Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ВВЕДЕНИЕ
Основным условием обеспечения конкурентоспособности любого
предприятия является качество выпускаемой продукции. В современной конкурентной борьбе выживет только тот, кто обеспечит высокое качество по
низкой цене.
Опыт передовых предприятий показывает, что качества можно добиться лишь совместными усилиями всего коллектива при активной позиции руководства и при использовании всех современных методов и инструментов
менеджмента качества.
Многие предприятия деревообрабатывающей отрасли не уделяют вопросам управления качеством должного внимания, а применяемые методы и
системы не дают ожидаемого эффекта. Причинами этого является формальный подход к созданию системы менеджмента качества, низкая квалификация персонала в области управления качеством и, как следствие, попытки
решить проблемы качества методом проб и ошибок, силами лишь службы
качества.
Современным молодым специалистам необходимо обладать набором
компетенциий в области управления качеством, путем получения знаний о
современных инструментах и системах качества, чтобы в дальнейшем их
применять в своей профессиональной деятельности.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Что такое качество
Понятие «качество» не однозначно, оно описывалось многими философами и теоретиками в области управления качеством. За время создания и
развития науки о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое
мнение о том, что такое качество.
1
Немецкое Общество качества дает следующее определение: качество
есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению.
Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качество — это пригодность к использованию.
Арманд Фейгенбаум определяет качество как решение потребителя, а
не инженера или маркетолога.
Стандартами также установлены определения качества. Так ГОСТ
15467–79 «Межгосударственный стандарт. Управление качеством продукции. Термины и определения» определяет «качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить
определенные потребности в соответствии с назначением».
Согласно Международному стандарту ИСО 9000 – 94 качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные предполагаемые потребности.
В редакции ИСО 9000–2015 определение сформулировано следующим
образом: качество (quality) ─ степень соответствия совокупности присущих
характеристик объекта требованиям.
В этом стандарте также определено, что качество продукции и услуг
организации определяется способностью удовлетворять потребителей и
преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны.
Следует понимать, что термин «качество» может быть как плохим,
низкого уровня, так и хорошим или превосходным. Поэтому широко применяемое выражение качественный продукт (товар) некорректно.
При этом определение качества относится как к продукции и услугам,
так и к процессам производства продукции и оказания услуг. Любая продукция (услуга) должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям.
2
Свойства товара, которые характеризуют их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками
качества.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется
показатель качества.
Следует отличать два компонента качества:
- качество проекта (качество конструкции),
- качество соответствия требованиям проекта (степень соответствия технческим требованиям, изложенным в конструкторской документации).
Качество конструкции – основные элементы пригодности продукции,
определяемые технической характеристикой изделия. Принимая решение о
качестве конструкции, необходимо рассмотреть вопросы:
- изучения рынка, проблем рыночной информации;
- ожидаемой реализации;
- технического уровня предприятия, на котором предполагается выпуск продукции;
- производственной мощности оборудования;
- квалификации персонала;
- финансовых возможностей.
Существует взаимосвязь между качеством продукции и количеством
потребления. Характер этой зависимости разнонаправлен:
- для продукции, главными свойствами которой являются производительность и надежность (транспортные средства, станки), характерна обратная
зависимость – чем выше качество, тем меньше ее требуется изготовить;
- для продукции, у которой рост качества стимулирует расширение потребностей (многие виды потребительских товаров, например, продукты питания,
одежда и т. п.), свойственна прямая зависимость: увеличение потребности в
изделиях с улучшением их качества.
3
Итак, качество конструкции – это те характеристики продукции или
услуги, которые были определены и установлены конструктором, разработчиком. Но при изготовлении не все единицы продукции могут в результате
обладать задуманными свойствами. Появляется так называемая несоответствующая продукция или брак (разговорный термин).
Степень соответствия техническим требованиям – степень соответствия показателей качества изготовленных изделий нормам качества, заданным в конструкторской документации.
1.2. Понятия, относящиеся к процессу управления качеством
Основной задачей любой организации является обеспечение качества
выпускаемой продукции и услуг. Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:
- отвечает четко определенным потребностям, области применения или
назначению;
- удовлетворяет требованиям потребителя;
- соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;
- отвечает требованиям общества;
- учитывает требования безопасности и экологичности (охраны окружающей
среды);
- предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
- является экономически выгодной.
Все затраты на инвестиции можно будет возместить только за счет выпуска конкурентоспособной продукции или услуг, пользующихся спросом у
потребителя.
Ниже приведены термины, сформулированные в Международном
стандарте ИСО 9000–2015.
Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству
(установлению направлений деятельности) и управлению организацией.
4
Менеджмент качества может включать разработку политики в области качества, целей в области качества и процессов для достижения этих целей в области качества посредством планирования качества, обеспечения качеств, управления качеством и улучшения качества.
Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная
на установление целей в области качества и определяющая необходимые
операционные процессы и соответствующие ресурсы для достижения целей в
области качества.
Управление качеством - часть менеджмента качества, направленная
на выполнение требований к качеству.
Обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная на
создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.
Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на
повышение способности выполнить требования к качеству.
Постоянное улучшение – непрекращающаяся деятельность по повышению способности выполнить требования.
Как видно из определения, деятельность, обозначенная как Менеджмент качества, шире управления качеством и включает в себя другие части
(рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Составляющие менеджмента качества
5
Система – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих
элементов.
Система менеджмента – система для разработки политики и целей и
достижения этих целей.
Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Политика в области качества – общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные
высшим руководством.
Цель в области качества – то, чего добиваются или к чему стремятся
в области качества.
Качество создается на всех стадиях производства, жизненного цикла
продукции, элементы которого называются петлей качества.
Петля качества – схематическая модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество продукции или услуги на различных стадиях – от определения потребностей до оценки их выполнения (рисунок 1.2).
Этапы петли качества:
1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.
2. Проектирование и разработка технических требований.
3. Материально-техническое снабжение.
4. Подготовка и разработка производственного процесса.
5. Производство.
6. Контроль проведения испытаний и обследование.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация и распределение продукции.
9. Эксплуатация и монтаж.
10. Техническая помощь в обслуживании
11. Утилизация после использования.
6
Рисунок 1.2 - Петля качества
Заинтересованная сторона – лицо или группа, заинтересованная в деятельности или успехе организации. Согласно ИСО 9000–2015, заинтересованная сторона – лицо или организация, которые могут воздействовать на
осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными
их воздействию или воспринимать себя в качестве последних. В качестве заинтересованной стороны могут выступать потребители, владельцы, работники в организации, поставщики, банкиры, регулирующие органы, союзы,
партнеры или сообщество, которое может включать конкурентов или группы
противодействия.
В последней версии стандарта ИСО 9000–2015 появилось определение
риска, как влияние неопределенности. Этому понятию уделено значительное
место в требованиях к системе менеджмента качества. Влияние неопределенности выражается в отклонении от ожидаемого результата – позитивном или
негативном. Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях или вероятности. Риск часто определяют по отношению к потенциальным событиям и их последствиям или к их комбинации. Слово «риск»
7
иногда используется в тех случаях, когда существует возможность только
негативных последствий.
8