Диагностика физического состояния населения в оздоровительной физической культуре
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 8. Диагностика физического состояния населения в оздоровительной физической культуре
На лекции рассматриваются следующие вопросы:
• Предварительный, оперативный, текущий, этапный и итоговый контроль.
• Специальный контроль. Педагогические рекомендации занимающимся ДА.
По срокам и целевому назначению различают предварительный , оперативный, текущий, этапный и итоговый виды контроля.
1.Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и определенной готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению того учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют определять учебные задачи, средства и методы их решения.
2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия /урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках, к повторному прохождению отрезка лыжной дистанции и т.п.) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.
Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом. Важно определить величину и направленность биохимических сдвигов в организме спортсмена, установив тем самым соотношение между параметрами физической и физиологической нагрузки тренировочного упражнения. Функции оперативного контроля связаны с диагностикой эффективности тренировки, определением лимитирующих факторов и внесением соответствующих корректив в программу подготовки занимающихся.
3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.
Текущий контроль проводится для регистрации и анализа текущих изменений функционального состояния организма (каждодневных, еженедельных, серии тренировочных занятий, тренировочных микроциклов) Важнейшей его задачей является оценка степени утомления и восстановления занимающегося после предшествующих нагрузок, его готовности к выполнению запланированных тренировочных нагрузок, недопущение переутомления.
4. Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра, проводится по окончании года обучения или в завершении пятилетнего цикла. Он предусматривает регистрацию, накопление и анализ интегральных показателей, характеризующих степень достижения главной цели этапа подготовки. Оцениваются долговременные морфофункциональные перестройки в организме занимающихся - как результат длительной подготовки.С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования ФН занимающихся.
5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов и т.п.) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.
Специальный контроль
Определение состояния здоровья и потенциальных возможностей различных систем организма как исходных условий для оздоровительных занятий – весьма важная задача, решение которой требует участия, как специалистов - инструкторов так и врачей, знающих специфику конкретной системы оздоровительных занятий.
На первом этапе существует особый подход к оценке состояния здоровья занимающихся и допуска к занятиям:
-составление личной карты (анкеты);
-анамнез, проводимый инструктором и включающий сведения о нарушениях в состоянии здоровья, признаках и симптомах проявления, образе жизни и ее условиях и т.п.;
-составление медицинской карты (включающей личные и семейные характеристики);
-заполнение социокарты;
-составление психограммы.
Например, в оздоровительном фитнесе широко применяется метод анкетирования с использованием разного рода вопросников. Условно можно выделить 4 части анкетной информации:
1-я часть – общая информация: фамилия, имя, адрес, пол, дата рождения; наличие страховой карты, рабочая нагрузка в неделю (часы), характер работы (сидя, стоя, в движении, продолжительность фиксации отдельных поз и т.д.), определение лиц для оказания требующейся помощи.
2-я часть – медицинские сведения: наличие родственников до 50 лет (живых и умерших), дата последнего медицинского осмотра, дата последней оценки физического состояния, перенесенные операции, заболевания с вмешательством врача, принимаемые лекарства за последние 6 месяцев, частота обращения к врачу и симптомы заболевания.
3-я часть – факторы, влияющие на здоровье и образ жизни: курение (что, сколько, как часто), регулярность занятий физическими упражнениями (режим), возможность быстро пройти 6,5 км без усталости, пробежать трусцой 5 км, масса тела (в настоящее время, год назад).
4-я часть – черты характера: нетерпеливость, возбудимость, затруднения в двигательной деятельности, реактивность в экстремальных ситуациях, адаптация к психологическим нагрузкам и др.
Для примера – анкета-вопросник, основанная на самооценке своего состояния по альтернативной схеме ответов «да – нет»:
имеются ли сведения врача о нарушениях ССС
случались ли боли в области сердца, груди
были ли случаи потери сознания и головокружения (как часто)
случались ли нарушения кровяного давления, травмы опорно-двигательного аппарата (кости, связки, суставы, мышцы)
есть ли причины отказа от занятий физическими упражнениями
есть ли отклонения в состоянии здоровья, связанные с возрастом
привычна ли для Вас физическая нагрузка.
Анализ ответов на вопросы анкеты даёт возможность определить условно степень готовности клиента к занятиям и при этом:
1. если есть хотя бы один положительный ответ, требуется консультация врача;
2. если все ответы отрицательны, то это означает, что имеется готовность к занятиям низкой интенсивности и возможность последующей оценки по стандартным методикам;
3. при временном (нестойком) недомогании желательно воздержание от занятий на ближайшие несколько дней (неделю);
4. в случае допуска к первому этапу занятий возможны две их формы:
а) неограниченная двигательная активность с соответствующим режимом,
б) конкретные ограничения (по характеру, интенсивности, напряжённости, объёму) упражнений с постоянным контролем за состоянием здоровья.