Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 10.1. Национальное
программирование
Дисциплина
«Макроэкономическое
планирование и прогнозирование»
Национальное
(государст венное
программирование) представляет собой инструмент
адаптации метода программно-целевого планирования в
системе государственного управления экономикой в виде
разработки
целевых
программ
в
соответствии
с
возникающими
и
обостряющимися
социальноэкономическими проблемами, решение которых требует
концентрации ресурсов а народнохозяйственном масштабе.
Национальны е
программы
–
это
метод
государственного воздействия на процессы социальноэкономического,
территориального,
инновационного,
технологического развития, опирающегося на прямое участие
государства в этих процессах с целью их систематизации,
выбора приоритетного направления и совершенствования
ключевых параметров.
Признаки программы
• Программный характер: план проведения комплекса
взаимосвязанных, согласованных действий;
• Целевая ориентация: четкая направленность на достижение
установленной цели в решении проблемы;
• Комплексное
решение:
решение
идентифицируемой
обеспечивается за счет сочетания разнообразных мер;
• Обеспечение ресурсами: концентрация необходимых
ресурсов в рамках реализации программы;
• Ориентация на результат: успешное решение программной
проблемы не может быть обеспечено другими способами.
Направления национального программирования
• Национальные антикризисные программы, направленные на мобилизацию
ресурсов в целях «облегчения» кризисной фазы: в более короткие сроки и
с меньшими потерями;
• Национальные программы, концентрирующие ресурсы государства и
общества на одном или нескольких узловых направлениях инновационного
прорыва;
• Национальные проекты, имеющие более ограниченную сферу, чем
национальные программы, и выступающие самостоятельно или как
элементы программ;
• Целевые программы федерального, регионального или корпоративного
уровня, обеспечивающие решение конкретных проблем в той или иной
сфере.
«Новый курс» Т. Рузвельта
Пример национальной антикризисной программа
«Новый курс» (англ. New Deal) — экономическая и
социальная
программа,
проводившаяся
администрацией президента США Ф. Рузвельта с
1933 по 1939 год и нацеленная как на преодоление
последствий Великой депрессии, так и на
структурные
реформы
в
промышленности,
сельском хозяйстве, финансах, энергетике и
трудовых отношениях.
Новая программа, заметно усилившая аналогичные
действия предыдущей администрации Г. Гувера,
привела к отказу от принципа невмешательства и
существенно расширила сферу деятельности
американского
федерального
правительства,
включив в неё борьбу с бедностью и безработицей.
Элементы программы «Новый курс»
1. Восстановление банковской системы.
2. Закон о создании Федеральной чрезвычайной администрации
помощи голодным и безработным.
3. Закон о рефинансировании фермерской задолженности
4. Закон
о
восстановлении
сельского
хозяйства,
который
предусматривал
государственный
контроль
за
объемом
производства сельскохозяйственной продукции
5. Закон
о
восстановлении
промышленности,
который
предусматривал целый комплекс правительственных мер по
регулированию промышленности
6. Реформы в области труда (Закон Вагнера), социального
обеспечения, налогообложения, банковского дела и т.д.
Мероприятия программы «Новый курс»
• Создание национальной администрации, рост влияния
государства на экономику;
• Создание Федеральной корпорации страхования сельского
хозяйства (выплаты вознаграждений за сокращение пашни
и поголовья скота);
• Создание федеральной корпорации депозитов в которую
вошли многие банки
• Принятие программы помощи безработным на федеральном
уровне (пособия, пенсии). Появление трудовых лагерей
• Активная социальная политика
План ГОЭЛРО
Пример национальной программы
ГОЭЛРО - (сокр. от Государственная комиссия
по электрифика́ции России) — государственный
план электрификации Советской России после
Октябрьской революции 1917 года.
Разработан Государственной комиссией по
электрификации России по заданию и под
руководством В. И. Ленина. Одобрен VIII
Всероссийским электротехническим съездом,
созванным
декретом
Совета
народных
комиссаров.
План ГОЭЛРО с рядом замечаний и дополнений
был принят Советом Народных Комиссаров,
который принял 21 декабря 1920 г постановление
«О плане электрификации России».
Совместная программа «Союз-Аполлон»
Пример национального проекта
Экспериментальный полёт «Аполлон» — «Союз» (сокр. ЭПАС; другие названия — программа «Союз —
Аполлон», программа «Аполлон — Союз»; англ. Apollo–Soyuz Test Project, ASTP), также известен как
«рукопожатие в космосе» — программа совместного экспериментального пилотируемого полёта
советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон».
Осуществлён 15 июля 1975 года.
Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в
исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.
Основными целями программы были:
• испытание элементов совместимой системы сближения на орбите;
• испытание активно-пассивного стыковочного агрегата;
• проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль;
• накопление опыта в проведении совместных полётов космических кораблей СССР и США.
Кроме этого, программа предполагала изучение возможности управления ориентацией состыкованных
кораблей, проверку межкорабельной связи и координации действий советского и американского центров
управления полётами.
История национального программирования в
России
• Столыпинская программа переселения
• 1912 г. – программа единой системы речных транспортных
путей в европейской части России
• План ГОЭЛРО
• Программа индустриализации экономики
• Программа создания ядерно-ракетного щита СССР
• Продовольственная программа СССР
• Программа мелиорации земель
• Программа освоения нефтяных богатств
В 60-е-80-е годы XX века наряду с разработкой социальноэкономических программ в планах каждой пятилетки
предусматривалась
реализация
cвыше
ста
научнотехнических программ и проектов.
Количественный рост целевых государственных программ и
проектов (свыше 200 проектов только в научно-технической
сфере в X пятилетнем плане) приводит к распылению
ресурсов вследствие почти полной потери контроля за
реализацией программ. Реализация всех программ погрязла
во все более возрастающей бюрократизации процесса.
Принятый 20 июля 1995 года Федеральный закон «О
государственном прогнозировании и программах социальноэкономического
развития
Российской
Федерации»
предусматривает возврат национального программирования
как инструмента регулирования экономики в двух формах:
• Федеральных
целевых
программ,
утверждаемых
правительством ( в качестве приложения к федеральному
бюджету);
• Программы
социально-экономического
развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Особенности новых национальных программ
1. Целевая программа не рассматривается как неотъемлемая (исключительная)
часть государственного планирования, приобретая некоторую степень
самостоятельности и независимости.
2. Разнообразие и некоторая самостоятельность целевых программ ставит
вопрос о необходимости механизма интеграции и координации отдельных
проектов.
3. Разработка баланса в оценке объемов и определении состава источников
финансирования – ключевая задача воплощения целевых программ в
реальную жизнь.
4. Ориентация на решение конкретной (обостренной) социально-экономической
проблемы становится ключевым свойством целевой программы.
5. Основная проблема государственного программирования – формирование
рейтинга приоритетности социально-экономических задач.
С
середины
2000-х
в
практику
государственного
стратегического регулирования по инициативе Президента
РФ введен новый инструмент – национальный проект
социальной направленности (в области здравоохранения,
образования, жилищного строительства, агропромышленного
комплекса).
Преимущества национальных проектов
социальной направленности
• Четкая определенность государственных стратегических
приоритетов,
отражающих
социальный
характер
общественных задач;
• Полное обеспечение необходимым составом ресурсов в целях
решения определенной социальной проблемы;
• Формирование
организационной
структуры
реализации
проектов, которой руководит Совет по национальным
проектам.
Недостатки национальных проектов
социальной направленности
• Ограниченный охват лишь некоторой части узловых проблем
социально-экономического развития;
• Ориентация на среднесрочный характер в ущерб динамике
долгосрочного развития;
• Слабость научного обоснования (не достаточно полное
отражение процессов) и балансовой (бюджетной) проработки.
Факторы, определяющие степень приоритетности
социально-экономических проблем
• Значимость проблемы в рамках национальной экономики или
отдельных регионов и отраслей;
• Ограниченность
времени
решения
проблемы
на
основе
действующих рыночных механизмов;
• Необходимость государственной поддержки в мобилизации
необходимых ресурсов;
• Возможность широкомасштабного распространения прогрессивных
научно-технических достижений;
• Комплексное сочетание социальных и экономических аспектов
исследуемой проблемы.
Повышению эффективности национального
программирования способствуют:
• Ограничение количества национальных программ (не более пяти
или шести) с ориентацией на долгосрочную перспективу
развития (на период 15-20 лет);
• Формирование
стратегических
приоритетов,
отражающих
решение
узловых
проблем
социально-экономического
и
инновационного развития страны;
• Дифференциация национальных программ по уровню управления
- программа должна найти выражение в реализации автономных
национальных проектов по решению конкретных задач в той или
иной сфере (социальных, инновационных, территориальных).
В зависимости от характера решаемых проблем
программы классифицируются на:
• Социальные и социально ориентированные: распределение и
оценка соотношения доходов различных групп населения;
• Научно-технические
и
инновационные
задачи:
повышение
эффективности исследований и сокращение сроков их внедрения;
• Инвестиционные и воспроизводственные проблемы: обновление и
модернизация промышленного производства;
• Экологические: стимулирование промышленного сектора экономики
в целях реализации природоохранных мероприятий;
• Программы
обеспечения
безопасности,
предотвращения
и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
По признаку объектов, на которые распространяется
действие программы, выделяют:
• Региональные и территориальные программы;
• Отраслевые программы;
• Программы развития ресурсного потенциала;
• Производственные программы;
• Маркетинговые программы;
• Внешнеэкономические программы;
• Организационно-управленческие программы.
Структура целевой национальной
(государственной) программы
• Целевой блок: разработка системы целей, установление
приоритетов и формирование задач;
• Исполнительный блок: планирование комплекса мероприятий
с учетом межотраслевых и межрегиональных взаимосвязей
на основе механизма координации;
• Ресурсный блок: определение состава необходимых ресурсов
и источников финансирования;
• Организационный
блок:
организация
разработки
и
реализации целевой программы (состав основных участников,
их подотчетность и распределение ответственности).
Организационная структура разработки и реализации
национальных программ и проектов
Государственны й заказчик. Определяет содержание программы (проекта) и
обладает полномочиями распределения бюджетных средств, обеспечивая
программу соответствующими ресурсами. Заказчик осуществляет государственную
приемку и использование полученных результатов.
Научны й руководитель (архитектор программы). Выражает основную идею,
существо программы (проекта), обеспечивает научное сопровождение и авторский
надзор за практическим воплощением. В качестве разработчиков привлекаются
различного рода проектные и исследовательские организации.
Исполнительны й орган. Управляющая компания, исполнительная дирекция
проекта, организующая оперативное выполнение и координацию действий
участников программы, использующая выделенные ресурсы и отвечающая за
полученные результаты.
Технология национального программирования
1. Обоснование и выбор объекта программы (проекта) на основе
оценки важнейших приоритетов национального развития.
2. Разработка «дерева целей» как метода структуризации и
выявление путей решения проблемы.
3. Определение системы (комплекса) плановых мероприятий:
формализация задач с установленным сроком.
4. Структура программы (проекта) – определение набора
проектов и проектирование матричной структуры задач.
5. Разработка и оценка бизнес-планов по конкретным проектам,
результаты которых обобщены в интегральном проекте.
Технология национального
программирования (продолжение)
6. Экспертиза проекта – оценка эффективности программы и
корректировка.
7. Определение состава источников и условий финансирования
целевой программы.
8. Разработка системы управления реализацией программы в
виде организационной структуры.
9. Обеспечение программы: нормативно-правовой регламент,
источники прогнозной информации, подготовка кадров.
10. Мониторинг хода и оценка выполнения этапов: разработка
процедуры контроля проекта.
Структура национальной программы
Основны е блоки
Научноисследовательский и
конструкторский контур
Направления исследования: перечень подпрограмм
Фундаментальные и поисковые исследования
Прикладные исследования
Изобретения и патенты
Опытно-конструкторские работы
Инновационный контур
Освоение новых поколений техники и технологии (базовые
инновации)
Распространение новых поколений техники и технологий
(улучшающая инновация)
Инвестиции для инноваций
Информационное обеспечение инноваций
Структура национальной программы (продолжение)
Управленческий контур Долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование
Нормативно-правовое обеспечение
Управляющая компания
Экспертиза и отбор проектов
Финансовое обеспечение проектов
Реализация проектов
Мониторинг и приемка проектов
Кадровый контур
Подготовка и повышение квалификации научных и конструкторских кадров
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации инженеров
Переподготовка и повышение квалификации менеджеров и государственных
служащих
Подготовка и переподготовка квалифицированных рабочих и техников
Контур
межрегионального и
международного
сотрудничества
Координация региональных и межрегиональных программ и проектов
Интеграционные программы и проекты СНГ, Союза Беларусь – Россия, ЕврАзЭС
Участие в международных программах и проектах ЕС, АТЭС, по линии ООН
Национальные программы и проекты
финансируются на многоканальной основе
• Бюджетное финансирование (выбор соответствующего уровня бюджета:
федеральный, региональный, муниципальный) обычно используется в стартовый
период программы;
• Внебюджетные инвестиционные, венчурные, инновационные, экологические,
социальные фонды (в том числе международные);
• Инвестиции
заинтересованных
частных
отечественных
инвесторов,
промышленных корпораций, кредитно-финансовых учреждений и банков;
• Инвестиции заинтересованных иностранных инвесторов (с ограничениями исходя
из национальных интересов);
• Самофинансирование участников реализации проектов (особенно на стадии
диффузии).
Эффективность программно-целевого метода
управления зависит от:
• От целостности программ и их соотнесения с существующими концепциями развития
страны, обеспечиваемого взаимосвязью целей, задач и мероприятий;
• Правильно выбранных индикаторов программы развития, нацеленной на максимально
возможный полезный эффект;
• Чувствительности комплекса различных систем, взаимодействующих в программноцелевом управлении, позволяющей управленческому персоналу иметь достаточно
времени для принятия решения в случае кратковременного нарушения правил
выполнения программных мероприятий;
• Четкой ориентации организации на конечный результат, что помогает быстрее
находить решение сложных проблем, максимально мобилизовать имеющиеся резервы;
• Возможность предвидения изменений среды и прогнозирования процессов изменения;
• Эффективного решения ключевых задач в сжатые сроки.
К недостаткам программно-целевого метода
управления можно отнести:
• При определении целей и задач возможны ошибки,
связанные с тем, что конечные цели кажутся внешне
очевидными. Поэтому нередко главное внимание уделяется
поиску формулировок, причем весьма общих.
• Усложняется
проблема
сбалансированности
и
пропорциональности мероприятий программы.
• Усложняется система управления, что ведет к усилению
бюрократических тенденций.
• Федеральная
целевая
программа
–
2001
http://fcp.economy.gov.ru/
• Приоритетный национальный проект – 2005 http://rost.ru/
• Госпрограмма – 2013 http://programs.gov.ru/
• Национальный
проект
–
2018
http://government.ru/rugovclassifier/section/2641/