Методологические аспекты построения теории подготовки спортсменов и современная система знаний
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция No1. Методологические аспекты построения теории подготовки спортсменов и современная система знаний.
Дифференциация знаний в двенадцати разделах современной теории подготовки спортсменов в олимпийском спорте на различных иерархических уровнях (по В. Н. Платонову):
- исторические предпосылки, методологические основы построения теории и еѐ реализация на практике;
- система олимпийской подготовки национальных команд: история форми- рования и концептуальные положения;
• - олимпийские виды спорта, соревнования и соревновательная деятельность;
• - основы современной системы подготовки;
• - технико-тактическая и психологическая подготовка;
• - двигательные (физические) качества и физическая подготовка;
• - макроструктура процесса подготовки;
• - микро- и мезоструктура процесса подготовки;
• - отбор, ориентация, управление и контроль в системе подготовки и сорев- новательной деятельности;
- моделирование и прогнозирование в системе подготовки и соревнователь- ной деятельности;
- экстремальные условия в системе подготовки и соревновательной деятель- ности;
- внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки и соревновательной деятельности.
Двенадцать направлений совершенствования системы подготовки спортсме- нов (по В. Н. Платонову):
• - резкий прирост объѐма тренировочной и соревновательной деятельности;
• - устранение в 4-летних олимпийских циклах и годичной подготовке проти- воречия между системой целенаправленной подготовки к олимпийским играм и практикой участия в большом количестве соревнований в течение года с ориентацией на достижение наивысших результатов;
- разработка методики продления периода успешных выступлений спортс- менов на заключительных этапах спортивной карьеры;
- строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса специфическим требованиям избранного вида спорта;
- максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каж- дого спортсмена при выборе спортивной специализации, разработке системы многолетней подготовки, определении рациональной структуры соревнова- тельной деятельности;
- стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревно- вательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов;
- соответствие системы подготовки к главным соревнованиям географиче- ским и климатическим условиям мест, в которых планируется их проведение;
• - расширение нетрадиционных средств подготовки;
• - ориентация системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности;
- совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний;
- расширение, конкретизация и частичная перестройка знаний и практиче- ской деятельности по ряду разделов спортивной подготовки в направлении обеспечения условий для профилактики спортивного травматизма;
- динамичность системы подготовки.
Лекция No 2. Высшие спортивные достижения как объект системного анализа.
Теория соревновательной деятельности и системы спортивных соревнований. Структура, ценности, динамика, современный уровень и прогнозирование высших спортивных достижений (по Ю. Ф. Курамшину):
• - структура спортивных достижений: методологические подходы к анализу;
• - взаимосвязь параметров соревновательной деятельности со спортивными результатами в некоторых видах спорта;
- стремление к высшим спортивным достижениям и спортивным рекордам как особенность большого спорта;
- принципы, способы выявления и типология ценностей спортивных дости- жений;
- специфика ценностей высших спортивных достижений, их значение для личности и общества;
• - общие закономерности и тенденции развития спортивных достижений;
• - динамика развития высших спортивных достижений в ряде олимпийских видов спорта;
• - предел в развитии мировых спортивных рекордов;
• - значение, содержание и основные методы прогнозирования спортивных результатов в отдельных видах спорта.
Лекция No 2. Системный анализ основных теорий творчества.
Дидактический компонент No 1. Психоаналитическая, когнитивная, компен- сационная теории творчества и теория развития творческой личности. Психоаналитическая теория творчества (З.Фрейд, К.Г.Юнг), когнитивная теория творчества Дж. Келли, компенсационная теория творчества А. Адлера, теория развития творческой личности (Г. С. Альтшуллер): научные взгляды, положенные в основу каждой из теорий; компоненты взаимовлияния; основ- ные идеи и закономерности. Взаимосвязь теории творчества с психологией творчества, теорией познания, психологией развития.
Дидактический компонент No 2. Теория творческих процессов и антропологи- ческая теория творчества.
Структура и концептуальные положения теории творческих процессов (по А. Г. Ющенко): механизмы творчества в Природе (синтетическая теория эво- люции), механизмы творчества в интеллекте человека (взаимодействие созна- ния и подсознания по работам Ганса Селье и Анри Пуанкаре), механизмы творчества при взаимодействии коллектива индивидуумов (метод «мозгового штурма»), механизмы творчества и логическая машина Раймонда Луллия, ме- ханизмы творчества в контексте генетических алгоритмов.
Антропологическая теория творчества (по А. Н. Петрову и В. Н. Петровой): содержание, основные точки зрения и критические взгляды.
Лекция No 3. Генетические аспекты спортивной успешности.
Наследственные влияния на функциональные возможности и физические ка- чества спортсменов: морфофункциональные показатели; генетический кон- троль физических качеств; спортивные семьи.
Генетические маркеры спортивных задатков: свойства и значение; антропоге- нетика; хромосомные маркеры; гормональные маркеры; группы крови; дерма- тоглифика; состав мышечных волокон; моторное доминирование; индивиду- альный профиль спортивной асимметрии; функциональные асимметрии; гене- тические и средовые влияния на функциональную асимметрию.
Взгляды генетиков на тренируемость спортсменов: тренируемость (обучае- мость) как природное свойство; наследственные пределы изменения функцио- нальных показателей и физических качеств в процессе спортивной трениров- ки; величина тренировочного эффекта; значение временного фактора; высокая и низкая тренируемость спортсменов.
Спортивная специализация и стиль соревновательной деятельности в контек- сте спортивной генетики.