Информационная культура специалиста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СПЕЦИАЛИСТА – это составная часть профессиональной культуры, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, переработке и критическому анализу профессиональной информации с использованием характерных для данной области информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности профессиональной деятельности. Предполагает осознание необходимости использования информационных ресурсов современного общества в профессиональной деятельности, наличие выработанных информационных потребностей, мотивов и интересов. Является необходимым условием профессиональной компетентности специалистов. Формируется в профессиональных учебных заведениях (средних и высших).
Информационная культура - это подсистема культуры, которая формируется под воздействием процесса информатизации общества и включает в себя все многообразие результатов деятельности человека в информационной сфере общества, а также средства, виды и технологии этой деятельности
Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации")
Понятие «информация» очень многопланово, существует целый ряд определений. Социальная информация, по определению Исаака Григорьевича Моргенштерна, — это сведения о мире, возникающие и используемые в процессах человеческой деятельности.
Информации присущ ряд свойств, которые влияют на ее отбор и использование. Свойства информации образуют пары:
Истинность – Ложность
Полезность – Вредность
Точность – Размытость
Полнота – Неполнота
Новизна - Устарелость
Информатизация - сложный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей людей и реализации прав граждан на информацию.
Информационное общество – общество, в котором решающая роль принадлежит информации, рассматриваемой как наиболее важный, значимый и ценный ресурс.
Информационному обществу должны быть присущи все шесть признаков в совокупности:
- занятость более половины работников умственным трудом в сфере производства, переработки и распространения информации;
- применение информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, добровольное и активное использование их большинством людей, формирование таких понятий, как «информационное сознание», «информационное поведение», «информационный образ жизни»;
- создание и широкое развитие технических средств, глобальных и локальных сетей передачи информации, на что затрачиваются большие средства;
- свобода доступа и получения необходимой информации;
- зависимость жизни индивида от степени информированности;
- ответственность членов общества за принятие решений (особенно, если учесть наличие таких информационных патологий, как информационные перегрузки и информационное «обжорство»).
Система документальных коммуникаций - это система функционирования документов в обществе.
Общественные институты в СДК:
- библиотечное дело - библиотекари
- библиография - библиографы
- редакционно-издательское дело - издатели
- книжная торговля - книготорговцы
- музейная деятельность - музейные работники
- архивная деятельность - архивисты
- научно-информационная деятельность – информаторы.
* * *
Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х гг. Инициаторами привлечения внимания общественности к этому феномену явились работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовалось это понятие, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А.Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» (сборник материалов известного исследования «Библиотека и информация», 1974 г.) и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (журнал «Научно-технические библиотеки СССР», 1975 г.) .
Основная сложность в развитии теоретических основ информационной культуры связана с многозначностью термина. Неопределённость при его использовании вызвана полисемией лежащих вето основе базовых понятий «информация» и «культура» и связана с наличием множества близких, но не тождественных ему по смыслу терминов: «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения», «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», «информационная грамотность», «компьютерная грамотность», «библиотечно-библиографическая подготовка», «библиотечно-библиографическая ориентация-, «обучение пользователей (потребителей информации)», «пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний» и др. Из перечисленных понятий наиболее распространены «библиотечно-библиографическая грамотность», «культура чтения», «компьютерная грамотность».
Формирование информационной культуры начинается в семье, к нему подключаются средства массовой информации, школа, вуз и другие институты общества. Оно продолжается на протяжении всей активной жизни человека.
Становление информационной культуры проходит три уровня.
Первый уровень — это библиотечно-библиографическая грамотность, в рамках которой человек осваивает знания и фактические сведения о структуре и составе фонда библиотеки, каталогах, библиографических пособиях, правилах библиографического описания и оформления требований на литературу. Все это необходимо, чтобы подготовить квалифицированного пользователя библиотеки.
Второй уровень подразумевает расширение круга источников. Чтобы находить отсутствующую в библиотеке литературу, необходимо обращаться в другие библиотеки и информационные центры, знакомиться с информационной продукцией и услугами межбиблиотечного абонемента. В результате формируется культура чтения — знания, умения и навыки, необходимые для полноценного выбора, восприятия и понимания произведений печати.
Третий уровень — информационная культура, включающая в себя два предыдущих уровня (библиотечно-библиографическую грамотность и культуру чтения) и, кроме того, предполагающая овладение комплексом дополнительных знаний, умений и навыков.
Информационная культура личности может быть низкой, средней и высокой. Низкая выражается в неумении формулировать информационные потребности в виде запросов («Дайте мне что-нибудь по...»), самостоятельно осуществлять поиск литературных и фактических данных, фиксировать найденное.
***
Накопленный тысячелетиями социальный опыт человечества, объём которого не может вместить память индивидуума, необходимо хранить, передавать и тиражировать. Закрепление информации в структуре какого-либо жёсткого материального носителя природного или искусственного происхождения позволяет её консервировать впоследствии и неоднократно использовать.
Способом фиксации информации является пpoцесс документирования.
Употребление термина «документ» Зафиксировано в специальном стандарте. В соответствии с ГОСТ 16487-83 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» длительное время в нашей стране было общепризнанным понимание документа как материального объекта с информацией, закреплённой созданным человеком способом для использования, передачи, хранения и учёта. С 1 марта 2014 г. введён в действие ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Делопроизводство и архивное дело,. Термины и определения», который даёт следующее истолкование: «Документ; документированная информация — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать».
Существуют также другие определения термина, встречающиеся в различных пособиях по документоведению. Приведём одно из них:
«Документ - это любой материальный носитель с закреплённой на нём информацией на любом языке любым способом для последующего обращения в информационных системах».
Документы имеют ряд свойств:
К атрибутивным (неотъемлемым) свойствам относятся:
1) размеры (длина, ширина, высота);
2) форма по которой выделяют документы:
- объёмные, воспринимаемые в трёх измерениях (музейные экспонаты, археологические находки, произведения зодчества и др.);
- плоскостные, воспринимаемые в двух измерениях (чертежи, фотографии, географические карты и др.);
- ленточные, ширина которых мала по сравнению с длиной (Maгнитные ленты, рулонные фотоплёнки, киноплёнки и др.). К ленточным документам условно относят документы в виде листков, карточек и книг, поскольку они с возникновением письменности первоначально существовали в виде свитков, которые впоследствии для удобства хранения разрезали на отдельные небольшие листы, карточки, а потом скрепляли с одной стороны, придавая им книжную форму;
3) физический объём, определяющий размеры и форму документа. Его измеряют у объёмных документов габаритами, у плоскостных - площадью, у ленточных - длиной. Объём книг и журналов оценивают количеством печатных листов. Характеристики конкретных физических объёмов документов используются для расчётов планировки, организации издания, размножения, транспортировки и мест хранения;
4) дискретность - возможность разделить некоторые документы на части, выступающие как самостоятельные документы (отдельные статьи из журналов и газет, самостоятельные главы из книг, монографий и учебников), или объединить несколько документов в один (сборники, циклы статей, опубликованные в разных номерах журналов);
5) формальные признаки (например, автор, название, место издания, издательство, год издания, знаковая система, то есть язык, применённый для фиксирования информации, и др.). Наличие этих признаков позволяет однозначно представить любой документ, объединять документы в классы и устанавливать между ними отношения. Эти признаки широко используются в библиотечном деле: в процессах комплектования, обработки, хранения, библиографического информирования и библиотечного обслуживания.
К прагматическим свойствам относятся:
1) информационный объём, определяющий полезно используемую для размещения закреплённой информации часть физического объёма документа;
2) компактность - отношение информационного объёма к его физическому объёму;
3) информационная ёмкость, определяемая реальным количеством информации, вложенной её автором в физический объём;
4) информативность, определяемая количеством информации, которое извлекает из документа конкретный потребитель;
5) Информационная плотность документа - отношение информативности документа к информационной ёмкости.
Динамические свойства документа - это возможность его перемещения во времени и пространстве в отрыве от автора.
Процесс документирования позволяет закрепить информацию и впоследствии её неоднократно использовать, решая несколько задач:
- сохранение качественной определи ости информации во времени;
- связь между разделёнными во времени и пространстве субъектами;
- управление структурами общества;
- преодоление информации в пространстве путём накопления, концентрации её на материальных носителях;
- фиксация социального опыта, вид коллективной памяти.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» определяет соотношение понятий «документ» и «издание».
Издание — документ, предназначенный для распространения содержащейся в нём информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.
Издательская продукция — совокупность изданий, намечаемых к выпуску или выпущенных издателем (издателями).
***
Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон Рос. Федерации от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. № 31 (1 ч.). – Ст. 3448).
Все первичные и вторичные документы входят в информационные ресурсы.
Информационные ресурсы (ИР) – это имеющиеся в наличии информационные массивы, зафиксированные на каком либо носителе и пригодные для их сохранения и использования. Информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности общества.
Современные информационные технологии позволяют сохранять и распространять информацию в электронной форме. Электронная форма позволяет хранить информацию надежно и компактно, распространять ее оперативно и широко. Основные средства реализации этих возможностей – электронные издания и электронные библиотеки.
В настоящее время существует три вида электронных библиотечных ресурсов:
- цифровой информационно-библиотечный комплекс - включает только использование электронных ресурсов без возможности копирования и без предоставления в Интернете;
- образовательная электронно-библиотечная система - воспроизводит и доводит пользователям Интернета актуальную учебную литературу на основе приобретения лицензий у издателей и авторов;
- специализированные электронные базы данных - включают научные и иные материалы по тематическим направлениям.
Список электронных образовательных ресурсов удаленного доступа для студентов и преподавателей Тюменского государственного института культуры
I уровень - подписные электронно-библиотечные системы:
1. Электронно-библиотечная система (ЭБС) издательства «Лань»
2. Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks
3. Электронно-библиотечная система издательства (ЭБС) «Юрайт»
4. Электронно-библиотечная система eLib
5. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
II уровень - Электронные библиотечные системы свободного доступа
1. Национальная электронная библиотека (НЭБ).
2. Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина и др.