Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Физиократы
• Первая школа в экономической науке
Понятие школы:
1. Единство метода исследования
2. Единство взглядов по принципиальным положениям
теории (ядро теории)
3. Наличие лидера или общего теоретического источника
4. Наличие общей интеллектуальной площадки
• Этимология:
– physis, греч. природа
– kratos, греч. управлять
• Значение:
– В экономике существует предустановленный
природный порядок, наилучший из всего, что может
быть придумано законодателем
– Только природа создает чистый продукт
1744 – доктор медицины
1749 – врач Мадам де Помпадур
1751 – излечил от оспы дофина
1752 - лейб-медик Людовика XV
Организовал свой клуб у себя на антресолях
Д’Аламбер, Дидро, Гельвеций, Кондорсе, Мирабо, Тюрго,
Адам Смит
1756 – Фермеры
1757 - Зерно
1758 – Экономическая таблица
1758 - Общие принципы
экономической политик
земледельческого государства
1765 – Естественное право
Франсуа Кенэ
François Quesnay
1694-1774
Концепция чистого продукта
• Чистый продукт – только в сельском хозяйстве.
– Источник - плодородные силы природы
«Сельское хозяйство является производством божественного
происхождения, где производитель опирается на помощь
Создателя Природы… производящая и живительная сила,
которой он его наделил.. . дарует ему исключительную
плодовитость по сравнению с любыми другими занятиями
людей»
– излишек, достающийся даром
– Труд позволяет извлечь этот продукт, но без природы бесплоден
• Ремесленники и торговцы – бесплодный класс.
– ничего не добавляют к продукту природы, а только
видоизменяют его
– их выгоды равны их издержкам
– Это дополнительное потребление, «уничтожающее богатство»
Экономическая таблица Кенэ
Земельные
собственники
2 млрд. ливров
1 млрд.л.
1 млрд. х.
1 млрд. л.
Земледельцы
5 млрд. хлеба
1 млрд. т.
2 млрд. л.
2 млрд. х.
1 млрд. л.
1 млрд.
т.
Бесплодный класс
2 млрд. тов.
Экономическая таблица Кенэ
2 млрд. л.
Земледельцы
2 млрд. х.:
сырье+питание
1 млрд.т.
2 млрд.л.
Земельные
собственники
1 млрд. х.
1 млрд. т.
Бесплодный класс
2 млрд. х. : сырье +
питание
Теория капитала
• Первоначальные авансы:
– 10 млрд. ливров первоначальных авансов
– Сторонник крупного землевладения
– Затраты капитала позволяют экономить
труд
• Ежегодные авансы: 3 млрд. у фермеров и 2
млрд. у ремесленников
Проблема кругооборота
• Важность потребления земельных
собственников
– в первую очередь продукта
земледелия («пышное процветание»)
– потребление ремесленных товаров
это «декоративная роскошь»
• Единый налог:
– Должен браться только с чистого
продукта
– Чистый продукт присваивается
землевладельцами
– Налог надо брать с землевладельцев
Критика - Жан-Жозеф-Луи Граслен (1727-1790),
1767, «Аналитическое эссе богатства и налогов»,
«лучшим из всего, что было написано» по этому поводу»(Schumpeter, (1954)
[1983], I, 250).
Если задача – увеличивать продукт земли, то не стоит облагать его
налогом.
Классическая политэкономия
• С 1748 г. – Эдинбургский
университет
• С 1751 г. – Университет
Глазго
• Профессор нравственной
философии - лекции по
этике, риторике,
юриспруденции и
политической экономии
• 1759 – «Теория
нравственных чувств»
Адам Смит
Adam Smith
(1723- 1790)
Шотландия
• 1776 – «Исследование о
природе и причинах
богатства народов»
Модель экономического человека
1. «одинаковое у всех людей постоянное и
неисчезающее стремление улучшить свое
положение»:
-
избавить себя от тягот труда (costs → min)
увеличить свой доход (revenue → max)
не-денежные интересы (честь, амбиции, общественное
положение, власть)
2. склонность к обмену
-
связана со способностью к языку
Отличает человека от животных, которые не
обмениваются
3. Независимость – хочет сам зарабатывать и
тратить
«никто не хочет зависеть… от благоволения своих сограждан»
Почему эгоист?
Это эффективно для человека
«человек постоянно нуждается в помощи своих ближних»
или «снискать милость»
для близких людей
(семья, друзья)
или «обратиться к эгоизму»
- для мало знакомых людей
- бизнес это дела с большим
количеством незнакомцев
- поэтому эгоизм эффективней
Почему эгоист?
Эффективно для экономики
Никто, кроме человека, не знает ни его потребностей, ни его
возможностей
В больших сообществах – вы
ничего о других не знаете.
В малых сообществах – семья, община,
деревня – эта информация еще может
быть получена.
Можно
догадаться о
потребностях
Можно
разглядеть
способности
Что хотят эти люди?
Что могут эти люди?
Управление в больших обществах
или всех по одному стандарту
или максимальный эгоизм
Типичные потребности
Стандартные возможности
Каждый максимально громко
должен кричать
- о своих потребностях и
- о своих возможностях
А.Смит – за эгоизм
- Только человек знает о своих желаниях и о своих
возможностях
- Эта информация крайне важна для экономики. Чтобы
эффективно распределять ресурсы, нужно знать:
- кто лучше сможет использовать ресурсы
- что нужно потребителю
«Очевидно, что каждый человек, сообразуясь с местными
условиями, может гораздо лучше, чем это сделал бы вместо
него любой государственный деятель или законодатель,
судить о том, к какому именно роду отечественной
промышленности приложить свой капитал и продукт какой
промышленности может обладать наибольшей
стоимостью».
Адам Смит, «Богатство народов», Кн. IV, гл. 2
Принцип индивидуализма
Бернард Мандевиль (1670-1733)
«Басня о пчелах», 1717
эгоистические интересы и
пороки являются двигателем
экономического прогресса
Гельвеций (1715-1777)
французский философ
Эгоизм в экономике
подобен закону всемирного тяготения
в физике
Эгоизм:
- притягивает
людей друг к другу
- основа
эффективных
контрактов
Концепция
«невидимой руки»
рынка
Стремясь к личному богатству,
человек увеличивает богатство
общества
При каких условиях:
Если единственный способ увеличить свое
благосостояние – оказать услугу другому.
- нет власти над ценами (монополий) – повысить цену можно,
только повысив качество товара
- нет других источников доходов (убийство, воровство, коррупция),
кроме производства благ и услуг
Laissez-faire, laissez-passer
- человек должен ориентироваться только на
свой интерес
Лучшее, что Вы можете сделать для общества, это
следовать своему интересу
- сделки должны заключаться свободно и
добровольно
- государство не должно вмешиваться в
экономику
- оно ничего не знает,
- люди хорошо справляются сами
ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ АДАМА
СМИТА
Парадокс Адама Смита
Полезность – низкая
Цена – высока
Полезность – высокая
Цена - нулевая
Потребительная стоимость
(полезность) не определяет
меновую стоимость (цену).
Роль парадокса Адама Смита в развитии теории
ценности
Полезность определяет ценность
К. XVIII века
Затраты труда – основа ценности
К. XIX века
MU – основа ценности
Что определяет стоимость
1. В простом обществе:
Покупая товар, мы покупаем труд, который мы
экономим:
– Стоимость = Q труда, затраченного (квалификация
учитывается)
– Стоимость = Q труда, которое можно купить
2. В развитом обществе (частная собственность
на капитал и землю):
– Стоимость = w + прибыль + r (рента)
• стоимость разлагается на доходы
• стоимость складывается из доходов
Участвует ли капитал в создании стоимости?
Возьмем производственную функцию Кобба-Дугласа:
Y = A*KαL1-α
A – технологический коэффициент, K – капитал,
L – труд, α – доля капитала в производстве
А что говорил Смит:
Y = w + %(K) + r
W – заработная плата, r – рента
или
Y = L + %(K) + r
Вопрос – где капитал?
Участвует ли капитал в создании стоимости?
«Догма Смита»
Y = К + L + %(K) + r
K + L + %(K) + r
K + L + %(K) + r (t-2)
*
*
*
L + %(K) + r (t-n)
(t-1)
Стоимость разлагается на
доходы:
Стоимость складывается из
доходов
З/п
L
З/п
прибыль
рента
прибыль
рента
• Трудовая теория стоимости • Теория издержек
• Теория эксплуатации
• Гармония классовых
интересов
Эксплуатация
Есть ли теория эксплуатации у
А.Смита?
У А.Смита нет ясной идеи эксплуатации.
• Он пишет, что рабочий может обменять свой товар на
количество труда, превышающее количество вложенного
труда на величину прибыли капиталиста.
А (10 Труда + 2 прибыли) = В (12 труда)
Но также он пишет, что рабочему приходится делиться с
владельцем капитала частью созданной им стоимости.
А (10 труда) = В (10 труда)
Заработная плата = 10 – 2 (прибыль) = 8
Теория факторов производства
Классическая политэкономия
• «Теория трех факторов»
• Труд + земля + капитал
Ойген фон Бем-Баверк
Австрийская теория капитала
(1851-1914)
Eugen Böhm Ritter von Bawerk
• Ресурсы + труд
1884-1889, «Капитал и
процент»
(капитал это деньги,
на них покупают факторы производства,
они авансируют производство)
Неоклассическая теория капитала
Фрэнк Найт (1895-1973) Frank
• Капитал – универсальное понятие
Knight
Ирвинг Фишер 1867-1947,
• Любой ресурс, который:
1921, «Риск,
Irving Fisher
1906, Природа капитала и дохода
неопределенность и прибыль»
– дает прибыль
– изнашивается (амортизация)
– в него можно инвестировать (увеличивает отдачу при вложении денег)
Джоан Робинсон
Joan Violet Robinson
Левые кейнсианцы
1903-1983
• Нужно учитывать, что капитал разный по качеству
Источники богатства по А.Смиту:
1. Уровень производительности труда (Y/L)
2. Накопление капиталов (K) –
промышленность не развивается свыше
пределов наличного капитала.
3. Грамотная экономическая политика –
«необходима ясная и простая система
естественной свободы»
Условно теорию экономического роста Смита можно представить как:
G = f (Y/L; K)
1. Производительность труда
Разделение труда - единственный источник роста
производительности труда
Разделение труда возникает:
1. не из-за разницы в способностях человека, т.к. люди
одинаковы по своим способностям
2. Потому что это выгодно, повышает объемы и качество
производства:
а) однотипность
работы повышает мастерство
б) экономия времени
в) изобретение машин
2. Накопление капитала
Валовый доход
потребление (доходы)
Накопление (капитал)
• Покупка услуг (слуги,
чиновники, армия,
священники, врачи,
юристы)
• оплата
непроизводительного
труда:
• Покупка рабочей силы
• Оплата
производительного труда
– Не создают стоимости
– Не закрепляется в
материальном результате
– Создает материальные
запасы, а следовательно,
новые стоимости
– Не стоит капиталисту, т.к.
окупается
Основная задача – увеличение доли накопления в ВП.
Развитие страны не может
превышать величины накопленного
капитала.
А.Смит
Капитал для экономики, как
топливо для паровоза. Чем его
больше, тем быстрее ее темп.
Непроизводительный
труд
Производительный
труд
Богатство – материальные ценности
• Они сохраняют стоимость (это накопленное
богатство)
• Они могут стать капиталом (это растущее
богатство)