Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Вербальные опоры
К.п.н., доцент
Чмых И.Е.
план
Активизация речевого материала
Роль установки
Понятие «опор»
Классификация и виды опор
Связи слова
Этап развития речевого умения
Тенденции научно-технического прогресса
.
требуют
интенсификации и активизации всех
видов деятельности человека, в том числе и
учебной.
Особо отчетливо тенденции интенсификации и
активизации в теории и практике обучения
иностранным языкам проявились в последние
годы, когда главной целью было выдвинуто
овладение учащимися иноязычным общением
Проблема обучения лексической стороне
речи и формирования лексического запаса
учащихся является одной из центральных
и, вместе с тем, наиболее сложных проблем
методики обучения иностранным языкам.
Опыт работы показывает, что отсутствие
достаточного
количества
лексических
единиц в словарном запасе учащихся
затрудняет
процесс
овладения
иностранным языком как средством
общения.
В связи с этим остро встает необходимость поиска
таких средств обучения, которые бы наиболее
эффективно способствовали усвоению и сохранению
лексических единиц в памяти учащихся в течение
длительного времени и создавали потенциальные
возможности для вызова необходимых лексических
единиц соответственно речевой задаче, стратегии и
тактике говорящего (В.А.Бухбиндер, И.И.Богданова,
Ю.А.Бурлаков; Л.Г. Воронина, В.С.Коростелев
С.С.Куклина, Б.А.Лапидус, Н.В.Николаев, Э.И.
Соловцова, Г.В.Рогова., Т.Е.Сахарова, В.Л.Скалкин и
др.)
Понятие «активизация» толкуется в литературе
достаточно широко: как мотивация, стимуляция,
создание условий для активного взаимодействия
учащихся, возбуждения интереса.
Л.П.Аристова, Г.А.Китайгородская, И.Я.Лернер,
А.М.Матюшкин, А.К.Маркова, В.Оконь,
П.Н.Осипов, М.Н.Скаткин, П.Чубурин связывали
решение вопроса об активизации с проблемным
обучением, способствующим активизации
мыслительных и волевых процессов, памяти,
внимания учащихся посредством поисковых
задач, обеспечивающих необходимую учебную
мотивацию.
В методике обучения иностранным языкам
проблема активизации рассматривается как
необходимость активизировать процесс
усвоения материала с помощью различных
средств, создания условий и учета всех
факторов
процесса
в
целях
самостоятельного,
мотивированного,
продуктивного овладения и использования
изучаемого материала.
Вербальные опоры
Необходима разработка такого средства, которое
наряду с решением задач усвоения лексических
единиц было бы нацелено на активизацию внутренней
активности учащихся и служило достижению целей
развивающего аспекта обучения иностранным языкам.
В качестве одного из таких средств Т.Ю.Васильева,
К.Гибш, Л.Б. Ительсон, И.Я.Лернер, Н.А.Менчинская,
В.Оконь, М.Н.Скаткин, В.Б. Царькова, Т.И. Шамова,
Г.И.Щукина и др. рекомендуют вербальные опоры
различных видов.
Роль установки
Особую роль в процессе управления
учебной деятельностью и реализации
принципа активности в обучении играет
установка, которую следует понимать не
столько как «готовность к деятельности
определенного типа, сколько как
регулирование динамики самого
действия. В виде установки учащийся
приобретает своеобразный алгоритм
управления его учебными действиями»
(Бухбиндер)
Установка берет на себя функции управления
процессом восприятия, изображенного на
полотне,
фото,
помогают
вызывать
определенные ассоциации, а затем мысли.
В результате учащиеся могут сосредоточиться
на конкретной проблеме.
С помощью установки актуализируется
личный опыт обучаемых, активизируется
лексика, в том числе и оценочная,
необходимая
для
решения
речемыслительной задачи.
Опоры и их роль
Неслучайно российские и зарубежные
исследователи в области методики и психологии
обучения иностранным языкам обращают свое
внимание на опоры, как средство управления и
активизации речевым высказыванием.
Еще К.Д. Ушинский писал, что «к зрительному
образу легко и просто привязываются даже самые
отвлеченные идеи...» [Пассов ЕИ]
Большой вклад в разработку методики работы с
опорами внесли такие известные зарубежные
методисты как П.Пальмер, М.Уэст, Р.Хорнби.
Эффективности
использования
различных видов опор в процессе
обучения
посвящены
работы
Б.В.Беляева,
П.Б.Гурвича,
А.А.Леонтьева,
М.В.Ляховицкого,
С.Л.Рубинштейна, В.Б.Царьковой.
Особое внимание уделено опорам в
работах И.А.Зимней, С.Ю.Николаевой,
Н.К.Скляренко,
С.В.Тапоковой,
Г.И.Щукиной и др
Понятие «опор»
С.Л. Рубинштейн отмечал, что «опоры
являются своеобразным средством
зондирования мышления, индикатором,
позволяющим прослеживать внутренний ход
мысли».
Ф.М. Рабинович рассматривает опоры как
средство управления самостоятельной работой
как средство «инвентаризации языкового
материала», производимой в соответствии с
индивидуальными возможностями учащихся с
ориентацией на конкретную речевую задачу и
делает вывод, что «пользованию опорами
Опоры призваны обеспечить характер
управления высказыванием, характер,
избираемый в зависимости от уровня
развитости самостоятельности, от
стадии развития речевого умения, то
есть опоры выступают в качестве
фактора организации речевых
упражнений, адекватных цели
(ЕИ Пассов)
КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ОПОР
Виды опор.
Структурная схема в виде неполных предложений, определяющая форму и последовательность
изложения. Схема прогнозирует как план высказывания, так и употребление лексики.
Например, при обучении умению рассказать биографию логично использовать следующую
структурную схему: … один из…; … родился; его родители …; в … году …; … написал … . … …
Логико-синтаксические схемы (ЛСС). Они служат для облегчения любых видов высказывания на
уровне сверхфразового единства. Часто учащиеся не умеют связывать одну фразу с другой,
паузы между фразами слишком затягивают. Чтобы помочь этой беде достаточно постоянно
использовать ЛСС
в виде неполных вопросов (Кто? Как? Где? Что делал? С кем? Когда? Зачем?)
в виде неполных предложений (Я хотел … . Но … . Поэтому … .)
Вопросы в виде плана.
План в виде тезисов.
Сочетание логико-синтаксической схемы в виде неполных вопросов и опоры на зачин и
концовку.
Опора только на зачин и концовку.
Установки на родном языке.
Например: Начни с описания в целом, затем опиши отдельные объекты и сделай вывод.
Опоры в виде таблиц, плакатов, диаграмм.
Даты, цифры, символика.
Опоры в виде структурных схем из геометрических фигур или символов.
Программированные карточки саморегуляции.
Требования к составлению опор:
• языковой материал опор не должен быть пассивным.
следует использовать все средства для привлечения
внимания к специфической трудности (курсив,
увеличенный шрифт, цветовое выделение,
подчёркивание и т.п.)
• последовательность опор должна строго
определяться логикой предполагаемого
высказывания.
Ключевые слова
Разнообразие их функций велико:
• они облегчают вызов реакции;
• являются частью ожидаемого речевого
продукта;
• подсказывают идею высказывания;
• намечают отдельные смысловые вехи
высказывания;
• обладают
способностью
вызвать
ассоциацию;
• возбудить воображение;
• служат опорой для развертывания цепочки
слов.
Микротекст
Следует отметить, что ценность данной опоры велика:
• является образцом для построения собственного
высказывания;
• может служить алгоритмом;
• планом речи;
• подсказывает способы построения высказывания;
• дает возможность сочетания лексических единиц;
• направляет связи слова, а также является стимулом к
воссозданию ситуации (естественной
коммуникативной ее моделью).
Что
касается
процесса
овладения
лексикой,
правомерным использование микротекстов в начале
как содержательной, а затем как смысловой опоры
высказывания.
Подстановочные таблицы способствуют механической отработке материала
Сущность их использования, по словам их автора
Г.Пальмера, заключается в обеспечении
максимальной повторяемости определенных
речевых образцов на основе более или менее
обширного лексического материала.
Довольно точное назначение подстановочных
таблиц определил также В.Л.Скалкин:
«Подстановочные таблицы хорошо иллюстрируют
вновь вводимую конструкцию; они эффективны для
первичного закрепления, и в конечном итоге
помогают учащемуся выработать прочный навык
оперирования данным речевым образцом в
различных его лексических навыках».
Однако, как справедливо отмечает целый ряд методистов,
подстановочные
таблицы
при
их
неправильном
использовании могут оказать отрицательное влияние на ход
формирования иноязычных речевых навыков.
Так, английский методист Х. Джордж предостерегает
преподавателей от того, чтобы у учащихся, работающих с
подстановочными таблицами, не сложилось мнение, что
одно только повторение и есть практика.
В отличие от микротекстов, функции подстановочных таблиц
достаточно узки. Они могут обеспечивать высказывания
лишь на уровне фразы, и, практически, не обеспечивают
высказываний на уровне сверхфразового единства (за счет
жесткой заданности содержания). Это позволяет нам сделать
вывод о том, что их использование в целях работы над
развитием
речевого
умения
является
наименее
Тексты и микротексты информативного характера,
имеющие
конкретное
содержание
и
представляющие собой готовое высказывание.
В то же время, крайне редко встречаются тексты,
несущие смысловую нагрузку, тексты, способные
вызывать определенную реакцию, отношение со
стороны
учащегося,
определенный
психологический и эмоциональный настрой
учащихся,
способны
облегчить
вызов
определенного языкового материала
Крылатые
фразы,
высказывания
известных людей, фразеологизмы и
т.д., которые направляют внимание
учащихся на смысловое высказывание
и самостоятельный отбор материала,
необходимого для выражения своих
мыслей по поводу сказанного
Логико-синтаксические схемы (ЛСС)
• Отмечается, что они направляют высказывание
учащихся в необходимое русло;
• определяют логическую последовательность;
• управляют высказыванием через его логику;
• способствуют реализации принципа новизны;
• помогают строить связный рассказ и управлять
речевой деятельностью на репродуктивном
уровне;
• от них легко перейти к варьированию и
комбинированию речевым материалом;
• они обеспечивают высказывание на уровне
сверхфразового единства и экономят время при
подготовке высказывания;
• помогают слабым учащимся.
Функционально-смысловая таблица (ФСТ)
• дает возможность логически построить
высказывание;
• подключить учащихся различной степени
обученности;
• позволяет интенсифицировать обучение за
счет исключения этапа семантизации;
• вызывает потребность в новых словах;
• создает возможность комбинирования и
выражения своего отношения.
Лексические таблицы есть эффективное
средство управления процессом усвоения
речевого материала, которое обладает своими
функциональными возможностями на
каждом этапе работы над речевым
материалом.
• Характер и содержание лексических таблиц
зависит от этапа работы над речевым
материалом, его спецификой и находятся в
прямой зависимости от видов управления.
• Методика работы использования
лексических таблиц, основанная на
управлении и активизации, значительно
Оптимальное усвоение лексических единиц можно лишь только в том случае, если
при первой же встрече учащихся с новыми лексическими единицами создаются
условия для усвоения основных связей этих единиц в единстве:
1)
формальные связи слова – связи звуковых, зрительных, артикуляторных
(речедвигательных), моторно-двигательных следов слова и их соотнесенности. Их
функционирование обеспечивается работой слухового, зрительного,
речедвигательного анализаторов, то есть в процессе усвоения лексических единиц
они должны восприниматься всеми анализаторами в комплексе, что обеспечит
формирование материальных следов слова в коре головного мозга и всех связей
между ними и заложит основу для владения лексической единицей;
2)
предметные связи слова – связи всех формальных следов слова со
зрительным образом предмета;
3)
ассоциативные связи слова с кругом другим слов возникают при
сочетании слов друг с другом в процессе речи, они могут быть парадигматические
– отражающие способность слова к объединению в различные группы по
различным признакам;
4)
синтагматические – обеспечивающие возможность сочетания слова с
другими словами в предложении;
5)
смысловые – отражающие функцию предмета, его свойства, связи с
другими предметами;
6)
личностно-смысловые, которые образуются в ходе выражения говорящим
личностного смысла (Е.И.Пассов).