Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
“ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА
АЛЕКСАНДРА I”
Кафедра «Железнодорожные станции и узлы»
Б1.В.ДВ.6.1 «ОРГАНИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ»
Лектор Васильев Владислав Всеволодович
Рекомендуемая литература
1. Управление проектами [Электронный ресурс]:Учебная
литература для ВПО/ М. Троицкий, Б. Груча, К.Огонек., М.:
Финансы и статистика,2011. -304с. Режим доступа:
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=5370– Загл. с экрана.
2.
Проектирование
инфраструктуры
железнодорожного
транспорта (станции, железнодорожные и транспортные узлы)
[Электронный ресурс]: Учебник/Н.В. Правдина и С.П. Вакуленко –
Электрон. дан. – М.: УМЦ ЖДТ (Учебно-методический центр по
образованию на железнодорожном транспорте), 2012 – 1086 с.
Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=6076
– Загл. с экрана
3. Железнодорожные станции и узлы: учебник /В.И. Апатцев и
др.; под. ред. :В.И. Апатцев, Ю.И. Ефименко. – Москва: Учебнометодический центр по образованию на железнодорожном
транспорте, 2014. – 855 с.
Лекция № 6 - «Грузовые станции.
Неспециализированные грузовые
станции»
Ст рукт ура лекции:
1. Назначение, месторасположение и классификация
грузовых станций
2. Схема грузовой станции общего пользования
тупикового типа, технология ее работы
3. Схема грузовой станции общего пользования
сквозного типа (на однопутной и двухпутной линии),
технология ее работы
4. Обоснование выбора принципиальной схемы
станции
5. Выбор верхнего строения пути, числа путей,
междупутных расстояний, подбор типовой схемы
станции
Вопросы, отводимые на самостоятельное изучение
обучающимися:
1. Технология работы грузовой станции общего
1. Назначение, месторасположение и классификация
грузовых станций
Грузовые станции предназначены для массовой погрузки и выгрузки грузов.
Основными
операциями,
выполняемыми
на
этих
станциях,
являются:
прием
к
перевозке,
взвешивание, хранение, погрузка, выгрузка, сортировка и выдача грузов, оформление
перевозочных
документов;
прием,
отправление,
формирование
и
расформирование
грузовых
поездов,
производство
маневровой
работы
по
подаче
вагонов
на
погрузочно-
выгрузочные
фронты
и
уборке
их,
обслуживание
подъездных
путей
и
организации
транспортноэкспедиционного обслуживания клиентуры.
Грузовые станции строятся в крупных населенных пунктах и промышленных центрах.
В зависимости от назначения и характера выполняемой работы грузовые станции
подразделяют:
на
неспециализированные
(общего
пользования),
осуществляющие
погрузку
и
выгрузку
всех
видов
грузов,
и
обслуживание
подъездных
путей;
на
2. Схема грузовой станции общего пользования
тупикового типа, технология ее работы
Технология работы
• Передаточные поезда с сортировочной станции поступают в парк
прибытия. После отцепки локомотива, выполнения технического и
коммерческого осмотра составы вытягивают на вытяжной путь и
надвигают на сортировочную горку. После накопления подачи
вагоны подают на грузовой двор, где с ними выполняются
грузовые операции. После этого вагоны переставляют на пути
сортировочно-отправочного парка, накапливают, соединяют
группы вагонов. После выполнения коммерческого и технического
осмотра и прицепки поездного локомотива сформированный
состав отправляется непосредственно с путей сортировочноотправочного парка. При необходимости вагоны после выполнения
с ними грузовых операций могут быть поданы на сортировочную
горку и рассортированы на пути сортировочного или
сортировочно-отправочного парков.
3. Схема грузовой станции общего пользования сквозного типа
(на однопутной и двухпутной линии), технология ее работы
4. Обоснование выбора принципиальной схемы станции
Особенност и станций т упикового типа, располож енны х в основном в
крупны х городах:
а) отсутствие транзитного движения и соответственно транзитных вагонопотоков;
б) главный путь переходит непосредственно в парковый станционный путь приема;
в) обслуживание станций осуществляется в основном передаточными поездами с
сортировочной станции, т. е. грузовая станция является как бы крупным грузовым пунктом,
примыкающим к сортировочной станции;
г) масса и длина передаточных поездов, как правило, значительно меньше, чем всех
остальных поездов, обращающихся на данной линии. В связи с этим длина приемоотправочных путей на тупиковых станциях в большинстве случаев меньше стандартной.
Подборка вагонов по фронтам грузовой станции может осуществляться либо на самой
грузовой станции, либо на сортировочной. В первом случае на грузовой станции должны
быть сортировочные пути и сортировочное устройство.
Из-за передаточного движения сортировочная работа заключается в основном в соединении
на сортировочном пути убираемых с грузовых пунктов вагонов и их расстановке в
соответствии с требованиями ПТЭ. Поэтому часть путей может работать как сортировочноотправочные.
Особенност и грузовы х ст анций ск возного т ипа
Станции сквозного типа обладают рядом особенностей, определяющих технологию их работы, а
именно:
а) через станцию осуществляется пропуск, скрещение и обгон грузовых и пассажирских поездов, для
чего должны быть соответствующие пути, платформы и развитие горловин для изоляции от других
передвижений;
б) вагонопотоки на станцию поступают и отправляются различными категориями местных, иногда
маршрутных или групповых поездов, для приема и отправления которых должны быть пути стандартной
полезной длины;
в) отдельно парки приема и отправления не устраиваются, т. к. в основном поезда, развозящие местный
груз, имеют отцепку-прицепку на станции и пути специализируются как приемо-отправочные;
г) в сортировочном парке пути специализируют по приему и отправлению. Длина сортировочных путей,
специализированных по прибытию, определяется длиной грузовых фронтов и, как правило, составляет
не более 1/3 состава;
д) сортировочная работа по отправлению вагонопотоков заключается
в подборке вагонов для отправления в четном или нечетном направлении до ближайших технических
станций, что определяет минимальное число сортировочных путей, специализирующихся по
отправлению;
е) на линейных станциях грузовой район в большинстве случаев располагается параллельно
сортировочным путям, примыкая к вытяжному пути одного из изолированных маневровых районов. Если
сооружается сортировочная горка, грузовой район примыкает к противоположному вытяжному пути;
ж) при расположении грузового района параллельно сортировочному парку часть погрузочновыгрузочных путей может быть сквозной, а подача-уборка вагонов производиться с разных вытяжных
путей, что увеличивает поточность и снижает непроизводительные задержки при подаче-уборке
вагонов.
5. Выбор верхнего строения пути, числа путей, междупутных
расстояний, подбор типовой схемы станции
Выбор
верхнего
строения
пути
сводится
к
определению типов рельсов Р50 или Р65 на главных,
приемоотправочных и прочих путях; выбору марки
стрелочных переводов на главных, приемоотправочных,
прочих путях, а также в голове сортировочного парка.
Число путей в приемоотправочных, сортировочноотправочных, сортировочных парках зависит от размеров
грузового движения (транзитных, сборных, участковых,
вывозных, передаточных поездов, от объемов погрузкивыгрузки). Число путей на грузовых районах определяется
отдельно для операций с каждым родом грузов: мелкие
отправки, навалочные и сыпучие грузы, тарно-штучные
грузы, контейнеры, самоходные грузы, колесная техника,
лесные грузы и др.
Число путей приема на грузовых станциях определяется в зависимости от
размеров и
характера движения. При незначительном объеме грузовой работы число
путей может
устанавливаться с учетом объединения в одном парке приемоотправочных и
сортировочных путей, в том числе и для сортировки в этом парке вагонов по
фронтам погрузки и выгрузки.
При значительном объеме грузовой работы число сортировочноотправочных и
сортировочных путей определяется в зависимости от числа назначения
пунктов подачи и количества перерабатываемых вагонов. При этом число
сортировочных путей определяется в зависимости от числа назначений пунктов
подачи и количества перерабатываемых вагонов.
При этом число сортировочных путей для расформирования принимается, как
правило, не меньше числа маневровых районов; на каждый грузовой пункт с
ежесуточным прибытием свыше 25 вагонов проектируется по одному
дополнительному сортировочному пути.
Междупутные расстояния между главными, приемоотправочными и
сортировочными путями определены на лекциях 2 и 3 – самостоятельно повторить.
Междупутные расстояния на грузовых районах можно принимать, исходя из схемы,
представленной ниже.
Схема грузового района
• Подбор типовой схемы станции
осуществляется на основании
имеющейся станционной площадки, а
аткже в зависимости от рода грузов,
полезной длины приемоотправочных
путей, климатических, гидрологических
особенностей, SWOT-анализа и др.