый период – 1 календарный год. Отчетный период – квартал, полугодие, 9 мес., год. Оплата налога в бюджет осуществления в день выдачи з/п, но не позднее 15 числа следующего месяца за отчетным периодом. Срок подачи отчетности: Федеральная Инспекция - до 15 числа; Пенсионный фонд, налоговая инспекция – до 20 числа. Федеральные налоги и их регулирование Федеральные налоги устанавливаются и регулируются на федеральном уровне, т.е. нормативными документами, принятыми правительством РФ и президентом РФ. В настоящее время почти все федеральные налоги регулируются НК РФ (раздел 8 НК РФ). Постепенно налоговый кодекс будет заполнен федеральным налогами т.к. продолжается реформирование налоговой системы. Отдельные налоги не включенные в налоговый кодекс до сих пор регулируются федеральными законами. Поскольку налоги являются основным источником доходов государства, то именно государство заинтересованно в правильном подходе к формированию налогового механизма и налоговой политик в стране. При формировании бюджетов разных уровней за счет налогов жестко соблюдается правило зачисления и зачета налогов в строго определенные уровни бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. Если налог является федеральным то это значит, что он регулируется федеральным законодательством, но может распространятся между бюджетами разных уровней, так примером является налог на прибыль. Ежегодно при формировании бюджета на следующий год осуществляется распространение этого налога по трем уровням бюджета: федеральный, региональный и местный, причем распространение процентов по бюджетам изменяется, а общая ставка остается такой же 24%. Все остальные налоги как правило регулируются законодательством на том уровне бюджета, к которому относится и зачисляются. К федеральным налогам относятся: 1. НДС регулируется главой 21 НК РФ. 2. Акцизы регулируются главой 22 НК РФ. 3. НДФЛ регулируется главой 23 НК РФ. 4. ЕСН регулируется главой 24 НК РФ. 5. Налог на прибыль регулируется главой 25 НК РФ. 6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов регулируются главой 25.1 НК РФ. 7. Водный налог регулируется главой 25.2 НК РФ. 8. Государственная пошлина регулируется главой 25.3 НК РФ. 9. Налог на добычу полезных ископаемых регулируется главой 26 НК РФ. НДС Налогоплательщиками являются предприятия и предприниматели, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг на территории РФ, а также перемещение товаров через таможенную границу РФ. Объектом налогообложения являются операции по реализации товаров, работ, услуг. Налогооблагаемая база определяется исходя из расчета суммы реализации товаров, работ, услуг с товарной наценкой, с применением налоговых вычетов т.е. за минусом НДС уплаченного поставщиком в цене товара при его приобретении т.е. это входной НДС. Возмещать из бюджета сумму входного НДС можно только в том случае, если поставщик оформил на товар счет-фактуру и осуществлена полностью поставка товара на склад покупателя, и осуществлена оплата товара поставщику. Для правильного исчисления налогооблагаемой базы по НДС необходимо правильно вести бухгалтерский учет по поступившим суммам НДС и по начисленным при реализации товара. Ставки по НДС. 0% по товарам, перемещаемых через территорию РФ; 10% применяется для реализации товаров, которые являются социально-значимыми, товары для детей или продукты питания, строго утвержденные законодательством. (Пр.: мясные, молочные, хлебобулочные изделия, сахар, мука и т.д.) Все остальные товары, работы, услуги осуществляются по ставке 18%. Для правильного исчисления НДС по ставкам 10% и 18% на предприятии нужно вести аналитический учет. Льготы по НДС. 1. Сдача в аренду иностранным гражданам. 2. Реализация медицинских товаров, утвержденных перечнем. 3. Оказание медицинских услуг, в соответствии перечнем п.2 ст. 149, кроме ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, а также косметических услуг. 4. Услуги социальной защиты по уходу за больными, инвалидами. 5. Реализация продуктов питания школьным и студенческим столовым, детским садам, если они финансируются из бюджета. 6. Услуги по содержанию детей в детских садах, в кружках, секциях, студиях. 7. Услуги архивов. 8. Услуги по перевозке пассажиров городским общественным транспортом, морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом за исключением такси, пригородным сообщением по единым тарифам. 9. Оказание ритуальных услуг. 10. Реализация почтовых марок, открыток, конвертов (маркировочных) лотерейных билетов (если лотерея проводится по решению уполномоченных органов). 11. Реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. 12. Реализация монет и драгоценных металлов, являющихся валютой РФ или валютой иностранных государств. 13. Реализация долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах, кооперативах и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая опционы, форвардные контракты). 14. Услуги, оказываемые без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в т.ч. медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации. 15. Услуги в сфере образования по проведению некоммерческими организациями учебно-производственного или воспитательного процесса. 16. Реализация ремонтных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций. 17. Работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ. 18. Услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными, органами местного самоуправления и другими должностными лицами при предоставлении организациям и Федеральной Инспекции определенных прав. 19. Реализация товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли. 20. Реализация товаров, работ, услуг, за исключением подакцизных товаров, реализованных в рамках оказания безвозмездной помощи РФ в соответствии с ФЗ «О безвозмездной помощи РФ» и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи РФ. 21. Реализация товаров, указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению при представлении в налоговые органы следующих документов: - контракта налогоплательщика с донором безвозмездной помощи или с получателем безвозмездной помощи на поставку товаров в рамках оказания безвозмездной помощи РФ; - удостоверения, выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставленных товаров к гуманитарной или технической помощи; - выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке, за реализованные донору безвозмездной помощи товары. 22. Реализация, оказанных учреждения культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства. 23. Услуги по производству кинопродукции, выполненных организациями кинематографии, прав на использование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма. 24. Реализация работ, услуг оказывающихся непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживаю воздушных судов. 25. Реализация работ, по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стояния в портах. 26. Реализация услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонтно-слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий. 27. Реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы. 28. Реализация товаров, работ и услуг производимых и реализованных: - общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют на менее 80%. - организациями, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов, указанных в абзаце втором настоящего подпункта, общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%. - лечебно-производственным мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты. 29. Осуществление банками банковских операций в т.ч.: - привлечение денежных средств организаций и ФЛ во вклады; - кассовое обслуживание ФЛ и ЮЛ; - осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ; - осуществление расчетов по поручению организаций и ФЛ в т.ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам. 30. Реализация изделий народно-художественных промыслов признанного художественного достоинство, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном правительством РФ. 31. Оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами. 32. Проведение лотерей, проводящихся по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов. 33. Реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов других металлов для производства других металлов. 34. Реализация необработанных алмазов обрабатывающими предприятиями всех форм собственности. 35. Внутрисистемная реализация организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, произведенных ими товаров. 36. Передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». 37. Реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физ. культуры и спорта на проводимые ими спортивно зрелищные мероприятия. 38. Оказание услуг адвокатами, а также оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности. 39. Операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме. - совершение нотариусами, занимающимися частной практикой нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера в соответствии с законодательством РФ о нотариате. 40. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда технологического развития и образованных для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций. 41. Услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха и оздоровления детей. 42. Проведение работ по тушению лесных пожаров. 43. Реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством с/х продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общем объеме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на с/х работы. 44. Реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них. 45. Передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир. 46. Реализация лома и отходов черных и цветных металлов. 47. Передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение единицы которых не превышают 100 р. Налоговый период - 1 календарный месяц. Отчетный период - 1 месяц. Сроки уплаты отчетности совпадают и установлены до 20 числа месяца следующего за отчетным. Налог на доходы физических лиц Это федеральный налог и регулируется он главой 23 НК РФ. Налогоплательщиками являются ФЛ, резиденты и нерезиденты РФ, получающие доходы по всем основаниям на территории РФ. Объектом налогообложения являются доходы ФЛ, полученные на территории РФ. Налогооблагаемая база определяется как совокупные доходы налогоплательщика с учетом применяемых налоговых вычетов (льгот), исчисленная по каждому виду деятельности ФЛ отдельно, для начисления по разным налоговым ставкам. Ставки по НДФЛ: 30% для нерезидентов РФ (иностранных граждан); 35% с доходов, полученных от выигрышей в лотереи, от участия в различных играх и т.д.; 9% от доходов, полученных от дивидендов; 13% по всем остальным доходам. Льготы по НДФЛ представлены в виде налоговых вычетов, которые в свою очередь представлены в виде 4 групп: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Налоговый период – 1 календарный год. По НДФЛ налогоплательщик заполняет налоговую декларацию, если считает необходимым получить социальные, имущественные вычета, а также в случае, когда доходы получены от разных источников и есть необходимость правильно рассчитать НДФЛ и самостоятельно. Налоговая декларация подается до 30.04, последний срок оплаты в бюджет до 15.07. Если налогоплательщик по результатам заполнения налоговой декларации должен получить денежные средства из бюджета как переплату по НДФЛ, то он обязан на основании уведомления налогового инспектора, оформить заявление и указать номер своего счета в сберегательном банке для переплаты на свой счет. Налогоплательщик также может обратиться в налоговую инспекцию с просьбой зачислить переплату в счет будущих налогов. Предприятие, осуществляющее выплату доходов в пользу ФЛ обязано удержать НДФЛ у источника его выплаты и перечислить его в бюджет, а также представить сведения в налоговую инспекцию о суммах доходов, начисленных в пользу ФЛ. Налоговые агенты подают сведения по НДФЛ до 30.03 после отчетного периода. Акцизы Налогоплательщиками являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Объектом налогообложения является реализация производственных подакцизных товаров, получение на территории РФ нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельство, передача конфискованных и подакцизных товаров, передача подакцизных товаров для собственных нужд, передача на территории РФ организацией произведенных ею подакцизных товаров в уставном капитале организации. Подакцизные товары: - алкогольная продукция; - спирт этиловый из всех видов сырья; - парфюмерно-косметическая продукция, если разлита по флаконам, объемом более 150 мл.; - табак; - автомобильный бензин; - дизельное топливо; - пиво; -природный газ и др. Налоговая база определяется как объем реализованных подакцизных товаров, как в натуральном выражении, так и в стоимостном. Ставки по акцизам. Есть твердые и смешанные. В денежном выражении – это твердая ставка, если в процентном выражении – это адвалорная ставка, если и в денежном и в процентном выражении – это смешанная ставка. Адвалорные ставки – это ставки в процентном измерении от налоговой базы в денежном измерении. Льготы по акцизам. Не облагается акцизами операции: - передача внутри одной организации из одного структурного подразделения в другое для производства подакцизных товаров. - реализация денатурированного этилового спирта и продукции, содержащей этот спирт. - реализация товаров, помещенных под таможенный режим. - первичная реализация конфискованных товаров. - реализация природного газа на территории РФ физическим лицом для личного потребления. - товары бытовой химии. - парфюмерная продукция. - препараты ветеринарного назначения. Налогоплательщик имеет право на вычеты. Налоговый период – признается один календарный месяц. Отчетный период – не позднее 25 числа месяца следующего за отчетным месяцем. Налог на прибыль Является федеральным и регулируется главой 25 НК РФ. Налогоплательщики – ЮЛ – российские организации, иностранные организации, получающие прибыль на территории РФ. Объектом налогообложения является прибыль, полученная по всем видам Деятельности на территории РФ. Для правильного исчисления прибыли главой 25 НК РФ установлена классификация доходов и расходов. I. а) группа доходов: доходы по основным видам деятельности от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав. Операционные доходы, связанные с финансовыми операциями. б) внереализационные доходы: доходы от участия в деятельности других предприятий, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от реализации имущества на стороны, положительные курсовые и суммовые разницы, безвозмездно полученное имущество, доходы в виде процентов за предоставленные займа, доходы в виде кредиторской задолженности, списанные по сроку исковой давности (3 года), штрафы, полученные от других предприятий за неисполнение ими условий договора и пр. II. а) группа расходов: расходы по реализации работ, услуг, товаров, расходы на подготовку повышения квалификации кадров, командировочные расходы, налоги включаемые в себестоимость, транспортные расходы, расходы на консультации и т.д. К нормируемым расходам относятся: расходы на рекламу от 1% до 3% от объема выручки, расходы на подготовку повышения квалификации кадров от 2% до 4% от фонда оплаты труда, представительские расходы 1%-3% от объема реализации продукции, командировочные расходы. б) Внереализационные расходы: расходы от участия в деятельности других предприятий. Расходы полностью соответствуют доходам. Для правильного исчисления налоговой базы по налогу на прибыль на предприятии ведут налоговый учет. Для этого разрабатывают налоговые регистры, в которых отражают информацию о доходах и расходах предприятия в соответствии с требованиями налогового законодательства. Для исчисления налоговой базы по правилам налогового учета предприятия используют метод начисления. Ставки по налогу на прибыль: Установлена в размере 24% и распространяется по трем бюджетам. Налоговый период – 1 финансовый год. Отчетный период – квартал. Предприятия обязаны исчислять авансовые платежи по налогу на прибыль. Сроки отчетности: отчетность предприятия вместе с подачей бухгалтерской отчетностью, т.е. до 30.03 за 1 квартал. Оплата налога производится до 5 дней со дня подачи отчетности. Льготы. Практически все отменены. Сохранились льготы по благотворительной деятельности в рамках целевых программ. Не являются налогоплательщиками по налогу на прибыль предприятия, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход и единого налога по упрощенной системе налогообложения, а также бюджетные организации, государственные организации и учреждения. Водный налог Налогоплательщики: организации и ФЛ, осуществляющие специальное или особое водоиспользование. Объектом налогообложения является забор воды из водных объектов, использование акваторий водных объектов, использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях, использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики. Налоговая база определяется как объем забранной воды за налоговый период (на основе измерительных приборов). При использовании акваторий и объектов налоговая база определяется как площадь использованного водного пространства, в соответствии с лицензией. При использовании водных объектов для целей гидроэнергетики налоговая база - это количество электроэнергии, произведенной за налоговый период. Ставки по водному налогу. Они определяются от вида использования, от экономического района бассейна, реки, моря. Ставки твердые (руб.) Льготы. Забор воды, содержащий полезные ископаемые и природно-лечебные ресурсы, забор воды для обеспечения пожарной безопасности, ликвидации аварий, забор воды для санитарно-экологических проб, забор воды судами для обеспечения работы оборудования, использование акваторий для плавания на судах, а также для разовых посадок и взлетов, использование акваторий для размещения стоянки для обеспечения охраны вод и окружающей среды, использование акваторий для организованного отдыха инвалидов, ветеранов и детей, забор воды для орошения. Налоговый период – квартал. Отчетный период – не позднее 20 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом. Сбор за пользования объектами животного мира и за пользования объектами водных биологических ресурсов. Налогоплательщики делятся на 2 вида: 1. Налогоплательщики по объектам животного мира – это ЮЛ и ФЛ в том числе частные индивидуальные предприниматели, получившие лицензию на территории РФ. 2. Налогоплательщики по пользованию водными биологическими ресурсами ЮЛ, ФЛ, частные индивидуальные предприниматели, получившие лицензию на территории РФ (в Азовском море, Каспийском море, Баренцовом море). Объекты налогообложения объекты животного мира в соответствии с перечнем указанным в ст. 333 и объекты водных биологических ресурсов. Налоговая база – количество изъятых животных, количество водных биологических ресурсов в тоннах. Ставки по налогу устанавливается в зависимости от объекта, от места его обитания в руб., на единицу физического показателя. Льготы. Объекты пользование, которым осуществляется для удовлетворения личных нужд. Ставка сбора устанавливается в размер 0% в случаях: если пользование объектов осуществлялось в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы жизни, предохранение от заболеваний. Налоговый период – срок действия лицензии. Сроки уплаты уплата производиться путем разового взноса и регулярного взноса. Уплата разового взноса осуществляется при получении лицензии в размере 10% от суммы сбора. Регулярные взносы уплачиваются в течении всего срока действия лицензии ежемесячно, не позднее 20 числа. Налог на добычу полезного ископаемого Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Объект налогообложения: 1. Полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ, на участке недр предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ; 2. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства; 3. Полезные ископаемые, добытые за пределами РФ, если территория находится под юрисдикцией РФ. Видами полезных ископаемы являются: антрацит, уголь, торф, углеводородное сырье (нефть, газ), руды черных, цветных металлов, многокомпонентные комплексные руды, горно-химическое неметаллической сырье, магниевые соли (асбест, йод, бром), соль природная. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого и определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением природного газа. Льготы по налогу: - подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых; - добытые минералогические, палеонтологические и другие коллекционные материалы; - полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов горнодобывающего производства; - распространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые частным индивидуальным предпринимателем. Ставки по налогу: 0% - при добыче полезных ископаемых, при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества запасов; минеральные воды, используемые исключительно в лечебных и курортных целях; подземные воды, используемые в сельском хозяйстве. 4% - при добыче угля. 4,8% - при добыче руд черных металлов. 5,5% - при добыче сырья радиоактивных материалов. 8% при добыче природных алмазов и других драгоценных камней. 147 р. на 1000 м3 при добыче природного газа. Налоговый период – 1 календарный месяц. Сроки уплаты налога - уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Государственная пошлина Сбор, взимаемый при юридических значимых действиях или выдачи документов. Налогоплательщики – организации и ФЛ. Объект налогообложения – юридические действия и выдача документов. Ставка – размер ставки зависит от вида совершенных налогоплательщиком действий уполномоченного органа, который рассматривает дело. Льготы – установлены для отдельных организаций и ФЛ (инвалиды, суды, ЦБ, участники ВОВ). Региональные налоги Устанавливаются НК РФ, уточняются законодательством субъектов РФ. К ним относятся: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество предприятий и специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения). Транспортный налог Регулируется главой 25 НК РФ, уточняется законодательством субъектов РФ. Налогоплательщики – ЮЛ и ФЛ, собственники транспортных средств. Объектом налогообложения являются транспортные средства. Налоговая база определятся исходя из объема двигателя (мощности) и объема водоизмещения для речных и морских транспортных средств. Ставки устанавливаются в руб., дифференцированы по мощности транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу или на 1м3 водоизмещения. Льготы: гужевые повозки, самоходные транспортные средства, и указанные в главе 28 НК РФ. Порядок начисления налога ЮЛ: ЮЛ самостоятельно исчисляет и оплачивает транспортный налог в бюджет. При этом расчет ими налоговой декларации по налогу представляется в налоговые органы ежеквартально с подачей бухгалтерской отчетности, а оплата производится в момент прохождения техосмотра, но не позднее 15.11 текущего отчетного периода. Порядок начисления налога ФЛ: налоговая инспекция обязана направить ФЛ уведомление о начисленной сумме транспортного налога, на основании данных полученных из ГАИ. ФЛ оплачивает налог до 15.10, но не позже 15.11 текущего года. Налоговый период – 1 финансовый год. Налог на игорный бизнес Регулируется главой 29 НК РФ, уточняется законодательством субъектов РФ. Налогоплательщики – ЮЛ, осуществляющие свою деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектом налогообложения является игорный стол, игровой автомат, касса букмекерской конторы, касса тотализатора. Налоговая база определяется по каждому налоговому объектов налогообложения по ставкам: Ставки: Игорный стол – 125.000р. Игровой автомат – 7.500р. Касса букмекерской конторы и тотализатора – 125.000р. Налоговый период – 1 календарный месяц. Срок отчетности до 20 числа месяца следующего за налоговым периодом. Налог на имущество организаций Является региональным налогом, регулируется главой 30 НК РФ. Налогоплательщики – предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и имеющие в собственности определенной имущество. Объект налогообложения – среднегодовая стоимость имущества предприятия. Налоговая база – определяется по расчету, по формуле определения среднегодовой стоимости предприятия. ¼ С1 + С2 + С3 + ¼ С4 4 С4 – 01.01.06г. С1 – 01.04.06г. С2 – 01.07.06г. С3 – 01.10.06г. Налоговая ставка установлена в размере 2,2%. Льготы представлены по двум основным направлениям: 1. По виду деятельности предприятия; 2. По виду имущества предприятия: льготы предоставляются предприятиям МЧС, аварийно-спасательным службам, бюджетным организациям, предприятиям судебно-исполнительной власти, уголовной исполнительной системы, религиозным организациям, общественным организациям инвалидов, музеям, хранилищам, библиотекам, организациям, осуществляющим деятельность по выпуску медицинских протезно-ортопедических аппаратов, организациям, осуществляющие деятельность в отношении космических объектов, ядерных установок и др. Не облагается имущество предназначенное для лечебно-оздоровительной деятельности, спортивных мероприятий и т.д., в соответствии со ст. 381 НК РФ. Налоговый период – 1 календарный год. Отчетный период - квартал, полугодие, 9 мес. Срок подачи отчетности совпадает с подачей бухгалтерской отчетности, срок оплаты в течение 5 дней после подачи бухгалтерской отчетности. Специальные налоговые режимы Единый сельскохозяйственный налог Налогоплательщики – ЮЛ и частные индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями. Объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая база – признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Ставка по налогу увеличивается в размере 6%. Льготы. Освобождаются от уплаты организации налога на прибыль, единого социального налога, налога на добавленную стоимость, налога на имущество. Освобождаются от уплаты частные предприниматели на налог на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на добавленную стоимость, налог на имущество ФЛ. Но не освобождаются от уплаты в пенсионный фонд. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются ЮЛ и частные предприниматели производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее переработку (первичную и последующую) и реализацию, если доля доходов от сельскохозяйственной продукции не ниже 70%. Не вправе переходить на ЕСН: - организации, имеющие филиалы и представительства; - ЮЛ, частные индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров; - бюджетные учреждения; - ЮЛ и частные индивидуальные предприниматели осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Налоговый период – 1 календарный год. Отчетный период – полугодие. Налоговая декларация - ФЛ – по итогам отчетного периода, не позднее 25 дней, со дня окончания отчетного периода, а также по месту своего жительства. Единый налог на вмененный доход Является специальным налоговым режимом и относится к группе региональных налогов, устанавливается главой 26.3 НК РФ. Сущность специального налогового режима заключается в том, что налогоплательщику разрешено на добровольной основе перейти уплату единого налога по упрощенной системе или по вмененному доходу. Однако единый налог на вмененный доход является жесткой системой налогообложения, которая устанавливается для определенных видов деятельности. Налогоплательщики – предприятия и предприниматели, осуществляющие следующие виды деятельности: 1. Оказание бытовых услуг населению (парикмахерские, ремонт и пошив одежды, обуви и т.д.); 2. Оказание ветеринарных услуг; 3. Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке транспортных средств; 4. Оказание услуг автостоянок; 5. Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов транспортными средствами не более 20 единиц. 6. Розничная торговля через магазины, павильоны с площадью торгового зала не более 150 м2; 7. Розничная торговля через киоски, палатки, лотки, автомагазины и т.п.; 8. Оказание услуг общественного питания кафе, барами, ресторанами с площадью зала не более 150 м2; 9. Оказание услуг общественного питания объектам, не имеющими зала обслуживания; 10. Распространение и размещение наружной рекламы, а также рекламы на автобусах, трамваях, автомобилях; 11. Оказание услуг по временному размещению и проживанию граждан в помещениях, площадь которых составляет 100м2; 12. Сдача в аренду стационарных торговых мест на рынках и в местах торговли, не имеющих зала обслуживания посетителей; Единый налог на вмененный доход не применяется совместными предприятиями (простыми товариществами). Объект налогообложения – величина вмененного дохода, рассчитанная в соответствии с методикой представленной в НК РФ т.е. сумма вмененного дохода определяется предприятием или предпринимателем по расчету и не соответствует фактически полученному доходу. Налоговая база определяется как произведение базовой доходности на величину финансового показателя и на систему корректирующих коэффициентов. Базовая доходность определяется НК РФ, а система коэффициентов устанавливается законодательством субъектов РФ и местным законодательством на территории муниципальных образований. Используются коэффициенты: - коэффициент дефлятор; - коэффициент ценности земельного участка; - коэффициент, учитывающий режим условия работы предприятия или предпринимателя. ВД = БД × ФП × К1 × К2 ×К3 × КМ Ставка по налогу. Размер 15% от величины вмененного дохода. Налоговый период – 1 квартал. Отчетный период – квартал, полугодие, 9 месяцев, год. Срок уплаты до 25 числа месяца следующего за истекшим периодом. Расчет налога на единый вмененный доход налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию до 20 числа, до начала осуществления деятельности. Отчет по самой деятельности предоставляется до 20 числа месяца следующего за отчетным периодом. Упрощенная система налогообложения Устанавливается главой 26.2 НК РФ, относится к региональным налогам. Не имеют права перейти на эту систему предприятия и предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, а также банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, организации, имеющие филиалы и представительства, организации и предприниматели, осуществляющее производство подакцизных товаров, нотариусы, сельскохозяйственные предприятия, переведенные на единый сельскохозяйственный налог, предприятия игорного бизнеса, предприятия, среднесписочная численность которых превышает 100 чел, стоимость основных производственных фондов и нематериальных активов превышает 100 млн. руб., ЮЛ и предприниматели, у которых объем выручки превышает 15 млн. руб. Налогоплательщики – ЮЛ и предприниматели, не указанные в выше названных пунктах. Объект налогообложения – налогоплательщик вправе выбрать самостоятельно: либо доходы, которые будут определятся по ставке 6%, либо разница между расходами и доходами по ставке 15%. При применении этой системы ЮЛ и частные предприниматели вправе осуществлять упрощенную систему бухгалтерского учета, т.е. все операции фиксируются в книге учета доходов и расходов. В этом случае обязательно ведение учета основных средств, нематериальных активов и учета начисления и выдачи з/п. Ставки – 6% от доходов, 15% от разницы между доходами и расходами. Если налогоплательщик выбрал режим налогообложения по ставке 15% и сумму исчисленного по этой ставке налога оказалась меньше величины минимального налога, то налогоплательщик обязан заплатить государству величину минимального налога, которая определяется как 1% от дохода (от выручки). Налоговый период – 1 календарный год. Отчетный период – квартал, полугодие, 9 месяцев, год. Сроки и уплаты и сроки отчетности устанавливаются до 20 числа месяца следующего за отчетным периодом. Местные налоги Устанавливаются НК РФ и местными органами, регулируются местным законодательством. К местным налогам относятся: - земельный налог; - налог на имущество ФЛ; - налог на содержание местной милиции; - налог на уборку территорий; - налог на содержание объектов социально-культурной сферы. Земельный налог Регулируется главой 31 НК РФ и земельным кодексом, является особым видом. Налогоплательщики – ФЛ и ЮЛ, собственники земельных участков. Объект налогообложения – земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая признается объектом налогообложения. Ставки по налогу. Налоговая ставка устанавливается органами муниципального образования дифференцированно, в зависимости от ценности земельного участка и кадастровой стоимости, и не может превышать 0,3% в отношении земель сельскохозяйственного назначения и 1,5% в отношении прочих земель. Льготы. 1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; 2. Земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия (заповедники, археологические раскопки и т.д.); 3. Земельные участки, предназначенные для оборонных целей, целей безопасности и таможенных нужд; 4. Земельные участки, занятые лесным фондом; 5. Земельные участки, занятые водным фондом. Льготы по земельному налогу предоставляются следующим налогоплательщикам: героям СССР, героям РФ, полным кавалерам ордена Славы, инвалидам 1, 2, 3 группы, инвалидам детства, ветеранам ВОВ, ФЛ, участвующим в испытаниях и ликвидации последствий аварии (в отношении них налоговая база уменьшается на 10000 р.) ЮЛ – определяют сумму налога самостоятельно и вносят в бюджет ежеквартально, в установленные сроки до 15.04, до 15.07, до 15.10, до 15.11. ФЛ – получают уведомление из налоговой инспекции до 01.08 и оплачивают налог до 15.09, но не позже 15.11. Налоговый период – 1 календарный год. Отчетный период – (для ЮЛ и предпринимателей) квартал, полугодие, 9 месяцев и год. Не являются налогоплательщикам ЮЛ, т.е. организации: уголовно-исполнительной системы, религиозные организации, общественная организация инвалидов, организация народных художественных промыслов, организации, в собственности которых имеются автомобильные дороги общего пользования, а также коренные малочисленные народы Севера, общины этих народов и организации-резиденты особых экономических зон. Налог на имущество ФЛ Устанавливается ФЗ № 2003-1 от 09.12.1991г., с последующими изменениями и дополнениями, налог регулируется местным законодательством на территории муниципального образования. Налогоплательщики - ФЛ, граждане РФ, иностранные граждане, имеющие на территории РФ в собственности имущество (недвижимое). Объект налогообложения – жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, сооружения, помещения. Налоговая база определяется на основе инвентаризационной стоимости объекта, определяемой организаций технической инвентаризацией. Ставки установлены дифференцированно в зависимости от стоимости имущества. Имущество стоимостью до 3000р. до 0,1% , от 3000-5000р. 0,1%-0,3%, и свыше 5000р. от 0,3%-2%. ФЛ получают уведомление о сумме налога из налоговой инспекции до 01.08. Они обязаны уплатить налог до 15.09, но не позже 15.11. Льготы предусмотрены для героев СССР, героев РФ, полных кавалеров ордена Славы, инвалидов 1,2,3 группы, участников ВОВ, инвалидов детства, граждан, подвергшихся радиации, участников ликвидации последствий чернобыльской аварии и другие категории граждан, установленные ФЗ. Налоговый период – 1 календарный год. Налог на содержание милиции. Налог на уборку территорий. Налог на содержание объектов культурно-социальной сферы. Устанавливаются в размере не превышающим 5% по всем 3 налогам. Налогоплательщики - предприятия, организации, т.е. ЮЛ, Объектом налогообложения является минимальный размер оплаты труда, умноженный на среднесписочную численность работников. Налоговая база определяется как произведение среднесписочной численности работников на минимальный размер оплаты труда. Налоговый период – 1 календарный месяц. Отчетный период – квартал, полугодие, 9 месяцев, год. Минимальный размер оплаты труда для определения налога определяется в размере 100 руб. В настоящее время эти налоги не действуют на территории муниципального образования города-курорта Геленджик, но в любой момент могут быть введены. ЮЛ начисляют эти налоги за счет финансового результата до налогообложения. Связь налогообложения с учетной политикой предприятия Учетная политика предприятия представляет собой внутрифирменный стандарт, который, который разрабатывается главным бухгалтером, утверждается руководителем предприятия. Учетная политика в широком смысле представляет выбор одного из возможных вариантов, способов и методов ведения бухгалтерского учета. Рекомендовано отражать в учетной политике 3 раздела: 1. Организационно-технический раздел; 2. Учетная политика для целей бухгалтерского учета; 3. Учетная политика для целей налогового учета. Первый раздел включает рабочий план счетов, порядок проведения инвентаризации, график документооборота, перечень подотчетных лиц и порядок их отчетности перед предприятиями, порядок осуществления контроля на предприятии со стороны бухгалтерии и другие вопросы. Второй раздел содержит информацию о способе начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам (выбирают линейный или нелинейный способ), способе начисления обще-хозяйственных расходов и порядке их списания на себестоимость, метод оценки материально-производственных запасов при передаче их в производство, метод оценки товаров при их реализации на сторону, метод признания выручки от реализации (либо метод начисления, либо кассовый метод) и другие основные методы ведения бухгалтерского учета. Третий раздел содержит информацию о конкретных единственного правильных способах и методах налогового учета для правильного определения налоговой базы по налогу на прибыль. Для целей налогового учета установлены следующие методы и способы: а) амортизация основных средств и нематериальных активов начисляется только линейным методом; б) выручка определяется только по методу начисления; в) материально-производственные запасы списываются по методу средней себестоимости. Так как налоговый учет представляет собой систему сбора регистрации и обобщения информации для правильного формирования достоверной информации по определению налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль, то предприятию необходимо правильно отразить порядок начисления всех необходимых к уплате налогов с отражением источника их выплаты. В системе налогообложения выделяют налоги, включаемые в состав себестоимости, включаемые в цену товара при их реализации, начисляемые за счет финансового результата до или после налогообложения и начисляемые за счет чистой прибыли предприятия. Задача бухгалтера все это правильно отразить. Налоги, начисляемые за счет себестоимости: ЕСН – 26%, земельный налог, транспортный налог, экологический сбор, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира, налог на добычу полезных ископаемых. Налоги, включаемые в цену товара: НДС, акцизы, таможенная пошлина. Налоги, начисляемые за счет финансового результата до налогообложения прибыли: налог на имущество предприятий, налог на содержание местной милиции, налог на уборку территорий, налог на содержание объектов социально-культурной сферы. Налоги, начисляемые за прибыль предприятия: единый налог на вмененный доход, налог на прибыль, единый сельскохозяйственный налог, единый налог по упрощенной системе налогообложения. При начислении и оплате НДФЛ предприятия и организации выступают в роли налогового агента, т.е. налог удерживается из дохода ФЛ и перечисляется в бюджет, предприятие обязано отчитываться и подавать сведения в налоговую инспекцию о начисленных суммах и удержанных суммах НДФЛ с ФЛ до 31.03 года следующего за отчетным периодом. Налогообложение субъектов малого предпринимательства Предпринимательство представляет собой самостоятельную деятельность граждан и ЮЛ, направленную на удовлетворение общественных потребностей с целью получения прибыли. В РФ предпринимательская деятельность может осуществляться в коллективной, корпоративной и индивидуальных формах, т.е. в форме создания предприятия (ЮЛ) или может осуществляться ФЛ без образования ЮЛ. Предпринимательская деятельность должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. Существуют определенные отличия в налогообложении предпринимательской деятельности, осуществляемой в разных формах: 1. Предпринимательская деятельность в форме образования ЮЛ, может осуществляться с использованием 3 систем налогообложения. Единый налог на вмененных доход применяется строго по определенным видам деятельности, освобождает от уплаты НДС, налога на прибыль, налога на имущество, ЕСН (остается обязательная страховая часть в пенсионный фонд). 2. Упрощенная система налогообложения может быть использована предприятием, если данное предприятие не является плательщиком единого налога на вмененный доход и численность работников не превышает 100 человек. Объем выручки от реализации продукции не превышает 15 млн. руб. за 9 месяцев, и остаточная стоимость основных фондов не превышает 100 млн. руб. Предприятие может выбрать режим налогообложения в виде 6% от доходов или 15% от прибыли, т.е. разницы между доходами и расходами. При упрощенной системой налогообложения предприятие освобождено от налога на прибыль, НДС, налога на имущество и ЕСН (обязательная остается к уплате страховая часть в пенсионный фонд). 3. Обычная (традиционная) система налогообложения предусматривает оплату всех видов налогов: налог на прибыль – 24% НДС – 0%, 10%, 18%. Налог на имущество – 2,2% ЕСН – 26%. Предприниматели без образования ЮЛ (ФЛ) могут также избрать или быть переведены на одну из трех систем налогообложения: 1. Единый налог на вмененный доход (также как и предприятий); 2. Упрощенная система налогообложения (также как и предприятий); 3. Обычная система налогообложения предусматривает оплату всех налогов: НДФЛ – 13% НДС – 0%, 10%, 18% Налог на имущество в размерах предприятий для ФЛ от 0,1% до 2,0% ЕСН – 26% (если используется наемный труд), Народ, если у вас есть какие-то вопросы или если эти лекции действительно кому-то пригодились, то пишите благодарность мне на мыло lada84@mail.ru Всем всего хорошего и удачного завтра дня.
«Налоги и налогообложение» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 77 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot