Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Механизм рынка несовершенной конкуренции

  • 👀 836 просмотров
  • 📌 793 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Механизм рынка несовершенной конкуренции
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Механизм рынка несовершенной конкуренции» docx
1 Вопрос Механизм рынка несовершенной конкуренции Предпосылки несовершенной конкуренции: - значительная доля рынка у отдельных производителей; - наличие барьеров проникновения в отрасль; - неоднородность продукции; - несовершенство рыночной информации. Критерии несовершенной конкуренции (сравниваем с совершенной): 1) Понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Экономический смысл состоит в том, что большие объемы продукции фирма может реализовать, только снижая цены (рис.1). Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция   2) Наличие предела роста дохода TR TR = Q*P Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция   3) Ускоренное падение предельного дохода MR. Ускоренное падение вызвано тем, что по мере роста выпуска продукции, каждая дополнительная единица продукции, не только приносит все меньший доход, но и сокращает доход от продажи всех предыдущих единиц продукции в силу их удешевления. Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Равновесие в условиях совершенной и несовершенной конкуренции Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция в условиях совершенной конкуренции - производитель получает нулевую экономическую прибыль, т.к. P = ATC. в условиях несовершенной конкуренции равенство MC = MR , дает объем Q1, который значительно меньше Qс, кроме этого цена продукции P1  выше цены при совершенной конкуренции Pс. Так как P1 > ATC, фирма получает экономическую прибыль. Последствия несовершенной конкуренции: - недопроизводство Q1 < Qc; - завышение цен P1 > Pc; - тенденция к получению экономической прибыли P1 - ATC > 0. 2 Вопрос Особенности поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции Монополистическая конкуренция – тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся достаточно свободным входом и выходом с него. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет основные черты поведения фирм на монополистическом рынке. Ключевой характеристикой этого типа рынка является дифференциация продукции, которая создаёт возможность ограниченного влияния на рыночные цены, поскольку многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако это влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм. Данная рыночная структура распространена в производстве предметов потребления, лёгкой и пищевой промышленности, сфере услуг. Кривая спроса на продукцию монополистического конкурента (d) является убывающей, имеет небольшой отрицательный наклон, в отличие от абсолютно эластичной кривой спроса при совершенной конкуренции. Предельный доход (MR) монополистического конкурента меньше цены. Монополистическая  конкуренция Совершенная конкуренция     Высокоэластичной кривую спроса отдельной фирмы делает наличие большого количества товаров-заменителей. Дифференциация продукта также резко повышает роль неценовой конкуренции, в частности, рекламы, которая расширяет спрос и снижает эластичность спроса по цене. Большое число продавцов исключает возможность сговора и согласованных действий между фирмами в целях ограничения объёма выпуска и повышения цен и не позволяет фирме существенным образом влиять на рыночные цены. Вход на рынок монополистической конкуренции является достаточно свободным, что связано с относительно небольшими размерами уже действующих предприятий и небольшими первоначальными инвестициями. Однако из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к определённой марке вхождение на рынок гораздо сложнее, чем при совершенной конкуренции. Новая фирма должна не только производить конкурентоспособную продукцию, но и иметь возможность привлечь к себе покупателей уже действующих фирм, что требует дополнительных издержек. Поведение фирмы в краткосрочном периоде Возможно три варианта поведения фирмы в краткосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции (рисунок): а) максимизация прибыли, при Qe, Pe > ATC б) минимизация убытков, при Qe, AVC < Pe < ATC в) остановка производства, при Qe, Pe < AVC В условиях низких барьеров для входа на рынок экономическая прибыль стимулирует приток в отрасль новых компаний. Дополнительное рыночное предложение приведёт к усилению конкуренции, росту затрат на рекламу и снижению рыночной цены. Рыночная цена устанавливается на уровне средних издержек (механизм притока-оттока капитала). Вследствие этого фирмы – монополистические конкуренты в долгосрочном периоде получают нулевую экономическую прибыль, довольствуясь финансовым результатом на уровне нормальной прибыли Дифференциация продукции. Неэффективность монополистической конкуренции Если в условиях совершенной конкуренции Р = МС = АС, то при монополистической конкуренции Р > МС и Р > min АТС. В силу этого при монополистической конкуренции возникает неполная загрузка производственных мощностей, в связи с чем объём выпуска фирм оказывается ниже оптимального. Избыточные мощности фирм – монополистических конкурентов являются платой за дифференциацию продукции. Однако, чем сильнее дифференциация экономических благ, тем в большей мере промышленность способна удовлетворить многообразные вкусы потребителей. Анализ сравнительных преимуществ различных рыночных структур позволяет оценивать монополистическую конкуренцию как наиболее полно соответствующую интересам покупателей. Дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя, а сильная внутриотраслевая конкуренция и относительно невысокая рыночная власть удерживают цены на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне (хотя и несколько выше, чем на рынке совершенной конкуренции). Возникающие же при прекращении производства большие безвозвратные издержки выступают фактором, сдерживающим уход фирм изотрасли даже в случае убыточного производства. 3 Вопрос Особенности поведения фирмы на олигополистическом рынке Олигополия (oligopoly) – это рыночная структура, в условиях которой доминирует определённая группа продавцов при реализации какого-либо товара, а пополнение рынка новыми продавцами является затруднительным. К олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредоточено от 2 до 12 (в настоящее время говорят о 24) продавцов (с числа 25 начинается отсчёт структур монополистической конкуренции). В зависимости от количества фирм-продавцов выделяют плотные (от 2 до 8 фирм) и разряженные олигополии (свыше 8 фирм). Если на рынке присутствуют два продавца, то такая структура называется дуополией (частный случай олигополии). Дуополия – олигополия, при которой на рынке присутствуют два независимых продавца идентичной продукции при множестве покупателей. Для плотной олигополии (в силу малого числа продавцов) возможны различного рода сговоры, обеспечивающие согласованное поведение фирм на рынке. В случае разряженной олигополии этого, как правило, не наблюдается. В зависимости от характера выпускаемой продукции олигополии подразделяются на однородные и дифференцированные. Олигополия гомогенная (однородная) – олигополия, в которой фирмы выпускают стандартизированные блага. Примерами однородных олигопольных структур являются рынки стали, цветных металлов, строительных материалов, газетной бумаги, вискозы и т.д. Олигополия дифференцированная – разновидность олигополии, в условиях которой продукция фирм-производителей дифференцирована. Дифференцированная олигополия широко распространена в отраслях, выпускающих потребительские товары: автомобили, бытовую технику, безалкогольные напитки, пиво и т.д. В зависимости от характера взаимодействия участников олигопольные рынки подразделяются на нескоординированные и картелеподобные. Нескоординированная олигополия – олигопольная структура, при которой фирмы действуют независимо, на свой страх и риск. Этому виду монополий соответствуют модель Курно и модель Суизи. Картелеподобная олигополия – олигопольная структура, при которой фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или каким-либо другим способом.  К этому виду монополий относятся модель картеля и модели ценового лидерства. Модели олигополии Экономической науке известно несколько моделей, различающихся особенностями взаимодействия олигополистов. 1. Модели рыночного поведения олигополии без сговора подразделяются на количественные (если в основе принятия решений лежит объём выпуска продукции) и ценовые (если поведение олигополии основано на принятии решений о цене). Для отраслей тяжелой промышленности, машиностроения, нефте- и газодобычи в основе рыночного поведения лежит изначальное принятие решения об объёмах производства, так как позже уже весьма трудно изменить производственные мощности. К основным моделям количественной олигиполии без сговора относятся модель Курно, модель Штакельберга и модель ломаной кривой спроса. Модель Курно. Модель дуополии Курно была предложена в 1838 году французским математиком, экономистом и философом Антуаном Огюстеном Курно (1801–1877). Он проанализировал рынок лечебных вод, включавший в себя две фирмы (ситуация дуополии), схожие между собой и по масштабам деятельности, и по уровню издержек. Для простоты Курно задал функцию спроса линейным уравнением вида. где Q – совокупный объём производства двух фирм. Обе фирмы стремятся к максимизации прибыли, но вынуждены учитывать в своей деятельности объёмы выпуска фирмы-конкурента, поскольку чрезмерные и нерегулируемые поставки воды могут резко снизить рыночные цены. Функциональная зависимость производства одной фирмы от предполагаемого объёма производства другой фирмы называется уравнением реакции: Графически решения дуополистов отражают кривые реагирования. Кривая реагирования по Курно – это множество точек наивысшей прибыли, которую может получить один из дуополистов при данной величине выпуска другого. Точка пересечения кривых реагирования рассматриваемых фирм, совмещённых на единых координатных осях, называется точкой равновесия Курно. Равновесие в дуополии Курно – это точка, в которой каждая из дуопольных фирм максимизирует свою прибыль с учётом данного выпуска конкурирующей фирмы. В точке равновесия участники рынка достигают наилучших показателей прибыли. Любые отклонения одного или обоих участников рынка от оптимальных объёмов выпуска сократят прибыльность их производств. Модель ломаной кривой спроса была разработана в 1939 году американским экономистом Полом Суизи (1910–2007). Основную задачу автор модели видел в том, чтобы объяснить жёсткость цен на слабо дифференцируемом рынке в условиях некооперируемой олигополии. В соответствии с данной моделью олигополисты имеют дело с кривой спроса, имеющей излом в точке текущей цены Р*. Этот излом объясняется тем, что если одна из фирм в одностороннем порядке понижает свои цены ниже уровня сложившейся цены Р*, то её конкуренты, скорее всего, последуют её примеру, чтобы не потерять своих покупателей и не допустить укрепления фирмы за их счёт (при ценах ниже Р* спрос неэластичен). Если же фирма повышает свои цены выше уровня Р*, то, скорее всего, конкуренты не последуют её примеру, поскольку в этом случае они получают возможность расширить свои доли рынка за счёт части покупателей фирмы (при ценах выше Р* спрос высокоэластичен). Изгиб кривой спроса в точке А имеет своим следствием разрыв кривой предельного дохода на участке ВС. Если в этих условиях предельные издержки и возрастают на отрезке ВС, оптимальная цена всё равно останется прежней. Это объясняет причину стабильности цен на олигопольном рынке при небольшом изменении издержек производства. 2. Модели олигополии со сговором – модель Форхаймера и модель картеля. Модель Форхаймера – это ситуация, когда одну активную фирму окружает определённое количество мелких производителей, продающих свою продукцию по ценам, равным предельным издержкам фирм-аутсайдеров. Издержки доминирующей фирмы ниже издержек фирм-аутсайдеров, поэтому с появлением доминирующей фирмы на рынке цена на нём становится ниже, чем это было ранее, среднеотраслевые издержки уменьшаются, объём выпуска растёт. Поэтому возвращение к конкурентному рынку при уходе доминирующей фирмы повлечёт за собой только сожаления потребителей, поскольку снизится предложение и возрастут цены. Согласно этой модели, доминирующая фирма способствует развитию малого бизнеса, а следовательно, и среднего класса, который чувствует себя комфортно при наличии ценового зонтика. Модель картеля представляет собой крайний случай кооперированной олигополии. Картель представляет собой группу олигополистов, договорившихся об определённых принципах установления цен и (или) распределения долей рынка исходя из его географических или каких-либо иных характеристик. Такие соглашения чаще всего принимаются между фирмами, принадлежащими одной отрасли (например, нефтяной). Картель – форма монополистического соглашения между фирмами о регулировании для его участников объёмов производства и сбыта (квот) с целью извлечения монопольной прибыли. Необходимо отметить, что картели устанавливают штрафы для тех, кто не выполняет соглашение, превышая свои квоты. Из современных легальных картелей наиболее известным является Организация стран – экспортеров нефти (OPEC – organization of the petroleum exporting countries). 4 вопрос Особенности поведения фирмы в условиях монополии Крайней противоположностью рынка совершенной конкуренции является чистая монополия, при которой единственная компания обладает полной рыночной властью, являясь производителем и продавцом продукции, не имеющей заменителей. Монополия чистая (pure monopoly) – рыночная ситуация, когда только одна-единственная фирма производит и реализует определённый вид продукта, поскольку заменителей данному товару не существует. Виды монополий: Монополия закрытая – это монополия, защищённая от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная монополия). Монополия открытая – ситуация на рынке, в условиях которой как минимум одна компания на определённое время превращается в единственного поставщика продукта, однако онаспециально не защищена от конкуренции. В роли открытой монополии зачастую выступают вновь вышедшие на рынок компании, у которых имеется новая продукция. Однако недостатком такой монополии является то, что в самый неожиданный момент на рынке могут появиться конкуренты с товарами-заменителями. Монополия естественная – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком. Естественные монополии основаны на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. В этом случае на рынке объективно не может эффективно существовать больше одного производителя. Даже если технически и возможно существование двух и более фирм в этих отраслях, экономически это нецелесообразно. Примерами естественных монополий в России являются ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги». Монополия сырьевая – монополия, которая обусловлена владением и контролем над поставками редкого или стратегически важного сырья. Например, 94 % всех добываемых в мире алмазов продаётся через компанию De Beers. Следовательно, она устанавливает и контролирует мировые цены. Спрос и предложение фирмы-монополиста Фирма-монополист, будучи единственным производителем (продавцом) своей продукции, сталкивается с совокупным спросом практически всех потребителей своего товара, поэтому кривая индивидуального спроса монополиста тождественна кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон. В условиях чистой монополии фирма, исходя из особенностей кривой рыночного спроса на свою продукцию, ищет такую комбинацию объёма выпуска продукции и уровня цены на неё, которая обеспечивает ей максимальную прибыль. Таким образом, у монополиста отсутствует кривая предложения, независимая от кривой спроса на выпускаемый продукт. Монополист выбирает только точку на кривой спроса, в которой ему следует находиться для максимизации своей прибыли. Определение оптимального объема производства Оптимальный объём производства фирмы-монополиста – это объём, максимизирующий её прибыль. Условием максимизации прибыли является равенство предельного дохода и предельных издержек (MR = MC). Если предельные издержки меньше предельного дохода (МС < MR), то совокупная прибыль может быть увеличена за счёт расширения объёма производства. И наоборот, если пре-дельные издержки превышают величину предельного дохода (МС > MR), то монополист может увеличить прибыль за счёт сокращения объёма производства. Лишь при равенстве предельного дохода и предельных издержек (в точке Е) достигается оптимальный объём производства фирмы-монополиста (Qm). В соответствии с этим объёмом, ориентируясь на величину спроса (точка М), фирма-монополист устанавливает цену на уровне Рm. Таким образом, фирма-монополист является ценоустановителем. Она определяет уровень цен и объёмы производства, позволяющие ей максимизировать прибыль. В краткосрочном периоде если рыночные условия складываются благоприятно, и монопольная цена превышает средние издержки, то фирма-монополист получает экономическую прибыль в объёме РЕМNL (рис. а). Если же рыночная ситуация неблагоприятна, то целью монополии будет минимизация убытков либо при продолжении производства (рис. б), либо при его остановке (рис. в). В длительном периоде оптимальный объём производства монополиста достигается при равенстве долгосрочных предельных издержек и долгосрочного предельного дохода. Долгосрочная равновесная цена определяется долгосрочной кривой спроса. Рисунок а - получение монополистом экономической прибыли; рисунок б - получение монополистом нормальной прибыли. Государственное регулирование деятельности монополий Государственное регулирование деятельности монополий в большинстве стран направлено на ограничение их рыночной власти и осуществляется в целях увеличения объёма предложения и снижения цен. Прямое регулирование реализуется через установление верхнего или нижнего предела цен, а также предельного уровня нормы прибыли. Косвенное регулирование осуществляется посредством налогообложения прибыли для того, чтобы изъять у фирм монопольную прибыль (оставив только нормальную прибыль). Антимонопольная политика в отношении естественных монополий. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием и/или за объемом их производства. 1) Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию. Последствия данной меры прямо зависят от того уровня, на котором будут закреплены цены. Последствием установление государством максимальной цены является изменение кривой предельного дохода MR приобретает вид прямой горизонтальной линии). Далее вступает в силу правило MC = MR.  Фирма монополист будет стремится довести объем производства до Qрег. Таким образом Qрег > Qм, а Pрег < Pм. Недостаток метода: Устанавливаемы й уровень цен не связан со средними издержками естественной монополии, поэтому он может либо закрепить получение экономических прибылей (рис. а), либо убытков (рис. б). 2) Обеспечение окупаемости. Ориентиром установления цены может быть точка пересечения Pрег = ATC = D. Данный подход решает задачу прироста производства Qрег > Q. Однако правило MC = MR действует против регулирующих органов. После точки N , фирме не выгодно увеличение производства, поэтому монополист будет стремиться остановит производство на уровне Qn. На рынке возникнет дефицит. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Основными направлениями регулирования является:  противодействие формированию; разрушение сложившихся. Для этого государство использует: - предупредительные меры (запрет слияний) - штрафы и санкции - принудительную демонополизацию (дробление монополиста на несколько независимых фирм). Основанием для применения данных мер является: 1) концентрация очень большой доли рынка в руках одной фирмы. Степень концентрации оценивается через ряд показателей. К наиболее значимым из них относятся: доля производства трёх (CR3) наиболее крупных фирм в отрасли, а также индекс Херфиндаля – Хиршмана (НН). Индекс (коэффициент) Херфиндаля – Хиршмана рассчитывается по формуле где S1, S2, …, Sn – удельные веса производства фирм отрасли. В российской практике приняты следующие степени концентрации рынка: ♦ рынки с высокой степенью концентрации (Н > 2000, CR3 > 70 %); ♦ рынки с умеренной концентрацией (1000 < Н < 2000, 45 < CR3 < 70 %); ♦ рынки с низкой степенью концентрации (Н < 1000, CR3 <45 %). 2) переплетение ведущей фирмы с конкурентами. Три формы: а) картель; б) система участий - владение (иногда взаимное) одними акционерными компаниями ценными бумагами других акционерных компаний. Важная форма связи и переплетения капиталов; на её основе создаётся многоступенчатая зависимость большого числа предприятий от финансовых групп или отдельных финансовых магнатов, которые получают возможность распоряжаться огромными суммами чужого капитала и выкачивать из подконтрольных предприятий высокие монопольные прибыли. в) личная уния - состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами.
«Механизм рынка несовершенной конкуренции» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 96 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot