Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономический анализ

  • 👀 911 просмотров
  • 📌 872 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономический анализ» doc
Кафедра бухгалтерского учета и анализа ЛЕКЦИИ по учебной дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Тема 2. Метод и методика экономического анализа 1. Метод экономического анализа, его характерные черты. 2. Система показателей, используемых в экономическом анализе. 3. Классификация методов экономического анализа. 4. Типы факторных моделей и приемы их моделирования. 5. Методы обработки экономической информации. 6. Факторные приемы экономического анализа. 7. Методы комплексной оценки бизнеса. В.1. Метод экономического анализа, его характерные черты Если «предмет» отвечает на вопрос, что мы изучаем, то «метод» – как изучаем, какими способами и приёмами. В широком смысле метод - это способ подхода к изучению реальной действительности, способ исследования процессов и явлений. Всеобщим методом исследования является метод диа­лектики, означающий, что, во-первых, все явления изучаются во взаимосвязи и взаимообусловленности, во-вторых, все явления изучаются в движении, изменении и развитии. Под методом экономического анализа понимают диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. В применении к объекту исследования метод экономического анализа имеет ряд характерных особенностей: 1. Исследуется система экономических показателей, при по­мощи которых дается количественная оценка отдельных сторон хозяйственной деятельности организации. Система показателей формируется обычно или в ходе планирования экономической информации, а также в результате исчисления новых показателей в процессе самого анализа. 2. Система показателей изучается в их взаимосвязи, взаимо­зависимости, взаимообусловленности. Изучение взаимосвязи требует выявления соподчиненности показателей, выделения совокупного, результативного показате­ля и факторов, на него влияющих. Один и тот же показатель в разных ситуациях может выполнять роль как факторного, так и результативного показателя, в зависимости от цели и объекта анализа. В процессе анализа показатели-факторы целесообразно предварительно классифицировать по группам. Выявление основных, определяющих факторов позво­лит менеджеру найти эффективные рычаги управления эконо­мическим потенциалом организации. 3. Производится количественное измерение влияния факто­ров на совокупный показатель. Это далеко не всегда можно сделать легко, так как большинство факторов находится не в прямой функциональной зависи­мости, а в вероятностной, стохастической. Для того чтобы в по­следнем случае определить форму связи, следует провести стати­стическое наблюдение, накопить множество фактов, создать массив информации, обработать его, построить математическую модель. Таким образом, применение метода экономического анализа включает в себя несколько последовательных процедур: 1) определение системы показателей, описывающих объект исследования по выделенному направлению; 2) установление соподчиненности показателей; 3) выделение групп соподчиненных факторов; 4) выделение в группе факторов основных и второстепенных; 5) установление формы взаимосвязи между показателями; 6) выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи. Методология экономического анализа – это наука о методах экономического анализа, общие научные основы этих методов. В целом методы научного познания подразделяются на общенаучные и конкретно-научные. К общенаучным относятся методы, свойственные всем наукам: - наблюдение; - сравнение; - эксперимент; - анализ; - синтез; - моделирование; - формализация; - абстрагирование и т. д. Конкретно-научные методы свойственны отдельным наукам и не используются в рамках всех остальных. Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа. В.2. Система показателей, используемых в экономическом анализе Под системой показателей, характеризую­щей определенный экономический субъект или явление, понимается со­вокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих со­стояние и развитие данного субъекта или явления. Для практического использования разработан ряд требований, которым должна удовлетворять система показателей. Важнейшими требованиями, имею­щими методологическое значение, являются: необходимая широта охвата показателями системы всех сторон изучаемого субъекта или явления, взаимосвязь этих показателей, логическое развертывание одних показате­лей из других. Экономические показатели, ко­торые представляют систему, классифицируются на следующие группы: 1. По содержанию: количественные и качественные. Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных величин. Они могут быть как стоимостными, так и натуральными. Качественные показатели отражают уровень интенсивнос­ти использования ресурсов, величину показателя в расчете на еди­ницу. Количественные показатели относят к экстенсивным, а качественные - к интенсивным фак­торам. 2. По отраслевому признаку: общие и специфические. Общие показатели отражают результаты деятельности всех отраслей экономики, специфические - только особенности отдельных отраслей. 3. По степени синтеза: обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные). Обоб­щающие показатели характеризуют результативность работы, их рассматривают как итоговые показатели. Частные показатели от­ражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений; вспо­могательные используют в качестве дополнения для более полной характеристики объекта анализа. 4. По способу выражения: абсолютные и относительные. Абсолютные показатели в свою очередь делят на: - натуральные показатели, которые выражают величину явления в физических величинах измерения; - условно-натуральные показатели, которые применяются для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции разнообразного ассортимента (условные банки, условные пары обуви); - стоимостные показатели, которые показывают величину сложных по составу явлений хозяйственной жизни в денежном измерении. Относительные показатели показывают соотношение каких-либо двух абсолютных показате­лей и определяются они в процентах или коэффициентах. 5. По выражению причинно-следственных связей: факторные и результативные. Факторные показатели - это те, которые воздействуют на результат, т.е. результативные показатели. 6. По способу формирования: нормативные, плановые, учетные, отчетные, аналитические (оценочные). Нормативные показатели строго установлены и их выполнение обязательно. Пла­новые показатели - это прогнозируемые данные на перспективу. Они отражены в плановой документации: бизнес-планах, сметах (бюджетах), планах-прогнозах. Аналитические пока­затели образуются в результате углубленного изучения экономи­ческих явлений. В.3. Типы факторных моделей и приемы их моделирования Различают детерминированный и стохастический виды факторного анализа. Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, то есть результативный показатель может быть представлен в виде про­изведения, частного от деления или алгебраической суммы по­казателей, являющихся факторами детерминированной модели. Основные свойства детерминированного подхода к анализу: • определение детерминированной модели путем логиче­ского анализа; • наличие полной (жесткой) связи между показателями; • невозможность разделить результаты влияния одновре­менно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели; • изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде. Детерминированный факторный анализ проводится по этапам: 1) построение экономически обоснованной (с позиций факторного анализа) детерминированной факторной модели; 2) выбор приема анализа и подготовка условий для его вы­полнения; 3) реализация счетных процедур; 4) формулирование выводов. Таким образом, первоочередная задача факторного анализа состоит в построении модели, которая определяется путем логи­ческого анализа. Детерминированные модели могут быть разного типа: • аддитивные; • мультипликативные; • кратные; • смешанные. Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сум­му показателей. Мультипликативная модель представляет собой произведение факторов. Кратные модели представляют собой отношение факторов. Смешанные модели представляют собой комбинацию пере­численных моделей. Приемы моделирования детерминированных факторных систем. В отдельных случаях для изучения зависимости между показателя­ми и количественного измерения множества причин, повлияв­ших на результативный показатель, следует моделировать детерми­нированную факторную модель. Для этого используют следующие приемы моделирования: 1. Метод удлинения факторной системы. 2. Метод расширения факторной системы. 3. Метод сокращения факторной системы. В.4. Классификация методов экономического анализа Метод экономического анализа непосредственно связан с применением определённых (специфических) методических приёмов исследования. Множество технических приемов и способов, применяемых в экономическом анализе, может быть сгруп­пировано по нескольким признакам: • научному подходу; • характеру взаимосвязи между показателями; • степени сложности применяемого инструментария; • оптимизации. По научному подходу способы и приёмы экономического анализа условно можно разделить на две группы: - традиционные; - экономико- математические К традиционным приёмам экономического анализа относятся такие приёмы, которые находили применение почти с момента возникновения экономического анализа как науки: - использование абсолютных, относительных и средних величин; - метод сравнения; - метод статистических группировок; - графический метод; - индексный метод; - балансовый метод (метод балансовых увязок); - метод цепных подстановок; - метод разниц; - интегральный метод; - метод процентных чисел. К экономико-математическим методам относятся: - теория игр; - теория массового обслуживания; - динамическое программирование; - линейное программирование; - метод корреляционно-регрессионного анализа; - матричный метод; и т.д. Экономико-математические методы имеют более широкие аналитиче­ские возможности по сравнению с традиционными, так как обеспечивают более полный охват влияния факторов на результаты деятельности предприятия, по­вышают точность вычислений, позволяют решать многомерные и оптимизационные задачи, не выполнимые традиционными методами. Под экономическим факторным анализом понимается посте­пенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количе­ственно измеримых факторов, оказывающих влияние на измере­ние результативного показателя. По характеру взаимосвязи между показателями различают: - методы детерминированного анализа; - методы стохастического фак­торного анализа. Функционально-детерминированная связь - связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. Связь, при которой каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака (т.е. определенное статистическое распределение), — стохасти­ческая (вероятностная) связь. Соответственно типу связи анали­тические приемы и способы делятся на методы детерминиро­ванного факторного анализа и методы стохастического фактор­ного анализа. Простое перечисление способов в различных группировках показывает, что все они требуют применения математического аппарата различной степени сложности. По сложности применяемого инстру­ментария аналитические методы делятся на: - методы эле­ментарной математики; - методы высшей математики. Методы элементарной математики используются в обычных традиционных экономических расчетах при обосновании по­требностей в ресурсах, учете затрат на производство, разработке планов, проектов, при балансовых расчетах и т.д. Выделение методов классической высшей математики обусловлено тем, что они применяются не только в рамках других методов, например, методов математической статистики и математического про­граммирования, но и самостоятельно. Так, факторный анализ изменения многих экономических показателей может быть осу­ществлен с помощью дифференцирования и интегрирования. По признаку оптимальности все экономико-матема­тические методы (задачи) подразделяются на две группы: - оптими­зационные; - не оптимизационные. Если метод или задача позво­ляют искать решение по заданному критерию оптимальности, то этот метод относят в группу оптимизационных методов. В случае, когда поиск решения ведется без критерия оптимальности, соответствующий метод относят к группе неоптимизационных методов. По признаку получения точного решения все экономико-математические методы делятся на: - точные; - приближённые. Если алгоритм метода позволяет получить только единственное решение по заданному критерию оптимальности или без него, то данный метод относят к группе точных методов. В случае, когда при поиске решения используется стохастическая информация и решение задачи можно получить с любой степенью точности, используемый метод относят к группе приближённых методов. К группе приближённых методов относят и такие, при применении которых не гарантируется получение единственного решения по заданному критерию оптимальности. Выбор того или иного способа из перечисленных выше определяется целью анализа, требованиями к степени детализации (глубины) анализа, к точности результатов, характером взаимосвязи между показателями, характером аналитических задач. В.5. Методы обработки экономической информации Способ использования абсолютных, относительных и средних величин; способ сравнения; метод группировок и графический метод используются в экономическом анализе как способы обработки экономической информации. Способ использования абсолютных, относительных и средних величин. Анализ показателей, экономических процессов и явлений не возможен без использования абсолютных величин – объём производства (в стоимостном или натуральном выражении); объём продаж; размер расходов; сумма валового дохода и прибыли и т.д. В экономическом анализе абсолютные величины служат базой для исчисления средних и относительных величин, хотя в бухгалтерском учёте они являются основными. Первый шаг на пути анализа – это расчёт относительных величин. Относительные величины получают в результате сравнения двух показателей. Например, при определении % выполнения плана товарооборота фактический объём товарооборота делят на плановый товарооборот, и полученный результат умножают на 100. Относительная величина может быть выражена в %, если основание, или базу сравнения принять за 100; в форме коэффициента, если основание принять за 1, и относительная величина может быть выражена в промилле, если основание принять за 1000 (промилле широко применяется при анализе демографических данных, где рождаемость и смертность исчисляются на 1000 душ населения). Различают следующие относительные величины: - показатели выполнения плана; - показатели структуры; - показатели динамики и интенсивности развития. Средние величины применяют для характеристики качественно однородных явлений. Виды средних величин: средняя арифметическая простая; средняя арифметическая взвешенная; средняя квадратическая; средняя гармоническая; средняя геометрическая. Способ сравнения наиболее часто применяется в экономическом анализе, с него собственно и начинается анализ. Можно выделить следующие виды сравнения: - сравнение фактических отчётных данных с плановыми (абсолютное отклонение; % выполнения плана); - сравнение показателей в динамике (темп изменения; абсолютное отклонение); - сравнение показателей анализируемой организации со средними значениями по отрасли; - сравнение показателей анализируемой организации с соответствующими показателями конкурентов; - сравнение показателей анализируемой организации с наилучшими результатами; - сопоставление результатов различных управленческих решений с целью выбора оптимального решения; - сравнение результатов деятельности до и после принятия управленческих решений с целью оценки их эффективности. Различают одномерный и многомерный сравнительный анализ: - при одномерном сравнительном анализе сопоставляются один или несколько показателей одного объекта или несколько объектов по одному показателю; - при многомерном сравнительном анализе проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по нескольким показателям. Многомерный сравнительный анализ используется для определения рейтинга каждого предприятия в совокупности предприятий. Обязательным условием сравнения является сопоставимость показателей: - единство объёмных, стоимостных, качественных и структурных показателей; - единство периодов времени, за которые производится сравнение; - сопоставимость условий производства; - сопоставимость методики исчисления показателей. Построение аналитических таблиц Построение аналитических таблиц является одним из важнейших приемов проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности. Аналитическая таблица - это форма наиболее рационального, наглядного и систематизированного представления исходных данных, простейших алгоритмов их обработки и полученных результатов. Она представляет собой комбинацию горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). Остов таблицы, в котором заполнена текстовая часть, но отсут­ствуют числовые данные, называется макетом таблицы. Аналитические таблицы используются на всех этапах проведения ана­лиза финансово-хозяйственной деятельности: - на этапе подготовки исходных данных в таблице систематизируются исходные данные, осуществляется предварительная их группировка, рас­считываются отдельные промежуточные итоги и анализируются показа­тели; - на этапе аналитической обработки данных с помощью таблиц могут осуществляться конкретные вычисления, включая факторный анализ; - на этапе представления результатов анализа хозяйственной деятельно­сти в таблице осуществляется свод наиболее важных показателей, полу­ченных в результате анализа. Таким образом, таблицы, используемые в экономическом анализе, применяются для систематизации исходных данных, проведения аналитических расчетов и оформления результатов анализа. Использование таблиц при проведении аналитических процедур и представлении результатов анализа обеспечивает: - уменьшение объема исходных данных в отчетных документах (лучше привести их в виде таблицы, чем описывать массу чисел в тексте); - систематизацию данных и выявление закономерностей; - наглядность; - уменьшение объема аналитических записок. Построение макетов таблиц является важным этапом в проведении анализа, поэтому, прежде чем приступить к сбору данных, необходимо по возможности разработать все макеты аналитических и статистических таблиц, в которые будут заноситься исходные данные и результаты ана­лиза, Основные требования, предъявляемые к таблицам при оформлении ре­зультатов аналитических процедур, таковы: - не строить громоздких таблиц; целесообразно иметь в сказуемом не более 10 колонок (граф), а в подлежащем - 10-20 строк; - в заголовке таблицы должно быть кратко и точно отражено основное содержание таблицы, а также указано, к какому объекту и времени она относится; - таблица должна размещаться в тексте после первого упоминания о ней (на этом же листе или на следующем); любая таблица обязательно должна иметь по крайней мере однократное упоминание о ней в тексте (т.е. ссыл­ку на нее); - наличие единиц измерения в таблице обязательно; - любая аналитическая таблица должна сопровождаться текстовыми вы­водами; при оформлении выводов необходимо руководствоваться прави­лом «от общего к частному», т.е. сначала анализировать общий итог, а затем переходить к промежуточным итогам и отдельным показателям. Группировка – позволяет изучить экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружит те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям. Нельзя группировать явления по случайным признакам, поэтому объединение явлений в однородные группы должно происходить на основе научной классификации. С помощью экономического анализа устанавливается причинная связь, взаимозависимость и взаимообусловленность, основные причины и факторы, а затем – характер их влияния на основе построения групповых таблиц. Группировка используется, как правило, в средних и центральных звеньях управления. Группировки разделяют на: - типологические; - структурные; - аналитические. Например, примером типологической группировки служит разделение по объектам изучения как самих предприятий по какому – либо признаку, так и выделение однотипных хозяйственных операций. Структурные группировки предназначены для изучения структуры и состава совокупности, происходящих в них сдвигов относительно выбранного признака. Аналитические группировки по существу охватывают типологические и структурные группировки, предназначены для выявления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми явлениями, показателями и объектами. Аналитические группировки предназначены для изучения взаимосвязи между двумя и более показателями. Один из показателей при этом рассматривается как результативный, а остальные – как факторные. Групповые таблицы можно строить как по одному признаку (простые группировки), так и по нескольким признакам (комбинационные группировки). Графический способ отражения тенденций изменения функции от аргументов также широко используется в экономическом анализе. Графики представляют собой масштабное изображение функций, показателей, чисел с помощью геометрических знаков, линий, прямоугольников, кругов или условно-художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение, доходчивы и понятны читателю. В отличие от табличного материала график даёт обобщающие тенденции развития анализируемого явления, позволяет образно отобразить закономерности. Основные формы графиков, которые используются в экономическом анализе – это диаграммы. Они по своей форме бывают: - столбиковые; - полосовые; - круговые; - квадратные; - линейные; - фигурные. По содержанию различают диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля и т.д. Диаграммы сравнения показывают соотношения разных объектов по какому-либо показателю. Наиболее простыми и наглядными графиками для сравнения величин показателей являются столбиковые и полосовые диаграммы. Для их построения используют прямоугольную систему координат. На оси абсцисс размещают основу столбцов одинакового размера для всех объектов. Высота каждого столбца должна быть соразмерной величине показателя, который нанесён в соответствующем масштабе на ось ординат. Полосовые диаграммы размещают по горизонтали: основу полос размещают на оси ординат, а масштаб на оси абсцисс. Иногда диаграммы сравнения представляют в виде квадратов или кругов, площадь которых пропорциональна величине соответствующих показателей. В фигурных диаграммах соотношения объектов представляются в виде условно-художественных фигур. Когда они хорошо выполнены, то обращают на себя внимание, делают информацию более доходчивой. Структурные (секторные) диаграммы позволяют отобразить состав изучаемых показателей, удельный вес отдельных частей в общей величине показателя. В структурных диаграммах показатели изображаются в виде разбитых на секторы геометрических фигур (квадратов, кругов), площадь которых берётся за 100 или 1. Площадь сектора определяется удельным весом части. Диаграммы динамики предназначены для отображения изменений явлений за определённые промежутки времени. Для этой цели могут использоваться столбиковые, круговые, квадратные, фигурные и др. графики, но чаще используются линейные графики. Динамика на таком графике представляется линией, которая характеризует непрерывность процесса. Для построения линейных графиков пользуются системой координат: на оси абсцисс откладывают периоды, а на оси ординат – уровни показателя за соответствующие отрезки времени, исходя из принятого масштаба. Линейные графики широко используются и при изучении связей между показателями (графики связи). На оси Х откладываются значения факторного признака, а на оси У – значения результативного. Линейные графики в наглядной и доходчивой форме отражают направление и форму связи. Графики контроля находят широкое применение в анализе при изучении сведений о ходе выполнения плана. В этом случае на графике будет две линии: плановый и фактический уровни показателя на каждый день или другой промежуток времени. В.6. Факторные приемы экономического анализа Балансовый способ служит главным образом для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономи­ческих показателей, итоги которых должны быть тождественны­ми. Этот метод широко распространен в практике бухгалтерско­го учета, планирования, используется он также и в анализе. Балансовый метод применяется при анализе обеспеченности организации трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования. Как вспомогательное средство балансовый метод использует­ся в экономическом анализе для проверки исходных сведений, на основе которых проводится анализ, а также для проверки пра­вильности собственно аналитических расчетов. В частности, с его помощью устанавливается правильность определения вли­яния отдельных факторов на изменение результативного показателя. В детерминированном анализе алгебраическая сум­ма величины влияния отдельных факторов должна соответство­вать величине общего изменения результативного показателя. Если такая тождественность отсутствует, то это свидетельствует о неполном учете факторов или допущенных ошибках в расчетах. Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. Это моде­ли, например, построенные на основе товарного баланса: Он + П = Р + В + Ок, где Он - остаток товаров на начало периода; П - поступление товаров; Р - продажа товаров; В - прочее выбытие товаров; Ок - остаток товаров на конец периода. Для определения влияния изменения элементов товарного баланса на изменение продажи в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом, необходимо составить математическую модель следующего вида: Р = Он + П - В - Ок. Чтобы определить влияние отдельных элементов товарного баланса, необходимо рассчитать отклонение каждого показателя в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом. Абсолютная величина отклонения и будет являться размером соответствующего влияния, а направление влияние определяется с учетом математического знака отклонения и знака, с которым стоит соответствующий элемент товарного баланса в формуле продажи. Таким образом: ΔР(он) = ± Он; ΔР(п) = ± П; ΔР(в) = ± В; ΔР(ок) = ± Ок; ΔР(он) + ΔР(п) + ΔР(в) + ΔР(ок) = ΔР. Метод цепных подстановок является универсальным способом и используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показа­тель, который должен быть изо­бражен в виде алгебраической суммы, произведения или частного от деления одних показателей на другие или представлен комбинированной моделью. Сущность метода цепных подстановок состоит в последовательной заме­не показателей базисного периода на показатели отчетного периода. Следовательно, каж­дая подстановка связана с отдельным расчетом: чем больше по­казателей в расчетной формуле, тем больше расчетов. Степень влияния того или иного показателя выявляется после­довательным вычитанием: из результата второго расчета вычитается результат первого расчета, из результата третьего расчета - результат второго и т.д. В первом расчете все показатели факторной модели базисные, в последнем - фактические. Отсюда вытекает правило, за­ключающееся в том, что число расчетов всегда на единицу больше, чем количество факторов в расчетной формуле. При определении влияния двух факторов (двух показателей) делают три расчета, трех фак­торов - четыре расчета, четырех факторов - пять расчетов и т.д. При использовании метода цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность подстановки, так как ее произвольное изменение может привести к неправильным резуль­татам. В практике анализа в первую очередь выявляется влияние количественных показателей, а потом - качественных. Так, если требуется определить степень влияния численности работников и производительности их труда на изменение объема товарооборота, то сначала устанавливают влияние количественного пока­зателя - численности работников, а потом качественного - произ­водительности их труда Прежде чем приступить к расчетам, необходимо: во-пер­вых, выявить четкую взаимосвязь между изучаемыми показателя­ми и выразить математическую зависимость результативного показателя от соответствующих факторов; во-вторых, разграничить количественные и качественные по­казатели; в-третьих, правильно определить последовательность под­становки в тех случаях, когда имеется несколько количественных и качественных показателей (основных и производных, первичных и вторичных). Произвольное изменение последовательности подстановки ме­няет количественную весомость того или иного показателя. Чем значительнее отклонение фактических показателей от базисных, тем больше различий в оценке факторов, исчисленных при разной последовательности подстановки. Рассмотрим на примере мультипликативной двухфакторной модели метод цепных подстановок: А = В х С, где В - количественный фактор, С - качественный фактор. 1 расчет: В0 х С0 = А0; 2 расчет: В1 х С0 = А2; 2 расчет - 1 расчет: А2 - А0 = ∆А(в); 3 расчет: В1 х С1 = А1; 3 расчет - 2 расчет: А1 - А2 = ΔА(с). ∆А(в) + ΔА(с) = ΔА. Метод абсолютных разниц является разновидностью метода цепных подстановок. Для определения влияния факторов в двухфакторной мультипликативной модели необходимо использовать следующие правила: 1. Для определения величины влияния количественного фактора необходимо отклонение по количественному показателю, умножить на качественный показатель базисного периода. 2. Для определения величины влияния качественного фактора, необходимо отклонение по качественному показателю, умножить на количественный показатель отчётного периода. Рассмотрим на примере мультипликативной двухфакторной модели метод абсолютных разниц: А = В х С, где В - количественный фактор, С - качественный фактор. ∆А(в) = ΔВ х С0; ΔА(с) = ΔС х В1; ∆А(в) + ΔА(с) = ΔА. Метод относительных разниц применяется для измерения влияния факторов в мультипликативной модели на прирост результативного показателя в тех случаях, когда исходные данные содержат уже определенные ранее темпы изменения факторных показателей в процентах или коэффициентах. Данный метод удобно применять в тех случаях, если требуется рассчитать влияние большого количества факторов (10 и более). Для расчета влияния первого фактора необходимо базисную величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженного в процентах, и результат разделить на 100. Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к базисной величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора, затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах, и результат разделить на 100. Влияние третьего фактора определяется аналогично: к базисной величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счет первого и второго факторов, и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора, и результат разделить на 100 и т.д. Рассмотрим на примере мультипликативной двухфакторной модели метод относительных разниц: А = В х С; ∆А(в) = (А0 х ΔВ%) : 100; ΔА(с) = ((А0 + ∆А(в)) х ΔС%) : 100; ∆А(в) + ΔА(с) = ΔА. Интегральный метод более точно позволяет определить влияние отдельных факторов на анализируемый показатель. Особенностью интегрального метода является то, что он даёт общий подход к решению разных задач, независимо от количества элементов (факторов), входящих в систему и формы связи между ними. Для облегчения решения задач разработаны алгоритмы определения влияния факторов для разных видов факторных систем. Для мультипликативной двухфакторной модели: А = В х С. ∆А(в) = ½ΔВ х (С0 + С1); ΔА(с) = ½ΔС х (В0 + В1); ∆А(в) + ΔА(с) = ∆А. Для мультипликативной трёхфакторной модели: А = В х С х Д. ∆А(в) = ½ΔВ х (С0 х Д1+С1х Д0)+⅓ΔВ х ΔС х ΔД; ΔА(с) = ½ΔС х (В0 х Д1+В1 х Д0)+⅓ΔВ х ΔС х ΔД; ΔА(д) = ½ΔД х (В0 х С1+В1 х С0)+⅓ΔВ х ΔС х ΔД; ∆А(в) + ΔА(с) + ΔА(д) = ∆А. Для кратной модели: А = В : С. ∆А(в) = (ΔВ : ∆С) х ln|С1 : С0|; ΔА(с) = ΔА - ∆А(в); ∆А(в) + ΔА(с) = ∆А. Метод процентных чисел используется для определения влияния структурных сдвигов в реализации товаров на изменение основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации (среднего уровня издержек обращения, среднего уровня валового дохода, среднего уровня рентабельности продаж). Метод процентных чисел предполагает 2 способа расчета влияния факторов: - с использованием метода цепных подстановок; - с использованием метода разниц. 1-й способ. Например, для определения влияния структурных сдвигов в реализации товаров и прочих факторов на изменение среднего уровня издержек обращения необходимо определить три средних уровня издержек обращения. 1. Базисный средний уровень издержек обращения (Уио0). Для его нахождения базисную структуру товарооборота (удельный вес соответствующего товара или товарной группы в %) следует умножить на соответствующий базисный уровень издержек обращения в %, затем сумму процентных чисел разделить на 100. 2. Расчетный средний уровень издержек обращения (УиоР). Для его нахождения отчетную структуру товарооборота (удельный вес соответствующего товара или товарной группы в %) следует умножить на соответствующий базисный уровень издержек обращения в %, затем сумму процентных чисел разделить на 100. 3. Отчетный (фактический) средний уровень издержек обращения (Уио1). Для его нахождения отчетную структуру товарооборота (удельный вес соответствующего товара или товарной группы в %) следует умножить на соответствующий отчетный уровень издержек обращения в %, затем сумму процентных чисел разделить на 100. Чтобы определить влияние структурных сдвигов в реализации товаров на изменение среднего уровня издержек обращения (∆Уио(стр. т/о)), необходимо из среднего расчетного уровня издержек обращения вычесть средний базисный уровень издержек обращения: ∆Уио(стр. т/о) = УиоР - Уио0. Чтобы определить влияние прочих факторов на изменение среднего уровня издержек обращения (∆Уио(пр. ф.)), необходимо из среднего отчетного уровня издержек обращения вычесть средний расчетный уровень издержек обращения: ∆Уио(пр. ф.) = Уио1 - УиоР. Проверка правильности расчетов устанавливается следующим образом: ∆У = ∆Уио(стр. т/о) + ∆Уио(пр. ф.). 2-й способ. Чтобы определить влияние структурных сдвигов в реализации товаров на изменение среднего уровня издержек обращения, необходимо отклонения в структуре товарооборота в % умножить на соответствующие базисные уровни издержек обращения в %, затем сумму процентных чисел разделить на 100. Чтобы определить влияние прочих факторов на изменение среднего уровня издержек обращения, необходимо из отклонения среднего отчетного уровня издержек обращения от его базисного значения вычесть найденное влияние структурных сдвигов в реализации товаров. В.7. Методы комплексной оценки бизнеса Для получения обобщающих комплексных оценок используются различные методы детерминированной и стохастической комплексной оценки. Сущность метода сумм основана на расчете интег­рального показателя комплексной оценки в результате суммирования темповых значений заданных показателей анализируемых объектов, рассчитанных в результате сопоставления фактических и прогнозных значений (данных предыдущего периода). Недостатком метода сумм является возможность высокой оценки результатов по интегральному показателю при значи­тельном отставании по какому-либо частному показателю, которое покрывается за счет высоких достижений по другим частным показателям. В определенной степени этот недоста­ток может быть ликвидирован, если наряду с единым интег­ральным показателем рассчитывать два дополнительных по­казателя, отражающих отдельно сумму положительных и сумму отрицательных отклонений значений частных показателей от базы сравнения. Метод геометрической средней предполагает расчет коэф­фициентов для оцениваемых показателей, получаемых в результате пересчета их значений к наиболее высокому уровню, принимаемому за единицу. Интегральный показатель определяется по формуле геометрической средней значений данных коэффициентов. Этот метод целесообразно применять при относительно малом числе оцениваемых показателей и в случае, если боль­шинство их значений близко к единице. В отдельных случаях используется метод коэффициентов, ког­да оценка получается умножением соответствующих коэффи­циентов, что практически не отличает его от метода средней геометрической. Метод суммы мест предполагает предварительное ран­жирование всех участвующих в оценке объектов по отдельным показателям. Каждому показателю соответствует новый параметр, определяющий место каждого среди других показателей. Далее составляется таблица баллов, на основе которой рассчитывается конкретное значение обобщающей оценки. Следует отметить, что применение указанных выше методов комплексной оценки возможно только в случае одно­направленности влияния всех оцениваемых параметров на эф­фективность деятельности исследуемых объектов. В основе метода расстояний лежит учет близости участвующих в комплексной оценке объектов к объекту-эталону, принимаемому как условный объект с максимальными значениями по всем показателям. Расчет интегральной комплексной оценки проводится по формуле евклидового расстояния от точки эталона до конкретных значений показателей, участвующих в оценке объектов. Наименьшее значение интегрального показателя будет соответствовать наилучшему объекту, который наименее удален от точки эталона. Для оценки рейтинга субъектов хозяйствования довольно часто используется метод многомерного рейтингового анализа, методика которого выглядит следующим образом. 1. Обосновывается система показателей, с помощью которых будут оцениваться результаты хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, собираются данные по этим показателям, и формируется матрица исходных данных. Исходные данные могут быть представлены в виде моментальных показателей, отражающих состояние объекта исследования на определённую дату, и темповых показателей, характеризующих динамику его деятельности и представленных в виде коэффициентов роста. Возможно изучение одновременно и моментальных, и темповых показателей. 2. В таблице исходных данных определяется в каждой графе максимальный элемент, который принимается за единицу. Затем все элементы этой графы делятся на максимальный элемент объекта-эталона. В результате создаётся матрица стандартизированных коэффициентов (матрица координат). 3. Все элементы матрицы координат возводятся в квадрат. Если задача решается с учётом разного веса показателей, то полученные квадраты умножаются на величину соответствующих весовых коэффициентов, установленных экспертным путём, после чего результаты складываются по строкам (матрица взвешенных величин). 4. Полученные рейтинговые оценки размещаются по ранжиру, после чего определяется рейтинг каждого хозяйствующего субъекта. Первое место занимает тот объект исследования, которому соответствует наибольшая сумма. В дополнение к выше рассмотренным методам детерминированной комплексной оценки используются следующие методы стохастической оценки: метод двумерного шкали­рования, экспертно-статистические методы и метод компонент­ного анализа.
«Экономический анализ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 98 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot