Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Анализ среды предприятия

  • 👀 635 просмотров
  • 📌 581 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Анализ среды предприятия» pdf
2. АНАЛИЗ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Среда предприятия Внешняя макросреда Сферы 1. Экономическая и финансовая 2. Научнотехническая и технологическая внешней 3. Социальнополитическая макросреды 4.Природноге ографическая и коммуникационная 5. Организационноуправленческая 6. Нормативноправовая Внешняя конкурентная микросреда 2. Потенциальные (новые) конкуренты 4. Поставщики 1. Конкуренты внутри отрасли 5. Потребители 3. Производители продуктовзаменителей Внутренняя среда (потенциал ~ стратегия ~ цели фирмы) 5. Блок управления 3. Ресурсный блок 2. Функциональный блок (производственные функции фирмы) 4. Организационный блок 1 1. Продуктовый блок Наиболее применимые методы оценки внешней среды фирмы Методы Группы 1. Группа методов прогнозирования (для разработки будущих тенденций/трендов или выявления существенных вероятных переменных, необходимых при использовании анализа) Виды экстраполяция множественная регрессия сценарии метод "Дельфи" анализ угроз и возможностей (SWOT) 2. Группа методов моделирования модель "затраты(позволяют построить модель, ковыпуск" торая даст возможность получать стохастические различные варианты будущего, из- модели (сетевой меняя входные параметры в рамках граф и другие) этой модели) Уровень динамизма внешней среды низкий средний высокий + + + + + + + + + + Методы оценки потенциала предприятия Оценка потенциала (внутренней среды) предприятия важно правильно расставить значимость факторов на основе их ранжирования для конкретного объекта исследования общие анкеты блоковых оценок вопросники детализация параметров анкеты Еврейская притча «Тухлая рыба» Некто послал слугу на базар купить рыбу. Купленная рыба оказалась тухлой. За это хозяин предложил слуге одно из трёх наказаний: либо съесть рыбу, либо получить сто ударов, либо заплатить сто мин. - Съем рыбу, — выбрал слуга. Принялся есть, но не успел окончить, как ему сделалось дурно. - Нет,— заявил он, — лучше уж получить сто ударов. На шестидесятом ударе он почувствовал, что больше ему не выдержать. - Остановитесь! — закричал он. — Плачу сто мин. Оказалось — он и тухлой рыбы наелся, и бит был, и денег лишился. Мораль: Как важно выбрать приоритетность и правильно определить уровень значимости того или иного фактора. 2 Последовательность оценки потенциала предприятия Анкета блоковых оценок 1 1. Экспертным путем по шкале оценивается уровень состояния факторов 2. Итоговые оценки (ИО) по каждому блоку и потенциалу в целом 3. Полученные итоговые оценки интерпретируются с использованием шкалы очень хорошее состояние, классифицируется как очень сильная сторона внутреннего потенциала 0,75 хорошее состояние, не требующее изменения, сильная сторона 0,5 среднее состояние, требующее некоторых ограниченных изменений 0,25 плохое состояние, требующее серьезных изменений, слабая сторона внутреннего потенциала очень плохое состояние, требующее радикальных преобразований, очень слабая сторона шкала оценок ИО = ΣЗ j* С j Греческая притча «Тройной фильтр» Однажды к Сократу пришёл знакомый и сказал: —Я сейчас расскажу тебе что-то, что я услышал об одном из твоих друзей. — Подожди минутку, — ответил Сократ. — Прежде, чем ты расскажешь мне что-то, это должно пройти тройной фильтр. Прежде, чем говорить о моём друге, ты должен профильтровать то, что ты собираешься рассказать. Первый фильтр — правда. Скажи, ты абсолютно уверен, что это правда? — Нет, — ответил знакомый, — я сам услышал об этом от других. — Значит, ты не уверен, что это правда. Теперь второй фильтр — добро. То, что ты собираешься рассказать о моём друге, содержит что-то хорошее? — Наоборот. Это что-то очень плохое. — Итак, ты хочешь сказать мне нечто, что может оказаться неправдой, да ещё и что-то плохое. Третий же фильтр — полезность. Смогу ли я лично извлечь какую-либо пользу из сказанного тобой? — В общем-то, нет, — ответил знакомый. — Что ж, если то, что ты хочешь мне рассказать, ни правдивое, ни хорошее, ни полезное, то зачем мне это знать? Так Сократ и не узнал, что Ксантиппа изменяла ему с лучшим другом. 3 Возможные целевые факторы для диагностики состояния потенциала предприятия 1. Оценка состояния продуктового блока 1. Состояние продуктового проекта 1 2. Состояние продуктового проекта 2 3. Состояние продуктового проекта … 4. Качество проектно-продуктового портфеля 2. Оценка состояния функционального блока 1. НИОКР 2. Опытно-экспериментальные работы 3. Производство 4. Маркетинг и сбыт (продажи) 5. Сервисные работы для потребителей 3. Оценка состояния блока управления 1. Общее руководство 2. Система управления 3. Стиль управления 4. Оценка состояния ресурсного блока 4.1. Материально-технические ресурсы (МТР) 1.1 Сырье, материалы, топливо и энергия, комплектующие 1.2 Площади и рабочие места, связь и транспорт 1.3 Оборудование и инструменты 4.2. Трудовые ресурсы 2.1 Состав и компетентность сотрудников 2.2 Состав и компетентность специалистов 2.3 Состав и компетентность руководителей 4.3. Информационные ресурсы 3.1 Научно-информационные ресурс, научно-технический задел, патенты, «ноу-хау», обеспеченность научно-технической информацией 3.2 Экономическая информация 3.3 Коммерческая информация 4.4. Финансовые ресурсы 4.1 Соотношение собственных и заемных средств 4.2 Оборотные средства 4.3 Средства на зарплату Итоговая оценка состояния ресурсного блока 1 Материально-технические ресурсы 2 Трудовые ресурсы 3 Информационные ресурсы 4 Финансовые ресурсы 5. Оценка состояния организационного блока 5.1. Организационная структура 1.1 Конфигурация структуры: состав и подчиненность звеньев, диапазон и количество уровней управления 1.2 Функции: состав и качества разделения труда 1.3 Связи: качество внутренних и внешних, вертикальных и горизонтальных, прямых и обратных связей 1.4 Отношения: качество разделения прав и ответственности по звеньям, исполнителям 1.5 Состояние стратегических хозяйственных центров (бизнес – единиц) 4 1.6 Состояние инфраструктуры 5.2. Технология процессов по всем функциям и проектам 2.1 Прогрессивность (современность) используемых технологий и методов 2.2 Уровень автоматизации 5.3. Организационная культура 3.1 Коммуникационная система и язык общения 3.2 Традиции, опыт и вера в возможности фирмы 3.3 Трудовая этика и мотивирование Компоненты организационного блока 1 Организационная структура 2 Технология процессов 3 Организационная культура Анализ внешней микросреды Анализ внешней микросреды Объект исследования Предмет исследования Таблица сферы микросреды характер и степень влияния состояния сфер на цели и стратегии фирмы на протяжении всего периода достижения целей и реализации потенциальные (новые) конкуренты производители продуктов-заменителей Анализ возможных факторов влияния конкуренты внутри отрасли сила влияния потребители характер влияния положительный отрицательный поставщики 5 Модель 5 сил конкуренции по Портеру Внутриотраслевая конкуренция Потребители Поставщики Потенциальные (новые) конкуренты Товары-заменители Шкала оценки силы влияния факторов внешней микросреды на цели фирмы Оценка +2 Значение состояние данного компонента, параметра внешней среды настолько отлично и приемлемо, что позволяет полностью использовать имеющийся потенциал; рассматривается как отличная возможность для использования потенциала +1 состояние данного компонента, параметра хорошее, что создает некоторую возможность для использования потенциала состояние данного компонента, параметра ненадежно – угрозы пока нет, но требуется наблюдение за его динамикой -1 состояние данного компонента, параметра вызывает тревогу, отрицательно влияет на потенциал, классифицируется как некоторая угроза организации -2 состояние данного компонента, параметра угрожающее Итоговая получают путем суммирования частных оценок по факторам с оценка учетом знака с их последующим усреднением 6 Возможные целевые факторы для оценки состояния и влияния конкурентной среды на цели и потенциал фирмы по Баранчееву Факторы для оценки состояния и влияния внутриотраслевой конкуренции на цели фирмы 1. Состав (доли рынка), цели и намерения конкурентов 2. Методы реализации товарной политики конкурентов 3. Динамика цен конкурентов 4. Сбытовая сеть и средства стимулирования реализации 5. Финансовая стабильность конкурентов Факторы для оценки состояния и влияния новых конкурентов на цели и потенциал фирмы 1. Масштаб производства, уровень отраслевой себестоимости и стандартизации 2. Степень дифференцированности продукции 3. Доступность каналов распределения (сбыта) продукции 4. Потребность в дополнительных капитальных вложениях 5. Консерватизм существующей системы поставок 6. Факторы, определяющие высокий уровень себестоимости отраслевых предприятий, не связанные с масштабом производства Факторы для оценки состояния и влияния производителей товаров-заменителей на цели фирмы 1. Количество эффективных заменителей производимого товара 2. Объем производства товаров-заменителей 3. Разница в ценах между изделием-оригиналом и товаромзаменителем в пользу последних 4. Противозаконная имитация и дублирование известных товаров, марок, марочных названий и товарных знаков Факторы для оценки состояния и влияния поставщиков комплектующей продукции на цели фирмы 1. Количество поставщиков 2. Потребление отраслью продукции поставщиков 3. Роль комплектующих в продукции фирмы 4. Наличие заменителей поставляемой продукции 5. Дифференцирование поставляемой продукции Факторы для оценки состояния и влияния потребителей (покупателей) продукции на цели фирмы 1. Объем продукции, приобретаемый потребителями 2. Доля бюджета потребителя, занимаемая продукцией 3. Степень стандартизации продукции 4. Экономическое положение потребителей 5. Степень вертикальной интеграции производства у потребителя 6. Влияние продукции фирмы на качество продукции потребителя 7. Обеспечение потребителя информацией о продукции 8. Уровень организации потребителей Итоговая оценка влияния потребителей 7 Анализ и оценка конкурентов Характеристика конкурентов первый Основные конкуренты второй … n-ный Объем продаж, натуральные показатели Занимаемая доля рынка, % Уровень цены Финансовое положение (рентабельность) Уровень технологии Качество продукции Расходы на рекламу Привлекательность внешнего вида Время деятельности предприятия, лет Численность персонала, чел. Планируемый объем капиталовложений … Прогноз рынка Производственная кооперация Доля % Платежеспособный спрос Тыс. шт. Уровень рыночной привлека- По потреби телям Емкость рынка Факторы конкурентоспособно- По продукции Размер рынка Сегменты рынка Конкуренты Наименование продукции Рынки и конкуренция Критерии оценки слабых и сильных сторон фирмы и конкурентов Критерий 1 Монополия на определенную технологию производства товара или оказание услуг Высокий уровень качества Более низкие цены Возможность сервисного обслуживания до и после продажи товара Гибкость при выполнении специальных пожеланий клиентов Широта продуктовой линии Скорость поставки товара, выполнения заказа Надежность поставки товара установленного объема и в необходимые сроки Квалификация сотрудников, работающих по прямым контактам с покупателями Возможность установления устойчивых связей с постоянными клиентами 8 Фирма Главные конкуренты … конкуконкурент 1 рент 2 2 3 4 5 Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия Критерий Конкурент 1 преимунедостатщества ки Конкурент 2 преимунедостатщества ки Конкурент 3 преимунедостатщества ки Факторы конкурентоспособности предприятия Факторы Рынок А ПредКонкуприренты ятие 1 2 3 Рынок В ПредКонкуприренты ятие Объем продаж (натуральные и стоимостные показатели) Занимаемая доля рынка, % Размещение предприятия Время деятельности предприятия, лет Имидж Финансовое положение (рентабельность) Уровень цены Уровень технологии Качество продукции Расходы на рекламу Срок исполнения услуг Уровень сервисного обслуживания Уровень известности продукции (услуг) 9 Рынок С ПредКонкуприренты ятие 1 2 3 Оценка отраслевой среды Группа факторов Экстремальное Очень значение непри влекательно Не Ней- Неко Очень очень траль то- непри прино рая влекавлека при- тельтельвлено но кательност ь 1 2 Размер рынка Темп роста рынка и потенциал Цикличность спроса Сезонность спроса Чувствительность цен Прибыльность производства Дифференциация продукции Малый Низкие Большой Высокие Высокая Низкая Высокая Низкая Низкая Высокая Низкая Высокая Низкая Высокая Существование равных конкурентов Интенсивность конкуренции Степень специализации конкурентов Трудности входа в отрасль новых фирм Трудности выхода из отрасли фирмы Изменяемость доли рынка Уровень интеграции (вертикальной, горизонтальной) Наличие товаровзаменителей Загрузка мощностей 3 4 Рыночные факторы Факторы конкуренции Много 5 6 7 Экстремальное значение 8 Мало Высокая Низкая Низкая Высокая Меньше Больше Больше Меньше Высокая Низкая Высокий Низкий Много Мало Низкая Высокая 10 1 Потребность в инвестициях Эффект масштаба (возможность экономии на постоянных расходах) Связанность потребителей с поставщиками Наличие каналов распределения Доступность каналов распределения Доступ к сырью Государственный протекционизм Социальные, культурные, организационные барьеры Государственные и социальные ограничения Опасность социальных проблем Специализация оборудования Зависимость стратегических взаимоотношений Местные поставщики Материалызаменители Интенсивность конкуренции среди поставщиков Доступ к иностранным поставщикам Формирование стратегических союзов 2 3 4 5 Барьеры входа в отрасль Малая 6 7 8 Большая Низкий Высокий Низкая Высокая Много Мало Высокая Низкая Легкий Слабый Трудный Сильный Слабые Сильные Барьеры выхода из отрасли Сильные Слабые Высокая Низкая Высокая Низкая Высокая низкая Взаимоотношения с поставщиками Мало Много Мало Много Низкая Высокая Трудный Легкий Мало Много 11 1 Уровень вертикальной интеграции с поставщиками Уровень технических новшеств Сложность продукции, производства Патенты, интеллектуальная собственность Капиталоемкость и наукоемкость продукции Инфляция Валютная стабильность Уровень социальной компенсации Квалификация рабочей силы Законодательные угрозы Степень государственного регулирования Налогообложение Поддержка и субсидии государства Иностранные инвестиции и частная собственность Дисциплина работников Демографические изменения Степень охвата профсоюзами Отношения рабочих с руководством 2 Низкий 3 4 5 6 7 8 Высокий Технологические факторы Высокий Низкий Высокая Низкая Много Мало Высокая Низкая Макроэкономические факторы Высокая Низкая Низкая Высокая Высокий Низкий Низкая Высокая Много Мало Высокая Низкая Высокое Слабые Низкое Сильные Ограничены Неограниченны Социальные факторы Плохая Хорошая Много Мало Высокая Низкая Плохие Хорошие 12 Анализ внешней макросреды Возможные целевые факторы для оценки состояния и влияния внешней макросреды на цели и потенциал фирмы по Баранчееву Состояние и влияние экономической и финансовой сферы 1. Состояние экономики страны, хозяйственные связи 2. Уровень инфляции 3. Доступность кредита и процентная ставка 4. Инвестиционный климат 5. Покупательная способность населения 6. Платежеспособность потребителей – фирм 7. Нормы налогообложения 8. Тарифы, пошлины, акцизы, льготы 9. Обслуживание финансовых потоков и страхование 10. Ценовая политика государства Состояние и влияние научно-технической и технологической сферы 1. НТП и научно-техническая политика государства 2. Научные достижения 3. Новые технические решения 4. Новые технологии, методы 5. Новые материалы 6. Доступность к участию в научно-технических программах и проектах 7. Доступность к передовым зарубежным технологиям 8. Новое технологическое оборудование и инструменты 9. Государственная инновационная политика, инновационный спрос и предложение 10. Государственная политика в области качества и сертификации Состояние и влияние социально- политической сферы 1. Уровень безработицы 2. Социальная напряженность 3. Возможности забастовок 4. Социальная защита 5. Культура и образование, национальные отношения 6. Демографическая ситуация и здравоохранение 7. Социальные структуры (партии, профсоюзы и другие) 8. Политическая стабильность, баланс властей 9. Отношение к предпринимательству 10. Лоббистские структуры Состояние и влияние природно-географической и коммуникационной сферы 1. Состояние природной среды и экологические требования к фирме 2. Состояние запасов сырья 3. Состояние транспортной системы 4. Состояние топливно-энергетического комплекса 5. Природно-климатические особенности 6. Государственная политика в области использования и воспроизводства природных ресурсов 7. Состояние связей (коммуникационной системы) 13 Состояние и влияние организационно-управленческой сферы 1. Новые системы и методы управления 2. Новые организационные формы деятельности 3. Состояние государственного управления 4. Состояние отраслевого управления 5. Состояние программно-целевого управления в стране 6. Состояние регионального и муниципального управления 7. Состояние организационно-управленческой инфраструктуры (информационной, консалтинговой) Состояние и влияние нормативно-правовой сферы 1. Законодательство в области предпринимательства 2. Трудовое право 3. Защита всех форм и видов собственности 4. Защита интеллектуальной собственности 5. Защита инвестиций 6. Состояние судебно-охранительной системы 7. Отраслевая регламентация 8. Состояние системы государственных стандартов 9. Антимонопольное законодательство 10. Арбитражная система и защита контрактов Идентификация факторов макросреды – ПЭСТ-анализ Политический / правовой  Трудовое законодательство  Налоговая политика  Устав компании  Политика приватизации/дерегулирования  Законодательство об охране окружающей среды  Общественный контроль над расходами  Директивы Европейского союза Экономический  Процентные ставки и уровень инфляции  Доверие потребителей  Цикл деловой ктивности  Перспективы экономического роста  Уровень безработицы  Чмстый доход после уплаты налогов  Издержки заработной платы  Конкуренция, альтернативные поставщики ПЭСТ-анализ Социокультурный  Демографические изменения  Развитие системы ценностей общества  Перемены в образе жизни (изменения состава семьи, отношения к работе и свободному времени)  Изменения вкусов и предпочтений потребителей  Уровни образования 14 Технологический  Потенциал нового продукта, создание рынка  Альтернативные способы предоставления услуг  Новые открытия  Уровень государственного и отраслевого финансирования исследований и разработок  Изменение коммуникационных технологий  Новые производственные технологии  Уровень передачи технологий Резкое снижение рождаемости Самая характерная черта нашего времени - хотя бы в силу абсолютной беспрецедентности в мировой истории - это резкое снижение рождаемости в развитых странах. В Западной и Центральной Европе и в Японии коэффициент рождаемости давно уже упал ниже предела, необходимого для простого воспроизводства населения, точнее ниже 2,1 ребенка на одну женщину детородного возраста. В некоторых богатейших регионах Италии, например в Болонье, коэффициент рождаемости в 1999 году снизился до 0,8; в Японии он составил 1,3. Можно сказать, что Япония и вся Южная Европа (Португалия, Испания, Южная Франция, Италия, Греция) движутся прямиком к общенациональному самоубийству, которое должно наступить где-то в конце XXI века. К тому времени население, скажем, Италии, которое составляет сегодня 60 миллионов человек, может снизиться до 20-22 миллионов; население Японии, составляющее сегодня 125 миллионов, упадет до 50-55 миллионов. Да и в Западной и Северной Европе коэффициент рождаемости составляет сегодня 1,5 и меньше. В США коэффициент рождаемости тоже не превышает показатель 2; более того, он устойчиво снижается. Добавьте к этому то, что сегодняшний не слишком низкий коэффициент достигается за счет большого числа недавних иммигрантов, которые пока что, будучи американцами в первом поколении, по инерции поддерживают высокий уровень рождаемости, свойственный их родным странам, например Мексике. В Японии и в Южной Европе численность населения достигла своего максимума, как и в Германии. В США она еще будет расти в ближайшие 20-25 лет, правда, после 2015 года большинство населения уже составят люди в возрасте 55 лет и старше. Но важна даже не численность населения сама по себе, а соотношение людей разных возрастов в рамках популяции. К 2080 году среди примерно 20 миллионов итальянцев будет очень мало людей в возрасте до 15 лет, зато очень много - как минимум одна треть - тех, кому за 70. В Японии соотношение между молодежью и людьми традиционного пенсионного возраста будет примерно таким же, если не хуже. В США количество молодежи уже сегодня увеличивается медленнее, чем количество пожилых людей, переваливших за пенсионный возраст. И все же примерно до 2015 года численные показатели количества молодых людей в США будут увеличиваться. Правда, в последующие годы они станут снижаться, причем очень быстро. Уровень рождаемости может измениться, и довольно стремительно, - это доказывает опыт США после Второй мировой войны. Но даже если уровень рождаемости в развитых странах резко повысится, пройдет не меньше 20 лет, покуда новорожденные достигнут трудоспособного возраста. Нет ничего - за исключением беспрецедентно массовой иммиграции, - что могло бы предотвратить сильнейшую нехватку рабочей силы традиционного трудоспособного возраста (точнее, возраста ниже 60-65 лет) а развитых странах. В США эта нехватка станет остро ощущаться приблизительно после 2015 года, а в большинстве развитых стран - и того раньше. История не знает подобных прецедентов. В некоторых регионах Римской империи между 200 и 250 годами от Р.Х. наблюдалось снижение рождаемости, но точных цифр у нас, разумеется, нет. Кроме того, в истории не было случая, чтобы количество пожилых людей, достигших традиционного пенсионного возраста, превышало численность молодых людей, а именно такую картину наблюдаем мы сегодня в некоторых странах Европы; именно к этому неизбежно придут все развитые страны еще до середины XXI века. 15 На протяжении как минимум двух столетий все институты современного общества и, в особенности, все коммерческие учреждения исходили в своей деятельности из представления о том, что численность населения стабильно растет. На Западе рост населения начался в XV столетии. А начиная с XVIII века население стало расти очень быстро - вплоть до периода, последовавшего за окончанием Второй мировой войны. Рост численности населения в Японии начался примерно в XVII столетии - после окончания периода гражданских войн. В начале XIX века он ускорился, и повышение уровня рождаемости продолжалось также до окончания Второй мировой войны. Но сегодня стратегии всех общественных институтов в развитых странах должны основываться на совершенно ином представлении: численность населения - и в особенности молодого - снижается. В старении населения - демографическом феномене, которому столько внимания уделяют сегодня экономисты, политики и общественность развитых стран, - нет ничего нового. В развитых странах, начиная с XVIII и в особенности XIX века, наблюдается устойчивый рост продолжительности жизни. Темпы роста продолжительности жизни на протяжении последних 50 лет ненамного превышают темпы роста, зафиксированные на протяжении предыдущих 150 лет. И поэтому мы знаем, как справиться с этой проблемой. Безусловно, решение это трудное, болезненное, спорное и чрезвычайно непопулярное. Заключается оно в том, чтобы в ближайшие20-30 лет увеличить пенсионный возраст примерно до 79 лет в большинстве развитых стран. Именно возраст 79 лет с точки зрения продолжительности жизни и состояния здоровья соответствует сегодня возрасту 65 лет, который в 1936 году был признан пенсионным, когда США, последней из стран западного мира, приняла общенациональный план пенсионного обеспечения (в рамках программы социального обеспечения). Аналогичным образом, нет ничего особенно нового в росте населения в странах так называемого третьего мира. Этот процесс соответствует росту населения в развитых странах, который наблюдался сто лет назад; рост населения в странах третьего мира ненамного превышает тогдашний рост населения в современных развитых странах. К тому же увеличение численности населения в странах третьего мира замедляется столь быстро, что можно со всей определенностью предсказать, что население третьего мира - за исключением, пожалуй, Индии, стабилизируется прежде, чем достигнет критической цифры. Известно, что продовольствия и сырья вполне достаточно, и кризиса в этой области не будет. Другое дело, что сегодня существуют огромные проблемы, связанные с загрязнением воды и воздуха; человеческая деятельность должна быть отрегулирована таким образом, чтобы не ухудшать состояние окружающей среды. Но это не такая новая проблема, какой ее считает общественность. В некоторых регионах Западной Европы (например, в Рурской области в Германии); экологическая проблема возникла еще в начале XX века и тогда же была решена, причем весьма удовлетворительно. Единственное, что действительно беспрецедентно, так это, повторим, резкое падение рождаемости в развитых странах. Некоторые из последствий этого процесса очевидны. 1. В ближайшие 20-30 лет демографическая ситуация в развитых странах будет определять политическую. И политика будет очень нестабильной. Ни одна из стран не готова к проблемам, к которым приведет снижение численности населения. Об этом можно судить по тому, что ни в одной стране мира нет политических партий или движений, которые целью своей деятельности поставили бы решение проблем, связанных с демографическим кризисом. Действительно, повышение пенсионного возраста - это <правый> лозунг или <левый>? Поощрение пожилых людей в их стремлений продолжать работу после достижения пенсионного возраста, освобождая от налогов весь получаемый ими доход, - это <прогрессивная> политика или <реакционная>, <либеральная> или <консервативная>? 16 Не менее сложным - возможно, даже более сложным, - будет политический аспект иммиграции. Снижение численности населения в развитых и богатых странах сопровождается ростом населения в соседних бедных странах третьего мира. Для США в роли стран третьего мира выступают страны Центральной Америки и Карибского бассейна, для Южной Европы <третий мир> - это Северная Африка, для Германии - Россия, для Японии Филиппины, Индонезия и материковые государства Юго-Восточной Азии. Пытаться преодолеть иммиграцию оттуда - все равно, что пытаться преодолеть земное притяжение. Нет более острого политического вопроса, нежели масштабная иммиграция, особенно из стран с иной культурой и религией. Наибольшей остроты проблема иммиграции достигнет, пожалуй, в Японии, частью по причине самого низкого пенсионного возраста, частью из-за негибкости рынка труда, частью из-за того, что Япония никогда прежде - по крайней мере, на протяжении исторического периода, оставившего после себя письменные свидетельства, - не допускала иммиграции, ни в каком виде. И наоборот, наименее острой проблема иммиграции будет в США, потому что, во-первых, США - это страна иммигрантов, а во-вторых, рынок труда в США отличается очень высокой гибкостью. Но даже в США новые демографические тенденции могут создать непредвиденные политические эмоции и вызвать абсолютно новые и непредсказуемые политические перемены. 2. На протяжении ближайших 20-30 лет ни одна из развитых стран - по причинам, изложенным выше, - не будет иметь сильного правительства и стабильной политику. Скорее всего, нормой станет политическая нестабильность. 3. Понятие <пенсия> приобретет два разных смысла. Вполне вероятно, что тенденция <раннего выхода на пенсию> сохранится. Но выход на пенсию не будет означать, что пенсионер прекращает трудиться. Это будет означать, что пенсионер больше не обязан работать полный рабочий день и целый рабочий год, как обычный служащий, пенсионер получит право работать лишь несколько месяцев в году. Трудовые отношения - традиционно наиболее косные и формализованные, - скорее всего, приобретут новые формы и станут более гибкими, по крайней мере, по отношению к пожилым работникам. Изменение трудовых отношений станет особенно актуальным после того, как большинство пожилых сотрудников составят не работники физического труда, а люди, которые никогда не зарабатывали на жизнь физическим трудом, и особенно высокообразованные работники умственного труда. В США это произойдет примерно в 2010 году, когда дети, родившиеся в период <бэби-бума> (начавшегося в 1948 году), достигнут традиционного пенсионного возраста. Дело в том, что <бэби-бумеры> - первая в истории группа населения, представители которой в основной своей массе выбрали не физический, а интеллектуальный труд. По этой же причине они стали первой в истории группой населения, которая за 30-40 лет полноценного труда не утратила здоровья на тяжелой физической работе; в большинстве своем они вполне могут трудиться и дальше - их физическое и умственное состояние позволяет это. 17 Поэтому кардинальные нововведения в организации работы и вопросах занятости особенно необходимы в Европе и Японии. В США пока еще достаточно молодежи, так что радикальные изменения можно отложить до приблизительно 2010 года. И все же а большей вероятностью можно предсказать, что новые трудовые отношения появятся сначала именно в США, причем по уже упоминавшимся причинам: наиболее гибкий и наименее ограниченный рынок труда, в сочетании с устойчивой, традицией эксперимента как у работодателей, так и у работников. Поэтому организации США, использующие наемный труд, - и отнюдь не одни только коммерческие предприятия, - должны как можно скорее приступить к внедрению новых трудовых отношений, при которых активная роль отводится пожилым работникам и, в особенности, пожилым работникам умственного труда. Организация, которая первой преуспеет в привлечении и удержании специалистов, перешагнувших традиционный пенсионный возраст, и которая сумеет добиться от них максимальной производительности, получит невероятное конкурентное преимущество. Так или иначе, сегодня стратегия любой организации должна базироваться на целом ряде новых представлений: в частности, что через 20-30 лет большой и к тому же постоянно увеличивающийся объем работ - включая исполнение жизненно важных для организации функций - будет выполняться сотрудниками, возраст которых превысит традиционный пенсионный; что эти сотрудники не будут ни <начальниками>, ни <подчиненными>, - просто не будут иметь никакого ранга; что эти сотрудники, прежде всего, вообще не будут <работниками> в привычном смысле этого слова и не будут работать полный рабочий день, как обычные служащие, которые ежедневно ходят на работу. 4. Конечный вывод состоит в том, что во всех развитых странах необходимо как можно скорее повысить производительность труда работников, как работающих полный рабочий день, так и занятых частично, и в особенности производительность работников умственного труда. В противном случае страна - и все ее организации - утратит свой потенциал и станет беднеть. Какие же выводы из всего вышесказанного могут сделать для себя отдельные компании в развитых странах? Для начала попробуем ответить на такой вопрос: будет ли устойчивый рост числа пожилых людей и дальше создавать новые маркетинговые возможности и как долго? Во всех развитых странах пожилые люди представляют собой наиболее процветающую часть общества, причем их доход после выхода на пенсию почти всегда значительно выше, чем в предпенсионный период. Число пожилых людей будет расти. А их доход? Останется он столь же высоким или снизится? И будут ли пенсионеры тратить деньги так же охотно, как сегодня? И наконец, самый важный вопрос: будут ли они дальше хотеть оставаться <молодыми> и соответствующим образом распределять свои расходы? Ответы на эти вопросы в значительной степени формируют потребительский рынок развитых стран и вместе с ним - всю экономику. Что означает для экономики в целом и отдельно взятых компаний сокращение численности молодых людей и особенно молодежи в возрасте до 18 лет, т.е. детей, подростков и юношества? Представляет ли собой этот процесс исключительно угрозу? Или он может в равной степени создать новые возможности для определенных отраслей? 18 Уменьшение количества детей в семьях можно рассматривать как исключительно благоприятную возможность для высшей школы - практически во всех странах. Правда, до настоящего времени Япония остается единственной страной, в которой понимают, что важнейшим элементом, обеспечивающим рост производительности труда в масштабах всей страны, является образование, начинающееся с самого юного возраста. Поэтому в этой стране учитель начальной школы играет действительно важную роль в становлении образовательного процесса, а государство обеспечивает ему соответствующие подготовку, отношение со стороны общества и оплату труда. Для компаний, которые специализируются на производстве товаров для маленьких детей, резкое падение рождаемости также открывает новые маркетинговые возможности. Понятно, что чем меньше детей в семье, тем дороже - в любом смысле - каждый ребенок и тем больше денег тратят на него родители. Это можно наблюдать на примере страны, которая рассматривает снижение рождаемости в качестве государственной задачи первостепенной важности. Речь идет о Китае. Китайская политика, ограничивающая число детей в семье одним ребенком, уже дала свои результаты в крупных городах, где большинство семей имеют по одному ребенку. Несмотря на бедность, эти семьи тратят на единственное чадо гораздо больше средств, чем тратили бы на троих-четверых. Сходную ситуацию можно наблюдать в Германии, да и в Италии. Даже в США в семьях среднего класса, где традиционно высокая рождаемость уже значительно снизилась, на одного-двоих детей тратится гораздо больше денег. Компания Mattel, выпускающая дорогие куклы Барби, вовремя поняла это, и именно этим объясняется ее успех на рынке. Снижение рождаемости несет с собой также гигантские политические и социальные последствия, о которых мы пока не имеем никакого представления. Но этот процесс неизбежно скажется на экономике и бизнесе - некоторые аспекты влияния сегодня уже изучаются, и кое-какие результаты исследований даже применяются на практике. Кроме того, любой вид подготовки сегодняшних ресурсов к возможностям, которые могут открыться в будущем, - а именно это, позволю себе напомнить, и называется стратегией, - должен начинаться с демографии, а точнее с рассмотрения проблемы падения рождаемости в развитых странах. Изо всех современных процессов этот наиболее заметен, непредсказуем и абсолютно беспрецедентен. Питер Ф. Друкер из книги «Задачи менеджмента в XXI веке» 19 Характеристики внешней и внутренней среды ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (S) СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (W)  выдающаяся компетентность;  нет ясных стратегических направлений;  адекватные финансовые ресурсы;  ухудшающаяся конкурентная пози высокая квалификация; ция;  хорошая репутация у покупателей;  устаревшее оборудование;  известный лидер рынка;  изобретательный стратег в функцио-  низкая прибыльность; нальных сферах деятельности организа-  недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами; ции;  возможность получения экономии от  отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности; роста объема производства;  защищенность от сильного конку-  мучение с внутренними производственными проблемами; рентного давления;  отставание в области исследований и  подходящая технология; разработок;  преимущества в области издержек;  преимущества в области конкурен-  очень узкая производственная линия;  ниже среднего маркетинговые споции;  наличие инновационных способно- собности;  неспособность финансировать необстей и возможности их реализации; ходимые изменения в стратегии.  проверенный временем менеджмент. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ВОЗМОЖНОСТИ (O) УГРОЗЫ (T)  выход на новые рынки или сегменты  возможность появления новых конкурентов; рынка;  расширение производственной линии;  рост продаж замещающего продукта;  увеличение разнообразия во взаимо-  замедление роста рынка; связанных продуктах;  неблагоприятная политика прави добавление сопутствующих продук- тельства; тов;  возрастающее конкурентное давле вертикальная интеграция; ние;  возможность перейти в группу с луч-  возрастание силы торга у покупателей шей стратегией; и поставщиков;  самодовольство среди конкурирую-  изменение потребностей и вкуса пощих фирм; купателей;  ускорение роста рынка.  неблагоприятные демографические изменения. Вероятность использования возможности Матрица возможностей Высокая Средняя Низкая Поле ВС** Поле ВУ** Поле ВМ Поле СС** Поле СУ Поле СМ* Поле НС Поле НУ* Поле НМ* Сильное Умеренное Влияние Малое ** - имеют большое значение для организации, их надо обязательно использовать - практически не заслуживают внимания организации * 20 Вероятность реализации Матрица угроз Высокая Поле ВР**** Поле ВК**** Поле ВТ*** Поле ВЛ** Средняя Поле СР**** Поле СК*** Поле СТ** Поле СЛ* Низкая Поле НР*** Поле НК** Поле НТ* Поле НЛ* Разрушение **** Критическое Тяжелое состояние состояние Возможные последствия «Легкие ушибы» - представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения; *** - угрозы также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке; ** - требуется внимательный и ответственный подход к их устранению, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения;  - угрозы не должны выпадать из поля зрения руководства компании; необходимо внимательно отслеживать их развитие. Матрица SWOT-анализа Внутренняя среда Внешняя среда Возможности: Угрозы 1. 2. 3. … Сильные стороны: 1. 2. 3. … Слабые стороны: 1. 2. 3. … Факторы среды 1. 2. 3…. Поле СИВ (стратегия по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде) Поле СИУ (стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы) Поле СЛВ (стратегия преодоления имеющейся в организации слабости за счет появившихся возможностей) Поле СЛУ (стратегия, позволяющая организации избавиться от слабости и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу) Профиль среды организации Важность для отрасли, А 1. 2. … 3 – большая 2 – умеренная 1 - слабая Влияние на организацию, В Шкалы оценок 3 – сильное 2 – умеренное 1 - слабое 0 – отсутствие влияния 21 Направленность влияния, С +1 - позитивная -1 - негативная Степень важности, D = А*В*С 22
«Анализ среды предприятия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 77 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot