Методы анализа.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
9. Методы анализа
9.1. PEST
РЕSТ – это аббревиатура четырех английских слов: Р – Роlitical-legal – политикоправовые, Е – Есопоmiс – экономические, S – Sосioсultural – социокультурные, Т –
Тесhnological forces – технологические факторы.
РЕSТ-анализ состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на
результаты текущей и будущей деятельности предприятия.
Выделяют четыре группы факторов, наиболее существенных для стратегии
предприятия:
• политико-правовые;
• экономические;
• социокультурные;
• технологические.
Цель РЕSТ-анализа – отслеживание (мониторинг) изменений макросреды по
четырем узловым направлениям и выявление тенденций, событий, не подконтрольных
предприятию, но оказывающих влияние на результаты принятых стратегических
решений.
Таблица 1. PEST анализ
Политика
Р
1. Правительственная стабильность
2. Изменение законодательства
3. Государственное
влияние
на
отрасли
4. Государственное регулирование
конкуренции в отрасли
5. Налоговая политика
Экономика
Е
1. Общая характеристика экономической
ситуации (подъем, стабилизация, спад)
2. Курс национальной валюты и ставка
рефинансирования
3. Уровень инфляции
4. Уровень безработицы
5. Цены на энергоресурсы
Социум
Технология
S
1. Демографические изменения
2. Изменение структуры доходов
3. Отношение к труду и отдыху
4. Социальная
мобильность
населения
5. Активность потребителей
Т
1. Государственная техническая политика
2. Значимые тенденции в области НИОКР
3. Новые продукты (скорость обновления и
освоения новых технологий)
4. Новые патенты
Политический фактор внешней среды изучается в первую очередь для того, чтобы
иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении
развития общества и о средствах, с помощью которых государство предполагает
претворять в жизнь свою политику.
Анализ экономического аспекта внешней среды позволяет понять, как на уровне
государства формируются и распределяются экономические ресурсы. Для большинства
предприятий это является важнейшим условием их деловой активности.
Изучение социального компонента внешнего окружения направлено на то, чтобы
уяснить и оценить влияние на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к
качеству жизни, мобильность людей, активность потребителей и др.
Анализ технологического компонента позволяет предвидеть возможности,
связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и
реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от
используемой технологии.
Порядок проведения РЕ5Т – анализа.
Выделяют следующие этапы проведения внешнего анализа:
1. Разрабатывается перечень внешних стратегических факторов, имеющих высокую
вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.
2. Оценивается значимость (вероятность осуществления) каждого события для
данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее)
до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается
нормированием.
3. Дается оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию
предприятия по 5-балльной шкале: «пять» – сильное воздействие, серьезная опасность;
«единица» – отсутствие воздействия, угрозы.
4. Определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его
воздействия и подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия.
Суммарная оценка указывает на степень готовности предприятия реагировать на
текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.
Таблица 2. Результаты анализа внешних стратегических факторов
В данном случае оценка 3,05 показывает, что реакция предприятия на
стратегические факторы внешней среды находится на среднем уровне.
9.2. SWOT
Применяемый для анализа среды метод SWOT является широко признанным
подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.
Применяя метод SWOT-анализа, удается установить линии связи между силой и
слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.
Методология предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и
возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в
дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Томпсон и Стрикленд предложили следующий примерный набор характеристик,
заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон
организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней
среде.
Сильные стороны:
• выдающаяся компетентность;
• адекватные финансовые ресурсы;
• высокая квалификация;
• хорошая репутация у покупателей;
• известный лидер рынка;
• изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;
• возможность получения экономии от роста объема производства;
• защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления;
• подходящая технология;
• преимущества в области издержек;
• преимущества в области конкуренции;
• наличие инновационных способностей и возможности их реализации;
• проверенный временем менеджмент.
Слабые стороны:
• нет ясных стратегических направлений;
• ухудшающаяся конкурентная позиция;
• устаревшее оборудование;
• более низкая прибыльность потому, что…;
• недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;
• отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;
• плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;
• мучение с внутренними производственными проблемами;
• уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
• отставание в области исследований и разработок;
• очень узкая производственная линия;
• слабое представление о рынке;
• конкурентные недостатки;
• ниже среднего маркетинговые способности;
• неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.
Возможности:
• выход на новые рынки или сегменты рынка;
• расширение производственной линии;
• увеличение, разнообразия во взаимосвязанных продуктах;
• добавление сопутствующих продуктов;
• вертикальная интеграция;
• возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
• самодовольство среди конкурирующих фирм;
• ускорение роста рынка.
Угрозы:
• возможность появления новых конкурентов;
• рост продаж замещающего продукта;
• замедление роста рынка;
• неблагоприятная политика правительства;
• возрастающее конкурентное давление;
• рецессия и затухание делового цикла;
• возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;
• изменение потребностей и вкуса покупателей;
• неблагоприятные демографические изменения.
Подзаголовок: Методика проведения анализа и построение матрицы SWOTанализа
Организация может дополнить каждую из четырех частей списка теми
характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную
ситуацию, в которой она находится.
После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также
угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для
установления этих связей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид
(рис. 1).
Сильные стороны
1.
2.
Слабые стороны
1.
Возможности
1.
ПОЛЕ СИВ
Угрозы
1.
ПОЛЕ СИУ
ПОЛЕ СЛВ
ПОЛЕ СЛУ
Рис. 1. Матрица SWOT-анализа
Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые
соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны
организации.
В верхней части матрицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в
которые выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков
образуется четыре поля:
СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и возможности);
СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все
возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при
разработке стратегии поведения организации.
В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать
стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить
отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.
Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена
таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть
имеющиеся в организации слабости.
Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование
силы организации для устранения угрозы.
Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать
такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться
предотвратить нависшую над ней угрозу.
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут
переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать
угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза
может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если
конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.
Подзаголовок: Построение матрицы «возможностей»
Для успешного анализа окружения организации методом SWOT-анализа важно не
только уметь вскрывать угрозы и возможности, но и уметь оценивать их с точки зрения
важности и степени влияния на стратегию организации.
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования
конкретной возможности на матрице возможностей (рис. 2).
Вероятность
использования
возможности
каждой
Влияние
сильное
умеренное
малое
Высокая
ПОЛЕ ВС
ПОЛЕ ВУ
ПОЛЕ ВМ
Средняя
ПОЛЕ СС
ПОЛЕ СУ
ПОЛЕ СМ
Низкая
ПОЛЕ НС
ПОЛЕ НУ
ПОЛЕ НМ
Рис. 2. Матрица возможностей
Матрица строится следующим образом:
– сверху по горизонтали откладывается степень влияния возможности на
деятельность организации (сильное, умеренное, малое);
– слева по вертикали откладывается вероятность того, что организация сможет
воспользоваться возможностью (высокая, средняя, низкая).
Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение
для организации.
Возможности, попадающие на поля ВС, В, У и СС, имеют большое значение для
организации, и их надо обязательно использовать.
Возможности же, попадающие на поля СМ, НУ и НМ, практически не заслуживают
внимания организации.
Подзаголовок: Построение матрицы «угроз»
Похожая матрица составляется для оценки угроз (рис. 3):
– сверху по горизонтали откладываются возможные последствия для организации, к
которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние,
тяжелое состояние, «легкие ушибы»).
– слева по вертикали откладывается вероятность того, что угроза будет реализована
(высокая, средняя, низкая).
Вероятность
реализации
угрозы
Возможные последствия
разрушение
критическое
состояние
тяжелое
состояние
«легкие
ушибы»
Высокая
ПОЛЕ ВР
ПОЛЕ ВК
ПОЛЕ ВТ
ПОЛЕ ВЛ
Средняя
ПОЛЕ СР
ПОЛЕ СК
ПОЛЕ СТ
ПОЛЕ СЛ
Низкая
ПОЛЕ НР
ПОЛЕ НК
ПОЛЕ НТ
ПОЛЕ НЛ
Рис. 3. Матрица угроз
Те угрозы, которые попадают на поля ВР, ВК и СР, представляют очень большую
опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения.
Угрозы, попавшие на поле ВТ, СК и НР, также должны находиться в поле зрения
высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке.
Что касается угроз, находящихся на полях НК, СТ и ВЛ, то требуется внимательный
и ответственный подход к их устранению. Хотя при этом не ставится задача их
первостепенного устранения. Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны
выпадать из поля зрения руководства организации. Необходимо внимательно отслеживать
их развитие.
Подзаголовок: Составление профиля среды
Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для
анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод
удобно
применять
для
составления
профиля
отдельно
макроокружения,
непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления
профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных
факторов среды.
Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды
(рис. 4) выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным
образом дается оценка:
• важности для отрасли по шкале: 3 – большая, 2 – умеренная, 1 – слабая;
• влияния на организацию по шкале: 3 – сильное, 2 – умеренное, 1 – слабое, 0 –
отсутствие влияния;
• направленности влияния по шкале: +1 – позитивная, -1 – негативная.
Факторы
среды
Важность
Влияние
на Направленность
для отрасли, организацию,
влияния, С
А
В
Степень важности,
А*В*С
1.
2.
3.
Рис. 4. Таблица профиля среды
Далее все три экспертных оценки перемножаются, и получается интегральная
оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке
руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более
важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного
внимания, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.
Анализ среды – это очень важный для выработки стратегии организации и очень
сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде
процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и
слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены
во внешней среде.
Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не
плывет в окружении как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает
среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям. Поэтому в структуре
процесса стратегического управления вслед за анализом среды следует установление
миссии организации и ее целей.
9.3. Жизненный цикл товара/услуги
Любой товар (услуга) проходит свой жизненный цикл от зарождения (появление на
рынке) до прекращения (выпуска последнего образца).
Можно выделить следующие основные стадии жизненного цикла (рис. 5):
Рис. 5. Обычный график жизненного цикла товара во времени
9.4. Матрица БКГ
Наиболее популярная процедура анализа положения компании на рынке построение матриц портфеля. Обычно такие матрицы строятся на основе пары
стратегически важных переменных, таких, как скорость роста отрасли, размеры рынка,
долговременная привлекательность отрасли, конкурентный статус и т. д. Такие двумерные
матрицы относительно просты и дают четкую рыночную обстановку. Наибольшее
распространение получили матрицы БКГ (BCG - Boston Consulting Group) и «Дженерал
электрик».
В основе Бостонской матрицы лежит модель жизненного цикла товара, в
соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок
(товар – «дикая кошка»), рост (товар – «звезда»), зрелость (товар – «дойная корова») и
спад (товар – «собака»).
Для оценки конкурентоспособности отдельных видов бизнеса используются два
критерия: темп роста отраслевого рынка; относительная доля рынка.
Темп роста рынка определяется как средневзвешенное значение темпов роста
различных сегментов рынка, в которых действует предприятие, или принимается равным
темпу роста валового национального продукта. Темпы роста отрасли 10% и более
рассматриваются как высокие.
Относительная доля рынка определяется делением доли рынка рассматриваемого
бизнеса на долю рынка крупнейшего конкурента.
Рис. 6. Матрица БКГ для гипотетической фирмы
Значение доли рынка, равное 1, отделяет продукты – рыночные лидеры – от
последователей. Таким образом, осуществляется деление видов бизнеса (отдельных
продуктов) на четыре различные группы (рис. 6).
В основе матрицы БКГ лежат два предположения:
1. Бизнес, имеющий существенную долю рынка, приобретает в результате действия
эффекта конкурентное преимущество в отношении издержек производства. Отсюда
следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже
по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны.
2. Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в
финансовых средствах для своего развития, т.е. обновления и расширения производства,
проведения интенсивной рекламы и т.д. Если темп роста рынка невелик, например зрелый
рынок, то товар не нуждается в значительном финансировании.
В том случае, когда обе гипотезы выполняются, можно выделить четыре группы
рынков товара, соответствующие различным приоритетным стратегическим целям и
финансовым потребностям:
• «Дикие кошки» (быстрый рост / малая доля): товары этой группы могут оказаться
очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств
для поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить:
увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.
• «Звезды» (быстрый рост / высокая доля) – это рыночные лидеры. Они приносят
значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в
финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.
• «Дойные коровы» (медленный рост / высокая доля): товары, способные принести
больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным
источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований.
Приоритетная стратегическая цель – «сбор урожая».
• «Собаки» (медленный рост / малая доля) – это продукты, которые находятся в
невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких
товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на
улучшение положения. Приоритетная стратегия – деинвестирование и скромное
существование.
В идеале сбалансированный номенклатурный портфель предприятия должен
включать:
2–3 товара – «коровы», 1–2 – «звезды», несколько «кошек» в качестве задела на
будущее и, возможно, небольшое число товаров – «собак». Избыток стареющих товаров
(«собак») указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности
предприятия относительно хорошие. Избыток новых товаров может привести к
финансовым затруднениям.
В динамичном корпоративном
(сценарии) развития (рис. 7).
портфеле выделяют
следующие
Рис. 7. Основные сценарии развития
траектории
«Траектория товара». Инвестируя в НИОКР средства, получаемые от «дойных
коров», предприятие выходит на рынок с принципиально новым товаром, который
занимает место звезды.
• «Траектория последователя». Средства от «дойных коров» инвестируются в товар –
«кошку», на рынке которого доминирует лидер. Предприятие придерживается
агрессивной стратегии наращивания доли рынка, и товар – «кошка» превращается в
«звезду».
• «Траектория неудачи». Вследствие недостаточного инвестирования товар-звезда,
утрачивает лидирующие позиции на рынке и становится товаром – «кошкой».
• «Траектория посредственности». Товару – «кошке» не удается увеличить свою
долю рынка, и он вступает в следующую стадию (товар – «собака»).
Основные рекомендации Бостонской консультационной группы по корпоративному
портфелю представим в таблице.
Таблица 3. Рекомендации Бостонской матрицы
Доля рынка
Возможные стратегии
Рост
Инвестирование
Вид
стратегии
единицы
бизнеса
«Звезды», «Кошки»
Удерживание
«Снятие сливок»
«Дойные коровы»
Отступление
Деинвестирование
«Собаки», «Кошки»