Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономическая культура предпринимательства в России: культурно-цивилизационные особенности и современные тенденции

  • 👀 550 просмотров
  • 📌 509 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Экономическая культура предпринимательства в России: культурно-цивилизационные особенности и современные тенденции
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономическая культура предпринимательства в России: культурно-цивилизационные особенности и современные тенденции» docx
Лекция 2. Экономическая культура предпринимательства в России: культурно-цивилизационные особенности и современные тенденции 1. Понятие экономической культуры предпринимательства. Экономическая культура — это совокупность знаний, умений, представлений, опирающихся на определенные ценности, стереотипы, установки, которые влияют на поведение людей в социально-экономических отношениях. Исходя из этого определения экономическая культура представляет собой систему, включающую два базовых элемента — экономическое сознание и экономическое поведение. Экономическое сознание и экономическое поведение российского предпринимательства обусловлены спецификой сложившихся в российском обществе формальных и неформальных социальных институтов, которые, в свою очередь, детерминированы как культурно-цивилизационными особенностями России, так и реалиями современного этапа развития российского общества. Экономическая культура предпринимательства формируется в ходе длительного исторического развития общества. В качестве ключевых факторов, оказавших существенное влияние на становление экономической культуры российских предпринимателей и ее специфику, можно выделить следующие: природно-географический, геополитический и конфессиональный. К природно-географическим особенностям развития России относятся: малая плотность населения на больших пространствах и жизнь в условиях сложных, часто меняющихся природных процессов. Это, с одной стороны, не вело к острой борьбе за территорию, ресурсы, но, с другой стороны, повышало необходимость мобилизации в определенных ситуациях, что привело к формированию наиболее эффективной организации социально-экономической жизни в непростых климатических и географических условиях — общине. Природно-географические условия существенно усложняли предпринимательскую деятельность, значительно повышая ее риски, но в то же время стимулировали такие черты, как активность, инициативность, выносливость. Геополитический фактор — совокупность политических, экономических и культурных связей, обусловленных географическим местонахождением России. Особенностью русской культуры являются именно столкновение и взаимодействие двух потоков мировой истории — Востока и Запада. Это определило двойственный характер экономической культуры российского предпринимательства, вобравшей в себя черты как Востока, так и Запада. С одной стороны, предпринимательской деятельности россиян присущи элементы рыночного экономического мышления, имманентно характерные западной культуре: прагматизм, предприимчивость, адаптивность, рискованность. С другой стороны, на экономическую культуру российского предпринимательства оказывает сильное влияние этатистско-патерналистская модель государственности, характерная для цивилизаций Востока. В основе этатистско-патерналистской модели государственного устройства лежат представления о том, что государство, являясь «творцом» всех общественных отношений, должно опекать общество, а человек должен испытывать перед государством священный трепет. Доминирование этатистско-патерналистской модели государственности оказало существенное влияние на преобладание в России институтов общественной, а не частной собственности, что привело к формированию модели раздаточной экономики, в которой владение собственностью в значительной степени определялось государством. Такие отношения между государством и экономическими агентами вели к незащищенности собственников и произволу со стороны государства. Масштаб государственного вмешательства оказал существенное влияние на культуру российских предпринимателей, которая складывалась в условиях государственного протекционизма, тотального контроля и отсутствия гарантии прав частной собственности. Экономическая культура российского предпринимательства формировалась в контексте доминирующего положения государства в экономическом секторе и поэтому была зависима от тех правил, которые устанавливались государством, а не свободным рынком, как на Западе. Таким образом, геополитический фактор в становлении российской культуры определил амбивалентный характер экономической культуры российского предпринимательства. Считается, что именно сочетание европейского и азиатского начал делают Россию глубоко противоречивой, парадоксальной страной, она оказалась на месте пересечения двух социокультурных типов: европейского, или индивидуалистского, ставящего в центр внимания личность, ее свободу, естественные права, и азиатского, или коллективистского, ориентирующегося на общество, коллектив, государство. Это привело к тому, что экономическая культура предпринимательской деятельности синтезировала в себе элементы рыночного экономического мышления (прагматизм, предприимчивость, адаптивность, рискованность), имманентно присущие западной культуре, и элементы, характерные для культуры Востока — коллективизм, иерархичность, зависимость от государства, пренебрежение нормами права. Существенное влияние на экономическую культуру российского предпринимательства оказало и православие, которое проповедовало негативное отношение к богатству и стяжательству. Православная этика ориентирует человека не на материальную выгоду, не на практический интерес, а именно на нравственное (духовное) содержание его деятельности. Конфессиональные нормы православия легитимировали существование бедности в обществе. Успех и материальные блага человека отделялись от его собственной хозяйственной активности и ответственности. Подобная специфика мировосприятия обусловливает смысловое наполнение таких ценностей, как успех, труд, богатство. Так, если для западного типа культуры характерно отношение к успеху как результату собственных усилий, то в русской ментальности успех есть результат везения, что находит отражение в русском народном творчестве, например, в сказках героем порой оказывается бездеятельный, но добрый и удачливый персонаж. Несмотря на это, примером наличия в русской культуре модернизированного конфессионального сознания, ориентирующего на хозяйственную активность, выступает старообрядческий вариант православия. По свидетельствам историков, изучавших жизнь раскольников XVII—XIX вв., уровень их благосостояния был значительно выше, чем у остальной массы населения, отдававшей предпочтение официальному церковному учению. Староверы были весьма успешны в сферах сельского хозяйства, коммерции и промышленности. Причины такой экономической эффективности старообрядческих общин исследователи усматривают в длительном противостоянии староверов государству, которое и сформировало у них особую самостоятельность, инициативность, стремление к большей свободе от государства. В отличие от остальных русских промышленников, старообрядцы не привыкли рассчитывать на помощь государства, а, напротив, действовали самостоятельно. Таким образом, если православие с его ценностными ориентирами, о которых говорилось выше, не способствовало развитию предпринимательской активности, то роль западного протестантизма в российском обществе отчасти выполняло старообрядчество, хотя его влияние было намного меньше. В целом можно констатировать, что российская экономическая культура есть результат культурно-цивилизационного своеобразия институциональной системы России, формирование которой обусловлено особенностями природно-географических условий, геополитического и религиозного факторов. Совокупность этих факторов определяет противоречивый характер экономической культуры российского общества, поскольку социальные институты, задающие «правила игры» в экономической сфере одновременно включают в себя как восточные (коллективизм, иерархичность, зависимость от государства, пренебрежение нормами права), так и западные (прагматизм, предприимчивость, адаптивность, рискованность) институциональные модели. Смешение этих институциональных моделей в историческом развитии России обусловливает амбивалентный характер экономической культуры российского предпринимательства. 2. Экономическая культура и предпринимательская этика Предпринимательская этика — одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще — это учение и одновременно практика поведения людей в соответствии с моральными принципами и нормами поведения, опирающимися на представления о добре и зле, о назначении человека, смысле его жизни. Предпринимательство, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность, имеет этические критерии, нормы, правила поведения. В соответствии с этим предпринимательская этика — это система моральных норм, которая ориентирует деятельность субъектов предпринимательства в различных сферах экономики, направленных на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в стране, мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной сфере деятельности. В развитии экономической культуры российского предпринимателя можно выделить два типа этики — этику служения и этику ответственности. 1. Экономическая культура предпринимателя традиционного общества опирается в большей степени на этику служения обществу, которая предполагает, что каждый член общества — это не автономный индивид, а является органической частью социального космоса. Человек не просто занимает определенное место в социуме — он выполняет свой долг, реализует свое предназначение. Воплощение в жизнь принципа социального служения у русских предпринимателей обусловлено тем, что коммерческая деятельность в России традиционно не считалась престижной: купечество, а затем и промышленники причислялись к людям второго сорта. В силу этого им трудно было добиться общественного признания. Поэтому они стремились добиться признания в обществе с помощью благотворительности и меценатства. В научной литературе, посвященной проблеме благотворительности российских предпринимателей, ее мотивация классифицируется следующим образом: • • во-первых, человек, достигший успеха в экономической деятельности, нуждается в сознании праведности своего дела, зримом проявлении его связи с высшими сакральными ценностями[1]; • • во-вторых, в русском православном сознании присутствовала идея не самоценности, а социальной значимости и ответственности богатства. Уважение и признание со стороны общества надо было заслужить, проявив себя в таком деле, которое обладало бы безусловной социальной значимостью и престижем; • • в-третьих, важнейшим мотивом в частности церковных пожертвований было «желание выразить в зримой, т.е. наиболее понятной практичному хозяйственному человеку форме свою благодарность Богу за дарованный успех». Важно отметить, что различные мотивы купеческой благотворительности порождали неоднозначную оценку этой деятельности в России, поскольку в стремлении завоевать общественное признание всегда присутствовало сомнение в искренности и бескорыстии жертвователей. В целом можно говорить о том, что культура предпринимателя традиционного российского общества не отличается исключительной рациональностью, свойственной деловому человеку зрелого капитализма. Поэтому предприниматель традиционного российского общества — еще и человек «ценностно-рационального» типа (по М. Веберу), для которого характерны сохранение социальных связей, личных привязанностей, ориентирование на общественное признание и заботу о «спасении души». Практически до середины XIX в. русское предпринимательство, в частности купечество, в своей деятельности не выходило за рамки традиционной сословной этики, реализуя преимущественно этику социального служения. 2. Экономическая культура предпринимателя индустриального общества начинает ориентироваться на этику ответственности, в рамках которой личность подчиняется уже не вечным и непреложным общественным ценностям, а ситуативным целям, интересам, нормам, обязательствам. С точки зрения М. Вебера этика ответственности предпринимателей начинает распространяться со времен Реформации и символизирует собой переход от ценностной рациональности традиционных культур к целерациональности современного буржуазного (индустриального) общества, основанного исключительно на калькуляции, выгоде, целесообразности. В этике ответственности как ценностной основе индустриального общества на первый план выходят не глубокая личная нравственная и духовная убежденность в правильности и праведности поступка, а лишь ответственность за последствия предпринятых действий. В обществе, где начинают господствовать исключительно рыночные отношения, данная позиция становиться вполне легитимной. Россия на рубеже XIX—XX вв. начинает приобретать все более зримые черты индустриального общества (развитие крупной промышленности, рынка, интенсивная урбанизация и т.п.). Интенсивное развитие рыночных отношений способствовало разрушению традиционных связей предпринимателя и общества. Это не могло не отразиться на ценностных установках российского предпринимательства: наряду с этикой служения начинает формироваться этика ответственности. Последнее привело к тому, что отношения хозяина и рабочих отныне начинают подчиняться условиям формального юридического договора. «Русский предприниматель, фабрикант и коммерсант, — пишет Н.Н. Зарубина, — теперь не связан с природным и социальным космосом ничем, кроме извлечения прибыли, и, подобно западному коллеге, смотрит на него чисто инструментально. Он оценивает все окружающее в природе и обществе с точки зрения экономической эффективности, коммерческая выгода превращается в самоцель, поэтому он становится враждебен и опасен всему окружающему». В такой новой модернистской модели культуры утрачивается нравственный контроль над предпринимательством, разрушаются способы, которые могли бы побудить его к воплощению в своей деятельности этики служения. В условиях бездушного капитализма предприниматель начинает проникаться чувством формальной безукоризненности своих действий и уже может не оглядываться на моральное общественное неодобрение. Таким образом, в индустриальном обществе отношения бизнеса и общества рассматриваются как некий условный контракт, согласно которому бизнес выполняет определенные функции (производит товары и услуги, создает рабочие места) и за их пределы выходить не только не должен, но и не имеет права, поскольку это не входит в его компетенцию. С позиций такого контракта бизнес ответственен за развитие экономики, а не социальной сферы — культуры, образования и т.п. Однако не следует понимать однозначно, что происходила автоматическая замена одних моральных стандартов на другие: этики служения — на этику ответственности. В российском обществе в указанный период развиваются одновременно несколько культурных моделей: наряду с традиционной (православной, коллективистской) культурой интенсивно развивалась и вызывала большой отклик модернистско-просвещенческая культура (сциентистская, индивидуалистская), проникнутая верой в неограниченные познавательные и преобразовательные способности человека. В результате сложившейся поликультурной ситуации интенсивно развивающийся класс русских предпринимателей оказался в условиях выбора различных систем ценностей, часто абсолютно противоположных. Так, по мнению Н.Н. Зарубиной, «ярчайшим персонифицированным воплощением мучительных поисков идентичности русского предпринимательства в начале XX в. стал Савва Морозов, метавшийся между грандиозными коммерческими проектами, пылкими меценатскими увлечениями, опасными заигрываниями с революционным движением». Важно отметить, что вплоть до 1917 г. одновременно существовали два этических стандарта в экономической культуре русского предпринимательства, посредством которых и регулировались отношения между бизнесом и обществом. Но в этот период этика ответственности, прежде всего социальной, перед своими рабочими отрывалась от действительных нужд общества. Это привело к тому, что в общественном сознании стала преобладать тенденция, усматривающая в предпринимательской деятельности не служение и ответственность, а эгоизм, жажду наживы, эксплуатацию рабочих. Такой негативный образ предпринимателя и его деятельности получил наиболее широкое распространение в советский период российской истории. Образ предпринимателя как «буржуя», мошенника и эксплуататора надолго закрепился в массовом сознании советских людей. Особенности экономической культуры российского предпринимательства в постсоветской России. Вместе с приходом рыночных отношений в России произошли значительные изменения в системе ценностей и норм, определяющих экономическую деятельность. Достаточно противоречивая ситуация сложилась с экономической культурой российского предпринимательства, что было обусловлено тем, что в советский период были разрушены культурные традиции предпринимательской деятельности; унаследованная от СССР административно-командная культура уже не работает, а новая рыночная культура находится в процессе становления. Собственно экономическая культура современного российского предпринимательства начала складываться и приобретать характерные черты, связанные с кардинальными изменениями хозяйственного уклада, возникновением новых форм экономической деятельности, а также социально-политическими трансформациями в стране. В такой ситуации характерной чертой экономической культуры предпринимательства выступает нарушение в мотивационных механизмах. По мнению исследователей в России пока слабо выражена мотивация цивилизованного частного собственника-хозяина. В период кризиса мотивационные деформации относительно ценности труда и частной собственности значительно усиливаются. Одной из ключевых причин этого стала проведенная приватизация, в результате которой произошло отчуждение большинства населения от собственности и управления. А имевшие место в ходе приватизации нарушения, коррупция подкрепили уверенность в том, что собственным трудом ничего не приобретешь. В такой ситуации остро стоит вопрос не столько о признании частной собственности, сколько об отношении к способам ее появления. Тем более, что реальное распределение собственности в ходе приватизации выходило за рамки правовых норм и осуществлялось достаточно стихийно и часто исключительно криминальными способами. Криминализация экономики, развивающаяся по многим направлениям — коррупция, нечестность предпринимателей, уклонение от налогов, рейдерство, преступления против частной собственности, создает крайне неблагоприятные условия для развития цивилизованного предпринимательства. В итоге особенностью экономической культуры постсоветского предпринимательства становится нарушение системы «труд — распределение — потребление» в результате выхолащивания ее ключевого ядра, основанного на нормальном труде и умеренности. В периоды кризисов значительной деформации подвергается и потребительская мотивация предпринимателей. Потребление расходится к двум полюсам: престижное потребление общественно видимых товаров с учетом демонстрационного эффекта (в большей степени характерное для представителей крупного и частично среднего бизнеса) и поддержание минимального уровня существования (характерное для представителей малого бизнеса). Бытует мнение, что подобные перекосы в экономической культуре обусловлены историческими традициями. В массовом сознании была разорвана прямая связь между трудом, распределением и потреблением. Следует заметить, что в русских народных пословицах, сказках слабо выражена связь благополучия и труда, сам труд не рассматривается как главный источник богатства. В результате экономическая культура российского предпринимательства постсоветского периода формируется в ситуации: • • антисоциального перераспределения доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, коррупционеров; представителей крупного бизнеса, приближенного к властным структурам), уменьшающего благосостояние общества в целом; • • разрушения системы централизованного управления как экономикой, так и обществом в целом; • • деградации общественной этики. Данные социологических опросов свидетельствуют о том, что в современной институциональной среде сохраняются весьма сильные барьеры на пути продвижения к более цивилизованному бизнесу, которые исходят от властей разных уровней. Эти исследования свидетельствуют о том, что новое поколение предпринимателей функционирует в таких бизнес-сообществах, представители которых, несмотря на острую конкуренцию, стремятся осваивать новые возможности все более профессионально и, в меру сил, цивилизованно. Благоприятные сдвиги в бизнес-среде касаются главным образом отношений деловых людей между собой, а не с властью и вызрели в процессе спонтанного развития российского делового сообщества. Таким образом, говорить о наличие цивилизованной экономической культуры российского предпринимательства пока преждевременно. Признаки цивилизованности, по мнению исследователей, меньше всего присутствуют в отношениях «бизнес — власть», что является следствием низкой законопослушности представителей самой власти, нестабильностью правил ее игры с бизнесом, слабой защищенностью бизнеса со стороны правоохранительных органов и пр. Сегодня экономической культуре предпринимательского класса в России свойственно определенная мировоззренческая двойственность. С одной стороны, в сознании предпринимателей укоренились либеральные ценности, имманентно свойственные предпринимательской деятельности — экономическая свобода, индивидуализм, прагматизм, нацеленность на выгоду и т.п., с другой — сохранились прежние ценности этатистско-патерналистской модели государственности, все еще оказывающие значительное влияние на жизнь людей, экономику и общество в целом. Можно констатировать, что отсутствие сформировавшейся цивилизованной экономической культуры обусловлено прежде всего объективными условиями становления и развития предпринимательства в России в постсоветский период. Во-первых, предпринимательство является достаточно новым видом деятельности для россиян, оно прошло еще далеко не все стадии «ценностного» развития. Во-вторых, сознание и модели поведения российских предпринимателей формируются в достаточно агрессивной среде, где приходится преодолевать двойное давление — со стороны «ближнего окружения» (семьи, партнеров по бизнесу) и со стороны «дальнего окружения» (чиновников различных фискальных органов). Такое давление не всегда способствует следованию декларируемым этическим нормам. В-третьих, становление экономической культуры предпринимателей происходит в условиях выживания, являющихся следствием аномии российского общества, которая связана с переходной моделью развития страны — от административно-командной системы к цивилизованной рыночной экономике. В рамках переходной модели развития российского общества, где происходит становление политической, экономической, социальной систем, нормы, правила, ценности имеют весьма неопределенные контуры, и поэтому этические ориентиры экономической культуры российского бизнеса мы можем рассматривать в данной ситуации лишь как переходные, находящиеся в процессе становления. Парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто определяются не личностным выбором, а диктуются необходимостью выживания предпринимателя в условиях несовершенства законов, зачастую аморального поведения государственных чиновников. Таким образом, именно создание цивилизованных условий для бизнеса и будет способствовать формированию социально ориентированной экономической культуры российского предпринимательства. Влияние глобализационных процессов на экономическую культуру российского предпринимательства. На современном этапе одним из ключевых векторов мирового развития является растущая интеграция национальных экономик в единую глобальную экономическую систему (экономическая глобализация), которая определяет облик современного мира и выступает одним из основных факторов характеризующих систему новых ценностных ориентаций российского предпринимательства. Процессы экономической глобализации были вызваны прежде всего появлением и развитием высоких информационных технологий, которые позволили синхронизировать, интенсифицировать и рационализировать сферы экономической жизни в разных странах мира. Благодаря новым технологиям многие компании, ориентирующиеся раньше только на внутренние рынки, расширили свои производственные и торговые возможности, выйдя на региональный, международный и даже глобальный уровень. Распространению транснациональных компаний (ТНК) способствовали усиление позиций и активизация предпринимательского капитала, постепенно преодолевавшего всеобъемлющую зависимость от национальных государств. Специфика деятельности ТНК, охватывающих государства, регионы и секторы мирового хозяйства, не может не оказывать влияние на экономическую культуру предпринимательства разных стран. В современных условиях сфера международной предпринимательской деятельности вынуждена подчиняться тенденциям мирового экономического развития, ключевыми направлениями которого являются: • 1) повышение степени открытости национальных экономик и либерализация их внешнеэкономических связей, что ведет к доминированию внешних норм и требований мирового хозяйства над внутренними, складывающимися в процессе национального экономического развития и имеющими свою культурно-цивилизационную специфику; • 2) формы интеграции развивающихся стран и стран с переходной экономикой определяются не столько их внутренними национальными интересами, сколько интересами и стратегиями ТНК, избравшими их в качестве страны базирования. В условиях глобализации и деятельности ТНК экономическая культура российского предпринимательства становиться непосредственно включенной в процесс формирования глобальной экономической и деловой культуры. Определяющей тенденцией экономической глобализации является распространение западной либеральной модели экономической культуры, основные ценности которой: свобода, рациональность, эффективность, выгода, богатство, гарантии частной собственности, правовое регулирование экономических отношений, профессионализм. Однако современный международный опыт продемонстрировал, что насаждающаяся в мире либеральная модель экономики негативно влияет на национальные экономические модели в развивающихся странах, усугубляет их экономическую и финансовую зависимость, способствует перераспределению ресурсов в пользу развитых стран. В целом распространение либеральной модели экономики ведет к ослаблению роли национальных государств и потере их суверенитета. Критики глобальной вестернизации настаивают на учете национально-культурных традиций в процессе глобализации экономической сферы, но выделяют в традиционной культуре положительные и отрицательные черты, влияющие на социально- экономическое развитие. Часто «отрицательными» чертами той или иной локальной культуры считаются различные проявления традиционного корпоративизма, в особенности этатистско-патерналистских отношений между предпринимательством и государством, тормозящих развитие индивидуальной инициативы и ответственности. В качестве «положительных» черт предлагаются «аналоги» западных ценностей и институтов. В 70-е гг. XX в. в ряде западных стран (США, Великобритании, Германии) начала складываться доктрина социально ответственного бизнеса. В наиболее общем виде она выражена в следующем положении: бизнес должен заботиться не только о прибыли и выполнении требований законодательства о выплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и нести ответственность за социальные проблемы, имеющиеся в обществе. В современной научной литературе социальная ответственность бизнеса чаще всего трактуется как добровольный вклад в развитие социальной, экономической и экологической сфер общества, связанный с деятельностью компании. В западной культурной традиции одним из важных принципов этики социальной ответственности бизнеса считаются ответственные взаимоотношения между деловыми партнерами, которые основаны на надежности, честности, доверии, а также на корректном отношении к конкурентам. В истории предпринимательства формирование деловой культуры, порядочность и надежность всегда выступали залогом репутации делового человека. В современной экономической культуре соблюдение договоров поддерживается правовыми механизмами, которые, к сожалению, не регулируют все разнообразие деловых отношений. Поэтому такие нравственные качества, как честность, надежность, доверие, сохраняют свою значимость в сегодняшнем глобализирующемся мире. Формирование и реализация этики ответственности как неотъемлемого компонента в экономической культуре Запада задают определенные ориентиры экономической культуре российского предпринимательства. Представления о социальной ответственности бизнеса начало распространяться среди российских предпринимателей только с 2000-х гг. До возникновения в России определенной политической и экономической стабильности большинство компаний малого, среднего и крупного бизнеса не выстраивали свою деятельность в соответствии со стандартами социальной ответственности. В 1990-е гг. социальная ответственность российского бизнеса проявлялась в основном в виде поддержки социальных организаций крупными градообразующими предприятиями. Такого рода благотворительность есть наследие советской эпохи, когда функции поддержания социальной инфраструктуры закреплялись за крупными предприятиями. Предприниматели, появившиеся в период перестройки, боролись прежде всего за свое выживание и не обладали практически никакими представлениями о социальной ответственности. Широкая реализация российскими предпринимателями различных социальных программ началась только в начале XXI в. Во многом это было обусловлено именно выходом крупного российского бизнеса на международный рынок, где уделяется значительное внимание проблеме ответственности бизнеса. Для удачного сотрудничества с западными партнерами российским предпринимателям необходимо было усвоить «правила игры» международного бизнеса. Несмотря на это, по мнению отечественных исследователей, социальная ответственность в российских компаниях чаще всего рассматривалась как дополнительная статья расходов, а не как стратегическое направление развития бизнеса. Начиная со второй половины 2000-х гг. многие российские предприниматели начали активней инвестировать различные социальные программы, но сам бизнес, осуществляемый внутри страны, не всегда соответствовал международным стандартам социальной ответственности: социально ответственный работодатель — социально ответственный деловой партнер — ответственный участник социальных отношений. Нередки случаи, когда социальное инвестирование со стороны бизнеса является лишь способом улучшения имиджа компании в глазах общественности. При том, что до реализации благотворительных акций у компании была исключительно плохая репутация, связанная с несправедливым отношением к партнерам, безразличию к потребителям, нарушением трудового законодательства или даже с криминалом. Сомнительные мотивы благотворительности и нарушение принципов социальной ответственности в организации предпринимательской деятельности в постсоветской России являются принципиальным отличием экономической культуры российского предпринимательства от западного. В целом можно констатировать, что в условиях экономической глобализации, осуществляемой преимущественно странами западной цивилизации, экономическая культура российского предпринимательства вынуждена подчиняться требованиям глобального международного бизнеса. Поэтому в таких условиях в экономической культуре российского предпринимательства формируется практика «двойных» стандартов: в международной экономической деятельности принято ориентироваться на нормы и принципы глобального международного бизнеса, а в России опираться на культурно-исторические традиции, определяющие «правила игры» в экономической сфере. Таким образом, влияние глобализации на экономическую культуру российских предпринимателей является весьма противоречивым. Глобализационные процессы неравномерны, и предприниматели экономически развитых стран — лидеров глобализации — извлекают из них наибольшую выгоду. С одной стороны, глобализация мирового хозяйства создает условия для осуществления свободной предпринимательской деятельности, а с другой стороны, предпринимательская деятельность осуществляется в условиях жесткой экономической конкуренции. Российские предприниматели, открывая для себя новые возможности для реализации своих идей, оказываются в ситуации жесткой международной конкуренции и имеют немного шансов отстоять свою конкурентоспособность. Одним из способов выживания в таких обстоятельствах является ориентация экономической культуры предпринимателя на западные образцы ведения хозяйственной деятельности, а именно «рыночные» ценности. Несмотря на процессы экономической глобализации, существуют культурно-цивилизационные особенности экономической культуры предпринимателей в сфере мелкого, среднего и крупного бизнеса. Сегодня основными субъектами экономической деятельности стали крупные транснациональные корпорации, экономическая культура которых в основном унифицирована в соответствии с западными ценностями, и влияние на нее национальных особенностей сведено к минимуму. В связи с этим отношения глобальной экономической культуры и национальной экономической культуры в условиях глобализации могут приобретать различные формы — синтеза, сосуществования, столкновения. Однако, несмотря на массированное распространение либеральных ценностей в результате глобализации, экономическая культура предпринимателей в России никогда не будет идентичной западной. Во-первых, это связанно с особенностями условий становления: западноевропейская экономическая культура формировалась эволюционно, в течение достаточно длительного исторического развития; в России формирование экономической культуры происходило в условиях мобилизационного развития общества и прерывания в определенные исторические периоды (советский период) культурных традиций предпринимательства. Во-вторых, это связанно с реализацией в предпринимательской деятельности такого базового принципа экономической культуры, как принцип рационализма. Рационализм, свойственный западноевропейской экономической культуре, ориентирован на извлечение прибыли не вследствие случайного стечения обстоятельств, а в результате постоянного мониторинга доходов и издержек, оценки возможных рисков, что является нормой предпринимательской деятельности. В России в силу социально-исторических особенностей развития рационализм в западноевропейском варианте не мог возникнуть априори. Итак, в глобализирующемся мире экономическая культура российских предпринимателей формируется под влиянием двух противоречивых тенденций: с одной стороны, происходят формирование единой нормативной среды предпринимательства, стандартизация экономического поведения, основанного на западных, либеральных ценностях; с другой стороны, отстаивается право на существование экономической культуры, опирающейся на ценности, нормы и традиции национальной культуры. Именно последняя тенденция определяет основные ценностные ориентиры предпринимательской деятельности внутри страны. В результате в экономической системе российского предпринимательства формируется культура «двойных» стандартов: в международной экономической деятельности преобладают нормы и принципы глобального международного бизнеса, а в России «правила игры» в экономической сфере преимущественно детерминированы культурно-историческими традициями. В связи с этим представляется бесперспективным процесс переделывания национальной экономической культуры российских предпринимателей сугубо в русле либеральной экономической культуры. Поскольку результат таких попыток — пребывание экономики России за годы преобразований в кризисе и депрессии и другие негативные последствия для населения. Безусловно, нужно развивать положительные черты экономической культуры предпринимателей, которые связаны с культурно-цивилизационными особенностями ее развития, привнося новые черты, позволяющие адаптироваться к процессам глобализации, но не «ломая», а используя имеющиеся черты экономической культуры, далеко не всегда негативные. Тем более, что есть примеры успешно развивающихся стран, где результат достигнут благодаря сочетанию достижений рыночной модели экономики с национальными традициями.
«Экономическая культура предпринимательства в России: культурно-цивилизационные особенности и современные тенденции» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Драч Г. В., Бакулов В. Д., Королев В. К. и др.
Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot