Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Качество выпускаемой продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности

  • 👀 350 просмотров
  • 📌 311 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Качество выпускаемой продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности» pdf
ВВЕДЕНИЕ Основным условием обеспечения конкурентоспособности любого предприятия является качество выпускаемой продукции. В современной конкурентной борьбе выживет только тот, кто обеспечит высокое качество по низкой цене. Опыт передовых предприятий показывает, что качества можно добиться лишь совместными усилиями всего коллектива при активной позиции руководства и при использовании всех современных методов и инструментов менеджмента качества. Многие предприятия деревообрабатывающей отрасли не уделяют вопросам управления качеством должного внимания, а применяемые методы и системы не дают ожидаемого эффекта. Причинами этого является формальный подход к созданию системы менеджмента качества, низкая квалификация персонала в области управления качеством и, как следствие, попытки решить проблемы качества методом проб и ошибок, силами лишь службы качества. Современным молодым специалистам необходимо обладать набором компетенциий в области управления качеством, путем получения знаний о современных инструментах и системах качества, чтобы в дальнейшем их применять в своей профессиональной деятельности. 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Что такое качество Понятие «качество» не однозначно, оно описывалось многими философами и теоретиками в области управления качеством. За время создания и развития науки о качестве у разных ученых и исследователей сложилось свое мнение о том, что такое качество. 1 Немецкое Общество качества дает следующее определение: качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению. Джозеф Джуран, ведущий американский специалист по системам качества, считает, что качество — это пригодность к использованию. Арманд Фейгенбаум определяет качество как решение потребителя, а не инженера или маркетолога. Стандартами также установлены определения качества. Так ГОСТ 15467–79 «Межгосударственный стандарт. Управление качеством продукции. Термины и определения» определяет «качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с назначением». Согласно Международному стандарту ИСО 9000 – 94 качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные предполагаемые потребности. В редакции ИСО 9000–2015 определение сформулировано следующим образом: качество (quality) ─ степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям. В этом стандарте также определено, что качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны. Следует понимать, что термин «качество» может быть как плохим, низкого уровня, так и хорошим или превосходным. Поэтому широко применяемое выражение качественный продукт (товар) некорректно. При этом определение качества относится как к продукции и услугам, так и к процессам производства продукции и оказания услуг. Любая продукция (услуга) должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество характеризует соответствие товара этим требованиям. 2 Свойства товара, которые характеризуют их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показатель качества. Следует отличать два компонента качества: - качество проекта (качество конструкции), - качество соответствия требованиям проекта (степень соответствия технческим требованиям, изложенным в конструкторской документации). Качество конструкции – основные элементы пригодности продукции, определяемые технической характеристикой изделия. Принимая решение о качестве конструкции, необходимо рассмотреть вопросы: - изучения рынка, проблем рыночной информации; - ожидаемой реализации; - технического уровня предприятия, на котором предполагается выпуск продукции; - производственной мощности оборудования; - квалификации персонала; - финансовых возможностей. Существует взаимосвязь между качеством продукции и количеством потребления. Характер этой зависимости разнонаправлен: - для продукции, главными свойствами которой являются производительность и надежность (транспортные средства, станки), характерна обратная зависимость – чем выше качество, тем меньше ее требуется изготовить; - для продукции, у которой рост качества стимулирует расширение потребностей (многие виды потребительских товаров, например, продукты питания, одежда и т. п.), свойственна прямая зависимость: увеличение потребности в изделиях с улучшением их качества. 3 Итак, качество конструкции – это те характеристики продукции или услуги, которые были определены и установлены конструктором, разработчиком. Но при изготовлении не все единицы продукции могут в результате обладать задуманными свойствами. Появляется так называемая несоответствующая продукция или брак (разговорный термин). Степень соответствия техническим требованиям – степень соответствия показателей качества изготовленных изделий нормам качества, заданным в конструкторской документации. 1.2. Понятия, относящиеся к процессу управления качеством Основной задачей любой организации является обеспечение качества выпускаемой продукции и услуг. Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая: - отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению; - удовлетворяет требованиям потребителя; - соответствует применяемым стандартам и техническим условиям; - отвечает требованиям общества; - учитывает требования безопасности и экологичности (охраны окружающей среды); - предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам; - является экономически выгодной. Все затраты на инвестиции можно будет возместить только за счет выпуска конкурентоспособной продукции или услуг, пользующихся спросом у потребителя. Ниже приведены термины, сформулированные в Международном стандарте ИСО 9000–2015. Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству (установлению направлений деятельности) и управлению организацией. 4 Менеджмент качества может включать разработку политики в области качества, целей в области качества и процессов для достижения этих целей в области качества посредством планирования качества, обеспечения качеств, управления качеством и улучшения качества. Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества. Управление качеством - часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Обеспечение качества – часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены. Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на повышение способности выполнить требования к качеству. Постоянное улучшение – непрекращающаяся деятельность по повышению способности выполнить требования. Как видно из определения, деятельность, обозначенная как Менеджмент качества, шире управления качеством и включает в себя другие части (рисунок 1.1). Рисунок 1.1 - Составляющие менеджмента качества 5 Система – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов. Система менеджмента – система для разработки политики и целей и достижения этих целей. Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. Политика в области качества – общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Цель в области качества – то, чего добиваются или к чему стремятся в области качества. Качество создается на всех стадиях производства, жизненного цикла продукции, элементы которого называются петлей качества. Петля качества – схематическая модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество продукции или услуги на различных стадиях – от определения потребностей до оценки их выполнения (рисунок 1.2). Этапы петли качества: 1. Маркетинг, поиск и изучение рынка. 2. Проектирование и разработка технических требований. 3. Материально-техническое снабжение. 4. Подготовка и разработка производственного процесса. 5. Производство. 6. Контроль проведения испытаний и обследование. 7. Упаковка и хранение. 8. Реализация и распределение продукции. 9. Эксплуатация и монтаж. 10. Техническая помощь в обслуживании 11. Утилизация после использования. 6 Рисунок 1.2 - Петля качества Заинтересованная сторона – лицо или группа, заинтересованная в деятельности или успехе организации. Согласно ИСО 9000–2015, заинтересованная сторона – лицо или организация, которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних. В качестве заинтересованной стороны могут выступать потребители, владельцы, работники в организации, поставщики, банкиры, регулирующие органы, союзы, партнеры или сообщество, которое может включать конкурентов или группы противодействия. В последней версии стандарта ИСО 9000–2015 появилось определение риска, как влияние неопределенности. Этому понятию уделено значительное место в требованиях к системе менеджмента качества. Влияние неопределенности выражается в отклонении от ожидаемого результата – позитивном или негативном. Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях или вероятности. Риск часто определяют по отношению к потенциальным событиям и их последствиям или к их комбинации. Слово «риск» 7 иногда используется в тех случаях, когда существует возможность только негативных последствий. 8
«Качество выпускаемой продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 64 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot