Справочник от Автор24
Экономика

Конспект лекции
«Модели национальных экономик с разным уровнем развития»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по экономике / Модели национальных экономик с разным уровнем развития

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Модели национальных экономик с разным уровнем развития», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Модели национальных экономик с разным уровнем развития». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Модели национальных экономик с разным уровнем развития», текстовый формат

Лекция 3. Модели национальных экономик с разным уровнем развития Модель наиболее развитых стран. На сегодняшний день развитые промышленные страны осуществили поворот к новой цивилизации, получившей название постиндустриального или информационного общества. Этот тип национальной экономики охватывает лишь 15,6% населения мира. Но он является основным производителем и потребителем товаров и услуг нашей планеты и производит свыше 2/3 ВВП мира, используя основную часть его ресурсов. На его долю приходится 95% общемировых расходов на НИОКР. Характерные черты постиндустриальной национальной экономики: - интенсивный тип воспроизводства; - массовое крупное производство с относительно однородным технологическим укладом. Оно базируется на разросшемся информационном и коммуникационном пространстве, основанном на компьютерных технологиях, на глобальных финансово-банковских сетях; - ресурсосберегающий вид технического прогресса; - перенасыщенность товарами, внутренних рынков. Это обусловило выдвижение на передние позиции конкуренции качества и ориентация производства на удовлетворение дифференцированных, а не только стандартных потребностей; - в потреблении рост доли нематериальных услуг; - востребованный высококвалифицированный труд и труд работников, способных к нестандартным решениям. Это вызывает «охоту» за высококвалифицированными специалистами, увеличение затрат на развитие человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал растут быстрее, чем в материальное производство; - новые приоритеты и границы хозяйственного развития: - экологическая составляющая стала определять хозяйственное поле, в пределах которого санкционируется промышленное развитие; - усиливается роль социальных факторов. Развитие страны ориентируется на укрепление социальной инфраструктуры, на смягчение дифференциации доходов. На эти цели в развитых странах тратится от 20 до 30% ВВП. Специфика участия развитых стран в мирохозяйственных процессах: - высокоразвитые страны являются главными мировыми экспортерами и импортерами мира, как на товарном рынке, так и рынке капиталов; - они доминируют в сфере международных валютных отношений, что объясняется устойчивостью их валют и большим спросом на них; - они в большей мере, чем остальные страны, поставляют крупных игроков на мировой рынок товаров и капитала (имеются в виду, прежде всего, транснациональные компании — ТНК). Россия не относится к группе развитых стран. Но понимание основ их развития для нее очень важно. Это понимание: - раскрывает ей горизонты будущего на основе динамики НТП и процессов регулирования более развитой экономики; - позволяет определиться в своих хозяйственных тенденциях, поскольку они во многом зависимы от внутренних рынков развитых стран, от их спроса на российскую продукцию и от их предложения технологий и капиталов; - позволяет заранее определить наиболее успешные внешнеэкономические стратегии страны и пропорции внутреннего рынка. Модель развивающихся стран. В группу развивающихся стран на начало XXI в. входят 125 государств, получивших политическую независимость как в XIX, так и в XX в. В них проживает 77,9% населения мира. Но их доля в производстве мирового продукта составляет всего 37%, а в мировом экспорте — 2,0%. Эти страны относятся к доиндустриальному типу развития. Доиндустриальная хозяйственная система характеризуется использованием в качестве основного источника энергии жизненных сил человека и животных, отсутствием массового производства, существованием господствующего класса за счет собственности на землю, внеэкономическим принуждением к труду, отсутствием товарных отношений. Доиндустриальный мир является в основном добывающим, а не обрабатывающим. Экономические признаки развивающихся стран включают такие особенности: - преобладание сельскохозяйственного производства и добывающей промышленности; - отсталая техническая база; - многоукладность экономики; - низкий профессионализм населения; - слабость и острая недостаточность отечественных капиталов; - низкие доходы населения, следовательно, низкий объем сбережений и малая емкость внутреннего рынка; - низкий уровень инвестиций как следствие дефицита накоплений; - высокий уровень безработицы как результат слабости развития производства; - неразвитая рыночная инфраструктура. Из неэкономических факторов следует отметить социальные моменты, создающие серьезные трудности запуску механизма экономического роста: - высокий рост населения, который поглощает эффекты роста экономики; - отсутствие рыночного менталитета у населения; - племенная рознь, препятствующая единению страны, единому рыночному пространству; - высокий уровень преступности, взяточничество и коррупция. Хозяйственный механизм развивающихся стран можно назвать моделью экономики нищеты с характерными низкими доходами и слабыми возможностями для экономического роста. Специфика участия развивающихся стран в мирохозяйственных процессах: - во многих развивающихся странах значительная часть экспортных доходов обеспечивается за счет нескольких товарных позиций, в основном природных ресурсов или сельскохозяйственных продуктов. Такая структура экспорта угрожает ухудшением условий внешней торговли. Наращивание объемов экспорта оборачивается часто понижением мировых цен на этот товар и потерями выигрышей от внешних операций; - экспорт, содержащий продукцию с низкой добавленной стоимостью, не обеспечивает на мировом рынке самых высоких доходов. Жалобы развивающихся стран на неэквивалентный обмен не всегда обоснованны. Им следует приложить усилия по переработке добываемой продукции, повышая долю добавленной стоимости в товарном экспорте; - в большинстве развивающихся стран наблюдается зависимость экономического роста от притока иностранных активов. Исключение составляют нефтедобывающие страны. Развивающиеся страны активно прибегали к финансовой помощи иностранных государств и накопили значительную внешнюю задолженность; - большинство этих стран в 80 – 90-е гг. XX в. попали в долговую ловушку, так как оказались неспособными не только вернуть свои долги, но и платить по ним проценты. Западные страны вынуждены были списать часть таких долгов и реструктурировать остальные. Безусловно, долговая ловушка, в которую попали многие развивающиеся страны, приводит к длительному оттоку части их ресурсов за рубеж; - низкая емкость внутреннего рынка и слабые позиции национальной валюты провоцируют «утечку» национального капитала. Государственное регулирование в этих странах часто направляется на то, чтобы препятствовать оттоку финансовых ресурсов за рубеж; - жесткий валютный контроль при слабой, порой неконвертируемой валюте приводит к формированию «черных» валютных рынков, что ослабляет национальные позиции страны; - развивающиеся страны, имея более низкие доходы своих граждан по сравнению с остальным миром, стали на мировом рынке поставщиком рабочей силы как неквалифицированной, так и квалифицированной. Выход из ловушки вековой отсталости и бедности — главная проблема в развивающихся странах. Имеются различные концепции прорыва, которые использовались в экономической политике этих стран. 1. В 1960-х гг. XX в. развивающиеся страны пытались вырваться из порочного круга «бедность порождает бедность» за счет роста государственного сектора, который должен был компенсировать недостаток частных инвестиций. Однако государственный сектор оказался недостаточно эффективным. Развитие в рамках этой модели не смогло перевести частный сектор на новый уровень хозяйствования и активизировать внутренние рыночные силы. 2. Прорыв казался возможным и за счет привлечения финансовых источников извне, т.е. иностранных займов. Займы должны были влить в страну недостающие активы. Приток зарубежных активов рассматривался как панацея от стагнации. Однако внешний долг не стал источником экономического роста. Такие долги попросту проедались, не прокладывая дорогу долговременным факторам экономического роста. В результате этого неэффективная экономика, отягощенная коррупцией, не смогла обеспечить эффективное использование внешних заимствований и привела к росту внешней государственной задолженности. В связи с нерациональным использованием внешних заемных средств размеры финансовой помощи стали уменьшаться. Развитие этих стран, имевших проблемы с обслуживанием внешнего долга, в 80-е гг. затормозилось. Лишь в начале 1990-х гг. появилась перспектива восстановления темпов экономического роста. 3. Осознание невозможности развиваться за счет внешнего долга заставило искать новые подходы взаимоотношений между развитыми и развивающимися странами. В результате появилась концепция, получившая название «новый экономический порядок». Она призывает перераспределять доходы в пользу стран, отстающих в своем развитии. Новый экономический порядок предполагает особый режим международных хозяйственных связей, состоящий в том, чтобы: - отдавать 0,7 % ВВП в пользу развивающихся стран; - снять ограничения на импорт товаров этих стран; - простить долги или смягчить их бремя; - формировать фонд стабилизации, компенсирующий потери от падения цен на традиционный экспорт таких стран; - индексировать экспортные цены путем привязки цен экспортных товаров к ценам своего импорта. В подобных предложениях просматривается потребность развивающихся стран в амортизации «шоков» на международных рынках. Однако многие их предложения носят нерыночный характер (принудительная привязка экспортных цен к импортным ценам). 4. В последнее время все в большей мере утверждается иное видение перспектив экономического роста развивающихся стран, которое связывает их будущее с усилиями развития внутреннего рынка. Развиваться за счет иностранной помощи бесконечно — невозможно. Уповать на то, что игроки мирового рынка будут ориентироваться на нерыночные цены, выгодные для отстающих стран, также нереально. Положение PC может улучшиться только на основе развития их внутреннего рынка, повышения удельного веса продукции с более высокой добавленной стоимостью. 5. Весьма популярна концепция прорыва из бедствий, нищеты за счет использования иностранного предпринимательского капитала на своем рынке. Такая практика успешно применялась в Китае, и сейчас она активно применяется в Индии. Такие же страны, как Гонконг, Тайвань, Южная Корея и Таиланд, преуспели в промышленном развитии за счет привлечения иностранного капитала. Эти страны получили название новых индустриальных стран (НИС). НИС включились в международное разделение труда не через готовый продукт, а через продажу его составных частей. Такая возможность у этих стран появилась, поскольку ТНК размещали свое производство по всему миру, используя конкурентные преимущества развивающихся стран и в ношении дешевизны используемых ресурсов, в том числе и трудовых. Получив новые рабочие места, страна расширила емкость своего внутреннего рынка. На этой основе стало подниматься и внутреннее предложение. Появляется и отечественный капитал, который уже действует на мировых рынках, в том числе и в форме ТНК. Догоняющая модель развития. Догоняющая модель описывает механизм развития, направленный на прорыв в обеспечении конкурентоспособности национальных товаров, который предполагает, в свою очередь, прорыв в технологиях. Она отвергает как неэффективный путь развития, основанный на расширении уже действующего, в том числе и экспортного, производства на традиционной основе. Догоняющая модель направлена не на коррекцию действующей рыночной конъюнктуры, а на решение долгосрочных стратегий структурной и промышленной модернизации реального сектора экономики. Пионерами использования догоняющей модели стали послевоенная Япония и в настоящее время Китай. Неудачным вариантом решения такого рода проблем был курс развития СССР, который проводил индустриализацию, подавляя рынок. Здесь развитие приобрело с самого начала несбалансированный характер. Однако оно доказало свои возможности решать в короткий срок серьезные задачи. В долгосрочном же периоде надежды технологического прорыва на планово-централизованной основе оказались несостоятельными. Им помешала низкая эффективность производства и нарастающие диспропорции хозяйства. Другие страны, выбрав модель ускоренного развития, не подавляли рыночные силы. Они пытались направить рынок на решение долгосрочных стратегий структурной и промышленной модернизации реального сектора экономики. Первая ключевая проблема, которую решают страны, поставившие себе цели ускоренной модернизации, - это получение недостающих технологий. Модель догоняющего развития призвана разрешить противоречие между потребностью в новых технологиях и отсутствием ресурсов для ее реализации. Заполучить необходимые технологии можно за счет трех источников: покупки лицензий, приобретения оборудования, привлечения прямых зарубежных инвестиций. Япония ориентировалась на лицензии. Такой вариант развития имитирует производство, которое уже имеется в других странах. Лидерство на мировом рынке монополистической конкуренции обеспечивается не тиражированием известного производства, а опережением конкурентов в предложении новой продукции или нового качества. Для того чтобы опередить конкурентов, следует хотя бы к ним приблизиться. Подтягивание технологического уклада создавало базу для дальнейших шагов догоняющего развития. Китай избрал для себя другой способ заполучить недостающие технологии — через прямые иностранные инвестиции (ПИИ). ПИИ привели в страну не только недостающие финансовые ресурсы, но и технологии, и ноу-хау, в том числе и рыночный менеджмент. Такой путь оказался очень эффективным, так как он резко расширил внутренний рынок, внутренний спрос, перевел страну на новую ступень промышленной трансформации. Сегодня ПИИ в Китае набирают новую волну. Страна, добившаяся успехов на этом пути, стала активно притягивать иностранный капитал. Вторая ключевая проблема догоняющего типа развития предполагает необходимость вложений в человеческий капитал и национальную науку. Такого рода затраты необходимы для освоения нового технологического уклада. Без них приобретенная техника превращается в груду мертвого хлама. Приобретенная технология подвержена моральному старению. Человеческий же капитал становится мощным зарядом дальнейшего развития. Знания, помноженные на творческие новации, не списываются в архивы истории. Они инициируют дальнейшее экономическое развитие. Понимание созидательной силы творческого потенциала заставляет все страны, желающие продвинуться вперед, инвестировать в человеческий капитал. Когда-то это сделал и СССР, что стало его лучшим вкладом в позитивный ход истории страны. Третья ключевая опора догоняющей модели развития состоит в мобилизации ограниченных ресурсов страны на решение узкого круга задач технологического прорыва страны. Ее решение предполагает активную роль государства, выполняющего эти мобилизационные функции. Государство подчиняет текущий ход экономического развития долгосрочным стратегическим национальным целям. Рынок не может справиться с такой задачей, поскольку реализует исключительно частные интересы конкурирующих между собой хозяйственных структур. Догоняющая модель развития имеет свои пределы. В качестве примера приводят Японию, которая уже несколько лет находится в состоянии рецессии и ряд государств Юго-Восточной Азии, которым не удалось избежать ударов «азиатского» кризиса. Страны Юго-Восточной Азии, сделавшие рывок в индустриальном развитии, заняли свое место в мировом экспорте. Они производят конкурентные продукты массового производства, используя преимущества своего рынка в виде дешевой рабочей силы. Когда-то и Япония опиралась на такие же стратегии. Но затем ее стандарты жизни выросли, рабочая сила подорожала, и ей пришлось искать уже другие преимущества в завоевании мирового рынка. Она стала проводить иные стратегии, ориентируясь на то, чтобы стать лидером в области технического прогресса. Это значит, что она переросла догоняющую модель и ступила на путь опережения конкурентов по законам монополистической конкуренции. Ее путь теперь направлен на инновационную модель развития. Догоняющая модель действительно имеет пределы. Но следование ей подготавливает возможность для перехода на разработки и освоение собственных технологий.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Микро-, макроэкономика

Понятие макроэкономики. Развитие макроэкономики как науки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННО...

Автор лекции

Федин С.В.

Авторы

Микро-, макроэкономика

Макроэкономика

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ...

Автор лекции

Ушаков В. В.

Авторы

Микро-, макроэкономика

Введение в курс: предмет, метод, ключевые макроэкономические показатели

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС: ПРЕДМЕТ, МЕТОД, МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КЛЮЧЕВЫЕ 1. Предмет и основные направления макроэкономического анализа 2. Метод...

Экономическая теория

Введение в экономическую теорию

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Тема 1. Введение в экономическую теорию. 1. 1. Эволюция экономической мысли Зарождение экономических идей относится ко времени возникн...

Экономика

Предмет и метод экономики — теория для неэкономических специальностей

Электронный учебно-методический комплекс ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЛЯ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (ЭКОНОМИКА) Учебная программа дисциплины Конспект лек...

Автор лекции

Т.М. Шибитова, Л.Н. Абрамовских, и др.

Авторы

Экономика

Макроэкономический кругооборот. Система национальных счетов

Раздел II. МАКРОЭКОНОМИКА. Тема 7. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ. 7.1. Основные макроэкономические проблемы. Модель макр...

Экономика

Макроэкономическое планирование и прогнозирование

Макроэкономическое планирование и прогнозирование Лекция 1. Основные категории и понятия 1.Значимость и становление учебной дисциплины 2. Закон о стра...

Государственное и муниципальное управление

Региональное управление и территориальное планирование

Краткий курс лекций по дисциплине «Региональное управление и территориальное планирование» 2 Автор-составитель - Еськова Наталья Анатольевна, кандидат...

Автор лекции

Еськова Н.А.

Авторы

Микро-, макроэкономика

Макроэкономическое планирование и прогнозирование

Макроэкономическое планирование и прогнозирование Лекция 1. Основные категории и понятия 1.Значимость и становление учебной дисциплины 2. Закон о стра...

Микро-, макроэкономика

Предмет и метод экономической теории. Общественное производство и основные проблемы его организации. Экономические системы: типы и модели. Теория спроса и предложения. Теория потребительского поведения. Теория фирмы, издержки производства. Рыночные структуры и поведение фирмы на рынке. Рынок факторов производства: рыночное равновесие и проблема эффективного использования ресурсов. Общее экономическое равновесие и благосостояние. Национальная экономика, основные показатели макроэкономического анализа. Совокупный спрос и совокупное предложение, механизм макроэкономического равновесия. Макроэкономическая нестабильность, основные проблемы макроэкономики. Система государственного регулирования экономики. Налоговая политика и бюджет государства. Денежно-кредитная политика государства. Социальная политика государства. Экономический рост и развитие экономики. Международные экономические отношения. Переходная экономика и ее особенности в России.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева» ЭКОНОМИЧЕ...

Смотреть все