Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предпринимательская среда; внешняя среда предпринимательской деятельности

  • 👀 844 просмотра
  • 📌 802 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Предпринимательская среда; внешняя среда предпринимательской деятельности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предпринимательская среда; внешняя среда предпринимательской деятельности» docx
Предпринимательская среда Предпринимательская среда – это наличие условий и факторов, воздействующих на субъекты предпринимательской деятельности и требующих принятия управленческих решений для их устранения или приспособления. Она представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих субъектам предпринимательства добиваться успеха в реализации поставленных целей, и подразделяется на внешнюю, как правило, независимую от субъектов предпринимательства среду, и внутреннюю, которая формируется непосредственно субъектом предпринимательства. 2.1. Внешняя среда предпринимательской деятельности Внешняя среда субъектов предпринимательства представляет собой сложное гетерогенное (неоднородное по составу) образование, охватывающее широкий круг элементов, взаимосвязанных как с субъектом предпринимательской деятельности, так и между собой, образующее своеобразное системно-организованное «пространство», в котором функционируют и развиваются процессы, ограничивающие или активизирующие предпринимательскую деятельность. Чтобы раскрыть структуру внешней среды предпринимательства, следует обратиться к характеру взаимоотношений, складывающихся между субъектом предпринимательства и средовыми элементами. В этом случае можно выделить ряд элементов, которые не подвержены непосредственному управляющему воздействию со стороны организации и не могут адекватно реагировать на ее поведение из-за косвенного воздействия. Например, субъект предпринимательства не в состоянии оказать прямое влияние на характер деятельности фирм-конкурентов, однако формируя качество производимых товаров, реализуя определенную ценовую политику, проводя мероприятия, способствующие укреплению своего имиджа и общественного признания, он создает определенные условия конкуренции, учитываемые всеми организациями, конкурирующими на рынке. Предпринимательская система, таким образом, оказывает ощутимое влияние на всех участников процесса конкуренции, распространяемое косвенным путем с помощью инструментов маркетингового воздействия. Такое влияние улавливается рынком и требует адекватного реагирования со стороны его различных субъектов. Элементы внешней среды, поддающиеся косвенному воздействию со стороны системы предпринимательства, могут быть объединены в устойчивую и достаточно однородную совокупность с помощью критерия, выражающего характер воздействия (опосредованное). Эта совокупность может характеризоваться как отдельная группа элементов внешней среды – микроокружающая среда, которая как бы находится в фокусе рыночных процессов, отражающем наиболее существенные рыночные колебания. Вместе с элементами микроокружающей среды во внешней среде субъекта предпринимательства отражается влияние факторов, имеющих более «жесткий» характер. Эти факторы (их можно назвать факторами макроокружающей среды) имеют ограничивающие, а иногда и стимулирующие свойства, но в любом случае, это свойства, проявляющиеся в одном направлении – от элемента среды к конкретному субъекту предпринимательской деятельности. Макроокружающая внешняя среда включает широкую совокупность элементов: природных, демографических, экономических, экологических, научно-технологических, законодательных, национальных и т. д. На рис. 5 представлена классификация, в основе которой пять крупных групп элементов, отражающих различные стороны социально-экономических взаимоотношений. Каждый из этих элементов обладает собственной многокомпонентной структурой. Группа, объединяющая научно-технические элементы, отражает уровень научно-технического развития, накладывающий технические и технологические ограничения на конкретный вид предпринимательства. Рис.5. Структура элементов макроокружающей внешней среды Экономические элементы обуславливают, в первую очередь, объем денежных средств, которые потребитель может направить на рынок конкретного товара и которые формируют условия спроса и емкость данного рынка. Действие этих элементов определяет и структуру спроса, включающую различные виды товаров, соответствующих потребительским предпочтениям и доступных по цене. Экономические факторы макросреды охватывают и сформировавшийся рынок труда, наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работников. Экономическая ситуация формируется под влиянием политических факторов. Способы управления экономикой и обуславливаемая ими экономическая обстановка являются, в какой-то мере, отражением политических целей и задач, решаемых правительственными органами. Политические факторы иногда рассматривают как самостоятельные средообразующие факторы, однако их влияние на условия конкретного бизнеса проявляется обычно посредством других факторов, в частности – экономических, накладывающих четко очерченные ограничительные рамки на многие параметры предпринимательской деятельности. Политическая ситуация оказывает влияние на другие факторы внешней среды: социальные, правовые, экологические. Наибольший «политический импульс» испытывает на себе правовая среда. Расширенную совокупность элементов объединяют экологические факторы. Выражающие взаимоотношения между обществом и природой, они включают три самостоятельные подгруппы элементов: природно-климатические; природно-ресурсные и природоохранные. Природно-климатические факторы выражают особенности географического местоположения потребительского рынка и удовлетворяющих его спрос предпринимательских структур. Важно отметить, что природные условия, в которых функционирует потребитель и предприниматель, могут не совпадать. Природно-ресурсные факторы связаны с наличием, объемом, качеством и условиями использования всех видов природных ресурсов, используемых в предпринимательской деятельности: природное сырье, запасы воды, топлива, энергии. Природоохранные компоненты выражают степень загрязнения экосистемы, окружающей территорию потребительского рынка, включающей все ее компоненты. Влияние природоохранных факторов выражается как в фиксированной степени экологического загрязнения, так и в форме, обуславливающей тип общественного поведения в отношении экологических проблем. С точки зрения современной социально-этической потребности наиболее пристального внимания заслуживают социальные элементы макроокружающей внешней среды. По характеру их воздействия на предпринимательскую деятельность можно выделить две подгруппы: элементы, имеющие материально-вещественную форму выражения, и элементы, не имеющие такой формы. К первой подгруппе можно отнести широкую совокупность систем и сетей, обеспечивающих жизнедеятельность индивидуума, их групп и общества в целом. Это объекты инженерного обеспечения, культурно-бытовой сферы, общественного транспорта, охраны общественного порядка, регионального и местного управления. Их наличие и отсутствие формируют условия для определения способа ведения предпринимательской деятельности, ее масштабов и территориальной специфики. Так, например, при отсутствии широкой и разнообразной эффективно функционирующей инфраструктуры затруднительно или практически невозможно развитие некоторых видов бизнеса (туристической деятельности, производство бытовых услуг, некоторые виды строительного производства). Ко второй подгруппе относятся элементы так называемой социально-духовной среды. Именно они формируют психологический климат, общественные предпочтения, вкусы и пристрастия. В социально-духовной среде можно выделить исторические традиции, присущие территориальному образованию, в границах которого концентрируется целевой сегмент потребителей, этические нормы, тип общественного устройства, мировоззрения и нравственные устои. К социально-духовной среде можно отнести национальные, расовые, религиозные особенности потребителей, обуславливающие специфику социального поведения и образа жизни. Социальные элементы внешней среды приобретают особое значение при решении проблем конкуренции, определении конкурентоспособности организации на рынке. К числу дополнительных методов можно отнести конкуренцию, основанную на укреплении имиджа и общественном признании компании производителя. Конкурируя на основе имиджа, являющегося самостоятельной социально-психологической характеристикой, компания концентрирует внимание на социальных (а точнее – социально-духовных) компонентах, на основе которых строится программа формирования общественного мнения по отношению к организации, ее склонности и стремлению к решению общественных задач, предпринимательской этике и общей культуре. 2.2. Внутренняя среда предпринимательской деятельности Внутренняя среда субъектов предпринимательства охватывает широкий круг элементов, представляющих совокупность внутренних условий функционирования субъекта предпринимательской деятельности, и полностью зависит от субъекта предпринимательства. Когда речь идет о внутренней среде субъекта предпринимательства, имеется в виду: • наличие капитала (как собственного, так и инвестированного); • выбор объекта предпринимательской деятельности и организационно-правовой формы хозяйственной деятельности; • организационная структура организаций; • рациональность и эффективность предпринимательской деятельности и т. д. Внутренняя среда предпринимательской организации – это ее структура, охватывающая не только управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности, но и на совершенствование технологий реализуемых процессов, с помощью которых предпринимательская активность (энергия), материалы и информация преобразуются в конечный продукт предпринимательской организации. При формировании внутренней среды субъектов предпринимательства обычно выделяют две ее составляющие: ситуационные факторы и элементы внутренней среды. Элементы внутренней среды – это составные части организации, необходимые для достижения целей. Основные элементы внутренней среды организации представлены на рис. 6. Рис. 6. Основные элементы внутренней среды организации Ситуационные факторы внутренней среды субъекта предпринимательской деятельности – это внутренние переменные, которые создаются предпринимателем исходя из анализа внешней среды и используются для определения граничных условий функционирования предпринимательской организации. К основным ситуационным факторам относятся: • корпоративная культура; • внутрифирменное предпринимательство (интрапренерство); • цели предпринимательства. Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей, или высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Существует еще множество определений, однако все они сводятся к тому, что культура – это понятие, интегрирующее различные аспекты жизни, деятельности, поведения людей, их объединений общества в целом на определенном историческом этапе своего развития. Любая культура, в том числе и предпринимательская, содержит два основных аспекта: ценности и процедуры. Ценности – это этические идеалы, качества, являющиеся высшими нравственными категориями. Процедура – это официально зафиксированные и неписаные правила поведения, основанные на указанных ценностях. В теоретических исследованиях и на практике уделяется больше внимание не только предпринимательству как особому виду хозяйственной деятельности в условиях концентрации и создания для себя лучших условий хозяйствования посредством рыночного обмена, но и внутрифирменному предпринимательству – интрапренерству. Необходимо обратить внимание на то, что внутреннее предпринимательство следует рассматривать как внутренний переменный ситуационный фактор, который задается руководителем организации исходя из анализа внешней среды и используется для достижения организацией конкурентных преимуществ. К факторам внутренней среды предприятия относятся структура предприятия, его цели и задачи, технология производства и люди с их способностями, потребностями и квалификацией. Все внутренние факторы взаимосвязаны. Изменение одного из них в определенной степени влияет на все другие. Задача предпринимателя состоит в том, чтобы ясно понимать степень влияния каждого внутреннего фактора на успех дела и изменять его при необходимости в нужном направлении. Поэтому факторы внутренней среды требуют постоянного внимания руководства фирмы. Рассмотрим кратко их основные характеристики. Рис. 7. Взаимосвязь внутренних факторов Как видно из рис. 7, в центре всей совокупности внутренних факторов находятся цели предприятия, т.к. это желаемый результат, к которому стремится коллектив данного предприятия, работая вместе. В ходе планирования руководство предприятия разрабатывает цели и сообщает их коллективу. Этот процесс представляет собой мощный механизм координирования действий всех членов коллектива, потому что он дает возможность знать, чего они должны добиться. Исходя из целей предприятия, осуществляется их выработка для каждого из подразделений. При этом цели подразделений должны составить конкретный вклад в развитие предприятия и не вступать в противоречие с задачами других подразделений. Важнейший элемент внутренней среды – структура предприятия, под которой понимается логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей предприятия. Задача заключается в том, чтобы создать организационную структуру, которая не только позволяла бы предприятию постоянно адаптироваться к происходящим переменам, но и активно содействовать этому процессу. Это означает, что структура следует за стратегией предприятия. Построение структуры основано на разделении труда. Деление всей работы на составляющие называется горизонтальным разделением труда. Это позволяет производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое число людей работало самостоятельно. Чем крупнее и сложнее предприятие, тем выше степень разделения труда и наоборот. На основе горизонтального разделения труда образуются подразделения предприятий, выполняющие специфические конкретные задания. Их обычно называют отделами или службами. Для успешной координации работы организации осуществляется вертикальное разделение труда. Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда. Первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Вторая называется вертикальным и определяет работу по координированию действий самих людей в зависимости от самих действий. Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее оговоренным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а должности. На основании решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Если задача выполняется предписанным способом и в сроки, организация будет действовать успешно. Технология – это сочетание квалификационных навыков, соответствующих технических знаний, оборудования, инструментов и необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях. Задачи и технологии тесно связаны между собой. По сути свой технология представляет собой способ, который позволяет преобразовать исходные материалы (сырье) в желаемый на выходе продукт. Люди являются главным фактором успеха. Человек в организации находится в центре взаимодействующих интересов и ценностей, мотивов и установок, стимулов и социальных ограничений. В совокупности это определяет его активность и дисциплинированность в деятельности (готовность следовать требованиям и ограничениям). Финансовая среда предпринимательства 3.1. Внешняя и внутренняя финансовая среда предпринимательской деятельности и методы ее анализа Финансовая среда предпринимательства – это наличие условий и факторов, опосредующих денежные отношения предприятия, которые воздействуют на величину и направление движения денежных потоков и требуют принятия финансовых управленческих решений, направленных на достижение предприятием своих целей. В зависимости от характера влияния отдельных условий и факторов, а также возможностей их контроля со стороны предприятия в процессе осуществления финансовой деятельности в составе общей финансовой среды его функционирования следует выделять отдельные виды. В экономической литературе принята следующая классификация финансовой среды: • внешняя финансовая среда непрямого влияния (макросреда); • внешняя финансовая среда непосредственного влияния (микросреда); • внутренняя финансовая среда. Рис. 8. Основные виды финансовой среды Внешняя финансовая среда непрямого влияния (макросреда) характеризует систему проявляемых на макроуровне условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты финансовой деятельности предприятия в долгосрочном периоде, прямой контроль над которыми оно осуществлять не имеет возможности. Этот вид внешней финансовой среды не носит характера индивидуальных особенностей проявления по отношению к конкретному предприятию. В формировании условий внешней финансовой среды непрямого влияния существенную роль играет государственная финансовая политика и государственное регулирование финансовой деятельности предприятия. Внешняя финансовая среда непосредственного влияния (микросреда) характеризует систему условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты финансовой деятельности, которые формируются в процессе финансовых отношений предприятия с контрагентами по финансовым операциям и сделкам, и на которые оно может оказывать влияние в процессе непосредственных коммуникативных связей. Осуществление эффективных финансовых отношений с такими контрагентами по финансовой деятельности позволяет предприятию управлять системой соответствующих условий и факторов в благоприятном для него направлении. Внутренняя финансовая среда характеризует систему условий и факторов, определяющих выбор организации и форм финансовой деятельности с целью достижения наилучших ее результатов, которые находятся под непосредственным контролем руководителей и специалистов финансовых служб предприятия. Она заключает в себе тот финансовый потенциал, который позволяет предприятию достигать поставленных целей и задач в стратегическом периоде. Особенностью осуществления финансового анализа является то, что он является не только ретроспективным, но и прогнозным, т.е. оценивает перспективное состояние финансового потенциала предприятия под воздействием возможных изменений отдельных факторов и условий. Это определяет необходимость использования специальных методов проведения такого анализа, которые составляют основу его методического аппарата (эти специальные методы при необходимости могут быть дополнены и традиционными методами аналитического исследования). Система основных методов финансового анализа и область их применения представлены в табл. 2. Таблица 2 Система основных методов финансового анализа и область их применения Основной метод стратегического финансового анализа Область применения методов анализ факторов внешней финансовой среды непрямого влияния анализ факторов внешней финансовой среды непосредственного влияния анализ факторов внутренней финансовой среды SWOT-анализ + + + PEST-анализ + - - SNW-анализ - - + Портфельный анализ - + + Сценарный анализ + + + Экспертный анализ + + + Финансовый анализ осуществляется в такой последовательности. На первом этапе проводится анализ внешней финансовой среды непрямого влияния. На втором этапе проводится анализ внешней финансовой среды непосредственного влияния. На третьем этапе проводится анализ внутренней финансовой среды. На четвертом этапе осуществляется комплексная оценка финансовой позиции предприятия. 1. Анализ факторов внешней финансовой среды непрямого влияния базируется на основном методе стратегического анализа – SWOT-анализе. Этот простой в использовании метод позволяет быстро оценить финансовую позицию предприятия в основных ее контурах. В процессе анализа факторов финансовой среды этого вида выявляются внешние благоприятные возможности и угрозы для финансового развития предприятия, которые генерируются на макроуровне. К благоприятным относятся такие возможности, которые обеспечивают возрастание рыночной стоимости предприятия в процессе его финансового развития, а к угрозам – соответственно препятствия на пути этого возрастания. Предварительным условием осуществления такого анализа является группировка факторов внешней финансовой среды непрямого влияния по отдельным признакам. В финансовом анализе в этих целях используется принцип группировки факторов этого уровня, рассматриваемый в системе PEST-анализа (эта система концентрирует стратегический анализ только на факторах макроуровня). Группы таких факторов разделяют макросреду функционирования предприятия на следующие четыре ее разновидности, характеризуемые аббревиатурой PEST: Р – политико-правовая среда [political and legal environment]; E – экономическая среда [economic environment]; S – социокультурная среда [sociocultural environment]; T – технологическая среда [technological environment]. Рассмотрим состав важнейших факторов системы PEST-анализа, которые играют наиболее важную роль в развитии предприятия. В политико-правовой среде основное влияние на развитие финансовой деятельности оказывают формы и методы государственного регулирования финансового рынка, финансовой деятельности предприятия, денежного обращения в стране; политика государственной поддержки отдельных отраслей и сфер деятельности; государственная политика подготовки высококвалифицированных специалистов; политика привлечения и защиты иностранных инвестиций; правовые аспекты регулирования процедур финансовой санации и банкротства предприятий; стандарты финансовой отчетности предприятий. В экономической среде наиболее ощутимое влияние на финансовое развитие предприятия оказывают темпы экономической динамики (измеряемые показателями валового внутреннего продукта и национального дохода); соотношение параметров потребления и накопления используемого национального дохода; темпы инфляции; система налогообложения юридических и физических лиц; скорость денежного обращения; динамика валютных курсов; динамика учетной ставки национального банка. В социокультурной среде на развитие финансовой деятельности предприятия наибольшее влияние оказывают образовательный и культурный уровень трудоспособного населения; уровень подготовки специалистов в области финансовой деятельности в системе высшего образования; отношение населения к осуществляемым рыночным реформам. В технологической среде наибольшее влияние на финансовое развитие предприятия оказывают инновации в сфере технических средств управления, финансовых технологий и инструментов. Состав наиболее важных факторов внешней финансовой среды непрямого влияния, подлежащих оценке в процессе стратегического финансового анализа в разрезе доминантных сфер (направлений) финансового развития предприятия, приведен в табл. 3. Таблица 3 Состав наиболее важных факторов внешней финансовой среды непрямого влияния, подлежащих оценке в процессе финансового анализа Доминантная сфера (направление) стратегического финансового анализа Фактор внешней финансовой среды непрямого влияния 1. Потенциал формирования финансовых ресурсов предприятия 1. Система налогообложения. 2. Нормы амортизационных отчислений. 3. Соотношение параметров потребления и накопления используемого национального дохода. 4. Учетная ставка национального банка. 5. Характер регулирования эмиссионной деятельности предприятий. 6. Характер государственной поддержки отдельных отраслей и сфер деятельности. 7. Государственная политика привлечения и защиты иностранных инвестиций 2. Эффективность распределения и использования финансовых ресурсов предприятия 1. Структурные сдвиги в экономике. 2. Государственная региональная экономическая политика. 3. Система налогообложения. 4. Темпы инфляции. 5. Скорость денежного обращения 3. Уровень финансовой безопасности предприятия 1. Темпы экономической динамики. 2. Формы и методы регулирования финансовой деятельности предприятий. 3. Характер государственной поддержки отдельных отраслей и сфер деятельности. 4. Темпы инфляции. 5. Динамика валютных курсов. 6. Характер государственного регулирования платежной дисциплины. 7. Характер государственного регулирования процедур финансовой санации и банкротства предприятий 4. Уровень качества управления финансовой деятельностью предприятия 1. Уровень подготовки финансовых специалистов в системе высшего образования. 2. Уровень корпоративной культуры в стране. 3. Стандарты финансовой отчетности предприятий. 4. Технический прогресс в сфере управления. 5. Технологический прогресс в сфере финансовой деятельности В процессе оценки отдельных факторов финансовой среды непрямого влияния уровень их позитивного («благоприятных возможностей») или негативного («угроз») воздействия на финансовое развитие предприятия оценивается обычно по пятибалльной системе (с обозначением благоприятных возможностей знаком «+», а угроз – знаком «–»). Такая факторная оценка проводится по каждому из сегментов отдельных доминантных сфер (направлений) финансового развития предприятия. Учитывая, что часть факторов внешней финансовой среды непрямого влияния характеризуется высокой степенью неопределенности развития, система SWOT-анализа и PEST-анализа может дополняться оценкой методами сценарного (в вариантах «пессимистического», «реалистического» или «оптимистического» прогноза) или экспертного финансового анализа. По результатам оценки важнейших факторов внешней финансовой среды непрямого влияния, составляется «матрица возможностей и угроз». Пример составления такой матрицы по одному из сегментов финансового анализа представлен в табл. 4. Таблица 4 Примерная форма разработки матрицы возможностей и угроз, генерируемых факторами внешней финансовой среды непрямого влияния Доминантная сфера и сегмент стратегического финансового развития предприятия Возможность развития Угроза развитию наименование фактора оценка влияния наименование фактора оценка влияния 1. Потенциал формирования финансовых ресурсов предприятия Снижение ставок налогообложения прибыли по операционной деятельности + 3 Отмена налоговых льгот по операционной деятельности – 2 1.1. Потенциал формирования собственных финансовых ресурсов из внутренних источников Возрастание норм амортизации основных средств + 1 2. Анализ факторов внешней финансовой среды непосредственного влияния также базируется на SWOT-анализе. Предварительным условием осуществления финансового анализа по этому виду среды функционирования предприятия является группировка субъектов финансовых отношений с предприятием, с одной стороны, и выделение основных факторов, влияющих на эффективность этих отношений в стратегическом периоде – с другой. В процессе анализа факторов внешней финансовой среды непосредственного влияния целесообразно выделять следующие шесть основных групп субъектов финансовых отношений с предприятием: • поставщики сырья, материалов и полуфабрикатов; • покупатели готовой продукции; • кредиторы предприятия, предоставляющие различные формы финансового кредита; • инвесторы – институциональные и индивидуальные; • страховщики; • финансовые посредники. Учитывая то, что факторы этого вида финансовой среды носят преимущественно экономический характер, их группировка по системе PEST-анализа не осуществляется. Экономические факторы индивидуализируются с учетом особенностей финансовых отношений предприятия с вышеперечисленными контрагентами. Состав наиболее важных факторов внешней финансовой среды непосредственного влияния, подлежащих оценке в процессе финансового анализа в разрезе доминантных сфер (направлений) финансового развития предприятия, приведен в табл. 5. Процедура оценки отдельных факторов финансовой среды непосредственного влияния аналогична оценке факторов финансовой среды непрямого влияния, рассмотренной ранее. Таблица 5 Состав наиболее важных факторов внешней финансовой среды непосредственного влияния, подлежащих оценке в процессе финансового анализа Доминантное направление финансового развития предприятия Фактор внешней финансовой среды непосредственного влияния 1. Потенциал формирования финансовых ресурсов предприятия 1. Конъюнктура рынка ценных бумаг. 2. Конъюнктура кредитного рынка. 3. Существующая практика предоставления коммерческого кредита покупателям. 4. Состав кредитных продуктов коммерческих банков и небанковских финансовых институтов. 5. Кредитная политика коммерческих банков 2. Эффективность распределения и использования финансовых ресурсов предприятия 1. Конъюнктура финансового рынка. 2. Конъюнктура товарного рынка. 3. Уровень доходности реальных инвестиционных проектов, предлагаемых субъектами хозяйствования 3. Уровень финансовой безопасности предприятия 1. Уровень стабильности коммерческих связей с покупателями продукции. 2. Конъюнктура страхового рынка. 3. Состав страховых продуктов страховых компаний. 4. Уровень развития рынка производных ценных бумаг 4. Уровень качества управления финансовой деятельностью предприятия 1. Уровень прозрачности финансового рынка. 2. Эффективность коммуникативных связей предприятия с контрагентами по финансовой деятельности. 3. Характер логистических связей предприятия с контрагентами в системе финансового рынка. 4. Возможность использования альтернативных финансовых инструментов в процессе осуществления отдельных видов финансовых операций Результаты оценки отдельных факторов рассматриваемой финансовой среды методами SWOT-анализа дополняются при необходимости их оценкой методами портфельного (в разрезе портфелей отдельных операций с контрагентами), сценарного или экспертного финансового анализа. 3. Анализ факторов внутренней финансовой среды призван характеризовать не только объем финансового потенциала предприятия, но и эффективность его использования. Исследование факторов внутренней финансовой среды в процессе разработки финансовой стратегии предприятия традиционно базируется на SWOT-анализе, направленном на выявление сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия. В последние годы развитие этого подхода получило отражение в SNW-анализе, используемом исключительно при анализе факторов внутренней среды предприятия. Аббревиатура SNW отражает характер позиции предприятия по исследуемому фактору: S – сильная позиция [strenght position]; N – нейтральная позиция [neutral position]; W – слабая позиция [weakness position]. Сопоставление SNW-анализа и SWOT-анализа (по характеру оценки влияния отдельных факторов внутренней среды предприятия) показывает, что система этой оценки в SNW-анализе дополняется нейтральной позицией (сильная и слабая оценка позиции присуща обоим методам). Нейтральная позиция оценки того или иного фактора внутренней среды предприятия соответствует, как правило, среднеотраслевым его значениям по аналогичным предприятиям. Такой подход позволяет рассматривать нейтральную позицию того или иного фактора, влияющего на финансовую деятельность предприятия, как критерий минимально необходимого стратегического его состояния. Систему исследуемых факторов внутренней финансовой среды каждое предприятие формирует самостоятельно с учетом специфики своей финансовой деятельности. Факторы, которые характеризуют отдельные аспекты финансовой деятельности предприятия, рассматриваются обычно в комплексе и отражают его финансовую политику по какому-либо из этих аспектов. Примерный состав наиболее важных факторов внутренней финансовой среды, подлежащих оценке в процессе финансового анализа в разрезе доминантных направлений финансового развития предприятия, представлен в табл. 6. Таблица 6 Состав наиболее важных факторов внутренней финансовой среды, подлежащих оценке в процессе финансового анализа Доминантное направление финансового развития предприятия Фактор внутренней финансовой среды 1. Потенциал формирования финансовых ресурсов предприятия 1. Операционный леверидж. 2. Политика формирования прибыли предприятия. 3. Амортизационная политика предприятия. 4. Налоговая политика предприятия. 5. Дивидендная политика предприятия. 6. Эмиссионная политика предприятия. 7. Уровень кредитоспособности предприятия. 8. Средневзвешенная стоимость капитала 2. Эффективность распределения и использования финансовых ресурсов предприятия 1. Инвестиционная политика предприятия. 2. Структура активов. 3. Оборачиваемость активов. 4. Рентабельность активов. 5. Рентабельность собственного капитала. 6. Рентабельность инвестиций 3. Уровень финансовой безопасности предприятия 1. Политика управления оборотными активами предприятия. 2. Состав текущих финансовых обязательств. 3. Структура капитала. 4. Политика управления денежными потоками предприятия. 5. Уровень самофинансирования инвестиций. 6. Политика управления финансовыми рисками предприятия. 7. Формы страхования финансовых рисков. 8. Методы диагностирования симптомов финансового кризиса 4. Уровень качества управления финансовой деятельностью предприятия 1. Уровень образования финансовых менеджеров. 2. Широта финансовой информации, формируемой системой управленческого учета. 3. Прогрессивность используемых форм и методов анализа, планирования и контроля финансовой деятельности. 4. Уровень технической оснащенности финансовых менеджеров. 5. Эффективность организационной структуры управления финансовой деятельностью. 6. Уровень корпоративной культуры финансовых менеджеров (по основным параметрам) Характер факторов, определяющих сильные и слабые стороны финансовой деятельности предприятия оценивается по пятибалльной системе (оценка нейтральной позиции принимается за нулевую). Результаты оценки отдельных факторов внутренней финансовой среды, полученные в процессе SWOT-анализа и SNW-анализа, дополняются при необходимости их оценкой методами портфельного (портфеля дебиторской задолженности, портфеля кредиторской задолженности, портфеля инвестиций, портфеля финансовых рисков и т.д.) сценарного и экспертного стратегического финансового анализа. По результатам оценки важнейших факторов внутренней финансовой среды составляется матрица сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия. Пример составления такой матрицы по одному из сегментов финансового анализа представлен в табл. 7. Таблица 7 Примерная форма разработки матрицы сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия Доминантная сфера и сегмент финансового развития предприятия Сильная позиция Нейтральная позиция Слабая позиция наименование оценка наименование оценка наименование оценка Потенциал формирования финансовых ресурсов предприятия Политика формирования прибыли предприятия +2 Налоговая политика предприятия Дивидендная политика предприятия -3 Потенциал формирования собственных финансовых ресурсов из внутренних источников Амортизационная политика предприятия +1 Операционный леверидж 4. Комплексная оценка финансовой позиции предприятия интегрирует результаты анализа всех видов финансовой среды функционирования предприятия. Осуществление такой оценки позволяет: – четко идентифицировать основные особенности осуществления финансовой деятельности на данном предприятии; – оценить достигнутые результаты управления финансовой деятельностью предприятия; – выявить проблемные зоны в финансовом развитии предприятия и системе управления его финансовой деятельностью; – объективно оценить возможности предстоящего финансового развития предприятия с учетом факторов внешней и внутренней среды; – зафиксировать стартовые позиции стратегических финансовых инициатив предприятия. 3.2. Финансовое обеспечение предпринимательской деятельности В условиях рыночной экономики очень важна эффективность управления финансовыми ресурсами. От этого зависит финансовая состоятельность каждого предприятия. Поэтому особое значение приобретают способы финансирования бизнеса. На сегодняшний день, на первый план выступает необходимость формирования и совершенствования механизма финансового обеспечения деятельности предприятий, функционирование которого в условиях рынка давало бы возможность стабильного развития. Под финансовым обеспечением предпринимательской деятельности понимается совокупность форм и методов, принципов и условий финансирования предприятий. Финансовое обеспечение – это управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию. Но рассмотрение вопросов финансового обеспечения невозможно без знания конкретных источников финансирования. Финансовыми источниками принято считать совокупность денежных средств строго целевого назначения, которые обладают потенциальной возможностью высвобождения из оборота (иммобилизации) или дополнительной загрузки в оборот (мобилизации). В настоящее время все источники финансирования делятся на следующие группы: собственные средства хозяйствующих субъектов; заемные средства; привлеченные средства; бюджетные ассигнования. Рис. 9. Состав финансовых ресурсов организации При выборе источников финансирования деятельности предприятия необходимо решить пять основных задач: • определить потребность в кратко- и долгосрочном капитале; • выявить возможные изменения в составе активов и капитала в целях определения и оптимального состава и структуры; • обеспечить постоянную платежеспособность и, следовательно, финансовую устойчивость; • с максимальной прибылью использовать собственные и заемные средства; • снизить расходы на финансирование хозяйственной деятельности. Источниками финансовых ресурсов служат все денежные доходы и поступления, которыми располагает предприниматель в определенный период, которые потом направляются на осуществление денежных расходов и отчислений, необходимых для производственного и социального развития, – инвестиций (прямых, портфельных, в нематериальные активы и др.), авансирования в текущие затраты расходов и отчислений на социальные нужды, в централизованные специальные фонды и в бюджеты различных уровней. Производственное развитие предприятия, т.е. прирост его основных и оборотных средств, связано с выполнением хозяйственных, финансовых операций, различных форм инвестирования, стимулирования работников. Для этих целей на предприятии формируются финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы — одна из определяющих сторон деятельности предприятия, так как они представляют собой денежные средства с различными источниками формирования, находящихся в распоряжении предприятия и предназначенных для выполнения различных финансовых обязательств. Управление финансовыми ресурсами предполагает не только мобилизацию средств и эффективное сочетание источников их поступления, но и рациональное расходование имеющихся ресурсов в зависимости от выбранной финансовой политики предприятия. Специфика российской экономики такова, что предприятия сталкиваются не только с трудностями при формировании финансовых ресурсов, но и с не менее сложной задачей – как их потратить, чтобы не стать банкротом. Состав финансовых ресурсов предпринимательской деятельности и их источники отражены в табл. 8. Таблица 8 Финансовые ресурсы и их источники Финансовые ресурсы Источники финансовых ресурсов 1. Собственные средства 1.1. Амортизация (начисление износа основных средств и нематериальных активов) 1.2. Прибыль валовая 1.2.1. Прибыль от реализации товаров и услуг(предпринимательский доход) 1.2.2. Прибыль от прочей реализации 1.2.3 Сальдо внереализационных результатов (доходов) 1.2.4. Резервный фонд 1.3. Ремонтный фонд 1.4. Страховые резервы 1.5. Прочие Выручка от реализации (себестоимость) Выручка от реализации Доходы от прочей реализации Внереализационные доходы Валовая прибыль до налогообложения Себестоимость Себестоимость или чистая прибыль 2. Заемные средства 2.1. Кредит банка 2.2. Кредит иного финансового института 2.3. Бюджетный кредит 2.4. Коммерческий кредит 2.5. Кредиторская задолженность 2.6. Прочие Ресурсы соответствующих кредиторов То же --//-- --//-- --//-- --//-- 3. Привлеченные средства 3.1. Средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности 3.2. Средства от эмиссии ценных бумаг 3.3. Паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц 3.4. Страховое возмещение 3.5. Поступление платежей по франчайзингу, селенгу, аренде т.п. 3.6. Прочие Ресурсы соответствующих инвесторов То же --//-- --//-- --//-- --//-- 4. Ассигнования из бюджета и поступления из внебюджетных фондов Средства бюджетного финансирования и внебюджетных фондов В составе собственных средств главную роль играет прибыль. Преиму­ществом данного источника считается то, что формирование его объема осуществляется самим предприятием и также самостоятельного определения и расходования после уплаты соответствующего налога на прибыль. Существенную роль в формировании собственных ресурсов отводится амортизационным отчислениям. Эти средства определяют ежегодный амортизационный фонд, направляемый на обновление основного капитала. В составе привлеченных средств основную роль играют банковские кредиты и денежные средства, мобилизуемые на фондовом рынке. Это, с одной стороны, дополнительный выпуск ценных бумаг, а с другой – вложения в высоколиквидные и доходные акции и облигации. В настоящий момент этот источник все больше и больше привлекает отечественных предпринимателей. Одним из широко используемых источников для покрытия текущих затрат выступает кредиторская задолженность. Это связано с практикой предварительной оплаты продукции, задержкой в выплате заработной платы, бюджетных платежей. Для предприятия всегда существует выбор из нескольких альтернативных вариантов финансирования своей деятельности. При этом основными критериями выбора выступают условия привлечения заемных средств, их «цена», степень риска, возможные направления использования и т.д. К заемным относятся ресурсы, мобилизуемые на фондовом рынке путем продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпус­каемых данным предприятием. Выпуск ценных бумаг обеспечивает капитальные вложения в реконструкцию и расширение предприятия, однако данный вариант требует тщательного анализа конъюнктуры фи­нансового рынка, спроса на разные виды ценных бумаг и реальной воз­можности реализации ценных бумаг своего предприятия. В настоящее время многие предприятия используют эмиссионный метод наращивания капитала. Однако при этом зачастую единственным основанием выпуска новых акций и облигаций служат именно текущие финансовые затруднения предприятия, а не объективная необходимость увеличения уставного капитала. Нужно отметить, что такая возможность поведения предприятия предусмотрена законодательно, но только в определенных случаях. Источниками финансовых ресурсов также выступают: выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления (паевые взносы), мобилизация внутренних ресурсов в строительстве (прибыль и экономия по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом, и др.). Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их рациональное использование имеют огромное значение для развития предприятия. Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связа­ны с уровнем развития производства, его эффективностью. В зависимости от того, куда и в каких объемах направляются финансовые ресурсы, формируются возможности создать дополнительные мощности. Постоянный рост и совершенствование производства в свою оче­редь способствуют увеличению финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы – это основа ведения финансово-хозяйствен­ной деятельности субъектов рыночной экономики. В условиях экономической и финансовой самостоятельности субъекты предпринимательства самостоятельно формируют и расширяют свои финансовые ресурсы. На практике все перечисленные виды финансовых ресурсов могут применяться одновременно. Для обеспечения бесперебойного финансирования воспроизводственных затрат большое значение имеют финансовые резервы. В условиях нестабильности они особенно важны и необходимы. Финансовые резервы должны создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресурсов. Чтобы обеспечить производственно-хозяйственную деятельность необходимыми денежными средствами, а также постоянное расширенное воспроизводство, освоение и внедрение новой техники, обновление продукции, необходимо заранее планировать и создавать фонды денежных средств.
«Предпринимательская среда; внешняя среда предпринимательской деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot