Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Топливно-энергетический комплекс России и мира

  • ⌛ 2020 год
  • 👀 444 просмотра
  • 📌 392 загрузки
  • 🏢️ ТИУ
Выбери формат для чтения
Статья: Топливно-энергетический комплекс России и мира
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Топливно-энергетический комплекс России и мира» pdf
ТЕМА 1. ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РОССИИ И МИРА Тюмень ТИУ 2020 Гурьева М.А., к.э.н., доцент КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ 1. Понятие и характеристика ТЭК 2. Современное состояние и перспективы развития ТЭК 3. Современное состояние нефтяной промышленности и газовой 4. Рынок нефти, газа и нефтепродуктов 5. Управление нефтегазовыми ресурсами страны ПОНЯТИЕ «ТЭК» И ЕГО СТРУКТУРА Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) — это сложная система, включающая совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей. В него входят: - газовая промышленность; - угольная промышленность; - нефтяная промышленность; - ??? АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ??? 2 СОСТАВ ТЭК 1. Топливные отрасли (нефтяная, угольная, газовая, торфяная, сланцевая, урановая). 2. Электроэнергетика. 3. Средства доставки топлива и энергии потребителям (нефтепроводы, газопроводы, ЛЭП – линии электропередач). 4.??? АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ??? 3 ОСНОВНАЯ РОЛЬ Топливная промышленность является базой развития российской экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Топливная промышленность связана со всей промышленностью страны. 20 % денежных средств на ее развитие; 30 % основных фондов приходится на нее; более 30 % стоимости промышленной продукции РФ; обеспечивает 40% валютных поступлений в РФ. 4 ТЭК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ https://ac.gov.ru/archive/files/publication/a/22922.pdf 5 ПРОЕКТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА 7 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Официальный сайт Минэнерго: https://minenergo.gov.ru/activity/statistic https://minenergo.gov.ru/node/7693 Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/economydevelopment/# Фонд национальной энергетической безопасности http://www.energystate.ru/catalog/1111.html Аналитика «Нефть России» https://neftrossii.ru/taxonomy/term/4/0?page=7 «Топливно-энергетический комплекс РФ. Итоги 2016 года. Прогноз до 2019 год» http://www.advis.ru/gotovye-issledovaniya/page.php?ID=151424 8 ТЕМА 2. ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ЭКОНОМИКИ Тюмень ТИУ 2020 Гурьева М.А., к.э.н., доцент КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ 1. Понятие и характеристика нефтегазового предприятия 2. Слагаемые глобальной нефтегазового предприятия деятельности конкурентоспособности 3. Типы рыночной конкуренции P.S. Интересные инфографики по НГ отрасли ПОНЯТИЕ «ПРЕДПРИЯТИЕ» Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, осуществляющий коллективную предпринимательскую деятельность. Предприятие – это обособленный субъект предпринимательства, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции (работ, услуг) с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Деловая активность предприятий предопределяет эффективность экономики страны, получение материальных и социальных ценностей, степень повышения уровня благосостояния населения. 2 ОБОСОБЛЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ - имущественное единство (разные формы средств); - производственно-техническое единство (комплекс средств производства); - организационное единство (руководители и коллектив); - экономическое единство (ресурсы и результаты работы); - территориальное единство (местоположение и территория). 3 ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Поиск и разведка месторождений; 2. Строительство скважин (нефтяных, газовых и др.); 3. Добыча нефти, газа, конденсата; 4. Переработка нефти и газа; 5. Транспорт, хранение, сбыт нефти, газа и продуктов их переработки. 6. Строительство газопроводов, нефтепродуктопроводов, газовых хранилищ и нефтебаз. 4 ОСНОВНОЙ ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮБОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСУРС ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ Классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), где описаны все ее виды, которыми могут заниматься предприятия (организации и индивидуальные предприниматели) на территории России. http://xn--b1aeqp1f.xn--p1ai/ 5 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ - природные ресурсы (земля, воздух, вода, полезные ископаемые, растительный и животный мир, природные энергетические ресурсы); с точки зрения экономической теории все природные ресурсы объединяются общим термином «земля»; - трудовые ресурсы (персонал предприятия); - денежные средства (финансы предприятия); - материальные ресурсы, включающие средства производства: КАПИТАЛ средства труда (элементы, при помощи которых осуществляется процесс производства) и предметы труда (элементы, из которых создается продукт); ПРЕДПРИЯТИЯ -нематериальные ресурсы (интеллектуальная собственность); информационные ресурсы (научно-техническая, проектно- конструкторская, технологическая, статистическая, управленческая и другие виды информации, используемые в процессе создания продукта). 6 СИСТЕМА ТЕХНИКОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.Абсолютные (объемные) показатели характеризуют количественные стороны деятельности предприятия (количество продукции, денег, оборудования, работников и др.). Они подразделяются на: - натуральные показатели; - стоимостные показатели. 2. Относительные показатели представляют результат отношения (деления) двух показателей одинаковой или разной размерности. Они подразделяются на: - качественные показатели; - показатели динамики. 7 ОСНОВНЫЕ ТЭП, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИМИ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1. Валовая продукция – это вся продукция (работы, услуги), произведенная за определенный период времени (месяц, квартал, год). где ВП – объем валовой продукции предприятия, руб.; Qi – объем произведенной продукции i-го вида в натуральном выражении; Цi – цена реализации i-го вида продукции без НДС, руб./нат.ед.; n – количество выпускаемой предприятием видов продукции. Результатом производственных процессов буровых и геологоразведочных предприятий является сметная стоимость выполненного объема работ. 8 ОСНОВНЫЕ ТЭП (ПРОДОЛЖЕНИЕ) 2. Товарная продукция – это часть валовой продукции, произведенная и предназначенная для реализации покупателям. 3. Реализованная продукция (объем продаж) – это продукция, уже проданная в данном отчетном периоде (месяц, квартал, год). 4. Выручка от реализации – это денежные поступления предприятию за проданную продукцию, представляют собой общий (валовый) доход предприятия от реализации продукции.. 5. Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, отражающие использование всех факторов производства и включающие: материальные затраты, амортизацию, заработную плату и прочие затраты (напрямую не связанные с конкретными факторами производства). 6. Финансовые результаты – это конечный экономический результат основной деятельности предприятия, представляет собой разницу между выручкой от реализации (доходами) и себестоимостью (расходами). Прибыль – это чистый доход, то есть дополнительные денежные суммы, которые пред-приятие может использовать (после уплаты налога на прибыль) по своему усмотрению, прежде всего на дальнейшее развитие. Убытки – это задолженность предприятия перед поставщиками (по оплате материалов и услуг), работниками (по заработной плате) и/или государством (по налогам и другим обязательным платежам). 9 ПОКАЗАТЕЛИ ДИНАМИКИ 1. Темпы роста базисные, характеризующие изменение показателя по сравнению с базисным периодом, величина затрат на получение где Тб – темпы роста базисные, %; единицы результата (обратный Пi – показатель i-го периода; показатель экономической Пб – показатель базисного периода. эффективности). 2. Темпы роста цепные, характеризующие изменение показателя Экономическая по сравнению с предыдущим периодом, эффективность где Тц – темпы роста цепные, %; Пi-1 –величина показатель затрат предыдущего периода. на получение единицы результата (обратный показатель экономической 3. Темпы прироста (Тпр), показывающие, на сколько эффективности). процентов изменился показатель по сравнению с базисным (предыдущим) периодом: 10 СЛАГАЕМЫЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Конкурентоспособность продукции – совокупность техникоэкономических показателей, которая оценивается интегральным показателем относительно конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность производства – оценка технико-экономических возможностей производств. k = (Эпол / с) → max отношение полезного эффекта (Эпол) к затратам на ее приобретение и использование (с) максимальна по сравнению с другой аналогичной продукцией. 11 ЭТАПЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ, ПЛАНИРУЕМОЙ К ЭКСПОРТУ 1 • Анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы сравнения и определения уровня конкурентоспособности проектируемого. 2 • Параметры сравниваемых товаров. 3 • Расчет интегрального показателя конкурентоспособности предлагаемой продукции. 12 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОТЕНЦИАЛА НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ http://ogbus.ru/issues/4_2015/ogbus_4_2015_p538548_BiryukovaVV_ru.pdf Факторы успеха на рынке: – финансовое положение предприятия (фирмы); – развитость собственных НИОКР; – наличие передовой технологии; – способность к маневрированию продукции и ценами; – наличие сбытовой сети и опытных кадров-сбытовиков; – качество технического обслуживания; – возможность кредитования своего экспорта и с помощью государственных организаций; – действенность рекламы и системы связей с общественностью; – обеспеченность информацией. 13 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОТЕНЦИАЛА НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОИЗВОДСТВА ИНДИКАТОРНЫЙ МЕТОД В настоящее время индикаторный метод широко применяется в зарубежном бизнесе для оценки конкурентоспособности. Международная организация «Европейский форум по проблемам управления» (Швейцария, Женева) ежегодно проводит оценку конкурентоспособности потенциала различных стран. Система индикаторов, используемых для этих оценок, насчитывает порядка 340 показателей и более 100 результатов, полученных экспертным путем. Данные анализа группируются: общая динамика экономики страны, производственная мощность промышленности; динамика рынка; финансы; человеческий капитал; престиж государства; обеспеченность сырьевыми ресурсами; ориентация на внешний рынок; инновационный потенциал; общественная стабильность). РЕЙТИНГИ: http://www.vestifinance.ru/articles/72124 http://expert.ru/ratings/krupnejshie-neftyanyie-kompanii-rossii/ http://moneymakerfactory.ru/spravochnik/-neftyanyie-kompanii-rossii/ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%B 5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D1%85_%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8 B%D1%85_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0_(2015) 14 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ Конкуренция (соперничество) – основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание благоприятных условий сбыта продукции. https://mgimo.ru/study/master/rosneft/ http://ecsocman.hse.ru/data/2011/10/27/1267245571/71.pdf . Рынок чистой конкуренции Рынок чистой монополии проявляется в случае, когда имеется большое число товаропроизводителей и потребителей аналогичного специализированного товара. – тип конкуренции, когда организация продажи представлена на рынке товаров единственным производителем при отсутствии конкурентов и наличии различных льгот и привилегий для этого производителя со стороны государства Рынок монополистической конкуренции – тип конкуренции, когда вся номенклатура продукции, представленная на рынке, изготовляется большим числом товаропроизводителей, изделия которых не только специализированы, но и дифференцированы по типам, маркам, качеству и другим потребительским характеристикам. Олигополистический рынок характеризуется немногочисленностью продавцов и высокой чувствительностью к политике ценообразования. Этот рынок обеспечивает максимизацию прибыли за счет роста цен, но на короткий период, поскольку из-за окружения сильных конкурентов цены приходится снижать. 15 ТЕМА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Тюмень ТИУ 2020 Гурьева М.А., к.э.н., доцент КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ 1. Основные понятия 2. Бизнес-план как форма инвестиционного проекта и инструмент маркетингового планирования 3. Подготовка инвестиционного предоставления инвестору 4. Методы дисконтирования инвестиционном анализе 5. Основные проектов методы анализа проекта и наращения для в инвестиционных ПОНЯТИЕ «ИНВЕСТИЦИИ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ Инвестиции – совокупность долговременных затрат финансовых, трудовых, материальных ресурсов с целью увеличения накоплений и получения прибыли. Основные задачи: – расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов; – приобретение новых предприятий; – диверсификация за счет освоения новых областей бизнеса. ДВЕ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ: 1) портфельные инвестиции – вложения капитала в группу проектов, например, предприятий; приобретение ценных бумаг различных 2) реальные инвестиции – финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект, обычно связанный с приобретением реальных активов. ПРИМЕР ПРОГРАММЫ 2 ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Инвестиционное планирование это составление прогнозов наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов в …. Основные задачи инвестиционного планирования: – определение потребности в инвестиционных ресурсах; – определение возможных источников финансирования и рассмотрение связанных с этим вопросов взаимодействия с инвесторами; – оценка платы за этот источник; – подготовка финансового расчета эффективности инвестиций с учетом возврата заемных средств; – разработка подробного бизнес-плана проекта для представления потенциальному инвестору. https://minenergo.gov.ru/node/557 3 БИЗНЕС-ПЛАН Бизнес-план – это стандартная форма представления инвестиционного проекта. 10 самых дорогих энергетических проектов в мире: http://www.vestifinance.ru/articles/16304 http://www.vestifinance.ru/articles/72124 Мировые рекорды нефтегазовой промышленности: что, где, когда и сколько: http://burneft.ru/archive/issues/2014-01/16 Самые масштабные слияния и поглощения в истории: https://ru.insider.pro/infographics/2014-10-08/samye-masshtabnye-sliianiia-i-pogloshcheniia-v-istorii/ 4 ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ – проведение маркетинговых исследований с целью выбора для последующего производства продукта или услуги из уже представленных на рынке, но обладающих высоким потенциалом спроса, а также с целью исследования возможностей и путей сбыта на рынке нового продукта или услуги; – оценка соответствия организационных, профессиональных и технологических возможностей предприятия требованиям производства и сбыта выбранной продукции или услуг. Выявление узких мест и пути их преодоления; – определение потенциальных партнеров по кооперации, основных поставщиков сырья, материалов и комплектующих, энергоносителей, а также заключение с ними предварительных соглашений об условиях поставки; – определение поставщиков технологического оборудования и соглашения с ними условий его поставки; – предварительный расчет объема инвестирования и оценка предполагаемого залога; – определение типа или имен конкретных потенциальных инвесторов проекта. 5 СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА Резюме (обзорный раздел) Общее описание компании Продукция и услуги Маркетинг -план Управление и организация Производственный план Капитал и юридическая форма компании ПРИМЕРЫ БИЗНЕСПЛАНОВ: https://su12.ru/57/business/projects/biznesplan-agro-biotekhnologicheskogo-toplivnoenergeticheskogo-kompleksa-abitek Финансовый план Оценка рисков Приложение http://www.cfin.ru/business-plan/samples/ http://www.scienceforum.ru/2016/1483/20230 http://www.nostgroup.ru/biznesplan/neftepererabatyvayuschego-zavoda/ 6 ПОДГОТОВКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНВЕСТОРУ – копии учредительных документов; – устав; – учредительный договор; – свидетельство о регистрации; – зарегистрированные изменения в Уставе; – копии балансов и отчетов о финансовых результатах предприятия; – документы, характеризующие инфраструктуру предпринимательской деятельности (а) договора аренды производственных, складских, торговых помещений; б) договора на поставку сырья, оборудования, комплектующих и т. п.; в) договора на сбыт продукции г) сертификаты на выпускаемую продукцию (в случае необходимости); д) лицензия на вид деятельности (если данная деятельность лицензируется); е) перечень основного имущества; ж) документы, подтверждающие наличие гарантий возврата кредита) . 7 МЕТОДЫ ДИСКОНТИРОВАНИЯ И НАРАЩЕНИЯ В ИНВЕСТИЦИОННОМ АНАЛИЗЕ В инвестиционном анализе обычно используются два математических метода: - метод приведения поступлений будущих периодов текущему уровню, который называется дисконтированием; - приведение настоящего (текущего) уровня к будущему, который называется методом наращения (вычисления сложных процентов). Методы применяются там, где необходимо найти одно из следующих неизвестных: − уровень процентов (например, за использование капитала); − ежегодные платежи; − количество периодов (месяцев, кварталов и лет); − значение текущего уровня; − значение будущего уровня. 8 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Критерии целесообразности вложения денег: − чистая прибыль от данного вложения превышает чистую при быль от помещения средств на банковский депозит; − рентабельность инвестиций выше уровня инфляции; − рентабельность данного проекта с учетом фактора времени выше рентабельности альтернативных проектов; − рентабельность активов предприятия после осуществления проекта увеличится и т.д. При анализе ИП необходимо учитывать: а) привлекательность проектов по сравнению с альтернативными возможностями вложения средств с точки зрения максимизации доходов владельцев предприятия при приемлемой степени риска, т.к. именно эта цель является главной для финансового менеджмента; б) рискованность проектов, т. к. чем длительнее срок окупаемости, тем рискованнее проект; в) временную стоимость денег, т. к. с течением времени деньги изменяют свою ценность. 9 МЕТОД ПРОСТОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) НОРМЫ ПРИБЫЛИ Базируется на расчете отношения средней за период жизни проекта чистой бухгалтерской прибыли и средней величины инвестиций (затраты основных и оборотных средств) в проект. Выбирается проект с наибольшей средней бухгалтерской нормой прибыли. Основное достоинство простота для понимания, доступность информации, несложность вычисления. Недостаток - не учитывает не денежный (скрытый) характер некоторых видов затрат (типа амортизации) и связанную с этим налоговую экономию, возможности реинвестирования получаемых доходов, времени притока и оттока денежных средств и временную стоимость денег. 10 МЕТОД РАСЧЕТА ПЕРИОДА ОКУПАЕМОСТИ ПРОЕКТА Базируется на - вычисляет количество лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат, т. е. определяется момент, когда денежный поток доходов сравняется с суммой денежных потоков затрат. Проект с наименьшим сроком окупаемости выбирается. Основное достоинство простота в понимании и применении и позволяют судить о ликвидности и рискованности проекта, поскольку длительная окупаемость означает длительную иммобилизацию средств (пониженную ликвидность проекта) и повышенную рискованность проекта. Успешно применяется для быстрой оценки проектов в условиях повышенной неопределенности. Недостаток - игнорирует возможности доходов и временную стоимость денег. реинвестирования 11 МЕТОД ЧИСТОЙ НАСТОЯЩЕЙ (ТЕКУЩЕЙ) СТОИМОСТИ (NPV) Базируется на - чистая настоящая стоимость проекта определяется как разница между суммой настоящих стоимостей всех денежных потоков доходов и суммой настоящих стоимостей всех денежных потоков затрат. Проект одобряется, если чистая настоящая стоимость проекта больше нуля. Основное достоинство - успешно применяется для быстрой оценки проектов в условиях повышенной неопределенности. Недостаток - не позволяет судить о пороге рентабельности и запасе финансовой прочности проекта. Использование данного метода осложняется трудностью прогнозирования ставки дисконтирования (средней стоимости капитала) и/или ставки банковского процента. 12 МЕТОД ВНУТРЕННЕЙ НОРМЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ (IRR) Базируется на - Все поступления и затраты по проекту приводятся к настоящей стоимости по ставке дисконтирования, полученной не на основе задаваемой извне средней стоимости капитала, а на основе внутренней ставки рентабельности самого проекта. Одобряются проекты с внутренней нормой рентабельности, превышающей среднюю стоимость капитала (принимаемую за минимально допустимый уровень доходности). Основное достоинство - учитывает изменения стоимости денег во времени. Недостаток – подразумевает сложные вычисления и не всегда выделяет самый прибыльный проект и предполагает малореалистичную ситуацию реинвестирования. 13 ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА Целью анализа чувствительности является определение степени влияния различных факторов на финансовый результат проекта. Основные интегральные показатели: − внутренний коэффициент рентабельности (IRR); − срок окупаемости проекта (PBP); − чистая приведенная величина дохода (NPV); − индекс прибыльности (PI). 14 ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ В EXCEL Внутренний коэффициент рентабельности (IRR) Синтаксис: =IRR(values;[guess]) Cрок окупаемости проекта (PBP) СУММ http://youcanexcel.ru/formulae/89-irr http://corphunter.ru/ip/otchet/srok-okupaemosti.html Чистая приведенная величина дохода (NPV) . http://msfo-dipifr.ru/formula-rascheta-npv-investitsionnogoproekta-eto-prosto/ Индекс прибыльности (PI) http://finzz.ru/6-metodov-ocenki-effektivnosti-investicij-v-excelraschet-na-primere-npv-pp-dpp-irr-arr-pi.html#5 15 ТЕМА 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ Тюмень ТИУ 2020 Гурьева М.А., к.э.н., доцент КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ 1. Понятие и виды ресурсов предприятия 2. Трудовые ресурсы нефтегазодобывающего предприятия 3. Финансовые ресурсы нефтегазодобывающего предприятия 4. Материальные ресурсы нефтегазодобывающего предприятия 5. Пути повышения эффективности использования ресурсов на предприятии 6. Ресурсное обеспечение деятельности нефтегазодобывающего предприятия P.S. Интересные инфографики по НГ отрасли ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ Экономические ресурсы – это природные, трудовые и произведенные человеком, они используются для производства товаров и услуг; в связи с таким характером применения эти ресурсы называют еще факторами производства (материальные – земля и капитал, и трудовые – труд и предпринимательская способность). Ресурсы нефтегазодобывающего предприятия – это совокупность материальных и финансовых средств, которые потенциально могут быть использованы в процессе добыче, транспортировке и переработке нефти и газа. Функции: - содействуют более эффективному производству товаров и услуг; - помогают определить, для кого производятся товары и услуги. 2 КЛАССИФИКАЦИЯ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 1) природные – потенциально пригодные для применения в 2) 3) 4) 5) производстве естественные силы и вещества, среди которых различают неисчерпаемые и исчерпаемые; материальные – все созданные человеком средства производства, которые являются результатом производства; трудовые – население в трудоспособном возрасте; интеллектуально-информационные – интеллектуальный продукт и информация, созданные творческим трудом человека и используемые непосредственно в процессе производства и в процессе принятия управленческих решений; финансовые – денежные средства, которые выделяются на организацию производства продукта и его реализацию. Финансовые ресурсы занимают особую роль. На практике различают долгосрочные финансовые ресурсы в виде основных фондов и краткосрочные финансовые средства. 3 ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ Классификационные группы природных ресурсов (учебное пособие) Богатейшие страны по НГ ресурсам - 968069228.jPg Ретроспектива классификации НГ ресурсов - 0.jpg Приказ по классификации ресурсов http://www.sibnedra.com/Documentation/Pages/klassfluid.htm Современная классификация - UvR003.jpg Охрана природных ресурсов -http://www.gazprom.ru/nature/ 4 ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ Трудовые ресурсы – это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников. http://glavkniga.ru/situations/k502289 Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) – это совокупность работников, входящих в его списочный состав. Все работники предприятия делятся на две группы: 1) промышленно-производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием; 2) непромышленный персонал, занятый в основном в социальной сфере деятельности предприятия. https://rb.ru/article/srednyaya-zarplata-rossiyskogo-neftyanika-150-tysyachhttp://banki-v.ru/economics/srednyaya-zarplata-v-rossii/ rubley-v-mesyats/7100447.html По характеру выполняемых функций промышленно-производственный персонал подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих). В зависимости от характера трудовой деятельности персонал предприятия подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации. https://elibrary.ru/item.asp?id=17955288 zarplaty.jpg http://www.gazprom.ru/careers/ 5 ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, формируемые при образовании предприятия и пополняемые в результате производственно-хозяйственной деятельности за счёт реализации продукции и услуг, выбывшего имущества предприятия, а также путём привлечения внешних источников финансирования. https://freedom24.ru/showcase/neft-i-gaz/ Собственные источники средств включают: − уставный капитал; http://www.gazprom.ru/investors/dividends/ − фонды, накопленные предприятием в процессе деятельности (резервный капитал, добавочный капитал, нераспределённая прибыль); − прочие взносы юридических и физических лиц. Прибыль является основным источником развития нефтегазодобывающего предприятия и формирование резервного капитала. Субвенция Субсидия Облигации Акции 6 МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ Непроизводственные основные фонды – это та часть основных фондов, которая не участвует в производственном процессе и не переносят своей стоимости на готовую продукцию предприятия. К ним относятся, находящийся на балансе предприятия жилой фонд, клубы, столовые, детские ясли, сады, поликлиники, стадионы и другие объекты культурно-бытового назначения. Основные производственные фонды - непосредственно участвуют в производственном процессе или обслуживают его и составляют материально-техническую базу предприятия. Статья «Основные средства и прочие внеоборотные активы». https://www.rosneft.ru/Investors/statements_and_presentations/Statements/ TPU153558.pdf Нематериальные активы – обобщающее понятие, применяемое для обозначения группы активов предприятия (хозяйственных средств), но не имеющих физического содержания и обладающих следующими свойствами: долговременным (свыше года) использованием в хозяйственном обороте предприятия, способностью приносить пред- приятию доход. 7 НИОКР Научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки – затраты (НИОКР), связанные с исследованием и получением новых сведений об изучаемых объектах, проводимых для внедрения новых изделий или процессов для улучшения их качественных характеристик. Критерием отнесения НИОКР к нематериальным активам является их полезность и возможность использования в производстве длительный период времени. ВШЭ экономики статистика https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad= rja&uact=8&ved=0ahUKEwj-8qK7LPWAhWjKJoKHWg5Af0QFggzMAI&url=https%3A%2F%2Far2016.gazpr om-neft.ru%2Fresults%2Frd&usg=AFQjCNFYhV8GgYpy1AcBBra8WdPTXctX7A 8 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ I. Здания. II. Сооружения. III. Передаточные устройства. IV. Машины и оборудование, в том числе: 1) силовые машины и оборудование; 2) рабочие машины и оборудование; 3) измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование; 4) вычислительная техника; 5) прочие машины и оборудование. V. Транспортные средства. VI. Инструмент. VII. Производственный инвентарь и принадлежности. VIII. Хозяйственный инвентарь. IX. Рабочий и продуктовый скот. X. Многолетние насаждения. XI. Капитальные затраты на улучшение земель (без сооружений). XII. Прочие основные фонды. 9 НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОТИ Размер и стоимость сооружений в нефтегазодобыче, основных их фондов предприятий нефтегазового комплекса из года в год увеличивается и составляет огромную сумму. Специфика бурового предприятия и предприятий нефтепереработки отражается в большом удельном весе рабочих машин и оборудования. Доля их в бурении достигает 70 %. Особенностью предприятий газопроводного транспорта является высокий удельный вес транспортных средств (более 80 %), являющиеся активной частью основных фондов этих предприятий. В структуре основных фондов предприятий нефтегазового комплекса, особенно в нефте- и газодобыче и трубопроводном транспорте производственные здания имеют небольшой удельный вес, в то время, как скважины составляют около 90 % Удельный вес активной части основных фондов в нефтегазодобывающих предприятиях достигает 90 %, в бурении – 70 %, в трубопроводном транспорте – 94 %. 10 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ Пути повышения эффективности основного капитала – это пути увеличения прибыли и рационального использования совокупных активов предприятия. Эффективность основного капитала (уменьшение количества излишнего оборудования и быстрое вовлечение в производство неустановленного оборудования, технического совершенствования орудий труда, модернизации оборудования, автоматизации и совершенствования технологии производства, совершенствование организации труда, производства и управления, использование передовых приёмов и методов труда, повышение квалификации и профессионального мастерства рабочих). Эффективность основного капитала совершенствование его оптимизации соотношения различных видов оборудования. Эффективность трудовых ресурсов учет труда должен быть организован так, чтобы способствовать повышению производительности труда, улучшению организации труда, повышению заработной платы, нормированию труда, полному использованию рабочего времени, укреплению дисциплины труда, повышению качества продукции. − комплекс усилий, направленный на снижение длительности простоев оборудования должен основываться на обновлении парка оборудования. − введение строго контроля за учетом рабочего времени. − необходима стабилизация кадрового состава предприятия. Для этого необходимо провести в жизнь ряд мероприятий в социальной сфере. − 11 РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ Основная задача планирования МТО производства обеспечить получение предприятием всех необходимых ему материальных ресурсов в установленные сроки и в заданных объёмах при условии выполнения принятых на себя обязательств с минимальными затратами (задача закупочной логистики). При традиционном планировании план МТО состоит из двух разделов: - расчет потребностей и материальных ресурсах; - баланс МТО. План материально-технического обеспечения предприятия 12 ТЕМА 5. СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ ЗА РУБЕЖОМ И В РФ Тюмень ТИУ 2017 Гурьева М.А., к.э.н., доцент КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ 1. Стратегия инновационного развития нефтегазового комплекса 2. Инновационные процессы в вертикально интегрированных нефтяных компаниях 3. Состояние инновационной деятельности нефтегазовом комплексе за рубежом и в РФ P.S. Интересные инфографики по НГ отрасли в СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА Под инновационным потенциалом предприятия понимают совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств. https://elibrary.ru/download/elibrary_16398699_97391793.pdf От эффективности инновационной деятельности предприятий нефтегазового комплекса зависит их конкурентоспособность и выживаемость. Различают: https://ecfor.ru/publication/strategic heskie-alternativyimportozameshheniyaoborudovaniya-tek-neftegazovogo- / kompleksa http://news.intratool.com/gruppa-kompanij-intratool-demonstriruetinnovatsionnyj-potentsial-rossijskoj-neftegazovoj-otrasli/  научно-технический;  производственно-технологический;  финансово-экономический; http://oilandgasforum.ru/news/?id=548  кадровый;  инновационный потенциал. 2 СОСТАВ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА 1) научно-технические (технологические) приобретенные разработки и изобретения; собственные и 2) инфраструктурные возможности самого предприятия, которые обеспечивают прохождение новшества по всем этапам инновационного цикла и превращение его в нововведение или инновацию; 3) внешние и внутренние факторы, влияющие на успешность осуществления инновационного цикла; 4) уровень инновационной культуры, характеризующий степень восприимчивости новшеств персоналом предприятия, его готовность к реализации новшеств в виде инноваций. 3 СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЭК В современных условиях компаниям нефтегазового комплекса необходимы крупномасштабные инновационные программы, в которых бы учитывались интересы, как государства, так и частного бизнеса. http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/strategijainnovacionnogo-razvitija-neftegazovogo-kompleksasevero-zapada-rossii.html Стратегии инновационного развития нефтегазового комплекса следует формировать на основе такого механизма, который бы смог обеспечить устойчивое развитие всего комплекса на длительную перспективу, диверсификацию производства всего комплекса и решение экологических и социальных проблем региона. PDF-посмотреть + pdf по Одним из важнейших факторов формирования устойчивой конкурентоспособности нефтегазового комплекса является создание и развитие высокотехнологичных регионально-отраслевых кластеров на базе естественных центров экономического роста, то есть центров нефтегазодобычи. https://cyberleninka.ru/article/v/toplivno-energeticheskiy-kompleks4 rossii-vozmozhnosti-i-perspektivy КЛАСТЕРЫ ТЭК Кластер представляет собой комплекс, который формируется на базе территориальной концентрации взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга предприятий и организаций, которые используя выгоду своего близкого расположения и своей специализации, обеспечивают свои конкурентные преимущества на рынке. Кластеры в современном мире: рейтинг самых развитых стран. Источник: http://ppt.ru/news/134649 ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО КЛАСТЕРОВ – PDF ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ https://cyberleninka.ru/article/v/innovatsionnye-klastery-vzaimodeystvie-biznesa-i-nauki-opyt-germanii Про IBM SPSS Statistics https://www.ibm.com/ru-ru/marketplace/spss-statistics 5 Нефтегазовая промышленность в РФ в перспективе должна решить ряд проблем: − обеспечить поступательное развитие нефтегазового комплекса; − обеспечить переход к новым технологиям добычи и http://www.cnews.ru/articles/2016-12переработки топлива; 15_kak_rabotayut_innovatsii_v_tek_rossijskaya_platforma_dlya_avtomatizatsii − улучшить состояние сырьевой базы; сократить издержки на всех этапах производственного процесса (добыче, переработке, транспортировке, хранении, реализации и др.); − осуществить модернизацию сырьевых и перерабатывающих производств; http://innfes.com/ − расширить сферу деятельности; https://minenergo.gov.ru/node/4844 − увеличить глубину переработки сырья; https://www.hse.ru/data/2012/11/27/1301663 − снизить энергоемкость производства; 566/Innov_article.pdf − обеспечить экологическую безопасность производства; − обеспечить выход предприятий на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией; − ускорить рост высокотехнологичных производств. 6 ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЯХ Вертикальная интеграция нефтегазовых предприятий является способом перехода от одной организационной формы экономического (в частности, инновационного) процесса к другой. Крупнейшие ВИНК в РФ: http://xn--d1acfdrboy8h.xn--p1ai/rynok_diztopliva/vinki.php http://www.m-fuel.ru/vink/ История ВИНК - статья в word. СТРАТЕГИИ РОССИЙСКИХ ВИНК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО РЫНКА - PDF ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ – ЯДРО КЛАСТЕРА – PDF 7 ВИНК Особенностью вертикально интегрированных структур является то, что инновационный процесс (движение новшества посредством обменных сделок) реализуется в их пределах с большей вероятностью. Статистический обзор: http://ppnf.ru/analitika/neft-gaz-analiz-obzor.htm Деловая игра: https://minenergo.gov.ru/node/910 https://timseminar.ru/ru/vink СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ – PDF Архив Томского политеха: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/24051 8 СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ ЗА РУБЕЖОМ И В РФ Высокие технологии – это та сфера, которая может решить самые амбициозные задачи в социально-экономическом развитии любого государства. Статистика ВШЭ Технологический бизнес – один из наиболее прибыльных и почти закрытых областей предпринимательства. Внедрение новых технологий в промышленное производство, как показывает практика, позволяет осуществить качественный прорыв на мировом рынке товаров и услуг. В группу высокотехнологических производств с технологиями «высокого уровня» обычно включаются производства, обеспечивающие выпуск наукоемкого продукта, рассчитанного на массового потребителя. НИОКР (рассматривали ранее) http://tass.ru/ekonomika/4621768 Ключевой аспект в реализации инновационной деятельности – вопрос финансирования. 9 ТЕМА 6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА. Тюмень ТИУ 2020 КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ 1. Разработка эффективных управленческих решений. 2. Типология управленческих решений. 3. Условия и факторы качества управленческих решений. 4. Технология принятия управленческих решений. 5. Система учета, контроля управленческих решений. и регулирования РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕКИХ РЕШЕНИЙ. Необходимое условие обеспечения конкурентоспособности продукции и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа. Управленческое решение- это результат анализа прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. 2 ТИПОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Типология управленческих решений По используемым методам По творческому вкладу По степени формализации проблемы Программируемые Рутинные Непрограммируем ые Адаптационные Слабоструктурирован ные Селективные Неструктурированны е Структурированные Инновационные 3 УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Факторы качества управленческих решений Факторы осознания ситуации и формулирования проблемы Факторы, определяющие поведение руководителя в процесс принятия решения Познание проблемы Стиль поведения Научное предвидение Мотивы и интересы руководителя Анализы и прогнозы Личностные черты руководителя Методы получения знаний Политическая и социальная среда Организация управления Общественные и правовые основы 4 ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Для чего делать (реализация идеи, решение проблемы); Что именно (количество и качество объекта); С какими затратами (ресурсами); Как (по какой технологии); Кому (исполнители); Когда (сроки); Для кого (потребители); Где (место); Что это даст (экономический, социальный, экологический, технический эффект). 5 СИСТЕМА УЧЕТА, КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. Учет : -Обеспечение полноты, - динамичности, -системности, -автоматизации, -преемственности и перспективности, -использование результатов. Контроль: -Стадия жизненного цикла товара, -объект контроля, -стадия производственного процесса,исполнитель, - возможность дальнейшего использования объекта контроля, -принимаемое решение, -степень охвата объекта контролем, -режим контроля, - степень механизации, -время контроля, - способ получения и обработки информации, - периодичность выполнения контрольных операций. Регулирование: -темпы научно-технического прогресса в облети деятельности предприятия, - политика поставщиков, - рыночная стратегия конкурентов, -государственная политика в области внешнеэкономической деятельности, - ценовая политика, - другие факторы инфраструктуры рынка. 6 ТЕМА 7. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В НЕФТЕГАЗОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Тюмень ТИУ 2020 КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ 1. Понятие и характеристика ТЭК 2. Современное состояние и перспективы развития ТЭК 3. Современное состояние нефтяной промышленности и газовой 4. Рынок нефти, газа и нефтепродуктов 5. Управление нефтегазовыми ресурсами страны КАТЕГОРИЯ «КАЧЕСТВО» Качество является стандартизированной категорией, международным стандартом качества является стандарт ISO. С 1 января 2001 года в действие вступила версия ISO 9000 /2000. Эта версия уже не включает в себя альтернативных моделей обеспечения качества, подлежащих сертификации, сертифицировать по ISO 9000 можно лишь полномасштабную систему качества. 2 КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 1. Ориентация на потребителя. 2. Роль руководства - руководитель должен создать условия для успешной реализации всех принципов системного управления качеством. 3. Вовлечение работников - каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. 4. Процессный подход - организационная система должна переориентироваться с функционального управления на управление результатами, совокупность которых должна обеспечить повышение эффективности системы и конкурентоспособности. 5. Системный подход к управлению - производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс – как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей» к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. 6. Постоянное улучшение. 7. Принятие решений - необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками - необходимо реализовывать по отношению, как к внешним, так и внутренним поставщикам. 3 ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА 1)материальная база (сырье и материалы, технологическое и испытательное оборудование, средства измерений, здания, сооружения, транспорт и т. д.); 2)квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе (человеческий фактор); 3)глубоко продуманная организационная структура и четкое управление предприятием в целом и управление качеством в частности. 4 СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ 5 1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО 2. УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА Факторы, влияющие на качество -станки, машины, другое производственное оборудование; -профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников. Условия обеспечения качества: а) характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность; б) климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений; в) интерьер и производственный дизайн; г) характер материальных и моральных стимулов; д) морально-психологический климат в производственном коллективе; е) формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест; ж) состояние социально материальной среды работающих. 6 ТЕМА 8. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ. Тюмень ТИУ 2020 Кулакова Н.С., к.э.н., доцент Научные основы организации производства Определение понятия «организация производства» Термин «организация» образован от французского слова «organisation» и означает устройство, сочетание кого-либо или чего-либо в единое целое. ученые в 60-х, 70-х и 80-х годах прошлого столетия предложили множество определений, которые можно сгруппировать: • наука, изучающая действие и проявление объективных экономических законов в производственно-хозяйственной деятельности предприятий • рациональное соединение в пространстве и времени личных и вещественных элементов производства в различных целях Американский Институт организации производства в 1956 г. официально принял определение • «Наука об организации производства охватывает проектирование, совершенствование и осуществление на практике интегральных систем, включающих в свой состав людей, материалы и оборудование» в отечественной экономической литературе более других устоялось понимание • как «способов выбора, разделения и кооперации элементов производства для достижения поставленных целей при минимальных затратах ресурсов». - совокупность правил, процессов и действий, направленных на рациональное использование в пространстве и во времени материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью производства продукции (работ, услуг) и получения наилучших финансовых результатов. Организация производства как самостоятельная область знаний Организация производства представляет собой самостоятельную научную дисциплину. Имеет свой предмет исследования, теорию и особый понятийный аппарат, изучает совершенно определенный, присущий данной науке круг закономерностей и принципов. отношения Предметом организации производства как науки - изучение отношений организации производства в сфере производства материальных благ - чисто технические, выражающие формы объединения людей и вещественных факторов производства - между людьми, возникающие по поводу совместного труда участников производственного процесса - обеспечивающие связи между технической стороной производительных сил и отношениями собственности - характеризующие взаимозависимость вещественных, энергетических и профессиональных ресурсов предприятия Содержанием организации производства как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих организации производства, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм, методов и условий. Организация производства как самостоятельная научная дисциплина обладает собственным понятийным аппаратом СОУТ диспетчеризация, задел комплексную подготовку производства производственный цикл метод организации производства производственная система теоретические проблемы формы и методы реализации научных разработок в производстве место организации производства в системе наук систему законов, закономерностей и принципов организации производства системную концепцию организации производства формы и методы организации производства теорию и методы определения экономической эффективности организации производства с той или иной ее формой, наиболее характерной тому или иному производству типом производства, отражающим специфические его особенности Научные основы организации производства выражаются в том, что организация производственного процесса на предприятии осуществляется в соответствии: соблюдением ряда принципов, т.е. тех исходных положений, на основе которых осуществляются построение, функционирование и развитие производства методом организации производства, определяющим «массовость» или масштабность выпуска продукции в единицу времени . специализация концентрация Формы организации производства– это способы функционирования и сочетания во времени и в пространстве элементов производственного процесса: средств труда, предметов труда и самого процесса труда комбинирование кооперирование Косвенным показателем уровня кооперирования является предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия. количество В определенной мере уровень кооперирования характеризует и радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина. Экономический эффект (Э) от развития специализации и кооперирования Э = [(С1 – С2) - (3тр1 - 3тр2)] V2 + ∆П С1, С2 себестоимость единицы продукции до и после специализации 3тр1, 3тр2 транспортные расходы на единицу продукции до и после специализации V2 объем выпуска продукции после специализации ∆П дополнительная прибыль, полученная за счет улучшения качества продукции вследствие специализации производства - степень извлечения полезных компонентов из исходного сырья - степень использования отходов производства на предприятии, которая определяется отношением количества используемых отходов к их общему количеству; - количество наименований побочной продукции, производимой на предприятии за счет комбинирования производства. Э - экономический эффект от комбинирования Э = [(Ссп - Ск) + (3тр1-3тр2)]Vк + ∆К, Ссп , Cк себестоимость выпускаемой продукции на специализированном предприятии и себестоимость выпуска этой же продукции за счет комбинирования 3тр1,3тр2 транспортные расходы на единицу продукции до и после комбинирования Vк объем выпуска продукции за счет комбинирования производства ∆К экономия капитальных вложений, необходимых на развитие добывающих отраслей, т.е. если бы не осуществлялся процесс комбинирования производства «Индекс концентрации» При этом такой индекс определяется в двух вариантах: первый — оценивается удельный вес объема производства на четырех крупнейших предприятиях отрасли к общеотраслевому объему выпуска продукции второй — удельный вес объема производства на десяти крупнейших предприятиях отрасли к общеотраслевому объему выпуска продукции . при >15% и >90% очень высокая степень нефтедобывающая, газовая, нефтехимическая, энергомашиностроительная, энергетика при >10% и >70% высокая степень в черной и цветной металлургии, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении при >5% и >50% умеренная степень химической, станкостроительной и инструментальной промышленности, приборостроения при <5% и <50% слабая степень в строительстве, строительной индустрии, лесной, текстильной, швейной, пищевой промышленности Для оценки состояния концентрации производства используются следующие показатели: - доля одного предприятия в объеме реализованной продукции на рынке, %; - доля трех, четырех, шести и восьми организаций в объеме реализованной продукции на рынке, %. Индекс Герфиндаля-Гиршмана (англ. Herfindahl-Hirschman index) — показатель, использующийся для оценки степени монополизации отрасли. Назван в честь экономистов Орриса Херфиндаля и Альберта Хиршмана. где n - число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли); Xi2 - доля i-го хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли). По значениям коэффициентов концентрации (англ.) (CR) и индексов Херфиндаля-Хиршмана выделяются три типа рынка: I тип высококонцентрированные рынки при 70 % < CR < 100 % 1800 < HHI < 10000 II тип умеренноконцентрированные рынки при 45 % < СR < 70 % 1000 < HHI < 1800 III тип низкоконцентрированные рынки при CR < 45 % HHI < 1000 Преимущества и недостатки крупных предприятия перед средними и мелкими предприятиями. Преимущества являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла «наука — производство» легче внедряют и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства имеют больше возможностей для углубления, разделения и кооперирования труда Недостатки увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими негативными последствиями нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны возможность монополизации производства
«Топливно-энергетический комплекс России и мира» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Рогалев Н. Д., Зубкова А. Г., Пейсахович В. Я., Лыкова О. А., Шувалова Д. Г.
Автор(ы) Харитонов В.В.
Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot