Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 6. Многоканальная система массового обслуживания с отказами.
10
Также как в одноканальных системах, в многоканальных системах существует
простейший поток клиентов (этот поток обладает интенсивностью 𝝺). Каждый канал
многоканальной СМО обладает своим собственным поток – потоком обслуженных
⁄
клиентов, а интенсивность потока обслуживания равна
. Этот класс СМО
может находиться в двух основных состояниях: канал занят обслуживанием одной заявки
или находится в режиме ожидания. Отметим, что заявка, которая поступила в момент
занятости всех каналов, не обслуживается, и она покидает СМО. Переход из состояния
занятости канала происходит под воздействием входящего потока заявок, т.е. под
воздействием интенсивности потока клиентов. Соответственно, переход из состояния
занятости в режим ожидания осуществляется под воздействием интенсивности
обслуживания .
Прежде чем рассматривать характеристики работы СМО с отказами, необходимо
выписать так называемые предельные вероятности состояния СМО. Предельные
вероятности вычисляются по формулам Эрланга:
()
∑
20
где k – количество каналов занятых обслуживанием клиентов (заявок),
n – общее число каналов в многоканальной СМО.
Зная значения формул предельных вероятностей состояния СМО, можно
рассчитать основные характеристики многоканальной СМО с отказами.
1. Вероятность отказа в обслуживании клиента:
()
2. Вероятность того, что канал обслужит клиента:
()
3. Относительная пропускная способность СМО:
()
4. Абсолютная пропускная способность СМО:
(
)
()
5. Среднее число каналов занятых обслуживанием клиентов:
̅
̅
⁄
(
)
(
)⁄
()
6. Среднее время, в течение которого клиент находится в СМО:
̅
30
̅
⁄
̅⁄
(
)⁄
()
Зная, каким образом рассчитываются основные характеристики работы
многоканальной СМО с отказами выполним оценку работы СМО с тремя каналами на
конкретном примере.
1
40
Задача №1. В рекрутской компании работают 3 оператора на обслуживании
клиентов. Среднее время обслуживания одного клиента одним оператором 15 мин. В
среднем за час в компанию обращается 20 человек. Если все операторы заняты, клиенты
не обслуживаются. Найти основные предельные средние характеристики работы
рекрутской компании, а также вероятность того, что не менее двух каналов простаивают.
Решение. Три оператора в СМО могут рассматриваться в качестве трех каналов
обслуживания. Интенсивность входящего потока клиентов равна 20 чел./час. Это
означает, что параметр 𝝺=20 чел./час. Зная о том, в течение какого времени каждый
оператор обслуживает одного клиента, нетрудно рассчитать интенсивность потока
обслуживания. Время обслуживания составляет 15 минут. Значит, 60 минут разделив на
время обслуживания одного человека, получим
чел./час. Теперь, воспользовавшись
формулами Эрланга, найдем предельные вероятности состояния СМО. Напомним, что
число каналов в СМО равно трем (n=3).
⁄
∑
()
()
()
()
()
2