Справочник от Автор24
Анализ хозяйственной деятельности

Конспект лекции
«Экономический анализ»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по анализу хозяйственной деятельности / Экономический анализ

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Экономический анализ», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Экономический анализ». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Экономический анализ», текстовый формат

1.1.1. Экономический анализ Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации. Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных выделим: • повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки; • объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов; • определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов; • контроль за осуществлением требований коммерческого расчета; • выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса; • проверка оптимальности управленческих решений. Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа (табл.1). На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко. В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.  Таблица   Классификация видов экономического анализа   Признак классификации Вид анализа По функциям управления Уровень информационного обеспечения • внутренний управленческий анализ • внешний финансовый анализ Содержание процесса управления • перспективный (предварительный) анализ • ретроспективный (последующий) анализ • оперативный анализ • итоговый (заключительный) анализ Характер объектов управления • анализ стадий расширенного воспроизводства • отраслевой анализ • анализ ведомств и предприятий • анализ составных элементов производства и производственных отношений Прочие виды классификации Субъекты анализа • анализ по заданию руководства и экономических служб • анализ по заданию собственников и органов управления анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов) Периодичность • годовой анализ • квартальный анализ • месячный анализ • декадный анализ • ежедневный анализ Содержание и полнота изучаемых вопросов • полный анализ • локальный анализ • тематический анализ Методы изучения объекта • комплектный анализ • системный анализ • сравнительный анализ • сплошной анализ • выборочный анализ Степень автоматизации работ • анализ с использованием ЭВМ • анализ без применения ЭВМ 1.2.1. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: • определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций; • установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих; • выявление формы взаимосвязи между факторами; • выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи; • количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель. Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа. Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики. К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы. Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др. Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).     Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики. Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая: • единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; • единство периодов времени, за которые производится сравнение; • сопоставимость условий производства; • сопоставимость методики исчисления показателей. Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов. Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.) Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья. Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках: где у– результативный показатель; x– факторы; Δу (хi) – отклонение результативного показателя за счет фактора хi. Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов: Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур. Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений. Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д. Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики. Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости. С помощью корреляции решаются две главные задачи: • составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии); • дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции). Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства. Математическое программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности. Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных. Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы. 1.2.2. Методика факторного анализа Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя. По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа. Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер. Основные свойства детерминированного подхода к анализу: • построение детерминированной модели путем логического анализа; • наличие полной (жесткой) связи между показателями; • невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели; • изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде. Различают четыре типа детерминированных моделей: Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид   К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях. Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой   Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации   где Ч - среднесписочная численность работников; CB - средняя выработка на одного работника. Кратные модели: Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) . ТОБ.Т:   где ЗТ - средний запас товаров; ОР - однодневный объем реализации. Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:   Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др. Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей. Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы. Если исходная факторная модель, а , то модель примет вид . Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число:   Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число. Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы: • место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя; • модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие; • при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены. Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов. Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потом изменяются два при неизменности остальных и т.д. В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:   где a0, b0, c0 - базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у; a1 , b1, c1 - фактические значения факторов; ya, yb, - промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно. Общее изменение у=у1–у0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:   Рассмотрим пример:   Таблица 2   Исходные данные для факторного анализа Показатели Условные обозначения Базисные значения (0) Фактические значения (1) Изменение Абсолютное (+,- ) Относительное (%) Объем товарной продукции, тыс. руб. ТП 2920 3400 +480 116,40 Количество работников, чел Ч 20 25 +5 125,00 Выработка на одного работающего, тыс. руб. СВ 146 136 -10 93,15   Анализ влияния на объем товарной продукции количества работников и их выработки проведем описанным выше способом на основе данных табл.2. Зависимость объема товарной продукции от данных факторов можно описать с помощью мультипликативной модели: Тогда влияние изменения величины количества работников на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле: Далее определим влияние изменения выработки работников на обобщающий показатель   Таким образом, на изменение объема товарной продукции положительное влияние оказало изменение на 5 человек численности работников, что вызвало увеличение объема продукции на 730 тыс. руб. и отрицательное влияние оказало снижение выработки на 10 тыс. руб., что вызвало снижение объема на 250 тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению объема продукции на 480 тыс. руб. Преимущества данного способа: универсальность применения, простота расчетов. Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки: • при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов; • если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа. Под количественным факторами при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырья и т.д.). Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.). Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки: 1.2.3. Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных и смешанных моделях вида у = (а – в) . с. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах. Для мультипликативных моделей типа у = а . в . с методика анализа следующая: • находят относительное отклонение каждого факторного показателя:   • определяют отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора Пример. Воспользовавшись данными табл. 2, проведем анализ способом относительных разниц. Относительные отклонения рассматриваемых факторов составят: Рассчитаем влияние на объем товарной продукции каждого фактора: Результаты расчетов те же , что и при использовании предыдущего способа. Интегральный метод позволяет избежать недостатков, присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов по распределению неразложимого остатка по факторам, т.к. в нем действует логарифмический закон перераспределения факторных нагрузок. Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Операция вычисления определенного интеграла решается с помощью ПЭВМ и сводится к построению подынтегральных выражений, которые зависят от вида функции или модели факторной системы. Можно использовать также уже сформированные рабочие формулы, приводимые в специальной литературе 4: 2.1.1. Анализ формирования и выполнения производственной программы Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг. Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы: 1. Анализ формирования и выполнения производственной программы; 1.1. Анализ объема продукции; 1.2. Анализ ассортимента продукции; 1.3. Анализ структуры продукции; 2. Анализ качества продукции; 3. Анализ ритмичности производства; 4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции. Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.) Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах. Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства. Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.   В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным. Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных. В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты. Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы: • пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции); • корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом: Jц =  VВП1Ц0 :  VВП0 Ц0 , где VВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении; VВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении; Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде. Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле ВП1ЦП = ВП1 : Jц , где ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении. С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу. 2.1.2. Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.4).   Таблица   Динамика товарной продукции Год Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб Темпы роста, % Базисные Цепные     Тб=ТПi/ТПо х 100% Тц= ТПi /ТПi-1 х 100% где ТПi-1; ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно; ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения. На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции: Тпр = Тср – 100. 2.1.3. Анализ ассортимента продукции Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту. Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ. Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент. Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру. Анализ выполнения плана по ассортименту рассмотрим на примере табл..   Таблица   Выполнение плана по ассортименту Изделие ТП в план. ценах, тыс. руб. Выполнение плана, % ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. План. Факт. А 28800 25200 87,5 25200 В 33600 33264 99,0 33264 С 19200 23176 120,7 19200 Итого: 81600 81640 100,049 77664 Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться: • по способу наименьшего процента (для нашего примера – 87,5%); • по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%); • по способу среднего процента по формуле ВПа = ВПn : ВП0 х 100%, где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %; ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; ВП0 - плановый выпуск продукции. Для нашего примера ВПа = 77664 : 81600 х 100% = 95,2%. При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен. Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.). 2.1.4. Анализ структуры продукции Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр. Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле ВПс = ВП1 – ВП1, 0 , где ВПс – изменения объема выпуска продукции за счет структуры; ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре; ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре. Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции (табл.7) или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.   Таблица   Анализ структуры продукции Изделие Опт. цена за единицу продукции, руб. Объем производства продукции в натуральных измерителях Товарная продукция в ценах плана, тыс. руб. Изменение ТП за счет структуры, тыс. руб.     План. Факт. План. Факт пересчи-танный на план. структуру Факт.   1 2 3 4 5 6 7 8= 7-6   А 500 57600 50400 28800 28900 25200 - 3700   В 600 56000 55470 33600 33717 33282 -435   С 700 27430 35650 19201 19267 24955 5688   Итого:   141030 141520 81601 81884 83437 1553     Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,003474 (141520 : 141030), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб (28800 : 1, 003474). Как показывают данные табл.7, отклонение за счет изменения структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб. При использовании средних цен расчет производится по формуле ВПс = (Ц1 – Цо) . VВП1, где Ц1, Цо - средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно, VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.    Анализ качества продукции Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества. К обобщающим показателям качества относят: - удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска; - удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; - удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; - удельный вес аттестованной продукции. Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость). Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д. В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений. Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству. Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции. Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П). Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид ВП = (Ц1- Цо) . VВПК ; В = (Ц1- Цо) . РПК П = [ (Ц1- Цо) . VВПК] – [ (C1- Cо) . РПК], где Цо, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества; Со, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества; VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества; РПК - количество реализованной продукции повышенного качества. Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя). Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции. Пример. 1. Себестоимость забракованной продукции - 500 тыс. руб. 2. Расходы по исправлению брака - 80 тыс. руб. 3. Стоимость брака по цене возможного использования - 150 тыс. руб. 4. Сумма удержания с виновных лиц - 10 тыс. руб. 5. Потери от брака (стр1 + стр2 – стр3 – стр4) 420 Для определения потерь продукции нужно знать фактический уровень рентабельности. Путь для нашего примера стоимость товарной продукции в действительных ценах составляет 104300 т. руб., а ее себестоимость 94168 тыс. руб. Тогда фактический уровень рентабельности: (104300 - 84168)/ 84168 . 100 = 23,9%. Потери товарной продукции: 420 . 1,239 = 520, 38 тыс. руб. После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.   . Анализ ритмичности выпуска продукции Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом. Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль. Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят: - коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0: Крит. = VВП1,0 : VВП0 ; - коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д. ) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску() где n – число суммируемых плановых заданий. Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др. В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют: а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции; б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства. В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.   . Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста. На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы (рис.1). Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II , где РП - объем реализованной продукции; ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно; ВП - объем выпуска продукции за период. Рис.1. Модель факторной системы объема реализации продукции Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Экономический анализ

Экономический анализ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИКИ В ЭНЕРГЕТИКЕ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАФЕДРА Э...

Автор лекции

Демченко Н.Л.

Авторы

Экономический анализ

Экономический анализ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ) Учетно-экономический факультет Кафед...

Автор лекции

Следнева О. О.

Авторы

Экономический анализ

Экономический анализ

Кафедра бухгалтерского учета и анализа ЛЕКЦИИ по учебной дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬ...

Экономический анализ

Экономический анализ

Экономический анализ Цели, задачи, принципы эконом анализа. Анализ (от греч. analisis) — расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы...

Экономический анализ

Экономический анализ

2. КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ Содержание Раздел 1. Основы теории экономического анализа Раздел 2. Анализ финансовой отчетности предприятия Раздел 3. Комплекс...

Экономический анализ

Экономический анализ.Содержание экономического анализа

Лекция1 «Эк анализ». Предмет, задачи и цели дисциплины 1. Содержание экономического анализа 1. Изучение явлений природы и общественной жизни невозможн...

Бухгалтерский учет и аудит

Основные понятия экономического анализа. Методика экономического анализа. Азы экономической информации. Шаги экономического анализа

НВУЗ АНО «Региональный финансово-экономический институт» УЧЕТ И АНАЛИЗ (Четвертая лекция) ___________________________ http://elearning.rfei.ru Содержа...

Экономический анализ

Экономический анализ как наука

Краткий конспект лекций по дисциплине «Экономический анализ» 1. Экономический анализ как наука. 2. Экономический анализ и теория познания. 3. Экономич...

Экономический анализ

Основы экономического анализа

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ» ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ В ЭНЕРГЕТИКЕ И ПРОМЫШЛЕННОС...

Автор лекции

Смирнова Д.А.

Авторы

Экономический анализ

Экономический анализ предприятия

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ» ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ В ЭНЕРГЕТИКЕ И ПРОМЫШЛЕННОС...

Автор лекции

Смирнова Д.А.

Авторы

Смотреть все