Гносеология; состав и структура знания
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Гносеология (учение о познании)
Состав и структура знания.
Вопрос 1. Теория познания, как философская дисциплина.
Познание - это активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека; процесс проникновения человека в сущность действительности (вещей, явлений), в их закономерные связи и отношения, т.е. установление:
а) существенных;
б) устойчивых;
в) повторяемых связей и отношений, т.е. законов.
Теория познания (гносеология) - учение о познании.
Термин «гносеология» введен в философию шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г., хотя само учение о познании разрабатывалось уже в античной философии (Гереклит, Платон, Аристотель).
В западной философии распространен термин «эпистемология» - от греч. - знание. Эта часть философии исследует общие черты процесса научного познания и знания, как его результат.
Проблемы, которые исследует гносеология.
1. Природа познания (что, как и зачем познает человек).
2. Возможности и границы познания (до каких пределов познаваем мир).
3. Отношения знания и реальности (соответствуют ли наши знания действительности).
4. Условия действительности знания, критерии его истинности.
5. Формы и уровни познания и т.д.
Таким образом, гносеология - это раздел философии, где изучается: как мы получаем знание о разных предметах и явления действительности, каковы основания и границы нашего познания, насколько достоверно человеческое знание.
Подлинная философская проблема - «познаваем ли мир?» включает в себя:
1) можно ли достоверно познать предметы;
2) можно ли познать их сущности;
3) можно ли познать проявление сущности.
Специфика философского подхода к анализу познавательной деятельности состоит:
во-первых, в обосновании мировоззренческой позиции при соотношении сознания и материи;
во-вторых, в изучении взаимодействия субъекта и объекта познания;
в-третьих, в анализе уровней, способов и форм содержания и результатов процесса познания;
в-четвертых, рассмотрения общей и всеобщей методологии познавательной деятельности человека, особенностей научного и вненаучного познания, критериев познавательной деятельности.
В решении проблемы: «познаваем ли мир?» обобщенно выделяют две основных позиции:
1. Гносеологический оптимизм - человек располагает достаточными средствами для познания окружающего мира;
2. Агностицизм - отрицает возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.
Разновидностями агностицизма являются: скептицизм, релятивизм,
иррационализм, религиозное откровение и др.
Сторонники скептицизма сомневаются в возможности или результативности каких- либо конкретных познавательных процессов, но не отрицают способности человека к познанию.
Релятивисты отстаивают относительный характер соответствия знаний объекту познания, считают, что, истинного знания, которому можно было бы доверять, не существует.
Иррационализм присущ религиозной философии, мистицизму, экзистенциализму и ряду других философских учений. В них он рассматривается как ведущий, надрациональный уровень и способ постижения бытия; или как способ постижения только божественного, тайного, идеального; или как необходимое дополнение к чувственному и рациональному познанию.
Важно отметить, что ограничение познавательных возможностей человека имеет и некоторую реально-фактическую основу. Агностицизм «живуч», потому что это обусловлено сложностью проблем процесса познания, таких как:
а) неисчерпаемость границ познания;
б) невозможность полностью познать вечно изменяющееся бытие;
в) существование субъективных особенностей восприятия бытия;
г) ограниченность познавательных возможностей человека.
Агностицизм, как уже говорилось, проявляется в различных формах, но их
объединяет ответ на вопросы:
1) о возможности получения достоверного знания о сущности предметов.
Агностики отвечают отрицательно;
2) о закономерностях развития природы и общества.
Агностики утверждают, что их нет.
Античная философия.
Только обозначает основные гносеологические проблемы:
1) соотношение знания и мнения;
2) соотношение истины и заблуждения;
3) соответствие знания предмету;
4) формируется диалектика как метод познания.
Способами познания признаются:
во-первых, созерцательность - рассмотрение мироздания в единстве природы, богов и человека;
во-вторых, деятельность разума, освобожденного от власти богов. Важнейшее открытие - закон, который возвышается над частными интересами.
Гераклит утверждал, что все течет, все меняется не как попало, а повинуясь законам «единого мудрого», которые присущи и бытию и сознанию. Аристотель же, создавая свою логику, видел в ней важнейший инструмент, орудие познания, т.е. «органон». Другими словами, посредством логики Аристотель стремился определить путь достижения нового знания. Продемонстрировав веру в силу разума и подчеркнув объективную истинность познания он сформулировал ряд требований:
1) необходимость рассматривать явления в их изменениях;
2) исследовать причинность, приведшую к изменению;
3) исследовать «раздвоение единого».
Средневековая философия.
Рассматривает основную проблему - соотношение веры и разума; религии и науки, философии, и решает ее следующим образом:
1) выступает против разума («верую, потому что абсурдно»- Тертуллиан);
2) утверждает необходимость познать в свете разума то, что принято верой («Верь, чтобы понимать»-Августин Блаженный);
3) 3) обосновывает гармонию между верой и разумом при первостепенной роли веры (Фома Аквинский), так как:
а) знания на основе опыта и разума ценны, но
б) еще более необходима вера (ибо ум человеческий слаб, ограничен, чтобы постичь глубину мироздания).
Философия эпохи Возрождения.
1) утверждает идеал светского, а не религиозного знания, т.е. науки;
2) опытные науки возводит в ранг важнейших, так как они дают истинное знание о природе;
3) большинство мыслителей опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.
Философия Нового времени.
1. Оформляются основные направления философии познания:
а) эмпиризм (греч. - опыт) - приоритет отдает опытному
познанию;
б) сенсуализм (лат. - ощущение, чувство) - признает ощущение единственным источником познания;
в) рационализм (лат. - разумный) - обосновывает приоритет разума в познании мира; вера в разум, в очевидность разумного усмотрения в силу доказательности;
г) агностицизм (греч. - непознаваемый) - полностью или частично отрицает возможность познания объективного мира.
2. Всесторонне разрабатываются методы научного познания.
3. Выявлены и исследованы глобальные заблуждения в познании («идолы», «призраки» разума Ф. Бэкон). В своей работе «Новый Органон» Бекон утверждал, что новая логика должна исходить не только из природы ума, но и из природы вещей, т.е. не измышлять и выдумывать, а открывать и выражать то, что совершает природа. Есть три пути познания:
а) «путь паука» - выведение истин из чистого сознания, путь
схоластики;
б) «путь муравья» - узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без их концептуального обобщения;
в) «путь пчелы» - соединение двух путей, сочетание чувственного и рационального, но приоритет отдается первому.
Гносеология Р. Декарта пронизана убеждением в беспредельности человеческого разума, в огромной силе познания.
Разум, вооруженный интуицией и дедукцией, может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если будет руководствоваться истинным методом, те.:
1) надо мыслить ясно и четко (отчетливо);
2) расчленять каждую проблему на составляющие ее элементы;
3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;
4) не допускать пропусков в логических звеньях исследования и др.
Немецкая классическая философия.
1. Исследует познавательные способности человека (чувственность, рассудок, разум - И.Кант.).
2. Обосновывает роль диалектического метода в познании ( Г. Гегель).
3. Впервые рассматривает практику как одну из гносеологических проблем, как критерий, наряду с другими, но она есть абстрактно-духовный труд (Г.Гегель.).
Марксистская философия.
Основные положения диалектико-материалистической гносеологии:
1. Познание - процесс отражения действительности, существующей независимо от сознания и принципиально познаваемой.
2. Познание- осуществляется человеком, как социальным существом. Условие познания - активность познающего субъекта.
3. Теория познания - итог, вывод всей истории познания.
4. Важнейший принцип - единство логики, диалектики на основе материалистического понимания истории.
5. Элементы диалектики (законы, категории, принципы):
а) сформулированы всеобщие законы развития;
б) есть всеобщие формы мышления;
в) они регулируют познавательную деятельность.
6. Теория познания опирается на данные всех форм познавательной деятельности.
Западная философия XIX-XX вв.
Включает гносеологические исследования:
1) ориентированные на науку - сциентические течения:
• неореализм;
• постпозитивизм;
• аналитическая философия и др.
2) ориентированные на внешние формы отношения человека к миру - антисциентические течения:
• экзистенциализм;
• герменевтика;
• феноменология;
• философско-религиозные направления.
Познание и знание характерны для человека и высших животных.
У животных познание не является самостоятельным в психике способом освоения окружающего мира и самих себя. Знания высших животных закрепляются в первой сигнальной системе, как знаки («мимика», движения, позы и т.п.) неосознаваемого рефлекторно-приспособительного характера. Они ситуативны, демонстрируют, как считал И.П. Павлов, «ручное мышление» животных (обезьян). Часть таких неоднократно возникающих и повторяющихся знаний прочно закрепляется в психике, поведении и наследственности животных.
У человека познавательный процесс и его результаты осознаются. Осознанию, как и всему сознанию человека, характерны:
а) целенаправленность;
б) осмысленность;
в) целесообразность;
г) творчество;
д) предвидение.
Знания у человека закрепляются не только в первой, но и во второй, знаково-вербальной сигнальной системе , основанной на языке и речи.
В связи с тем, что познание присуще высшим животным и человеку, существуют два его определения.
В широком смысле, познание - любое психическое отражение.
В узком смысле - отражение у человека, опосредованное историческим опытом и речью.
Всякий познавательный процесс включает в себя:
а) объект познания;
б) познающего субъекта.
Субъект познания - всегда человек, наделенный сознанием и способный осуществлять познавательную деятельность, а так же коллектив, социальная группа, класс, общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры.
Объект познания - окружающий мир и его конкретные элементы, связи и свойства которые стремится познать человек, т.е. бытие во всем его разнообразии. Когда человек познает сам себя, субъект и объект познания предметно совпадают. Объектом познания бытие выступает тогда, когда субъект устанавливает с ним непосредственную или опосредованную связь.
В современной философии принято различать три основные формы или способности познания человеком действительности:
1) чувственное познание;
2) абстрактное мышление;
3) интуиция.
I. Чувственное познание - познание с помощью органов чувств.
Человеческий организм имеет две чувственные системы:
а) экстерорецептивная - направленная на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность).
б) итерорецептивная - направленная во внутреннею среду и связанная с осознанием внутреннего физиологического состояния организма.
Формы чувственного познания.
а) ощущения;
б) восприятия;
в) представления.
Ощущение - простейший элемент чувственного познания; отражение свойств объективной реальности, возникающие в результате воздействия ее на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Следовательно, различается пять видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные.
Это идеальные образы сознания, в которых зафиксированы отдельные внешние характеристики объекта познания. Ощущения, как первичное знание у человека - самая богатая, динамичная и многообразная совокупность образов сознания. Это исходный пункт познания мира. Общепризнанно, что наиболее важными для человека являются зрительные ощущения (до 80% всей информации), слуховые (до 12%).
Различные чувственные ощущения в нашем сознании моментально и совершенно незаметно для нас объединяются в целостный образ предмета. Это есть восприятие.
Восприятие (мыслящее созерцание) - сложный процесс приема и преобразования информации, где включается разум и создается чувственноконкретный образ. Восприятие - первый шаг деятельности сознания по группировке и некоторому обобщению информации, содержащейся в ощущениях. Благодаря восприятиям, человек разграничивает объекты познания как целостные единицы - явления, находит в них внешне общее - форму, отдельные признаки.
Основными свойствами восприятия являются:
а) предметный характер;
б) константность;
в) осмысленность.
Мы воспринимаем не отдельные фрагменты, а предмет как нечто целое и устойчивое, независимо от зрительной проекции, удаления или приближения к глазу.
Мы всегда воспринимаем предметы как имеющие значения. Процесс восприятия обязательно включает в себя рациональность. Человек видит и слышит не только глазами и ушами, но и разумом.
Представления - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия предметов, явлений, действительности на органы чувств.
Особенности представления:
а) отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом;
б) обобщенность и усредненность образа восприятия;
в) «смазанность» подробностей образа;
г) обобщение частностей, особенностей ранее воспринятого;
д) «включение» памяти позволяет комбинировать образы и их элементы.
Представления осуществляется в двух формах:
а) в виде воспоминания;
б) в виде воображения.
Роль чувственного познания (отражения).
1. Органы чувств - единственный канал, непосредственной связи человека с предметным миром.
2. Они - основа познания и мышления.
3. Рациональное базируется на информации, которую дают органы чувств.
4. Предметная деятельность без органов чувств невозможна.
5. Без первичной информации органов чувств невозможно развитие научного знания.
2. Абстрактное мышление
(рациональное или абстрактно-логическое познание).
Оно представляет собой более высокий уровень и позволяет проникнуть в сущность объектов познания, открывать их качественные характеристики, закономерности. Это, как правило, опосредованное познание, не предполагающее прямого воздействия с объектом познания. Только с помощью мышления можно понять закономерности, «увидеть» причинно-следственные связи.
Формы абстрактного мышления:
а) понятия;
б) суждения;
в) умозаключения.
Понятие- исходная и ведущая форма логического мышления, в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания. Понятия могут выражать качественную определенность, уникальность объекта познания, а также характеристики, которые являются общими для сходных объектов. Оперирование понятиями позволяет находить общие, особенные, частные, существенные признаки и на основе их осуществлять классификацию объекта познания. Формирование понятий осуществляется вне непосредственного взаимодействия с объектом познания, когда субъект познания как бы «со стороны» осмысливает информацию о познаваемом объекте. При этом активно используются такие
приемы мышления, как абстрагирование, идеализация, сравнение, обобщение, определение.
Суждение - представляет всякую завершенную мысль об объекте познания. Суждение выражается обычно предложением, хотя вопросительные, большинство побудительных предложений, не считаются суждениями. Нельзя относить к суждениям мысли и предложения как грамматическую их форму, если они выглядят неопределенными по смыслу, когда отсутствует логическая связь между основными понятиями. В суждении всегда должны быть понятия - такие слова, которые имеют объем и содержание, несут важную информацию об объекте познания.
Умозаключение - представляет форму мышления, когда на основе одного или нескольких суждений получается новое знание. Суждения в умозаключении могут нести новые знания о существенных признаках и связях изучаемого объекта.
Абстрактно-логическое или рациональное познание сегодня является основным способом глубокого и всестороннего познания бытия. Но оно с необходимостью опирается на чувственное познание и через него реализует теоретические знания.
Особенность абстрактно-логического познания:
а) способность к отражению общего в предметах;
б) способность к отражению существенного в предметах;
в) способность к конструированию;
г) способность к опосредованному познанию действительности.
Следовательно, абстрактно-логическое познание характеризуется
способностью создания абстракций.
3. Интуиция (от лат. - рассматривание) - способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью доказательств.
Интересно характеризует эту способность Луи де Бройль ( 1892-1972) французский физик, создатель квантовой механики, академик, лауреат Нобелевской премии. Воображение, пишет он, позволяет нам представить себе сразу часть физической картины мира в виде наглядной картины, выявляющей некоторые ее детали. Интуиция же, неожиданно раскрывает нам в каком-то внутреннем прозрении, не имеющем ничего общего с тяжеловесным силлогизмом, глубины реальности, является возможностями органически присущими человеческому уму; они играли и повседневно играют существенную роль в создании науки. Человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжких оков строгого рассуждения.
Условия проявления интуиции.
1. Основательная профессиональная подготовка, глубокое знание изучаемой проблемы.
2. Наличие поисковой ситуации, состояние проблемности.
3. Наличие у субъекта поисковой доминанты - стойкого очага возбуждения в коре головного мозга.
4. Наличие «подсказки», как «пускового механизма» для интуиции.
Свойства интуиции.
1. Неожиданность решения проблемы.
2. Неосознанность путей, средств решения проблемы.
3. Непосредственность постижения истины на сущностном уровне.
4. Вероятностный характер
Виды интуиции.
Соответствуют видам предметно-практической деятельности людей:
- техническая;
• научная;
• врачебная;
• художественная;
• обыденная и др.
Природа интуитивного знания (озарения) скрыта в процессах перехода от чувственных образов к понятиям и от понятий к чувственным образам, а также в быстрых мыслительных процессах, развертываемых в подсознании.