Международная деловая среда
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 3. Международная деловая среда
А. СОДЕРЖАНИЕ 2
3.1. Географическое пространство функционирования международного бизнеса – мировые рынки, страны мира 2
3.1.1. Региональные рынки 2
3.2. Деловая среда функционирования бизнеса 4
3.2.1. Определение, значимые характеристики 4
3.2.2. Подход Дэвида Берона 5
3.3. Нерыночные факторы, влияющие на деловую среду 5
3.4. Экономические факторы деловой среды: 7
3.5. Тарифное регулирование международной торговли 7
3.5.1. Таможенная пошлина 7
3.5.2. Введение таможенной пошлины большой и малой страной. Оптимальная тариф (пошлина) 8
3.5.3. Классификация таможенных пошлин по направлению движения товаров 8
3.5.4. Классификация таможенных пошлин по способу их установления 8
3.5.5. Классификация таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара 9
3.5.6. Таможенный тариф 10
3.6. Нетарифные барьеры международной торговли 11
3.6.1. Понятие нетарифных барьеров, классификация 11
3.6.2. Административные НТО 12
3.6.3. Экономические НТО 14
3.6.4. Меры по защите экономических интересов государства во внешней торговле 15
3.6.5. Торговые войны 16
3.7. Международная экономическая интеграция 17
3.7.1. Региональная торговая либерализация. Региональные интеграционные соглашения (РИС) 17
3.8. Деловая среда, связанная c зарубежным (иностранным) инвестированием 18
3.9. Основные исследования, посвященные деловому климату (мониторингу деловой среды) 19
3.9.1. Doing Business – исследование Всемирного банка (World Bank) 19
3.9.2. Другие проекты 19
В. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ 3: 20
С. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ 3: 21
D. ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 3: 22
Обязательная литература: 22
Дополнительная литература: 22
E. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: 22
F. ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕМЕ 3: 23
Приложение 3.1. Импортный таможенный тариф Таможенного союза (фрагмент) 23
Приложение 3.2. Импортный таможенный тариф Таможенного союза (фрагмент) 23
Приложение 3.3. Ставки таможенных пошлин по ряду товаров, ввозимых в США (2016 г.) 24
Приложение 3.4. Основные факторы, оказывающие давление на компании (представлены по убыванию степени важности) 24
Приложение 3.5. Индикаторы регулирования предпринимательской деятельности (проект Doing Business) 25
А. СОДЕРЖАНИЕ
Примечание. Понятия среда ведения бизнеса, бизнес-среда, деловая среда, бизнес-климат рассматриваются как синонимы.
3.1. Географическое пространство функционирования международного бизнеса – мировые рынки, страны мира
Первые знания для успешного ведения международного бизнеса – знания из экономической (социально-экономической) географии:
• размер территории, ее природно-климатические характеристики;
• численность населения, его состав – возрастной, гендерный, национальный; распределение населения по территории страны;
• объем ВВП (ВНП), доля в мировом ВВП (ВНП);
• величина ВВП (ВНП) на душу населения.
Концентрация мирового экономического потенциала
Ведущая часть мировой экономики
На долю 30 стран (США, Японии, ЕС, Канады и других развитых стран) приходится около ¾ совокупного ВВП, при том что в них проживают около 900 млн. чел (с учетом вхождения в ЕС 01.05.2004г. стран Восточной Европы). Рынки этих стран наиболее доходные с точки зрения дохода на душу населения.
Ведущие компании мира должны в первую очередь обращать внимание на рынки указанных стран, реализуя именно на них свои амбициозные стремления быть конкурентоспособными.
Остальная часть мировой экономики – пестрый конгломерат стран, различающий по всем перечисленным параметрам, а также по темпам экономического развития
3.1.1. Региональные рынки
Подход к анализу
• территория – размеры, пригодность для хозяйственного освоения, ресурсообеспеченность региона отдельных стран,
• численность населения, его концентрация,
• развитие региона в исторической динамике,
• страны, составляющие регион, их характеристики,
• экономический потенциал – ВВП, ВВП на душу населения, его распределение по территории, отдельным странам,
• интеграционные процессы, их успешность,
• культурное многообразие, оказывающее влияние на бизнес-среду.
Рынки стран Северной Америки – США, Канада, Мексика, а также Гренландия страны Центральной Америки и Карибского бассейна. 2 субрегиона:
• США, Канада, Мексика, объединенные в региональное интеграционное соглашение (РИС) USMCA – United States–Mexico–Canada Agreement;
• остальные страны региона.
Роль США в регионе и мировой экономике – территория, численность населения, величина ВВП, величина ВВП на душу населения, обладание основной резервной валютой, лидер мировой торговли и мирового инвестиционного рынка. Страна базирования основного части списка ведущих ТНК. Военная мощь и политическая стабильность.
Рынки стран Западной Европы:
• 27 стран ЕС (после выхода Великобритании),
• страны ЕАСТ (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн),
• страны, не вошедшие в состав ЕС (Албания, Босния-Герцеговина, Сербия, Македония, Черногория, Андорра, Сан-Марино, Ватикан, Монако).
Роль европейского регионального интеграционного соглашения в создании единого экономического и политического пространства в Западной Европе. Создание сравнимого с США экономического потенциала. Обладание второй резервной валютой. Лидеры ЕС – ФРГ, Франция, Великобритания.
Рынки стран бывшего Советского Союза – 12 стран:
• СНГ – после распада СССР, 12 стран номинально создали региональное интеграционное соглашение (РИС);
• Туркмения – ассоциированное членство;
• Грузия вышла из состава СНГ в 2009 году;
• Украина не подписала Устав СНГ, юридически не являясь членом СНГ.
Роль России в развитии регионального рынка. Процесс реальной интеграции экономик стран региона – ЕврАзЭС, Таможенный союз (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
Рынки стран Азии – наиболее населенный регион мира, разделенный пространством и другими факторами на отдельные части:
• Япония;
• Австралия и Новая Зеландия;
• тигры Юго-Восточной Азии (ЮВА) – Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг (Сянган – специальный экономический район Китая);
• тигры ЮВА «второй волны» – Таиланд, Малайзия, Индонезия;
• Китай;
• Индия.
В первую десятку стран мира по численности населения входит 6 стран Азии – Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония, представляющие более 45% населения мира.
Регион с высокой плотностью населения.
Япония и Р.Корея – наиболее развитые страны, технологические лидеры региона, в промышленности обеих стран лидирующие позиции занимают компании со специфическими организационными формами горизонтальной, вертикальной интеграции. Р.Корея по статусу торговых отношений долгое время являлась развивающейся страной, что давало ей значительные преимущества.
Особое положение Австралии и Новой Зеландии – уровень экономического развития, международная специализация, дефицит рабочей силы.
Ведущая роль Китая в регионе. Самая большая страна по численности населения – 1,439 млрд чел.1 Изменения, происшедшие в ходе экономических реформ (с 1978 г.). Вторая (по другим оценкам первая) по величине ВВП экономика мира.
Индия – страна с огромным потенциалом. но с достаточно низким уровнем экономического развития и уровнем жизни населения, значительной дифференциацией в региональном развитии. В последнее десятилетие темпы экономического развития – одни из самых высоких в мире. Вторая страна по численности населения – 1,38 млрд чел.2
Иран, Афганистан, Пакистан – страны проблемные для ведения бизнеса зарубежными компаниями.
Рынки стран Африки и Ближнего Востока:
• страны Африки – бывшие колонии европейских метрополий, сохранение связей с бывшими метрополиями – Францией, Великобританией;
• страны Ближнего Востока, от Турции на севере до Йемена на юге, от Египта на западе до Ирана на востоке.
Северная Африка – страны Магриба, более развитый регион континента. Экономическая отсталость региона южнее пустыни Сахара. Наделенность ряда стран большими запасами природных ресурсов (нефть, газ) – Нигерия, Ангола, Ливия, Алжир.
ЮАР – быстроразвивающийся регион Южной Африки.
Страны Ближнего Востока – основной регион добычи нефти в мире. Крайне высокий уровень политической нестабильности.
Рынки стран Южной Америки – регион, колонизированный в средние века Испанией и Португалией (Бразилия). Достаточно однородный с точки зрения единообразия культуры.
МЕРКОСУР (сокращение от исп. Mercado Comun del Sur, MERCOSUR – Южноамериканский общий рынок), объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, Венесуэлу.
Политико-экономическая структура мировой экономики:
• промышленно развитые,
• развивающиеся страны,
• страны с переходной экономикой.
Структура мировой экономики (классификация ООН), группировки стран. Критерии классификации стран.
• промышленно-развитые страны – США, Канада, Мексика, Япония, Австралия, Новая Зеландия, страны Западной Европы;
• развивающиеся страны – преобладающая часть списка стран мира (страны Центральной и Южной Америки, страны Африки, Азии);
• страны с переходной экономикой – бывшие республики Советского Союза, страны Восточной Европы (последние в начале 2000-х гг. вошли в состав ЕС).
3.2. Деловая среда функционирования бизнеса
3.2.1. Определение, значимые характеристики
«Бизнес-климат показывает, насколько политика государственных, региональных и местных властей способствует развитию бизнеса. Хорошие условия ведения бизнеса позволяют компаниям оперировать с минимальными препятствиями, имея доступ к непосредственным потребителям и высококачественным факторам производства. Так как для разных компаний предпочтительны разные условия, то инвесторы всегда ищут место для ведения бизнеса, которое позволит им минимизировать риски» [Business Climate].
Большинство определений бизнес-среды указывают на важность факторов, непосредственно влияющих на состояние и развитие бизнеса в стране, в числе которых политические, экономические, правовые, технологические факторы. Этого вполне достаточно, если речь идет о группе стран, относящихся к числу промышленно развитых стран. В то же время для развивающихся стран, стран с переходной экономикой, в которых только формируется национальная бизнес-среда, этого явно недостаточно, поскольку влияние на ее формирование оказывают и более отдаленные, глубинные факторы.
Значимые характеристики (черты) деловой среды:
• сложность – число и разнообразие факторов, на которые вынуждена реагировать компания, крайне велико. При принятии решении компания вынуждена принимать во внимание не только экономические факторы, но и политические, культурные, исторические;
• подвижность – объекты и процессы внешней среды находятся в постоянном движении - они непрерывно (хотя и с разной скоростью) претерпевают изменения (меняются финансовые условия – ставка банковского процента, инфляция, законодательство, регулирующее деятельность компаний, изменяются предпочтения потребителей и пр.);
• взаимосвязанность факторов внешней среды – изменение одного фактора приводит (в той или иной степени) к изменению множества других;
• турбулентность внешней среды – изменения во внешней среде происходят с высокой степенью неопределенности и непредсказуемости;
• неуправляемость внешней среды – организация имеет очень ограниченные возможности (если вообще имеет) влиять на внешний контекст своей деятельности.
3.2.2. Подход Дэвида Берона
Дэвид Берон определяет две составляющие бизнес-климата: рыночные и нерыночные составляющие [David P.Baron].
Рыночная среда включает в себя такие взаимодействия между фирмами, поставщиками и покупателями, которые регулируются рыночными отношениями и контрактами. Эффективный менеджмент в рыночной среде является обязательным, но недостаточным условием для достижения хороших результатов компанией.
Качество функционирования компании также зависит от ее деятельности в нерыночной среде. Нерыночный климат состоит из социальных, политических и юридических условий, которые определяют взаимодействия вне фирмы, но в соответствии с рынками и контрактами. Нерыночная среда охватывает связи между фирмами и частными лицами, стейкхолдерами, государственными органами и другими организациями и лицами, посредником между которыми является не рынок, а публичные и частные институты.
Значимость и сложность нерыночной среды увеличивается с каждым днем. Защита окружающей среды, здоровья и безопасность труда, государственное регулирование и дерегулирование, защита прав собственности, права человека, международное торговое регулирование, антитрестовское законодательство, корпоративная ответственность, давление со стороны социальных организаций – это лишь небольшой список проблем, с которыми сегодня сталкиваются фирмы в нерыночной среде.
В нашем случае расширим характеристику составляющих нерыночную среду, дополнив ее тем, что обобщенно можно назвать «историческим наследием», неформальными институтами, организационными формами жизнедеятельности, наследуемыми от периода, предшествующего началу реформ. Последнее, применительно к странам, переживающим период экономических реформ (например, Китай, Россия), играет особую роль, подчас уникальную в сравнении с другими странами, переживающими аналогичный исторический период.
Подробно остановимся и на исследовании внутренней среды функционирования бизнеса, поскольку относительность выделения международного бизнеса означает, связанность, а в ряде случаев и единство указанных сред. К тому же успешный бизнес возникает в условиях, параметры которых характеризуют национальную деловую среду.
3.3. Нерыночные факторы, влияющие на деловую среду
• историческая среда;
• культурная среда;
• политическая среда;
• правовая (юридическая) среда;
• технологическая среда.
Историческая среда – историческое наследие нации, path dependency. Роль неформальных институтов.
Культурная среда [см. также, Хилл, глава 2]:
• социальная структура (социальная стратификация),
• социальная мобильность,
• язык – средство общения, элемент конкурентной борьбы, трудности перевода
• способы коммуникации – невербальное общение, гостеприимство и его выражение – вербальное, вещное;
• религия – канонические установки отдельных религий, в т.ч. относящиеся к коммерческому успеху, кастовость;
• ценностные установки – отношение ко времени, образование, социальный статус, отношение к возрасту.
Политическая среда обусловлена:
• политической идеологией (плюрализм, демократия, тоталитаризм),
• политическим устройством общества (политическая система – парламентаризм, президентская или парламентская формы правления).
Политическая среда – это совокупность политических рисков, оказывающих влияние на деятельность компании:
• риск потери собственности (экспроприация, национализация),
• операционный риск – угроза, возникающая из-за изменений в законодательстве в стране пребывания,
• трансфертный риск – ограничения на перевод денежных средств в страну и за ее пределы.
Правая среда:
• различия между правовыми системами;
• законодательство, ориентированное на внутренний рынок;
• законодательство, регулирующее международные деловые операции (эмбарго, ограничения экспорта);
• законодательство, направленное против иностранных компаний (национализация, конфискация собственности иностранных компаний, ограничения на долю собственности);
• разрешение споров в международном бизнесе.
Примечание. Некоторая условность в обособлении правовой среды в качестве нерыночного фактора, поскольку правовая среда является определяющим моментом функционирования бизнеса, его остовом.
Важнейшие сферы правового воздействия (воздействия права) на ведение бизнеса внутри страны или отношение между компаниями разных стран состоит в следующем [Дэниелс, Радеба, с.41]:
• коммерческое, или договорное, право – защита патентов, торговых знаков и авторских прав;
• общеправовая среда – закон об охране окружающей среды, санитарно-гигиенические нормы и правили техники безопасности;
• создание нового бизнеса;
• трудовое законодательство;
• антитрестовское законодательство;
• ценообразование;
• налогообложение.
Международное право – регулирует взаимоотношения между суверенными государствами, предопределяет решение следующих вопросов:
• въезд отдельных лиц;
• передвижение товаров (экспортно-импортные тарифы, нетарифные барьеры);
• судоходство и перевозка грузов;
• передвижение капитала;
• приобретение собственности;
• защита личности и собственности (защита от национализации и экспроприации, защита патентов, товарных знаков и авторского права);
• перевод средств.
Технологическая среда:
• наделенность ресурсами, их доступность;
• инвестиции как способ развития технологической среда;
• передача технологий из одной страны в другую;
• степень защиты прав на интеллектуальную собственность;
• состояние венчурного предпринимательства.
3.4. Экономические факторы деловой среды:
• национальные,
• глобальные.
Национальные факторы:
• темпы роста экономики,
• процентные ставки,
• валютный курс и темпы инфляции.
Глобальные факторы:
• темпы роста мировой экономики,
• конъюнктура на ведущих мировых рынках,
• региональное и глобальное регулирование международной торговли:
• региональные интеграционные соглашения (РИС) – ЕС, USMCA, МЕРКОСУР, ЕАЭС;
• международные организации – ВТО, МВФ,
• организации, регулирующие процессы на отдельных товарных рынках – ОПЕК.
Важный элемент национальной деловой среды – национальная система протекционизма – защита национального бизнеса от конкуренции зарубежных компаний на местном рынке и содействие конкурентоспособности национальных компаний на зарубежных рынках.
Различают тарифный и нетарифный протекционизм.
3.5. Тарифное регулирование международной торговли
3.5.1. Таможенная пошлина
Таможенная пошлина – особый вид платежа в форме косвенного налога, взимаемого государством при ввозе товара на таможенную территорию страны или вывозе с таможенной территории страны.
Цели введения таможенных пошлин:
• создание равных условий конкуренции – защита национальных производителей (введением импортной пошлины);
• защита национальных потребителей (введением экспортной пошлины);
• пополнение доходной части бюджета страны – фискальная цель.
Экономическая роль таможенных пошлин:
• создание стоимостного барьера, повышающего цену импортного товара;
• целенаправленным применением пошлин государство может стимулировать развитие определенных отраслей.
Торгово-политическая роль таможенных пошлин
• защита определенных отраслей экономики от конкуренции иностранных товаров;
• использование в качестве рычага давления на конкурентов с целью заставить их пойти на определенные уступки.
Последствия применения таможенных пошлин:
• повышение цены импортируемого товара, реализуемого на внутреннем рынке;
• влияние на доходы местных потребителей, производителей, государства.
Функции таможенных пошлин
• стабилизирующая или регулирующая (выравнивание условий конкуренции для импортных и отечественных товаров)
ставка пошлины = Pнац – Pмир;
• протекционистская (ограничение доступа иностранных товаров)
ставка пошлины > Pнац – Pмир;
• стимулирующая (стимулирование импорта)
ставка пошлины < Pнац – Pмир;
• фискальная.
3.5.2. Введение таможенной пошлины большой и малой страной. Оптимальная тариф (пошлина)
Последствия введения таможенной пошлины малой страной:
• внутренние цены увеличиваются,
• импорт сокращается.
Малая (маленькая) страна (с точки зрения международной торговли) – страна, не способная влиять на условия торговли (небольшое предложение или спрос).
Последствия введения таможенной пошлины большой страной – оптимальный тариф (оптимальная пошлина):
• внутренние цены повышаются незначительно,
• импорт незначительно сокращается,
• увеличивается национальный продукт.
Большая страна способна повлиять на условия торговли, что отражается в существовании оптимального тарифа (оптимальной пошлины).
Оптимальная пошлина – эффект, получаемый в результате применения импортной пошлины, когда в ответ на ее введение иностранные поставщики (экспортеры) снижают свои цены таким образом, что уровень цен на внутреннем рынке не повышается, т.е. сумма платежей пошлин импортерами равна сумме занижения цены экспортерами.
Условия возникновения эффекта оптимальной пошлины:
• крупная компания (компании) экспортер,
• емкий, значимый для компании рынок (большая страна-импортер!),
• невысокая ставка (величина) таможенной пошлины.
3.5.3. Классификация таможенных пошлин по направлению движения товаров
• вывозные (экспортные) пошлины – ими облагаются товары, которые вывозятся за пределы таможенной территории страны и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами,
• ввозные (импортные) пошлины – представляют собой один из основных видов таможенных платежей и один из ключевых механизмов таможенного регулирования. Ввозная (импортная) пошлина представляет собой вид налогового платежа, который взимается в пользу государственного бюджета с товаров и грузов, ввозимых импортерами на таможенную территорию страны,
• транзитные пошлины – взимается с иностранной продукции, следующей через территорию государства в третью страну.
3.5.4. Классификация таможенных пошлин по способу их установления
• адвалорная пошлина – определенный процент от таможенной стоимости товара;
• пример: лавровый лист – 5% от таможенной стоимости.
• специфическая пошлина – в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу измерения количества товара (веса, объема, штуки и др.);
• пример: необработанные шкуры – 500 евро за 1000кг.
• смешанная или комбинированная пошлина – это пошлина, при установлении размера которой сочетаются оба принципа, применяемых для адвалорной и специфической пошлин. Одновременно взимается пошлина, начисленная в виде процента от таможенной стоимости и с единицы физической меры товара;
• пример: обувь (с верхом из резины) – 15% плюс 0,7 евро за 1 пару.
• альтернативная пошлина – устанавливается и адвалорная и специфическая ставки пошлин с указанием, что по усмотрению таможенного органа, ответственного за взимание пошлин, применяется большая из них в данный момент.
• пример: макаронные изделия – 15%, но не менее 0,6 евро за 1 кг
Определение таможенной стоимости товара:
Таможенная стоимость товара – стоимость товара, которая используется в целях таможенного обложения, т.е. в качестве исходной расчетной базы (основы) для исчисления адвалорных таможенных платежей (пошлин, акцизов, НДС и сборов за таможенное оформление).
3.5.5. Классификация таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара
• минимальная (базовая или предельная) ставка таможенной пошлины – применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования;
• режим наибольшего благоприятствования (РНБ) – распространение на страну, которой такой режим предоставлен, любых уступок, предоставленных любой третьей стране: "Любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставленные любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначенного в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначенному для территории всех других договаривающихся сторон" – статья I Генерального соглашения по тарифам и торговле.
Список (перечень) стран, которым предоставляется РНБ, преференциальный режим или освобождение от уплаты таможенных пошлин, публикуется правительством соответствующей страны.
• максимальная ставка таможенной пошлины – применяется при ввозе товаров, происходящих из стран, которым данная страна не предоставила режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения товара неизвестна;
• преференциальная ставка таможенной пошлины – применяется при ввозе товаров, которые происходят из развивающихся стран;
• нулевая ставка таможенной пошлины применяется при ввозе товаров, происходящих из наименее развитых стран, в России – также из стран СНГ.
См. Приложение 3.2. Импортный таможенный тариф Таможенного союза и Приложение 3.3. Ставки таможенных пошлин по ряду товаров, ввозимых в США.
Страна происхождения товара – страна, в которой товары были произведены или обработаны (существенно переработаны).
Запретительная ставка таможенной пошлины – ставка таможенной пошлины, при которых ввоз товаров в страну становится нецелесообразным, т.е. прекращается.
3.5.6. Таможенный тариф
Таможенный тариф – законодательный акт, содержащий перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны. Он представляет собой систематизированный по определенному признаку или признакам перечень подлежащих таможенному обложению товаров, против каждого из которых указана одна или несколько ставок таможенных пошлин.
Состав таможенного тарифа
• ставка таможенной пошлины – размер, величина таможенной пошлины,
• товарная номенклатура – классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.
См. Приложение 3.1. Импортный таможенный тариф Таможенного союза.
Степень защиты предприятий отдельной отрасли определяется:
• уровнем ставок импортных пошлин на продукцию, аналогичную выпускаемой предприятиями отрасли;
• уровнем ставок таможенных пошлин на импортируемые этими предприятиями сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д., представляющие собой элементы затрат для данной отрасли.
Эскалация (возрастание) ставок таможенных пошлин – повышение ставок импортных таможенных пошлин на товары по мере повышения степени их обработки
Оценка степени защищенности отрасли
Номинальный уровень протекционизма (НУП) – отношение ставки таможенной пошлины к величине таможенной стоимости данного товара (в процентах) – указывается в импортном таможенном тарифе
НУП = × 100% (1)
t – ставка таможенной пошлины,
Р – таможенная стоимость товара
Эффективный или фактический уровень протекционизма (ЭУП) – отношение обусловленного введение пошлины прироста добавленной стоимости (прирост стоимости обычно эквивалентен ставке пошлины) к величине стоимости, добавленной обработкой, в базовом варианте (до введения пошлины) – расчетный показатель.
ЭУП = × 100% = × 100% (2)
где, t - ставка пошлины на конечный продукт;
V0 - добавленная стоимость в базовом варианте (до введения пошлины);
V1 - добавленная стоимость, возросшая в результате введения таможенной пошлины.
Существует и другая формула для определения эффективного уровня протекционизма:
ЭУП = × 100% (3),
где Т - номинальная ставка таможенной пошлины на конечную продукцию;
А – доля стоимости импортных компонентов в стоимости конечного продукта;
Т - номинальная ставка таможенной пошлины на импортированные части и компоненты
Эффективная ставка таможенной пошлины показывает, насколько импортная таможенная пошлина способствует увеличению стоимости товара в процессе его обработки, и зависит от разницы в уровне ставок импортных пошлин на готовую продукцию и импортируемые сырье и компоненты и их удельного веса в стоимости конечного изделия.
Выводы:
• повышение (снижение) степени тарифной защиты отрасли может быть достигнуто не только путем повышения (снижения) ставок пошлин на ее продукцию, но и снижением (повышением) пошлин на импортные элементы затрат;
• если отрасли, производящие материалы и компоненты, получают больший приоритет, то уровень эффективной защиты производителей конечного продукта снижается. И наоборот, снижение пошлин на импортные сырье, материалы, компоненты является средством повышения степени тарифной защиты отечественного производства без повышения или при меньшем повышении пошлин на его конечную продукцию;
• фактическая защищенность отрасли при неизменной ставке пошлины на конечную продукцию тем выше, чем меньше удельный вес импортных элементов затрат в цене конечного продукта.
3.6. Нетарифные барьеры международной торговли
3.6.1. Понятие нетарифных барьеров, классификация
Нетарифные ограничения (НТО), барьеры импортных операций – комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки (это же относится и к товарам, вывозимым из страны)
Особенность использования НТО
• вводятся органами государственной власти;
• носят автономный характер (объем и методика их применения полностью регулируются национальными органами и национальными правилами);
• процесс регулирования внешней торговли с границ переносится вглубь страны (внутреннее хозяйственное и техническое законодательство выступает в качестве регулятора внешнеторгового оборота).
Классификация нетарифных барьеров – административные и экономические барьеры
Состав НТО
Административные НТО
Экономические НТО
• лицензирование и квотирование, эмбарго, "добровольные" ограничения экспорта
• паратарифные (сверхтарифные) меры
•
• меры валютно-финансовой политики
• использование в протекционистских целях стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур и др.
• контроль над ценами
•
• особые виды пошлин - специальные, антидемпинговые, компенсационные, ответные
• система государственных закупок товаров
•
Различия между экономическими и административными НТО
Административные НТО
Экономические НТО
• непосредственно ограничивают доступ импортных и поставку отечественных товаров за границу
• действует через механизм рынка, удорожая импортные и экспортные товары
• государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров на внутреннем рынке. Покупатель в этом случае лишается права на свободный выбор товара
• последнее слово на рынке остается за потребителем: он сохраняет свободу выбора и решает, приобрести ли более дорогой импортный или более дешевый аналогичный национальный товар
3.6.2. Административные НТО
Количественные ограничения импорта и экспорта (меры количественного контроля):
• лицензирование
• квотирование.
Лицензирование – получение права или разрешения от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций (используется, в том числе, как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий индивидуальным импортерам до ее исчерпания).
Квота – количественное ограничение, устанавливающее максимальный объем или стоимость разрешенного к ввозу (вывозу) товара в течение определенного времени (например, года или квартала).
Эмбарго – запрет на импорт определенного товара.
Добровольное ограничение экспорта (ДОЭ) – соглашение, в соответствии с которым экспортер ограничивает свой экспорт "добровольно", чтобы избежать принудительных мер со стороны импортера (торговый барьер, защищающий страну-импортера, устанавливается не на ее границе, а на границе страны-экспортера, посредством инструментов экспортного контроля). ДОЭ устанавливается не правительствами, а отраслью промышленности в экспортирующей стране. Государства лишь санкционируют данные ограничения.
Пример 3.1. ДОЭ японских автомобилей в США [Husted, Melvin, P.195-198].
Первые серьезные успехи зарубежных автомобилестроительных компаний на американском рынке относятся к началу 70-х гг., когда в связи с нефтяным кризисом произошел резкий подъем цен на топливо («ценовой шок»). Во второй половине 70-х гг. цены на нефть возросли почти в 10 раз. Американские потребители, озабоченные резким повышением цен на бензин, стали отдавать предпочтение небольшим экономичным автомобилям. Американские компании слабо реагировали на происходящие процессы, продолжая выпускать, преимущественно, крупногабаритные, расходующие много топлива автомобили. Повторный ценовой шок на нефтепродукты в 1979 году еще более усугубил положение американского автомобилестроения – доля иностранных автомобилей, прежде всего японских, продолжала возрастать.
В 1981 г. администрация Р.Рейгана, отказавшись от политики компенсаций автомобилестроителям (пассивной защиты отрасли), вступает в переговоры с японским правительством и вынуждает его заключить соглашение сроком на 1 год, впоследствии оно неоднократно продлевалось, об ограничении экспортных поставок автомобилей из Японии в США.
Примечание. Как правило, причиной, обусловливающей введением страной мер по ограничению экспорта, является указание страны-импортера на очевидные нарушения ею (страной-экспортером) принципов честной торговой практики и угрозу введения серьезных санкций. В Японии широко использовалась практика субсидирования экспортных производств, противоречащая нормам Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).
Последствия введения ДОЭ:
• повышение цен на внутреннем рынке страны-импортера,
• возможное снижение качества отечественной продукции,
• увеличение экспорта товаров из стран, не охваченных соглашением о ДОЭ.
Сходство и различия между таможенными пошлинами и количественными ограничениями
Сходство – таможенные пошлины и квоты – протекционистские меры, призванные затруднить (ограничить) доступ товаров зарубежных производителей на отечественный рынок.
Различия – количественные ограничения, в отличие от таможенных пошлин:
• количественные ограничения – меры прямого действия (ограничивают производителя в вопросах выхода на внешний рынок), в отличие от таможенных пошлин, косвенно действующих на экспортеров, через механизм увеличения цены ввозимых товаров,
• определяют количество и номенклатуру товаров, разрешенных ввозу (вывозу),
• ограничивают круг стран, откуда (куда) эти товары могут быть ввезены (вывезены).
Технические меры (технические барьеры в торговле)
• технические условия, т.е. фактически сложившиеся технические параметры
• специальные требования к маркировке и упаковке товаров
• обязательная инспекция, применяемая к отдельным товарам (специфические санитарные, ветеринарные и фитосанитарные нормы и правила)
• запрет на ввоз продукции, которая не соответствует тем или иным техническим требованиям
• предотгрузочная инспекция (инспекция предприятий-поставщиков)
• специальные таможенные формальности.
3.6.3. Экономические НТО
Сверхтарифные меры – платежи и сборы, взимаемые с товара, пересекающего таможенную границу, которые увеличивают стоимость ввозимого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) – внутренние (уравнительные) налоги и сборы (НДС, акцизы).
Меры валютно-финансовой политики:
• меры валютного регулирования – регулирование валютного курса, множественный валютный курс;
• субсидии и финансовые льготы;
Валютные ограничения – ограничения свободы ведения валютных операций, устанавливаемые государственной властью в законодательном порядке (разрешение на получение и расходование иностранной валюты, порядок продажи валютной выручки, система множественности валютных курсов)
Множественный валютный курс – установление валютными органами страны нескольких курсов своей национальной валюты, которые дифференцируются в зависимости от географического направления торговли и структуры импортируемых товаров.
К практике применения множественности валютных курсов прибегает в настоящее время правительство Венесуэлы.
Пример 3.2. Множественный валютный курс
Официальный курс рубля, установленный ЦБ РФ, равен 60 руб. за 1 долл. США. Правительство РФ установило следующие коэффициенты курса покупки американской валюты по отношению к официальному:
• для импортеров медикаментов – 0,8 (48 руб. за 1 долл., т.е. выше официального);
• для импортеров изделий из драгоценных металлов – 1,2 (72 руб. за 1 долл., т.е. ниже официального).
Оцените различия условий импорта медикаментов и изделий из драгоценных металлов.
Субсидии (государственные субсидии) – финансовые средства, предоставляемые государством за счет средств государственного бюджета национальным производителям, в обмен на которые оно не получает товары и услуги.
Государственные субсидии и финансовые льготы покрывают часть издержек производства национальных производителей и повышают конкурентоспособность товаров внутри страны.
Цель субсидирования – повысить конкурентоспособность национального производства путем снижения издержек производства. Эти меры финансовой поддержки ограждают внутренний рынок от иностранной конкуренции и создают скрытый протекционистский барьер. Мерой протекционизма в данном случае является отношение денежной величины субсидии, полученной национальным производителем, к цене товара за вычетом полученной субсидии. По своему конечному эффекту субсидирование национального производства равноценно введению таможенной пошлины, численно равной предоставленной субсидии
.
Пример 3.3. Субсидирование национального производства равноценно введению таможенной пошлины, численно равной предоставленной субсидии
Единица товара как отечественного, так и зарубежного производства продается на внутреннем рынке за 2200 руб. Субсидия национальным производителям из расчета на единицу товара составляет 200 руб. Таким образом, рыночная цена отечественного товара (за вычетом субсидии) составит 2000 руб., а степень протекционистской защиты рынка этого товара – 10%.
Различия между экономическим действием таможенной пошлины и субсидии на цену товаров:
• субсидия не только защищает национального производителя аналогичных товаров, но и позволяет другим потребителям товаров покупать их дешевле,
• субсидирование носит скрытый, замаскированный характер. Эти барьеры зачастую оказываются за пределами действия международных договоров.
Субсидии производителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортной пошлиной или квотой – таможенные пошлины и квоты искажают внутренние цены. Субсидии производителям обеспечивают ограничение импорта, сравнимое с таможенной пошлиной и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики.
3.6.4. Меры по защите экономических интересов государства во внешней торговле
Меры по защите экономических интересов государства во внешней торговле применяются в соответствии с положениями международногоэкономического права как инструмент защиты от ущерба, наносимого национальным производителям в результате неожиданных изменений на рынке и так называемой нечестной торговой практики.
Меры по защите экономических интересов государства во внешней торговле товарами – особые пошлины:
• защитные (специальные защитные) меры,
• антидемпинговые меры,
• компенсационные меры.
Защитные меры (специальные защитные) меры – по российскому законодательству) – импортные ограничения, которые применяются на временной основе в тех случаях, когда иностранные товары ввозятся в таких количествах и/или на таких условиях, что это причиняет или может причинить существенный ущерб отраслям, чья продукция конкурирует с импортной.
Защитные меры реализуются введением:
• импортных пошлин, которые называют специальными пошлинами и взимают сверх обычных действующих импортных таможенных пошлин;
• количественных ограничений (импортных квот).
Специальная пошлина – пошлина, применяемая как инструмент защитных мер, т.е. в тех случаях, когда импорт какого-либо товара осуществляется в таких количествах и на таких условиях, что это наносит ущерб экономике страны (взимаются сверх базовой ставки таможенной пошлины)
Экономический смысл применения защитных мер → в компенсации или предотвращении тех случаев, когда национальные производители временно оказываются абсолютно неспособными противостоять иностранной конкуренции
Антидемпинговые меры
Демпинг – массовый сбыт товаров за рубежом по преднамеренно заниженным ценам (ниже их "нормальной цены") с целью вытеснить конкурентов с рынка.
Международная ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара на различных рынках по разным ценам.
Антидемпинговые меры:
• введение антидемпинговых пошлин,
• принятие со стороны экспортеров ценовых обязательств.
Антидемпинговые пошлины – пошлины, применяемые в рамках антидемпинговых мер на временной основе и направленные на устранение экономических последствий демпинга (взимаются сверх базовой ставки таможенной пошлины).
Условия применения антидемпинговых мер:
• установление факта демпинга,
• наличие демпинговой разницы, (демпинговой маржи);
• наличие фактически доказанного материального ущерба или угрозы материального ущерба отрасли хозяйства страны импортера;
• существование причинно-следственной связи между фактом продажи по демпинговым ценам и возникновением ущерба.
Демпинговая маржа – разница между нормальной стоимостью товара (цена продажи на отечественном рынке) и его экспортной ценой.
М демп = Ц норм – Ц экс
Компенсационные меры
Методы стимулирования экспорта товаров (содействие правительств сбыту продукции местных компаний) → предоставление экспортных субсидий или премий.
Экспортные субсидии – финансовые льготы, предоставляемые правительством или частными организациями фирмам-экспортерам на вывоз определенных товаров за границу.
Компенсационные меры (ограничительные меры в отношении субсидирования)- введение компенсационных пошлин.
Компенсационная пошлина – пошлина, которая применяется при введении мер по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств), сверх базовой ставки таможенной пошлины.
Компенсационные меры очень похожи на антидемпинговые, но для их введения необходимо доказать наличие субсидии в зарубежном государстве на производство или реализацию товара, из него поставляющегося. Доказать этот факт не всегда просто, так как информации о субсидиях может не быть в открытом доступе. Если необходимые доказательства удается собрать, вводится пошлина, равная по размеру указанной субсидии на единицу товара, поставляемого определенной компанией.
3.6.5. Торговые войны
Торговая война – торговое соперничество двух или более стран с целью захвата зарубежных рынков или предотвращения торговой "оккупации" национальной экономики (захвата внутреннего рынка).
В этом случае в целях защиты национальной экономики страны начинают использовать друг против друга различные барьеры: квоты, пошлины, нетарифные ограничения и т.д.
Причины, обусловливающие возникновение торговых войн:
• «борьба за власть»;
• средство выхода из кризиса;
• ответная мера на жесткую торговую политику
Методы ведения наступательной торговой войны:
• понижения экспортных таможенных тарифов,
• повышение экспортных квот,
• использование демпинговых цен,
• в исключительных случаях – торговая блокада.
Методы оборонительной торговой войны – возведение торговых барьеров:
• повышение импортных таможенных пошлин,
• снижение импортных квот;
• введение нетарифных ограничений,
• введение технических барьеров.
3.7. Международная экономическая интеграция
3.7.1. Региональная торговая либерализация. Региональные интеграционные соглашения (РИС)
Пять типов экономической интеграции [McDonald, Dearden, P.39-40].
Зона свободной торговли – соглашение между несколькими странами, устраняющее барьеры в торговле между ними, но сохраняющее действующие в каждой из них национальные тарифные и нетарифные ограничения по отношению к странам, не входящим в соглашение
Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) – организация, европейских государств, действующая на принципах зоны свободной торговли.
Таможенный союз – соглашение между несколькими странами, устраняющее барьеры в торговле между ними и устанавливающее единые торговые барьеры по отношению к странам, не входящим в соглашение
Европейский союз (сообщество) – организация, европейских государств, действующая на принципах таможенного союза.
Общий рынок – таможенный союз + свободное движение капиталов и рабочей силы
Экономический союз – общий рынок + согласование экономической и социальной политики в целях обеспечения свободы передвижения и согласование макроэкономической политики в целях недопущения искажения товаропотоков
Экономический и валютный союз – экономический союз + единая валютная политика.
3.7.2. Последствия создания таможенного союза
[См. Фомичев, с. 164-165]
Ликвидация тарифных барьеров способствует укрупнению рынков, открывает более эффективным производителям доступ в страны, где цены на их продукцию завышались из-за таможенных пошлин и др. торговых ограничений.
Обычно возникновение торгового блока ведет к увеличению объема торговли между его членами. Способствует ли это созданию торговли или ее отклонению?
Создание новых товаропотоков – создание торговли (переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товаров на более эффективный внешний источник (импорт), ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза; иными словами, образование нового потока импорта товара, который раньше не импортировался, из страны партнера по таможенному союзу в результате того, что импортный товар после устранения таможенных пошлин стал дешевле национального).
Создание торговли – эффект, возникающий при создании торгового блока, при котором более дешевые товары из стран-партнеров по блоку замещают дорогую отечественную продукцию.
Изменение товаропотоков – отклонение торговли (переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного поставщика из страны, не входящей в таможенный союз, на менее эффективный источник поставок из страны участницы таможенного союза), произошедшая в результате того, что товар, производимый внутри таможенного союза, стал дешевле после устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.
Отклонение торговли – эффект, возникающий при создании торгового блока, при котором импорт из стран-партнеров замещает импорт из третьих стран, который при наличии одинаковых тарифов был бы дешевле. Концепции создания и отклонения торговли были впервые сформулированы Джейкобом Винером [Viner].
Баланс между созданием и отклонением торговли – основной фактор, определяющий суммарную выгоду РИС. Этот вывод следует из понимания мира (мировой торговли), при котором единственной движущей силой торговли между странами служат различия в производительности и обеспеченности факторами производства.
Если страны, создающие таможенный союз, высоко развиты, то это может привести к общему экономическому росту. Если же страны — участницы таможенного союза слабо развиты, то это может вызвать замедление их экономического роста в результате ограничения конкуренции [Фомичев].
3.7.3. Всемирная торговая организация
Всемирная торговая организация (ВТО) – международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.
Фундаментальные принципы по согласованному регулированию международной торговли:
• принцип недискриминации:
• применение режима наибольшего благоприятствования (РНБ) – режим наиболее благоприятствуемой нации;
• применение национальный режима;
• принцип обеспечение доступа на рынок:
• национальная промышленность должна защищаться исключительно с помощью таможенных тарифов – без применения количественных ограничений;
• ставки таможенных пошлин должны сокращаться в результате многосторонних переговоров и не могут быть повышены впоследствии;
• принцип гласности внешнеторгового законодательства;
• страны-участницы должны консультироваться между собой в процессе разрешения торговых споров – применение исключительно договорных (конвенционных) таможенных пошлин;
• принцип свободы транзита;
• принцип преференциального режима – Общая система преференций.
3.8. Деловая среда, связанная c зарубежным (иностранным) инвестированием
Политика иностранных инвестиций – возможные альтернативы:
• привлечение прямых иностранных инвестиций – политика стимулирования,
• ограничения на прямые иностранные инвестиции – вызвана очевидной или потенциальной угрозой национальному бизнесу (угрозой национальному суверенитету).
Регулирование притока иностранных инвестиций:
• налоговая система – ставки налогообложения бизнеса, в т.ч. иностранного, предоставление налоговых льгот, налоговых каникул;
• условия функционирования (режим функционирования иностранного бизнеса) – национальный режим иностранных инвестиций (вариант инвестиций, не предусматривающий существенных льгот для иностранного инвестора, но и не дискриминирующий его); содействие иностранным инвестициям – создание привилегированных условий для зарубежных компаний, инвестирующих в местную экономику;
• правовые формы предприятий с иностранными инвестициями, допустимый процент собственности зарубежного инвестора;
• конвертируемость местной валюты;
• возможность репатриации прибыли и доходов, полученных от деятельности иностранного инвестора, на родину;
• защита собственности иностранного инвестора (от национализации и пр. посягательств).
Основными факторами, препятствующими развитию большинства фирм, являются налогообложение, государственное регулирование, финансирование, политическая нестабильность, инфляция и коррупция (см. Приложение 3.4. Основные факторы, оказывающие давление на компании).
3.9. Основные исследования, посвященные деловому климату (мониторингу деловой среды)
3.9.1. Doing Business – исследование Всемирного банка (World Bank)
Одним из наиболее известных и цитируемых проектов по изучению состояния условий ведения бизнеса является «Doing Business» («Ведение бизнеса»). «Ведение бизнеса» существует уже более 15 лет и постоянно развивается: первый доклад был опубликован в 2003 г. и содержал данные по 133 странам и 5 показателям, в докладе нынешнего года представлены данные по 190 странам и по 12 показателям. При доработке данного проекта используются отзывы представителей правительств, ученых, практических работников и экспертов.
Всемирный банк определяет деловой и инвестиционный климат как наличие возможностей и стимулов у компаний к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению своей деятельности.
В проекте на сегодняшний момент используются 12 агрегированных показателей, среди них создание предприятий, регистрация собственности, налогообложение, международная торговля, получение кредитов, обеспечение исполнения контрактов, получение разрешений на строительство, ликвидация предприятий, защита инвесторов и наем рабочей силы (см. Приложение 3.5. Индикаторы регулирования предпринимательской деятельности (проект Doing Business).
В рамках проекта «Ведение бизнеса» осуществляется анализ данных двух типов:
• данные первого типа – итоги анализа действующих законодательных и нормативных правовых актов;
• вторая категория данных – показатели «времени и движения», характеризующие эффективность в достижении той или иной цели регулирования (например, предоставления предприятию статуса юридического лица). При регистрации показателей «времени и движения» используются данные о затратах из официальных прейскурантов, если таковые имеются.
3.9.2. Другие проекты
(нижеследующие проекты приведены исключительно в информативных целях!)
Business Monitor International [см. Business Monitor International].
Компания Business Monitor International Ltd ежегодно составляет отчеты по бизнес-прогнозам разных стран мира. Отчеты включают в себя множество показателей, касающихся ведения бизнеса, в том числе компания проводит анализ деловой среды, включающий: SWOT анализ, рейтинги рискованности ведения бизнеса, анализ событий, произошедших за последний год в стране и оказавших влияние на бизнес-среду, а также анализ некоторых факторов делового климата.
Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM) – ежегодная оценка национального уровня и масштабов предпринимательства [http://www.gemconsortium.org/]
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" [см. Рейтинг предпринимательского климата].
«Рейтинг предпринимательского климата в российских городах, 2003 г.» рейтингового агентства "Эксперт РА". Данное агентство выделяет другие по сравнению с проектом «Ведение бизнеса» факторы:
• транспортная доступность города
• социально-политическая стабильность
• законодательные условия ведения бизнеса
• уровень развития телекоммуникаций
• уровень развития бизнес-инфраструктуры
• уровень жизни населения
Расхождение в выбранных факторах вызваны тем, что в международных исследованиях “Doing Business” предложены наиболее общие для всех стран показатели, в то время как в российских учитываются национальные особенности. Так, например, для России с ее необъятными просторами характерны проблемы транспортной и телекоммуникационной доступности.
Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010-2011 (авторы – ОПОРА РОССИИ; Евразийский институт конкурентоспособности; Strategy Partners Group).
Проект Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета-Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ)
Проект Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ «Мониторинг делового климата», подготовленный на основе конъюнктурных опросов руководителей организаций промышленного производства, строительства, розничной и оптовой торговли. Целью данного исследование является оперативное получение от предпринимателей в дополнение к официальным статистическим данным краткосрочных качественных оценок о состоянии бизнеса и основных тенденциях его динамики, особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, их намерениях, степени адаптации к механизмам хозяйствования, сложившемся деловом климате, а также о важнейших факторах, лимитирующих их деятельность [см. Мониторинг делового климата].
В. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ 3:
• деловая среда (бизнес-климат)
• рыночная среда делового климата
• нерыночная среда делового климата (нерыночный климат)
• национальная система протекционизма
• тарифный и нетарифный протекционизм
• таможенная пошлина
• оптимальная пошлина
• классификация таможенных пошлин по направлению движения товаров:
• вывозные (экспортные)
• ввозные (импортные)
• транзитные
• классификация таможенных пошлин по способу их установления
• адвалорные
• специфические
• смешанные или комбинированные
• альтернативные
• таможенная стоимость товара
• классификация таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара:
• минимальная ставка
• максимальная ставка
• преференциальная ставка
• нулевая ставка
• режим наибольшего благоприятствования
• запретительная ставка таможенной пошлины
• таможенный тариф
• эскалация ставок таможенных пошлин (тарифная эскалация)
• оценка степени защищенности отрасли:
• номинальный уровень протекционизма
• эффективный или фактический уровень протекционизма
• нетарифные ограничения (барьеры) импортных операций
• классификация нетарифных барьеров:
• административные
• экономические
• количественные ограничения импорта и экспорта
• лицензирование
• квота
• эмбарго
• добровольное ограничение экспорта
• технические меры (технические барьеры в торговле)
• сверхтарифные) меры
• меры валютно-финансовой политики:
• валютные ограничения
• множественный валютный курс
• экспортные субсидии (государственные субсидии)
• меры по защите экономических интересов государства во внешней торговле товарами (особые пошлины)
• специальная пошлина
• демпинг
• антидемпинговые пошлины
• демпинговая маржа
• компенсационная пошлина
• экспортные субсидии
• типы экономической интеграции
• зона свободной торговли
• таможенный союз
• общий рынок
• экономический союз
• экономический и валютный союз
• последствия создания таможенного союза
• создание новых товаропотоков
• изменение товаропотоков
• инструменты регулирования притока иностранных инвестиций
С. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ 3:
1. Охарактеризуйте особенности региональных рынков Северной Америки, Западной Европы (ЕС).
2. Чем отличается адвалорная таможенная пошлина от специфической?
3. Как определяется комбинированная ставка таможенной пошлины?
4. Как называется внешнеторговый режим, обусловливающий установление минимальных ставок таможенных пошлин?
5. Что входит в состав экономических нетарифных барьеров?
6. Что относится к барьерам административного характера?
7. Чем может быть вызвано применение добровольного ограничения экспорта?
8. Что входит в состав паратарифных (сверхтарифных) мер и каково их назначение?
9. Кто из участников внешней торговли получает временный выигрыш после девальвации национальной валюты и почему?
10. Что может быть причиной применения страной-импортером защитных (специальных защитных) мер?
11. Охарактеризуйте ответные меры страны-импортера на продажу товаров по демпинговым ценам.
12. Охарактеризуйте ответные меры страны-импортера на применение страной-экспортером экспортных субсидий.
См. также
• Кейс «Российские металлургические компании на американском рынке стали».
• Задание к теме 3 (отдельный файл!).
• Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. (см. в конце глав)
Вопросы для закрепления материала (№№)
Задания
(№№)
Глава 6
1-9
2
D. ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 3:
Обязательная литература:
• Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика:. Глава 6, 7 (§ 7.5) (Приводимые в тексте рисунки, таблицы, формулы не являются обязательными для изучения!)
Дополнительная литература:
• Волгина Н.А. Международная торговля: учебник. – Москва: КНОРУС, 2019. Главы 4,5.
• Business Climate. Economic Development Reference Guide. International Economic Development Council. P. 10 / http://www.iedconline.org/clientuploads/Downloads/IEDC_ED_Reference_Guide.pdf .
• Business Monitor International. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.businessmonitor.com.
• David P. Baron. Business and its environment. Stanford University, Prentice Hall, 2010.
• Husted St., Melvin M. International economics. 1990.
• McDonald, Frank, Dearden, Stephen. European Economic Integration. 4th ed. 2005.
• Viner, Jakob. The Customs Union Issue. New York, 1950.
• Doing Business 2020. Comparing Business Regulation in 190 Economies. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/32436#:~:text=Doing%20Business%202020%20is%20the,business%20environment%20in%20190%20economies? свободный.
• Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM). ВШМ СПбГУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gsom.spbu.ru/gsom/research_statistics/gem/, свободный.
• Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. Глава 4.
• Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. – М.: «Дело Лтд», 1994.
• Медведев А.Г. Международный менеджмент… глава 2.
• Мониторинг делового климата. Государственный университет – Высшая школа экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issek.hse.ru/analitdata, свободный.
• Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С. Международный менеджмент. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – Глава 2.
• Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. - М., 1998, 2000.
• Хилл Ч. Международный бизнес... Главы 2 (для ознакомления), 5.
E. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
• Российский Центр внешней торговли — https://www.rusimpex.ru/
• Всемирная торговая организация (ВТО) — https://www.wto.org/
• Конференция ООН по торговле и развитию — https://www.un.org/ru/ga/unctad/
• Доклад «Ведение бизнеса» — ежегодное исследование группы Всемирного банка — https://russian.doingbusiness.org/
F. ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕМЕ 3:
Приложение 3.1. Импортный таможенный тариф Таможенного союза (фрагмент)3
Код товара по ТН ВЭД
Краткое наименование товара
Доп. ед. изм.
Ставка пошлины (в процентах от таможенной стоимости,
либо в евро, либо в долларах США)
0305 49 450 0
Форель
–
10
1605 10 000 0
Крабы
–
20, но не менее
3 евро за 1 кг
4410 11 000 1
Плиты древесностружечные необработанные или без дальнейшей обработки, кроме шлифования
м3
20
6403 12 000 0
Лыжные ботинки, беговая лыжная обувь и ботинки для сноуборда
пар
10 плюс 1,8 евро за 1 пару
6506 99 901 0
Головные уборы из натурального меха норки
шт.
20, но не менее
3,5 евро за 1 шт.
9001 30 000 0
Линзы контактные
шт.
5
Приложение 3.2. Импортный таможенный тариф Таможенного союза (фрагмент)
Код товара
по ТН ВЭД
Краткое
наименование товара
Ставка пошлины (в процентах от таможенной стоимости, либо в евро)
1
2
3
0305 49 450 0
Форель
10
20
7,5
3306 10 000 0
Вещества для чистки зубов
15
30
11,25
6506 92 001 0
Головные уборы из натурального меха
20,
но не менее 3,5 евро за 1 шт.
40,
но не менее 7 евро за 1 шт.
15,
но не менее 2,625 евро за 1 шт.
9001 30 000 0
Линзы контактные
5
10
3,75
Примечание:
1-я колонка ставки пошлины – минимальная ставка,
2-я – максимальная ставка,
3-я – преференциальная ставка.
Приложение 3.3. Ставки таможенных пошлин по ряду товаров, ввозимых в США (2016 г.)4
Код товара по НГС
Краткое наименование
товара
Для стран, пользующихся РНБ
Для стран, не пользующихся РНБ
0105.13.00
Живые птицы (утки)
0,9 цента / кг
4,0 цента / кг
0805.50.20
Лайм
0,8%
35%
6406.10.72
Заготовки для обуви
11,2%
62,4%
6912.00.45
Керамическая посуда
4,5%
55%
9101.11.40
Часы наручные
5,1 цента с каждого изделия + 6,25% от стоимости корпуса и ремешка + 5,3% от стоимости батарейки
2,25 долл. с каждого изделия + 45% от стоимости корпуса и ремешка + 35% от стоимости батарейки
Приложение 3.4. Основные факторы, оказывающие давление на компании (представлены по убыванию степени важности)5
Группа стран
Главный
фактор
Второй
фактор
Третий
фактор
Четвертый фактор
Страны ОЭСР
Налоги и государственное регулирование
Финансирова-ние
Политическая нестабильность
Инфляция
Страны Восточной Европы
Налоги и государственное регулирование
Финансирова-ние
Инфляция
Политическая нестабильность
Развивающиеся страны
Коррупция
Инфляция
Финансирова-ние
Политическая нестабильность
В мире
Налоги и государственное регулирование
Финансирова-ние
Политическая нестабильность
Инфляция
Приложение 3.5. Индикаторы регулирования предпринимательской деятельности (проект Doing Business)
1. Создание и регистрация новых компаний:
• Число процедур, необходимых для регистрации
• Сроки регистрации (дней)
• Затраты на создание компании, связанные с официальными платежами (пошлинами) (% дохода на душу населения)
• Минимальный размер капитала (% от дохода на душу населения)
2. Получение разрешения на строительство
• Число процедур, необходимых для получения разрешения
• Сроки получения разрешения
• Стоимость (затраты на получение разрешения)
3. Наем рабочей силы
4. Регистрация собственности:
• Число процедур, необходимых для регистрации
• Сроки регистрации (дней)
• Затраты на регистрацию (% от стоимости имущества)
5. Получение кредитов
6. Защита инвесторов
7. Налогообложение
8. Обеспечение исполнения контрактов:
• Количество процедур для принуждения к исполнению контрактов
• Время на принудительное исполнение контракта (дней)
• Затраты по принудительному исполнению контракта (% от суммы долга)
9. Ликвидация компании:
• Длительность процесса банкротства (лет)
• Затраты на прохождение процесса банкротства (% от стоимости имущества)
• Норма возмещения (центов на доллар)
10. Международная торговля
• Документы для экспорта товаров (кол-во)
• Срок прохождения экспортной процедуры (в днях)
• Стоимость прохождения экспортной процедуры (в долл.)
• Документы для импорта товаров (кол-во)
• Срок прохождения импортной процедуры (в днях)
• Стоимость прохождения импортной процедуры (в долл.)
11. Подключение к электросетям
• Количество процедур, необходимых для подключения
• Сроки (в днях)
• Стоимость прохождения импортной процедуры (в долл.)
• Затраты на подключение (% от дохода на душу населения)
12. Контракты с правительством