Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Микроэкономика

  • 👀 480 просмотров
  • 📌 427 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Микроэкономика» pdf
ЭКОНОМИКА ЧАСТЬ 1. МИКРОЭКОНОМИКА Оглавление 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ............................................................................. 2 1.1. Этапы развития экономики .......................................................................... 2 1.2. Базовые экономические понятия ................................................................. 2 1.3. Собственность и хозяйствование ................................................................ 4 1.4. Экономические течения ............................................................................. 5 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ........................................................................... 7 2.1. Спрос: понятие, кривая, функция. Закон спроса ....................................... 7 2.2. Предложение: понятие, кривая, функция. Закон предложения ............... 8 2.3. Равновесие спроса и предложения. ............................................................ 9 3. ПРОИЗВОДСТВО И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ .............. 11 3.1. Производство, факторы производства ...................................................... 11 3.2.Производственные возможности. Кривая производственных возможностей ..................................................................................................... 12 3.3.. Теория затрат .............................................................................................. 13 3.4. Прибыль фирмы, доход .............................................................................. 15 4. . КОНКУРЕНЦИЯ .......................................................................................... 17 4.1. Совершенная конкуренция ........................................................................ 18 4.2. Чистая монополия: сущность, виды, показатели ..................................... 19 4.3. Монополистическая конкуренция ............................................................. 20 4.4. Олигополия .................................................................................................. 20 4.5. Антимонопольное регулирование ............................................................. 21 5. РЫНОК............................................................................................................ 22 5.1. Рынок труда: сущность, особенности ....................................................... 22 5.2. Рынки капитала и земли ............................................................................. 24 Составлено по материалам пособия: Кузнецова С.Н. Микроэкономика: Конспект лекций по дисциплине – НГПУ, 2012 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ 1.1. Этапы развития экономики Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как «экономия» - наука о домоводстве, домашнем хозяйстве (термин ввел Ксенофонт). Понятие «экономика» впервые вводит Аристотель – дословно «ойкономос» (ойкос- дом, номос – учение). Аристотель различает два вида деятельности в рамках экономики: экономию – хозяйство ради самообеспечения и хрематистику – хозяйство с целью обогащения. При капитализме возникает самостоятельная наука – политическая экономия (термин ввели меркантилисты) – наука, изучающая сферу обращения. Ее первыми представителями были У. Петти и П. Буагильбер. Позднее физиократы (Ф.Кенэ) в качестве основного предмета исследования политической экономии выделяли уже сферу производства, а Рикардианская школа (Д. Рикардо) определила, что в центре внимания должна находиться сфера распределения. Завершает развитие политической экономии Сисмонди, который считает, что в центре изучения должна быть сфера потребления. Во второй половине XIX века понятие «политическая экономия» вытесняется понятием «экономикс» - экономическая теория, в основе которой заложена теория предельной полезности. Термин «экономикс» введен в обращение британским ученым–экономистом А. Маршалом. Основой предмета «экономикс» служит теория спроса и предложения, установление рыночного равновесия, рыночная конкуренция, поведение производителей и потребителей на рынке. Исключается необходимость изучения труда, собственности и связанных с ними экономических взаимоотношений в обществе. По сути, экономикс – это наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления. Современное определение науки следующее: Экономика - это наука о рациональном поведении людей в процессе производства, распределения и потребления благ в мире ограниченных ресурсов; это наука о том, как общества используют редкие ресурсы для производства ценных благ и распределяют их среди различных групп общества. 1.2. Базовые экономические понятия Потребности – это нужда в чем-либо, необходимость для поддержания жизнедеятельности и гармоничного развития личности, фирмы и общества в целом. Это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать. Потребности подразделяются на: 1. Первичные – удовлетворяют жизненно важные нужды человека (одежда, пища). Не могут быть заменены одна на другую. 2. Вторичные – относят все остальные потребности (кино, спорт). Могут быть заменены одна на другую. Средства, с помощью которых удовлетворяют потребности, называют благами. Благо – это все то (товары, услуги и др.), что используется для удовлетворения потребностей. Блага подразделяют на: 1. Взаимозаменяемые (субституты) – заменяемы один на другой. Например, сок и минералка, масло и маргарин. 2. Взаимодополняемые (комплементарные блага) – применение одного из двух (нескольких) требует одновременного использования другого блага. Например, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Изменение спроса на одно из таких благ меняет спрос на другое благо аналогичным образом. Экономические ресурсы – все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, то есть экономических благ. Ресурсы делят на: 1. Материальные – капитал, земля; 2. Людские – труд, предпринимательские способности. Экономические ресурсы ограниченны, поэтому одновременное и полное удовлетворение всех потребностей общества принципиально не возможно. Возникает проблема экономического выбора – выбора наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей человека. Экономические агенты – это субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными агентами являются: 1. Домохозяйства (семья) – предъявляют спрос на потребительские товары и одновременно поставляют экономические ресурсы (труд и др.). 2. Предпринимательский сектор (фирмы) – предъявляют спрос на ресурсы, предлагая в свою очередь потребительские товары и услуги. 3. Государственный сектор (государство) – предоставляет специфические блага: безопасность, науку, инфраструктуру и за это собирает часть денег в виде налогов (рис.) 1.3. Собственность и хозяйствование В экономическом смысле собственность – это отношения между людьми, фактически сложившиеся по вопросу присвоения и хозяйственного использования материальных и нематериальных благ. Собственность - это система экономических отношений по поводу того, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность. Выделяют: 1. Собственность на средства производства - их производственное использование позволяет владельцу получать доход в виде прибыли. 2. Собственность на предметы личного потребления населения – не приносит дохода их владельцам. Наоборот, увеличение размеров личной собственности (домов, машин) требует денежных затрат на его сохранение. Отношения собственности – это постоянно стоящая перед обществом проблема распределения добавленной стоимости на заработную плату и прибыль, то есть достижения компромисса между экономическими интересами собственника средств производства и наемными работниками. Субъектами права собственности являются: граждане, семья, социальные группы, производственные коллективы, население. Объектами собственности являются: земля, природные ресурсы, средства производства, имущество, ценности, деньги и ценные бумаги, информация, интеллект, рабочая сила. Р. Коуз определял собственность как «пучок или долю прав по использованию ресурсов». Полный пучок прав состоит из следующих элементов: 1. право владения, то есть право исключительного физического контроля над благами; 2. право использования, то есть право применения полезных свойств для себя; 3. право управления, то есть право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ; 4. право на доход, то есть право обладать результатами от использования благ; 5. право суверена, то есть право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага; 6. право на безопасность, то есть право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды; 7. право на передачу блага в наследство; 8. право на бессрочность обладания благом; 9. запрет на использование способов, наносящих вред внешней среде; 10. право на ответственность в виде взыскания блага в уплату долга; 11. право на остаточный характер, то есть право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий. Комбинация этих прав, которыми могут обладать физические и юридические лица, составляет основу многообразия форм собственности. 1.4. Экономические течения Меркантилизм (от итал.mercante – торговец) – одна из наиболее ранних экономических теорий, относящаяся к XV-XVII вв., то есть периоду раннего капитализма. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения (торговля), а богатство нации заключается в деньгах (в виде золота и серебра). Физиократы – французские философы и экономисты XVIII в., считавшие единственным источником дохода землю, а продуктивным видом деятельности – сельскохозяйственный труд. Считали, что основу богатства нации составляет продукт, полученный в с/х. Представители физиократов выступали за свободу торговли и конкуренции. Основателем школы был придворный медик Франсуа Кенэ. Классическая английская школа – считает, что главным стимулом хозяйственной деятельности является частный интерес, но каждый человек реализует его только во взаимодействии с другими людьми. Поэтому при реализации частного интереса реализуются и общественные интересы. Основателем школы был Адам Смит. Он полагал, что частный интерес можно реализовать в процессе разделения труда, поэтому свободная конкуренция, свободное продвижение капиталов, товаров, денег и людей необходимы для процветания общества. Кейсианство – разрабатывает теорию регулируемого государством капитализма. Автором является Дж.М. Кейнс. Исходил из того, что рыночный механизм без государственного регулирования не справляется с многочисленными проблемами на макроуровне: безработицей, инфляцией и т.д.; что государство должно планировать общенациональную экономику, регулировать норму процента, разрабатывать политику государственного инвестирования, формировать эффективный совокупный спрос. Марксизм – учение немецкого экономиста, философа, социолога К.Маркса. Его теория основана на положениях о классовой борьбе – доказал, что общество разделено на два класса (капиталистов и эксплуатируемых ими пролетариата), что наемный рабочий часть своего рабочего времени трудится бесплатно. Марксом была разработана теория прибавочной стоимости, доказывающая эксплуататорскую сущность капитализма. Считал, что ценность экономических благ определяется трудовыми затратами, потраченными на производство данных благ. Маржинализм (австрийская школа) – экономическое течение, теория, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин. Считали, что ценность экономических благ определяется не трудовыми затратами, не стоимостью продуктов, а их редкостью и той пользой, которую принесет последний экземпляр определенного блага. Представителями этой школы являются К.Менгер, Е.Бем-Баверк и Ф.Визер. Работы ученых основываются на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, а сфера потребления. Ввели такие величины как: предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность. Математическая школа – направление в теоретической экономике, использующее математические методы и модели для описания экономических процессов и расчета экономических показателей в ходе анализа, прогнозирования, планирования. Монетаризм – экономическая теория и концепция экономического управления государством, согласно которой решающую роль в экономических процессах играет количество денег в обращении. По их мнению, главными способами воздействия на экономику являются: регулирование эмиссии, валютный курс национальной денежной единицы, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы. Неоклассицизм – современные экономические теории и течения, представляющие развитие классической школы, созданной трудами А.Смита и Д. Риккардо. Неоклассицизм ввел в экономическую науку категорию спроса, предложения, полезности, маргинальности, всеобщего равновесия. 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ 2.1. Спрос: понятие, кривая, функция. Закон спроса Спрос (d) – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и хотят заплатить за нужный им товар или услугу. По сути, это разное количество товара или услуг, которое захотят купить потребители при разном уровне цен. Изменение спроса связано с действием неценовых факторов. Величина спроса – это количество товара или услуги, которое готовы купить потребители в определенное время по определенной цене. Величина спроса зависит только от цены (ценовых факторов). Факторы, влияющие на спрос: 1. Ценовые – цена на единицу блага в данный момент; 2. Неценовые. К неценовым факторам относят: 1. Размер доходов потребителей; 2. Изменение вкусов и предпочтений потребителей; 3. Цены на другие товары (субституты, комплементы); 4. Общее число покупателей; 5. Инфляционные и дефицитные ожидания; 6. Накопленное имущество. Функция спроса от цены может задаваться тремя способами: 1. Аналитическим Qdx = a - b ∙ Рx (Например, Qdx = 7 - 2Р) 2. Табличным Таблица Табличный способ задания функции спроса от цены Р (цена, руб.) Q (объем спроса, шт.) 5 50 4 60 3 80 2 110 1 160 3.Графическим Р (цена, руб.) 5 d 4 d Q 3 Объем спроса, шт.) 50 60 80 110 160 Закон спроса – обратная зависимость между ценой и величиной спроса. Чем выше цена, тем меньше величина спроса (см. график). 2 1 2.2. Предложение: понятие, кривая, функция. Закон предложения Предложение (S) – это разное количество товара или услуги, представленных производителем к продаже при разных значениях цены. Изменение предложения связано с действием неценовых факторов. Величина предложения – это конкретное количество товара или услуги, которое производитель готов продать по определенной цене. Величина предложения зависит от цены (ценовых факторов). Факторы, влияющие на предложение: 1. Ценовые – определяется ценой блага в данный момент времени; 2. Неценовые. К неценовым факторам относят: 1. Цены факторов производства (исходные ресурсы); 2. Технологические возможности производителя; 3. Цены на другие товары (субституты, комплементы); 4. Число товаропроизводителей (продавцов); 5. Ценовые и дефицитные ожидания производителей; 6. Налоги и субсидии. Функция предложения от цены может задаваться тремя способами: 1. Аналитическим QSx = - a + b ∙ Рx (Например, QSx = - 2 + 2Р) 2. Табличным Таблица Табличный способ задания функции предложения от цены Р (цена, руб.) Q (объем предложения, шт.) 5 110 3. 4 3 2 1 Графическим 100 80 50 10 Р S (цена, руб.) 5 4 Q S Объем предложения, шт.) 3 40 2 60 80 100 120 Рис. Кривая предложения Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество 1 экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Закон предложения – это прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. Чем выше цена, тем выше величина предложения (см. график). 2.3. Равновесие спроса и предложения. Рыночное равновесие – это состояние рынка, для которого характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений (взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения). По сути, это ситуация на рынке, когда планы продавцов и покупателей совпадают. Выделяют: 1. Частное равновесие – сбалансированность отдельного рынка; 2. Общее равновесие – сбалансированность экономической системы в целом. На рис. точка Е – точка равновесия – точка пересечения кривой спроса и кривой предложения. Цена, уравновешивающая спрос и предложение, называется равновесной ценой (РЕ), а соответствующий ей объем – равновесным объемом (QЕ). Р d S Излишек Е РЕ Дефицит QЕ Q Рис. Равновесие спроса и предложения Отклонения от равновесия: а) Если цена устанавливается выше равновесной (Р1> РЕ), то QdQs – возникает избыток товаров на рынке, равный величине Qd –Qs. 3. ПРОИЗВОДСТВО И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ 3.1. Производство, факторы производства Производство – это процесс создания благ. Производство – это деятельность по использованию факторов производства (труд (L), земля (M), капитал (K), предпринимательские способности (N)) с целью достижения наилучшего результата. Результатом процесса производства является произведенный продукт – то есть благо, существующее длительное время. Выделяют: 1. Натуральное производство – это производство, при котором продукты производятся не для обмена, а для собственного потребления через прямое распределение. 2. Товарное производство – производство, где продукты становятся товарами, то есть они предназначены не для собственного потребления, а для обмена через куплю-продажу с помощью денег. Экономические ресурсы, используемые в процессе производства называются факторами производства. Выделяют ряд подходов к определению факторов производства: 1. Марксистский. Рабочая сила – совокупность физических и духовных сил человека, его способность к труду. Средства производства – это предметы труда и средства труда Предмет труда – то на что направлен труд (сырье, материалы) Средства труда – то чем воздействует человек на предмет труда, создавая готовый продукт (оборудование). 2. Неоклассический: 1. Капитал – это средства, используемые в процессе производства товаров и доставке их конечному потребителю (здания, оборудования). 2. Земля – относят все естественные ресурсы (пахотные земли, леса, водные ресурсы, месторождения п/и). 3. Рабочая сила 3. 70-е гг. 19 века Маршал, Шумпетер 1. Капитал 2. Земля 3. Труд 4. Предпринимательские способности – способности эффективно использовать все факторы производства. наиболее 3.2.Производственные возможности. Кривая производственных возможностей Производственные возможности – это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии. В условиях ограниченности ресурсов перед обществом всегда стоит проблема выбора приоритетного направления производства товаров. Так, изменяя структуру производства в пользу потребления, страна уменьшает долю самого производства. С другой стороны, расширение производства за счет снижения потребления, ведет к снижению уровня жизни населения. Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей (сокращенно КПВ). Кривая производственных возможностей – это кривая, показывающая различные комбинации двух товаров или услуг, которые могут быть произведены при полном и наиболее эффективном использовании ресурсов и неизменной технологии. Количество средств производства) А В F Е С D Количество предметов потребления) Рис. Кривая производственных возможностей где: Линия АВСD – граница производственных возможностей; Точки на границе (А, В, С, D) – это вариант комбинирования товаров – точки соответствуют полному и эффективному использованию ограниченных ресурсов; Точка внутри кривой (Е) – свидетельствует о неэффективном выпуске продукции, так как не все ресурсы использованы до конца; Точка вне кривой (F) – свидетельствует о недостижимости выпуска продукции при данном уровне применяемых технологий и имеющихся ресурсах. Выпуклость (от начала координат) кривой производственных возможностей объясняется действием закона возрастающих альтернативных издержек. Нисходящий характер кривой производственных возможностей объясняется тем, что экономика функционирует в условиях ограниченности и полной занятости ресурсов. Вывод: в соответствии с графиком получается, что для увеличения производства одного товара необходимо снизить производство другого товара. Расширение границы производственных возможностей связано с экономическим ростом. Экономический рост – это способность страны производить больший объем продукции, что выражается в смещении кривой производственных возможностей вправо. равномерный одностороннее развитие экономический рост Рис. Сдвиг кривой производственных возможностей 3.3.. Теория затрат Затраты – это сумма средств (материальных, трудовых, финансовых), использованных в процессе производства. Часто понятие затрат заменяют понятием «издержки». Выделяют: 1. Постоянные (фиксированные, условно-постоянные) затраты (FC) – это затраты, величина которых не меняется с изменением объема производства, а изменяется лишь относительная величина данных затрат на единицу продукции (аренда, затраты на амортизацию, аренду, лизинг, % по кредитам; оплата труда управленческого персонала и др.). При увеличении объема выпуска продукции величина постоянных затрат в сумме остается неизменной, но в расчете на единицу продукции – уменьшается. С этой точки зрения – больший объем производства предпочтителен. Графическое изображение постоянных затрат представлено на рисунке. С издержки FC Q Рис.52. Графическое изображение постоянных затрат 2. Переменные затраты (условно-переменные) (VC) – это затраты, величина которых зависит от объема выпускаемой продукции: чем больше объем производства, тем больше переменных затрат и наоборот. К ним относят: затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, коммунальные услуги, используемые в производстве; заработную плату основных производственных рабочих, работающих по «сделке». К непроизводственным переменным затратам относят расходы на упаковку продукции, транспортные расходы, комиссионные выплаты и др. При увеличении объема выпуска продукции (несмотря на то, что в расчете на единицу продукции размер переменных затрат остается неизменным) величина совокупных переменных затрат увеличивается, С этой точки зрения больший объем производства способствует формированию больших переменных затрат. Графическое изображение переменных затрат может быть представлено как: В упрощенном виде график переменных затрат следующий: С издержки Темп роста затрат замедляется из-за определенной экономии на масштабах производства VC Q Рис. Графическое изображение переменных затрат в упрощенном виде 3. Общие (валовые) затраты (TC) – это сумма затрат для производства данного товара. TC = FC + VC С ТC издержки VC FC Q Рис.54. Графическое изображение общих затрат 4. Средние затраты – показывают во сколько обходятся затраты производителю для производства единицы продукции в среднем. Выделяют: 4.1. Средние постоянные затраты (AFC) – это постоянные затраты, приходящиеся на единицу продукции. AFC = FC Q 4.2. Средние переменные затраты (AVC) – это переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции. AVC = VC Q 4.3. Средние общие затраты (ATC) – показывают общие затраты на единицу продукции. Сокращенно иногда обозначают АС. ATC = TC = FC + VC = AFC + AVC Q Q 3.4. Прибыль фирмы, доход Для детального анализа экономической деятельности фирмы вводятся понятия: 1. Валовой (совокупный) доход (TR) – это деньги (средства), получаемые от реализации продукции. Часто совокупный доход называют выручкой. TR = P ∙ Q 2. Средний доход (AR) – это доход, получаемый от реализации одной единицы продукции в среднем. AR = TR = P ∙ Q = P Q Q 3. Предельный доход (MR) – приращение общего дохода при выпуске дополнительной единицы продукции. MR = ΔTR = dTR = d(P ∙ Q) = P dQ = P ΔQ dQ dQ dQ 4. Прибыль (TPr) – это разница между полученным общим доходом и общими затратами. TPr = TR – TC 4. КОНКУРЕНЦИЯ Конкуренция (от латинского concurrere – соперничать, бежать вместе) – это состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и др. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства и экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики. Рыночная конкуренция – это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы. Факторы, влияющие на конкуренцию: 1. Ценовые – конкуренция основана на манипулировании (пр., снижении) ценами; 2. Неценовые – основаны на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи. Неценовые факторы Повышение качества, новизны и технического уровня производимого и продаваемого товара Организация производства и продажи сопутствующих товаров Повышение качества обслуживания Организация послепродажного технического обслуживания потребителей Организация рекламы Рис. Неценовые факторы, влияющие на конкуренцию Также в условиях конкуренции недобросовестной конкуренции: могут применяться факторы Факторы недобросовестной конкуренции Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки хозяйствующему субъекту Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, а также потребительских свойств Некорректное сравнение производимых или реализуемых товаров с товарами других хозяйствующих субъектов Продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности Получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну Рис. Факторы недобросовестной конкуренции В зависимости от способов осуществления выделяют: 1. Совершенную конкуренцию – характеризуется большим количеством продавцов, производящих однородную продукцию для множества покупателей. 2. Несовершенную конкуренцию – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. В свою очередь несовершенная конкуренция подразделяется на: 2.1. Чистую монополию – когда в отрасли господствует только одна фирма-производитель. 2.2. Олигополию – в отрасли существует ограниченное число фирм – производителей. 2.3. Монополистическую конкуренцию – на рынке множество фирм, но каждая из них обладает хотя бы частичкой монопольной власти, а продукт дифференцирован. Так же выделяют: Монопсонию – наличие на рынке одного покупателя; Квазимонополию – наличие в отрасли одного крупного производителя и множество мелких фирм; Дуополию – на рынке присутствует монополист-продавец и монопсонист-покупатель. 4.1. Совершенная конкуренция Предполагает наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации, при этом доля каждой фирмы на рынке незначительна, поэтому ни одна из них не способна существенно влиять на цену продукта. В жизни совершенная конкуренция довольно редка и только некоторые из рынков приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг). Признаки совершенной конкуренции: 1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию: 2. Однородность продукции разных предприятий; 3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя; 4. Равный доступ ко всем видам информации; 5. Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов производства); 6. Рациональное поведение всех участников (исключаются сговоры). Недостатки совершенной конкуренции: 1. Не предусматривает производство общественных благ (национальная оборона, научно-технический прогресс); 2. Способствует унификации и стандартизации продукции; 3. Трудно обеспечить концентрацию ресурсов в наукоемких и капиталоемких отраслях. 4.2. Чистая монополия: сущность, виды, показатели Чистая монополия (от греческого «monos» - один и «poleo» - продаю) – ситуация на рынке, когда в отрасли господствует единственный производитель определенного товара; выпускаемая им продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен. Ряд ученых (Э. Чемберлен, Д. Робинсон и др.) считают, что монополизм – это объективная тенденция в развитии современного рыночного хозяйства, не исключающая, однако конкуренции. В масштабах страны встречается редко, а в масштабах города типична. Например, в Нижнем один аэропорт, одна железная дорога, один автозавод и т.д. В ряде отраслей избежать монополий невозможно, так как монополии способствуют развитию НТП; крупное производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и снижать себестоимость продукции. Поэтому, со стороны государства нет запрета на их деятельность. Государство даже может искусственно создавать барьеры для вступления фирмы в отдельную отрасль – например, выдаются лицензии и патенты. Однако существуют и недостатки (рис.). Поэтому со стороны государства разрабатывается антимонопольное законодательство и осуществляется антимонопольное регулирование. Отдельно выделяют естественные монополии – когда наиболее оптимален вариант производства продукции одной фирмой. Например, водоснабжение – фирма «Водоканал». Запрещенные законом направления монополистической деятельности Для отдельного хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение Изъятие товаров из обращения с целью создания дефицита и повышения цен Навязывание контрагенту невыгодных условий договора Создание препятствий доступа на рынок других хозяйствующих субъектов Установление монопольно высоких цен По соглашениям хозяйствующих субъектов Установление цен, тарифов, скидок, надбавок, неадекватных реальной ситуации на рынке Повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах Раздел рынка по территориальному признаку Ограничение доступа на рынок других хозяйствующих субъектов Рис. Запрещенные законом направления монополистической деятельности 4.3. Монополистическая конкуренция Предполагает наличие десятков фирм, тайный сговор по ценам между которыми практически невозможен. Существует там, где необходима дифференциация продукции – продукты близкие, но не полностью взаимозаменяемые. Ставка делается на расширение разнообразия сортов, качества, торговых марок, уровня сервиса, упаковок, рекламы. Везде, где существует дифференциация, каждый продавец обладает монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны других заменителей. Важное значение имеют как ценовые, так и неценовые факторы конкуренции: реклама, возможность покупки с рассрочкой платежа, гарантийный ремонт. Нет высоких барьеров вступления в отрасль, однако существуют патенты, лицензии, торговые марки, просто лицензируются товары-субституты. Присуща розничной торговле, производству одежды, обуви и др. 4.4. Олигополия Олигополия (от греческого «oligos» - немногочисленный) – ситуация на рынке, когда относительно небольшое количество фирм захватывает власть над единичной отраслью, добиваясь достаточно жесткого контроля над ценами. Присуща нефтяной, химической промышленности, автомобилестроению, электронике. Характерные черты: 1. Немногочисленность фирм в отрасли; 2. Высокие барьеры для вступления в отрасль; 3. Всеобщая взаимозависимость- число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Здесь возможны два варианта поведения фирм: 1. Кооперативное; 2. Некооперативное - каждая фирма самостоятельно определяет объем выпуска и уровень цен. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Ценовая война – это циклическое снижение цен с целью вытеснения конкурента с рынка. 4.5. Антимонопольное регулирование На рубеже XX века впервые обнаружились проблемы, связанные с монополиями, а именно: 1. Установление цен выше конкурентного уровня на протяжении длительного времени; 2. Доминирование на рынке. Установлено, что доминирующими являются компании, занимающие определенную долю рынка: в ЕС на одну компанию приходится более 40-45% доли рынка, в США – более 70%, в России – более 65%. 3. Создание барьеров вхождения на рынок – финансовые потери при вхождении не могут быть возвращены при выходе с рынка. Сейчас перед государством стоит задача регулировать и контролировать действия монополий. Антимонопольное регулирование – это система правил, призванная обеспечить реализацию антимонопольной политики. Антимонопольная политика – государственная деятельность, направленная на достижение оптимального для данного места и времени сочетания эффективности и конкуренции. В России регулирование осуществляется по трем направлениям: 1. Налогообложение; 2. Ограничение размера монополий; 3. Ограничение цен. 5. РЫНОК 5.1. Рынок труда: сущность, особенности Выделяют ряд подходов к определению: 1. Отечественный подход. Рынок труда – это комплекс социальнотрудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, включающие в себя механизм спроса и предложения. В качестве субъектов рынка выступают не только работники и работодатели, но и государство, а так же различные структуры, создаваемые субъектами для отстаивания своих интересов, например, профсоюзы. 2. Западная трактовка. Рынок труда – это один из факторных рынков, где товаром выступает труд. Для фирмы покупка любых ресурсов, в том числе и труда, сопряжена с затратами, в снижении которых она заинтересована Современная трактовка рынка труда – это часть рыночной экономики, где принимаются решения, связанные с наймом и занятостью работников, ведуться индивидуальные и коллективные переговоры (при участии профсоюзов), об уровне оплаты, условиях труда и др. аспектах трудовых отношений между нанимателями и работниками. На рынке труда продается не сам человек и не его рабочая сила (способности, знания, квалификация, навыки, трудовой опыт). Нанимателю важна реализация трудовых возможностей работника, то есть функционирующая рабочая сила – итоговый результат, полученный работодателем. На рынке труда фирмы являются покупателями функционирующей рабочей силы, то есть они предъявляют спрос на нее, а домохозяйства продают свою рабочую силу, то есть формируют ее предложение. Ценой труда является заработная плата работника. Совокупный спрос Совокупное предложение на рабочую силу рабочей силы Работодатели Частные биржи труда Наемные работники Самозанятость Члены семейного бизнеса Рис. Совокупный рынок труда Спрос на труд формируют фирмы (работодатели). При разных ставках заработной платы фирма будет нанимать разное количество труда (работников) до тех пор, пока увеличение выручки от производства будет превышать рост издержек (зарплату). MPL > w Выявлена закономерность: если зарплата растет, то количество работников сокращается (спрос на труд падает); если зарплата падает, то количество нанятых работников растет (спрос на труд растет). Предложение труда характеризуется показателями: 1. Время (T) – самый ценный ресурс человека – сумма свободного и рабочего времени 2. Дневной доход (I) – номинальная зарплата умноженная на рабочее время. 3. Ресурсное ограничение (бюджетное ограничение) – фактически работник продает свое время. Чем выше заработная плата, тем больше рабочего времени готов тратить работник. Более квалифицированные работники могут получать «избыточный доход» - экономическую ренту – плату за высокую квалификацию или способности. То есть передовые фирмы получают сверхдоход, а наиболее квалифицированные работники – экономическую ренту. Экономическая рента – это плата за ресурс, предложение которого строго ограничено. Таким образом, доход квалифицированного работника состоит из двух частей: 1. Трансфертного дохода – это доход, который должен получать данный фактор производства, чтобы предотвращать переход в другую сферу занятости. 2. Экономической ренты – разница между реальной оплатой за услуги работника и той минимальной ценой, которую необходимо уплатить, чтобы побудить собственника этого ресурса его продавать. Экономическая рента может исчезнуть, если на рынке труда появятся новые работники соответствующей квалификации. Доходы в реальности распределяются неравномерно. Различия в заработной плате возникают из-за: образования; профессионального опыта; способностей и др. Чтобы определить степень неравенства личных доходов работников используют кривую Лоренца. Для это все население страны делят на 5 частей: от самых бедных до самых богатых. Предполагается, что каждая из этих частей должна получать 1/5 всех доходов (то есть примерно 20%). В действительности самые бедные слои получают 5-6%, а самые богатые 40% и более. Уровень неравенства определяется с помощью коэффициента Джини, который рассчитывается как отношение площади заштрихованной фигуры к площади треугольника 0EG. Еще одним существенным фактором, определяющим величину заработной платы является дискриминация. Дискриминация – это ситуация, при которой рабочая сила с одинаковыми производственными характеристиками получает разную заработную плату по расовым, национальным, религиозным, возрастным и прочим причинам. Причины дискриминации: 1. Отсутствие антирасистского законодательства; 2. Слабость профсоюзного движения; 3. Менталитет; 4. Наличие большого процента нелегальных рабочих. 5.2. Рынки капитала и земли Капитал – это ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. Обладает способностью воспроизводства. Капитал – это средства производства (косвенные блага), используемые для производства товаров и услуг (прямых благ) с целью получения прибыли. Эволюция взглядов на капитал: 1. Меркантилисты считают, что капитал – это деньги, используемые в торговле. 2. Физиократы считают, что капитал – это деньги, используемые в сфере материально-сельскохозяйственном производстве. 3. А. Смит считал, что капитала – это средства производства, производительное использование которых позволяет получить прибыль. 4. К. Маркс считал, что капитал – это не деньги, не средства производства, а отношение в капиталистическом обществе, в результате которого у собственника средств производства появляется возможность присваивать часть неоплаченного труда наемных работников. Выделяют формы капитала: 1. Физический (материально-вещественный) – производственное оборудование, сырье и материалы, здания и др.; 2. Человеческий (трудовой ресурс) – общие и специальные знания, трудовые навыки, производственный опыт. Физический капитал в свою очередь делится на: 1. Основной капитал – служит в течении длительного времени и подлежит замене по мере его физического или морального износа с течением времени через амортизационные отчисления. Относят: здания, сооружения, машины, оборудование и др. 2. Оборотный капитал – полностью потребляется в течении одного цикла производства и его стоимость включается в издержки производства целиком. Относят: сырье, материалы, полуфабрикаты и др. Формула капитала (по К. Марксу): Д – Т – Д+d где d – прибыль, образующаяся в сфере производства. Основой производственного процесса является кругооборот капитала – это движение стоимости производственных фондов, охватывающее период создания конкретной потребительской стоимости (товара или услуги). Кругооборот происходит по схеме: Д – ПЗ … ПР … ГП – Д* где: Д – денежные средства, вкладываемые в производство; ПЗ – производственные запасы; ПР – кругооборот в сфере производства; ГП – готовая продукция; Д* - денежные средства, получаемые от продажи продукции. Земля в экономической теории – это все естественные ресурсы, а именно: плодородная почва, запасы пресной воды, месторождения ископаемых. Спрос на землю предъявляют две группы покупателей: 1. сельскохозяйственные пользователи, использующие плодородие почв для производства сельскохозяйственной продукции любого типа. Для сельскохозяйственных производителей цена земли определяется ее плодородием и в определенной мере местоположением, от которого зависят как почвенно-климатические условия производства, так и затраты на доставку ресурсов и готовой продукции; 2. несельскохозяйственные пользователи – им земля нужна для строительства зданий, промышленного производства или иных целей, не связанных с использованием плодородия почв. Для несельскохозяйственных производителей принято выделять два основных фактора формирования цены земли: подготовленность участка к использованию (наличие на участке всевозможных коммуникаций: свет, вода, газ, электричество, телефон) и местоположение участка (особенно касается городского строительства). Безразличны к уровню плодородия. На цену земли влияет также транспортный фактор, то есть удобство сообщения с теми местами, куда надо доставлять готовую продукцию или куда люди ездят на работу. Поэтому величина ренты носит не случайный характер – она прямо зависит от пользы, которую можно извлечь при использовании земельного ресурса. Р, цена D Dсх Dнесх Q, объем спроса Рис. Совокупный спрос на землю D = Dсх + Dнесх где D – совокупный спрос на землю. На предложение земли влияют факторы: 1. Плодородие – зависит от качества почвы, климата, характера применяемой техники, трудовых навыков и производственного опыта работников. 2. Положение. В отличие от капитала земля неподвижна и ограничена. В силу этого кривая предложения земли абсолютно неэластична. Р, цена S Q, объем предложения Рис.Кривая предложения земли Кривая предложения на землю представляет собой вертикальную величину, так как количество земли не может изменяться в зависимости от изменений арендной платы. Переменными здесь выступают спрос на землю и арендная плата; предложение земли не может изменяться. Земля, таким образом, является по предложению низко эластичным товаром. Цена на землю уравновешивается арендной платой и спросом на землю. Если бы величина арендной платы была выше уровня равновесной цены, то землевладельцы не нашли бы желающих взять в аренду. Величина арендной платы уменьшилась бы, и землевладельцы начали бы конкурировать в поисках арендаторов. В случае пониженной платы ее величина опустилась бы ниже равновесия; арендаторам не удалось бы получить запрашиваемую земельную площадь, и обострившаяся конкуренция подняла бы плату до уровня равновесной. Аренда земли - это вид землепользования, при котором собственник передает свой участок на определенный срок другому лицу (арендатору) для ведения хозяйства за определенную плату. Рентные отношения складываются между собственниками земли и арендатором по распределению дохода. Одна его часть - в виде обычной прибыли присваивается предпринимателем, а другая передается земельному собственнику. Земельная рента – представляет собой плату за пользование землей, которую ее собственник получает от арендатора. Сущность земельной ренты в том, что она является «экономической формой реализации прав собственности на землю». Величина земельной ренты определяется существующей в данный момент величиной спроса и предложения. r, r2 S ставка арендной платы D2 (спрос на землю возросший) r1 D1 (спрос на землю первоначальный) z, определенный земельный участок Рис. Зависимость величины земельной ренты от существующей в данный момент величины спроса и предложения на землю При возрастании спроса на землю график D сдвигается вверх, тем самым, способствуя росту ренты с r1 до r2. Цена земли зависит от готовности покупателя платить, что в свою очередь, зависит от рентной стоимости земли. Цена земли может быть определена по следующим формулам: Цена земли = Годовая арендная плата  100 % . Годовая норма ссудного процента P=R/i P – цена земли; R – рента за год; i – рыночная ставка %.
«Микроэкономика» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot