Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Философия, ее предмет,структура,функции и роль в жизни человека и общества

  • 👀 2042 просмотра
  • 📌 1967 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Философия, ее предмет,структура,функции и роль в жизни человека и общества» pdf
Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 1 Тема 1. Философия, её предмет, структура, функции и роль в жизни человека и общества Смысл слова «философия» Философия явилась на свет в результате осознания человеком самого себя. Желаешь познать самого себя – философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Философия зародилась примерно 3 тыс. лет назад в древних культурах Индии, Китая и Греции. По преданию первое применение термина «философия» принадлежит Пифагору (580-500 гг. до н.э.). Происхождение термина «философия» связано с античной культурной традицией. На русский язык древнегреческое слово «философия» переводится как любовь (филио) к мудрости (София), т.е. как любомудрие Философами в древности стали называть людей, способных мудро решать вопросы, которые встают перед человеком в процессе познания окружающего мира, углублённых в размышления, поиски, истины, занятых накоплением разнообразных знаний. Впоследствии термин «философия» закрепился для обозначения особого типа рационального познания, в рамках которого систематически формулируются и обсуждаются кардинальные проблемы человеческого бытия. . А Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) учил, что главной задачей философии должно быть познание человека. «Познай самого себя!» - этот призыв, увиденный им в дельфийском храме Аполлона, он истолковал как важнейшее требование к философской мудрости. Дорога самопознания ведёт человека к пониманию того, как надо строить свою жизнь. Ценность философии в том и состоит, что в ней решаются волнующие людей вопросы о цели и смысле жизни, об истине, добре и справедливости, о том, как следует жить. Конечно, стремление открыть основания, причины, общие принципы объяснения наблюдаемых явлений свойственно не только философскому, но и всякому научному познанию. На первых порах различие между философией и научным познанием не проводилось, они развивались в синкретическом (нерасчленённом) единстве. Древние философы были вместе с тем и учёными. Однако постепенно масса человеческих знаний возрастала, и из неё стала вычленяться отдельные специальные науки – математика, физика, астрономия, медицина, история и др. Среди первых мыслителей, поставивших вопрос о различии между философией и другими областями был Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – ученик Платона. Он указал, что каждая отдельная наука изучает определённый, ограниченный круг вещей, составляющих лишь некоторую «часть сущего», тогда как философия (Аристотель называл её «первой философией», чтобы отличить от всех иных областей познания) ставит задачу познать «общую природу сущего», т.е. то общее, что во всех вещах. Она исследует «первоначала» и «первопричины» всего существующего, а потому является общим фундаментом всех наук. Современное общее определение философии. Философия – это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Философия – это наука о всеобщих законах и принципах бытия природы, общества, познания и мышления. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщённую картину мира и места человека в нём. Она является теоретическим ядром мировоззрения. Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далёкого от истины, чет это Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 2 представление. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия даёт изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Изучение философии – это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности. Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определённым законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворён Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое – случайности? Ещё в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек знать о своём предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить её от заблуждения? Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, дог, ответственность и справедливость? Можно ли провести чёткую разграничивающую линию между добром и злом? Откуда берётся зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия?» Можно было бы назвать много наиболее серьёзных, интересующих людей проблем, которые рассматривает и которым даёт определённое решение философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Ещё задолго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому, более правильно было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими. У философии свой, специфический подход к решению таких проблем. В первую очередь необходимо разобраться в том, что же такое мировоззрение? 1.1. Философия как разновидность мировоззрения 1.1.1. Общее понятие мировоззрения и его основные виды. Мировоззрение – это система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природного и социального мира. Мировоззрение – это обобщённое знание, это целостный, системный взгляд на мир, место человека в нём и их взаимодействии. Мировоззрение – это многомерное явление, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. Мировоззрение – это ядро, стержень сознания, самосознания и познания личности. Мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьёзные изменения. Функции мировоззрения: 1. Миропонимание – это рациональная, интеллектуально- познавательная сфер 2. Мироощущение – это чувственная, эмоционально- психическая сфера Основные структурные уровни мировоззрения: Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 1. 2. 3. 4. 3 Знания Ценности и оценки Идеалы и нормы Убеждения Возникновение первоначальных форм мировоззрения неразрывно связано с процессом генезиса человека как существа, обладающего развитым мышлением. В дополнение к навыкам, конкретным знаниям, так необходимых при решении конкретных задач, каждому Homo Sapiens понадобилось и нечто большее. Потребовался широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, стало нужно понимать суть всего, что происходит вокруг. Важно также стало понимать смысл и цели своих действий, своей жизни: во имя чего делается то или это, к чему человек стремится, что это даст всем остальным. Мировоззрение – это социально-исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества. Процесс выработки мировоззрения является общественной потребностью. На определённом этапе развития осознания человеком мира, в котором он живёт, самого себя и своего места в этом мире становится условием дальнейшего социального развития. Мировоззрение в широком смысле, представляет собой совокупность, преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов на мир и человека в их сложных соотношениях. Здесь следует подчеркнуть, что мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления о мире, а лишь предельное обобщение основополагающих взглядов на мир и место в нём человека. В мировоззрении неразрывно соединены особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру: его чувства и разум, сомнения и убеждения, знания и оценки и более или менее целостное понимание человеком мира и самого себя. Именно мировоззрение как сложное социальное образование, интегральное по своему содержанию, становится ядром как индивидуального, ток и общественного сознания, которые диалектически взаимосвязаны. Мировоззрение в значительной степени определяет принципы поведения и деятельности человека, формирует его идеалы, моральные нормы, социальные и политические ориентации и т.д. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Следовательно, мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Мировоззрение характеризуется пропорциональным присутствием таких компонентов, как знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения выделяются четыре основных компонента: 1. Познавательный компонент. Базируется на обобщённых знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа и эпохи. 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определёнными общественными регуляторами (императивами). Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребностям, желаниям людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определённую иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 4 Следствием устойчивости, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определённым образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением. 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоциональноволевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определённой психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента. Эмоциональный мир человека определяет, прежде всего, его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне». (Кант И. Сочь в 6-ти т. М., 1965. Ч.1. С.499-500). 4. Практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлечённый характер. Даже, если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно всё равно проектирует, стимулирует определённый тип поведения. Сомнение – обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней – без внутренней критичности, собственного анализа – называют догматизмом. Другая крайность – скептицизм, неверие ни во что, утрата идеалов, отказ от служения высоким целям. Мировоззрение зависит от ориентации личности. Последняя тоже в свою очередь зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен. На том или ином историческом этапе возможно общее убеждение и идеалы, нормы жизнедеятельности. Тогда и говорят, «вот в наше время…». Но при этом в реальной действительности мировоззрение имеет не только общие, типичные для времени черты, но и преломляется во множестве индивидуальных вариантов. Мировоззрение объединяет «пласты» человеческого опыта. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысла человеческой жизни: постепенно с изменением эпох люди что-то хранят и передают из поколения в поколения или от чего-то отказываются и меняют свои взгляды и принципы. На основе вышеизложенного можно определить: мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения. По характеру формирования и способу функционирования выделяют уровни мировоззрения: 1) жизненно-практический уровень (жизненная философия); 2) теоретический уровень (наука, философия). Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Именно на этом уровне абсолютное большинство людей включается в социальное и индивидуальное взаимодействие. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, т.к. Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 5 неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое. Этот уровень включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Вместе с тем, необходимо отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьёзных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. В нём нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки. Теоретический уровень мировоззрения преодолевает данные недостатки. Это философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщённых знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ, в буквальном значении этого слова, является не только творцом мировоззренческих систем. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума. Мировоззрение формируется как особого рода отражение общественного бытия в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. Оно, как и вся жизнь людей в обществе, носит исторический характер. Общественное бытие – это социальные процессы жизни людей, которые зависят от способа производства материальной жизни. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества. Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. 1.1.2. Исторические типы мировоззрения История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся: 1. жизненно-практическое (обыденное, повседневное); 2. мифологическое; 3. религиозное; 4. философское; 5. научное. Каждый из названных типов мировоззрения – это видовые понятия по отношению к мировоззрению вообще, которое является понятием родовым. Таким образом, понятия мировоззрение и философия не тождественны между собой. Мировоззрение – понятие более широкое, чем философия. Философия – это один из социально-исторических типов мировоззрения. Типы мировоззрения – это формы общественного сознания. Общественное сознание это: К формам общественного сознания относятся: мифология, религия, философия, искусство, наука, право, мораль и др. Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 6 В качестве исторически первого типа мировоззрения выступает миф, мифологическое сознание, второго – религия – религиозное сознание и уж затем философия, философское сознание. Для выявления человеком своего отношения к миру и отношения мира к человеку необходимо понимание мира, которое в обыденном сознании отсутствует. Эта целостность и будет формироваться мифологическими, религиозными или философскими представлениями, а порой причудливым сочетанием тех и других. Именно в этих формах сознания (миф, религия, философия) заполняют недостаток знаний о мире и человеке, дают ответы на основные жизненно важные вопросы. 1.1.2.1. Мифологическое мировоззрение Три основные формы мировоззрения, выделяемые в истории человечества (исторические типы): 1. Мифология: - чувственное мировосприятие; - приверженность традиции; - символизм и аллегоричность; - отсутствие рациональных понятий. . Исторически первым типом мировоззрения у всех народов мира было мифологическое мировоззрение. Мифология – это универсальная, ещё не расчленённая (синкретическая), единая форма общественного сознания, которая доминировала на ранних стадиях первобытного (доисторического) общества. Мифология – мировоззрение первобытнообщинного, родового общества, и состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о возникновении ремёсел, которые передаются через поколения. Суть мифологии заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир. Мифологические представления вырабатываются коллективнобессознательно и являются фантастическим, обобщённым отражением природного и социального бытия в сознании человека родового общества. Мифы (гр. Повествование, сказание), были первой попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества в те далёкие времена, когда люди ещё только начинали вглядываться в окружающий их мир, только приступали к его исследованию и были ещё не способны выделить себя из окружающей среды. Сложилось множество преданий о богах, героях и чудесных существах, в которых в художественной форме объяснялось устройство Космоса, Вселенной, мира, природы и судьбы человечества. Мифы – это чувственно-наглядные поэтические образы, в которых заключено духовное богатство и мудрость народов. Миф, как он существовал в первобытной общине, т.е. в его живой первозданной форме – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определённых общественных установок, для санкционирования определённого типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления ещё не возникла потребность в получении специальных знаний. Миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. Основные черты мифологического мировоззрения сводятся к следующему: Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 7 1. Представление о родственной связи сил и явлений и человеческих коллективов. Антропоморфизм, т.е. перенос свойств человека на весь окружающий мир. 2. Персонификация, олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности. 3. Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно оперирует образами, а не понятиями. 4. Авторитарность, т.е. обоснование происходящего через авторитет. 5. -объяснение происхождения Вселенной, Земли и человека; 6. - объяснение природных явлений; 7. - жизнь, судьбе, смерть человека; деятельность человека и его достижения; 8. - вопросы чести, долга, этики и нравственности. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединились зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Миф обычно совмещает в себе два аспекта: 1) диахронический (рассказ о прошлом) и 2) синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа носителю мифа представляется в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия. Мифы выступали и выступают важным стабилизирующим фактором общественной жизни. Кроме этого, значение мифов (в том числе и современных) состоит в том, что они устанавливают гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивают внутреннее согласие человеческой жизни. 1.1.2.2. Религиозное мировоззрение Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образноэмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует вопросы те же, что и миф. 2. Религия: - преобладание чувственного мировосприятия; - «Вера» возводится в принцип; - система догматов; - разум занимает подчинённое положение. Уже на ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период зарождается религия (точнее религии), которая также выступает как один из социально-исторического типов мировоззрения, сосуществующих с философией на протяжении многих веков. Представляя собой специфическую форму отражения действительности, религия до сих пор остаётся значительной социально-организованной и организующей силой в мире. Религию нельзя понимать упрощённо или вульгарно, например, как систему «невежественных» представлений о мире и человеке. Религия – это сложное явление духовной культуры. В рамках религиозного сознания возникли нравственно-этические представления и идеалы, которые помогли развитию духовности человека, Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 8 способствовали формированию общечеловеческих ценностей. Так, например, незыблемой основой христианской морали является труд, который понимается как сотрудничество с богом, а кто не трудится, тот не христианин. Религия внесла огромный вклад в процесс сознания актуальной во все времена идеи единства человеческого рода и непреходящего значения высоких нравственных норм в жизни людей. Религия – это мировоззрение и поведение отдельного человека, группы, общности, которые определяются верой в существование некоего Высшего Начала. Это вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил или в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозное сознание – это осознание реального присутствия в жизни человека, в бытии всех людей и всей Вселенной некоего Высшего Начала, которое направляет и делает осмысленным как существование Вселенной, так и существование человека. Необходимо подчеркнуть, что способом существования религиозного сознания является вера. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определённых отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступая в качестве её содержательной стороны. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придаёт мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочивания и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д., придавая им особую ценность, связывая их присутствием со священным, сверхъестественным. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т.д. Таким образом, религия придаёт смысл и знание, а значит и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности. Необходимо помнить, что мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно практический характер. Его мировоззренческие конструкции вступают в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов. 1.1.2.3. Философское мировоззрение Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определённым логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положения в мире и т.д. Она унаследовала также весь объём позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 9 Однако решение мировоззренческих проблем в зарождавшейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия – это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия – это особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Она представляет собой высшую ступень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Отличия философского мировоззрения от религиозного и мифологического: - философское мировоззрение основано на знании (а не на вере либо вымысле); - философское мировоззрение рефлексивно (имеет место обращённость мысли на саму себя); - философское мировоззрение логично (имеет внутреннее единство и систему); - философское мировоззрение опирается на чёткие понятия и категории. Основные стадии эволюции философии как мировоззрения: - Космоцентризм – это философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции). - Теоцентризм – это тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространён в средневековой Европе). - Антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы). Исторически появляется форма теоретического характера постижения мира, на смену символа приходит Логос – разум. Философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определённым логическим законам. В отличие от религии философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, рациональности. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, это одна из форм человеческой культуры. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия – мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения. История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования действительности, область знания формируется именно в рамках философии. Но по мере того, как накапливался эмпирический материал и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности. Иногда этот процесс описывают как отпочкование от философии конкретных наук. В европейской культуре этот процесс происходил в два основных этапа, имеющих между собой некоторую опосредованную связь. Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 10 Первый этап связан с дифференциацией теоретической формы освоения действительности в древнегреческой культуре. Этот период был наиболее чётко зафиксирован в системе Аристотеля (IV в. до н. э.). Второй этап – XVI-XVII вв., когда наука формируется как самостоятельный социальный институт. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные (эмпирические) методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира. Таким образом, после того как сформировались самостоятельные отрасли научного знания – математика, физика, биология, химия и т.д., - философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих условиях более чётко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философия – это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве и непреходящую во времени, бесконечно превосходящую человеческие силы, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться. Целостное понимание мира даёт мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперёд, правильно ставить и решать свои проблемы. Поэтому характерным признаком философского способа освоения действительности является универсализм. На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло своё выражение в таких образах философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук». Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек. 1.2. Специфика философского знания Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трёх основных сферах: 1-я – Истина (наука и идеология); 2-я – Добро (мораль и религия); 3-я – Красота (искусство в различных его формах и видах). Философия всегда находилась и находится на стыке этих сфер. Она опирается на них и впитывает тем самым всё богатство и многообразие духовной культуры общества. Философия – одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания, духовной культуры. Она насчитывает около 25 столетий своей истории. Возникнув в странах Древнего Востока (в Индии, Китае), своего наивысшего, классического развития в древности философия достигла в Греции. В трудах древнегреческих учёных впервые появляются и сами термины «философ» и «философия». Из источников известно, что среди учёных первым назвал себя философом великий древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.). В буквальном смысле слова «философия» (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) означает «любовь к мудрости». В древности понятие мудрости имело Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 11 возвышенный смысл. Оно означало стремление к особому интеллектуальному постижению мира, основанному на знании и бескорыстном служении истине, причём, мудрость означала не простое накопление механической суммы знаний отдельных вещей, а стремление понять мир как целостный и единый в своей основе. Философия как любовь к истине и мудрости стала синонимом зарождающейся теоретической мысли. По своему содержанию она представляла собой синкретическое, т.е. нерасчленённое знание и включала в себя всю совокупность знаний о мире и человеке: начала математики, астрономии, механики, медицины, психологии, истории, этики, эстетики и т.д. Не случайно философы античного времени были учёными-универсалами, учёными-энциклопедистами. Философия основывается на сознательном теоретическом, рациональном отношении к миру, на противопоставлении субъекта и объекта, на осознании субъектом самого себя как активного деятеля. Философия изучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления. Иными словами, философия стремится осознать накую основу для всех сфер реальности, порождающую всё многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех изменениях. Специфические черты философского знания: 1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, т.к. оно имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом виде. 2. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. 3. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя научное знание, не стоит над ним. 4. Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.). 5. Носит предельно общий, теоретический характер. 6. Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук. 7. Во многом субъективно - несёт в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов. 8. Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи. 9. Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания. 10. Имеет качество рефлексии – обращённости мысли на саму себя (т.е. знание обращено как на мир предметов, так и само на себя). 11. Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами. 12. В то же время динамично – постоянно развивается и обновляется. 13. Опирается на категории – предельно общие понятия. 14. Неисчерпаемо по своей сути. 15. Ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Ясно, что философии принадлежит особая роль в жизни общества. Хоть и опосредованно, но философия обычно подключена к процессу принятия глобальных, стратегических решений, определяющих направленность человеческой деятельности. Отсюда и главная функция философии – исследование предельных оснований человеческой деятельности. «Предельными основаниями» обычно считаются представления, не Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 12 осознаваемые полностью их носителями, но тем не менее обуславливающие их создание. «Предельные основания» определяют стратегию деятельности, иначе говоря, «смысл жизни». 1.3. Предмет и функции философии, их содержание. В общих чертах предметом всякого познания считается такая часть объективного мира, которая доступна человеческой практике, духовному созерцанию и созиданию. В отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живёт. Поэтому предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире. Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они реализуются – в природе, в обществе, или в мышлении. Философия теоретически обосновывает главные принципы мировоззрения и методологии. Философское знание, следовательно, отличается высокой степенью обобщения – абстракции (этот факт вызывает большие трудности при её изучении). Философские понятия и суждения имеют всеобщий характер и относятся ко всем областям, ко всем сторонам действительности. Всеобщность – первая характерная черта философского знания, вторая – специальное исследование общего соотношения бытия и сознания. Предмет философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама философия. В связи с этим, выделяется два основных структурных аспекта в предмете философии: 1. Онтологические отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое и всемирное бытие. 2. Гносеологические отношения, указывающие на познаваемость самого мира. Основные разделы предмета философии: 1. онтология (учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др.); 2. философская антропология (учение о человеке); 3. гносеология (и эпистемология) (учение об общих законах и формах познания); 4. аксиология (учение о ценностях); 5. логика (учение о нормах и законах мышления); 6. социальная философия (учение о законах общественного развития); 7. -этика (учение о морали и нравственности, о нравственном отношении человека к миру); 8. эстетика (учение о законах красоты и гармонии мира); 9. герменевтика (учение о смыслах); Частные вопросы, изучаемые философией в рамках своих разделов: 1. сущность бытия; 2. происхождение бытия; 3. материя (субстанция), её формы; 4. сознание, его происхождение и природа; 5. взаимоотношение материи и сознания; 6. бессознательное; 7. человек, его сущность и существование; Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 13 8. душа, духовный мир человека; 9. общество; 10. общество и человек; 11. природа; 12. природа и общество; 13. духовная сфера жизни общества; 14. материально-экономическая сфера жизни общества; 15. социальная сфера общества; 16. общественно-экономические формации, цивилизации; 17. перспективы человек, общества; 18. экология, проблемы выживания; 19. особенности познания; 20. влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; 21. ограниченность и безграничность познания; 22. движение; 23. философские категории; 24. диалектика и её законы; 25. иные вопросы. Структура философии может конструироваться на различных основаниях. Если такой основой является сам человек и его деятельность, то философия получает антропологический характер и структурируется в зависимости от целей, средств и результатов деятельности. Основные составные части (дисциплины) современной философской науки: - метафизика; - философия природы; - философия человека; - философия познания; - этическая философия; - социальная философия; - философия истории; - философия культуры; - философия политики; - философия образования; - философия техники; - философия религии; - философия языка; - философия искусства; - логика; - история философии; - футуристическая философия. На стыке философии с другими формами общественного сознания возникаю такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждой из этих областей складываются ещё более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин – философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др. В общей структуре философии выделяются следующие элементы: 1. философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие, сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и действительность и др. Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 14 2. философские идеи (выражения концептуальных смыслов). Например, идея развития, идея абсолютного духа; идея материи. На базе идей формируются философские принципы, теории, идеалы. 3. философские принципы. Например, развития, принцип материального единства мира, принцип детерминизма (причинности). 4. философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его жизни. 5. Философские теории и учения. Например, теория отражения, теория развития, теория отчуждения и др. Философские теории представляют собой высшую форму умозрительной деятельности человека. Одна и та же теория в разных философских учениях может получать разное, порою противоположное истолкование. Своё концентрированное выражение зрелая теория получает в методе. Поэтому философские теории могут выступать методологическими средствами для обоснования различных философских учений. Методы философии – это пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование. Метод (греч. – способ познания) – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой её форме. Понятии «методология» имеет два основных значения: 1. система определённых способов и приёмов, применяемых в т ой или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); 2. учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Основные методы философии: Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично, (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям, не осознаётся их единство). Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе). Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинных посылок (суждений) новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью не получение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как приём ораторского искусства. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространён в западной философии. Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 15 Функции философии Функции философии – это основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи и назначение. Философия характеризуется системой взаимосвязанных и дополняющих друг друга функций, которые предназначены для реализации всего сформировавшегося духовного потенциала в реальную действительность. Всё многообразие функций философии можно классифицировать по разным основаниям и в разные группы, каждая из которых предназначена для решения того или иного круга философских проблем и задач. По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы – мировоззренческие функции и методологические функции, которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность. Первая группа – мировоззренческая функции, предназначенные для формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире. Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни. Часто, когда речь идёт о мировоззрении, на первый план выдвигается его характеристика как обобщённой системы идей и взглядов на мир, человека, на его место в мире и т.д. Среди мировоззренческих функций следует отметить такие как: гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др. 1. гуманистическая функция – одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии. 2. информационно-отражательная функция предназначена для организации всеобщего субстанционального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр. 3. идеологическая функция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком направлении, которое ведёт к достижению поставленных целей, к решению проблем. 4. социально-нравственная функция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям. 5. художественно-эстетическая функция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием гармоничного единства и красоты. 6. аксиологическая (ценностная) функция (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть»ситом», через которое пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало Средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – XX вв. и др.). 7. практическая функция – связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека. Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 16 8. социальная функция – объяснять общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрывать противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствование общества. 9. культурно-транслирующая функция – связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества. 10. воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Вторая группа – методологические функции, которые предназначены для организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод – это особая форма знания о способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей и объектов окружающего мира. Метод всегда проявляется в том, что надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод. Выделение методологической функции как исходной обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания. Под методологией следует понимать систему исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности. Эти принципы заключаю в себе выраженные в общей форме представления о сущности мира и человека, о предельных основаниях их бытия, об отношении человека к миру и к себе. Какие же методологические основания философия открывает для деятельности человека. В широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет её мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение составляет неотъемлемую часть любой методологии. Прежде всего здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др. 1. логическая функция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении. 2. эвристическая функция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия. 3. селективная функция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношении в процессе деятельности. 4. интеграционная функция направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом. Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться Философия, её понимание, предмет, функции. Мировоззрение и его исторические типы. 17 несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом. 5. прогностическая функция –заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человек, природы и общества. 6. критическая функция, роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости, его модернизация, увеличение достоверности знания. Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации её результатов. Философия объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов. Подводя итог сказанному, следует отметить, что все функции философии раскрывают богатство и многообразие её возможностей в познании мира.
«Философия, ее предмет,структура,функции и роль в жизни человека и общества» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 293 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot