Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Ресурсные возможности тифлопедагогики и тифлопсихологии в современных образовательных условиях

  • 👀 569 просмотров
  • 📌 504 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Ресурсные возможности тифлопедагогики и тифлопсихологии в современных образовательных условиях
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Ресурсные возможности тифлопедагогики и тифлопсихологии в современных образовательных условиях» docx
Тема 1.2. Ресурсные возможности тифлопедагогики и тифлопсихологии в современных образовательных условиях Особенности современного этапа развития системы российского образования. Дифференциация и гуманизация – основные свойства современного образования. Обновление образовательных организаций. Образовательный процесс. Инновации в коррекционном образовательном процессе образовательных организаций. Понятие «обучения». Особенности процесса обучения в специальном образовательном учреждении. Главные задачи специального образовательного учреждения. Движущие силы процесса обучения. Структура и основные компоненты образовательного процесса в специальном ОУ. Функции обучения и их характеристика. Особенности применения методов обучения и воспитания в коррекционно-педагогическом процессе. Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с проблемными детьми. Потребность в коррекционно-педагогическом сопровождении детей с нарушением зрения. Развитие психолого-педагогического сопровождения – основные типовые положения и составные части. Структура управляющей системы коррекционно-педагогического сопровождения воспитанника с нарушениями зрения. Основные этапы процесса коррекционно- педагогического сопровождения и их задачи. Сопровождающие ребенка с нарушением зрения в образовательном процессе в условиях образовательной организации. Виды работ и содержание деятельности коррекционного психолого-педагогического сопровождения. Сложность современного этапа развития системы российского образования обусловлена серьезными социально-экономическими изменениями в обществе. Образование становится все более сложной системой, к ней предъявляются новые, качественно возрастающие требования. Остро встает проблема создания целостной системы перманентного (непрерывного) образования, которая должна охватывать все сферы обучения и воспитания, начиная от дошкольных образовательных учреждений и кончая высшими учебными заведениями и органами профессионального повышения квалификации специалистов. Демократизация и гуманизация образования требует ухода от старых педагогических эталонов эгалитаризма (уравнительности), перехода от школоцентризма к детоцентризму. Дифференциация и гуманизация предполагает кардинальный выход на личность ребенка, на работу по ее формированию и развитию; ориентацию на развитие и становление отношений взаимного уважения детей и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Учебно- воспитательный процесс должен быть приспособлен к личности ребенка, к потребностям его творческой самореализации. Обновление образовательных учреждений требует определенной перестройки и педагогической науки. Старая модель узкодисциплинарной и унифицированной педагогики уступает место личностно ориентированной и вариативной модели. Универсальность перестройки образования сказывается на всех компонентах системы, и в частности на совершенствовании педагогического управления образовательным учреждением, на организационных структурах, методах работы, контроля и руководства; предъявляет новые требования к знаниям и умениям детей, в том числе и к детям, имеющим нарушения зрения. Все перечисленные проблемы касаются и специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушением зрения. Более того вопросы совершенствования управления специальными образовательными учреждениями решаются намного сложней по сравнению__с аналогичными вопросами, стоящими перед массовыми общеобразовательными учреждениями. Структура и содержание образования в коррекционном (специальном) ОУ имеют свои особенности, так как воспитание и характер усвоения материала детьми, имеющими нарушения зрения, несколько отличается от познавательных возможностей обычных дошкольников. Это вызывает у педагогов, работающих в специализированных классах/группах, соответствующие сложности в организации педагогического процесса, затрудняет проведение коррекционно-познавательной деятельности и развивающей работы с данными детьми. Дети с нарушением зрения требуют особого подхода к их обучению и воспитанию. Отсутствие или ограничение зрительных возможностей затрудняют учебно-познавательную деятельность, откладывают специфические отпечатки на процесс формирования личности такого ребенка. Парадигма коррекционной работы, заключается в организации педагогической деятельности, направленной на преодоление недостатков психофизического развития детей, связанных с дефектным зрением. В этой работе необходимо дать значительно больше самостоятельности, как администрации образовательного учреждения, так и педагогическому коллективу. Парадигма (греч. paradigma – пример, модель, образец) – совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества. С другой стороны, возникает повышенная ответственность работников коррекционных учреждений за эффективность деятельности. Здесь требуется разработка новых приемов и методов обучения и коррекции, новых форм организации занятий, оригинальных пособий, средств обучения и др. Чтобы указанные дидактические, методические и эргономические условия были созданы и работали качественно, необходим постоянный квалифицированный контроль. Эргономика – (греч. ergon – работа, nomos – закон, или закон работы) – это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности. Руководство учебно-воспитательной и коррекционно- восстановительной работой в специальном ОУ для детей с нарушением зрения должно стимулировать поисковую исследовательскую деятельность педагогов, поскольку здесь готовых рецептов нет и достаточно беден практический опыт в этом направлении. Предстоит решение важной социально-педагогической задачи – приближение развития детей с нарушением зрения к норме. Главная цель специалистов в коррекционном процессе – устранение или уменьшение рассогласования между установленной (нормальной) и реальной (имеющей отклонения) деятельностью. Поэтому важным в коррекционно-педагогическом процессе является правильный учет величины и характера рассогласования и оперативное исправление этого несоответствия между нормой и отклонением. Коррекция рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления зрительных и психофизических недостатков через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе коррекционно-педагогического процесса или различных видов деятельности (учебной, трудовой, игровой, досуговой и др.). Повышение социальной роли специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с нарушением зрения требует выхода на личность, как педагога, так и ребенка, с оценкой их возможностей, способностей, уровня подготовки, а в отношении детей с нарушением зрения необходим учет их зрительных и тактильных возможностей, специфики познавательной и другой деятельности. Принципы демократического управления и руководства реализуются с помощью методов, средств, различных форм организации. В последнее время появились интересные инновации в этом отношении: аттестационная экспертиза, педагогическое проектирование, мониторинг, диагностика, медико-психолого-педагогическая коррекция. Повышается роль личности и инициативы личности, педагогам дается право выбора программ, учебников, разрешено создание авторских программ и интегрированных курсов обучения и т д. Большое значение в современном ОУ имеет выход на коллегиальное решение. Это настраивает педагогов на аналитическое мышление, на соучастие в управлении образовательным процессом, вырабатывает самооценку и объективную требовательность к себе и к своим коллегам. Заслуживает внимания современный опыт создания и работы попечительских советов, когда к руководству образовательным процессом подключаются родители, спонсоры и общественные организации. Мы подошли к понятию «процесса», «образовательного процесса». Процесс (лат. processus – течение, ход, продвижение) совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Образовательный процесс – это целенаправленное взаимодействие педагога и ребенка по обучению, воспитанию и развитию личности последнего по средствам организованных процессов. Для реализации образовательного процесса в ОУ создается развивающая предметная среда, которая рассматривается как комплекс социально-гигиенических, марально- этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую обстановку. Следовательно, целью организации учебно-воспитательной и коррекционно-восстановительной работы будет как эффективное решение образовательных, (ре)абилитационных задач, так и прогнозирование дальнейшего развития специального ОУ. Центром внимания является: коррекционно-восстановительная, коррекционно-воспитательная, коррекционно-развивающая работа. Результаты деятельности зависят не только от научно обоснованных и современных технологий, но и от подбора квалифицированных кадров, от отношений, которые складываются в педагогическом и детском коллективах. Таким образом, правильное диалектическое понимание происходящих в стране процессов поможет педагогически верно выйти на личность ребенка, эффективно решать задачи обучения, воспитания, коррекционной поддержки детей, вопросы сопровождения и руководства. В дидактике существует несколько подходов к определению понятия «обучение». Некоторые полагают, что – обучение это управление познавательной деятельностью учащихся под руководством учителя. Другие считают, что – обучение – это целенаправленный процесс развития личности, основу которого составляет специально организованная деятельность учащихся по вооружению знаниями, умениями, навыками, усвоению социально- исторического опыта под руководством учителя. Третьи убеждены, что – обучение – это взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение образовательно-воспитательных целей, ведущей из которых является развитие личности. Во всех этих определениях в той или иной степени раскрываются сущностные признаки обучения. Обучение – процесс двусторонний, предполагающий, с одной стороны, деятельность учителя (преподавание) по организации и активизации познавательной деятельности учащихся; с другой стороны – деятельность учащихся (учение) по восприятию учебной информации, ее переработке, осмыслению (усвоению знаний), формированию умений и навыков. Таким образом, содержательную основу обучения составляет взаимодействие педагога как субъекта и ребенка как объекта целостного педагогического процесса. Особенности процесса обучения в специальном образовательном учреждении: целенаправленность; двусторонность; противоречивость; систематичность; комплексность; коррекционная направленность и т. д. Учет этих особенностей процесса обучения обеспечивает его динамичность и результативность. Главные задачи обучения в специальном образовательном учреждении: 1. Организация познавательной деятельности детей по приобретению знаний, формированию практических умений и навыков, расширению кругозора. 2. Развитие задатков, способностей, познавательной деятельности воспитанников. 3. Стимулирование познавательной активности и самостоятельности. 4. Формирование у детей познавательной активности. 5. Формирование основ научного мировоззрения. 6. Всестороннее развитие самоценной, самодостаточной личности, формирование предпосылок для адаптации в социуме. Движущими силами процесса обучения являются противоречия между выдвигаемыми ходом образовательного процесса познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков воспитанников и их познавательными возможностями. Противоречия бывают внешние и внутренние. Пример внешнего противоречия: противоречие между задачами обучения и реально существующими условиями их выполнения. Пример внутреннего противоречия: противоречие между стремлением личности к знаниям и способами их достижения. В специальном образовательном процессе эти противоречия усиливаются в связи с недостатками психического развития детей. Любое противоречие разрешается через включение ребенка в деятельность, в активный поиск решения познавательной задачи. Структура процесса обучения. Процесс обучения представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из множества структурных элементов. Структуру процесса обучения составляют: цель обучения; задачи обучения; содержание учебного материала; методы обучения; средства обучения; организационные формы обучения; результат обучения. В другой интерпретации – структура процесса обучения включает в себя следующие компоненты: целевой; потребностно-мотивационный; содержательный; деятельностно-операционный; эмоционально-волевой; контрольно-регулировочный; оценочно-результативный. По мнению некоторых педагогов, процесс обучения как целостная система предполагает: 1. Цель. 2. Учебную информацию. 3. Средства педагогической коммуникации педагога и воспитанника. 4. Формы их деятельности. 5. Способы осуществления педагогического руководства разнообразными видами деятельности. Несмотря на некоторое различие в формулировке компонентов, в предлагаемой каждым автором структуре процесса обучения четко прослеживается идея целенаправленной организации многовидовой учебно- познавательной деятельности учащихся под руководством учителя. Функции обучения. Функция – это внешнее проявление свойств каких-либо объектов определенной системы. Можно выделить 4 основных функции процесса коррекционного обучения: 1. Развивающая. 2. Образовательная. 3. Воспитательная. 4. Коррекционная. Развивающая функция предполагает развитие личности в процессе обучения. Нередко можно встретить утверждение, что главной задачей обучения является вооружение воспитанников суммой знаний, умений и навыков. На самом деле это не совсем так. Знания, умения и навыки чрезвычайно важны, но они не могут рассматриваться как самоцель. Знания, умения и навыки как, впрочем, и обучение в целом, являются средствами развития личности. Существуют разные точки зрения на проблему взаимоотношения обучения и развития. Некоторые педагоги и психологи считают, что развитие ведет за собой обучение (Ж. Пиаже), другие полагают, что обучение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский). Л.С. Выготский выдвинул учение о двух зонах (уровнях) развития личности. «Зона актуального развития» означает имеющийся, уже достигнутый уровень мышления, памяти, воображения и т. п., «зона ближайшего развития» предполагает потенциальный уровень развития, который есть у каждого ученика, и которого можно достичь под руководством педагога. При определенных условиях «зона ближайшего развития» становится «зоной актуального развития» и перед учителем встает новая задача по приближению ученика к очередной «зоне ближайшего развития» и т. д. Отсюда очевидна идея опережающей роли обучения в развитии личности, особое значение она имеет для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Российские педагоги и психологи разработали несколько концепций развивающего обучения. Ведущими из них являются концепции Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Образовательная функция обучения заключается в формировании базовых научных знаний, составляющих основу информационного фонда, а также практических умений и навыков. Знания – это результат познания окружающего мира, выраженный системой научных понятий, теорий, законов. Умения – это действия на основе знаний. Существуют общие умения (владение устной и письменной речью, работа с книгой, конспектирование, реферирование и т. д.) и специальные умения (они, как правило, связаны с овладением способами деятельности в определенных науках, предметах – например, работа на компьютере). Навыки – это частично автоматизированные действия. Знания, умения и навыки тесно связаны между собой и находятся в состоянии диалектической зависимости (например, при помощи умения работать с книгой формируются новые знания и т. п.). Воспитательная функция обучения направлена на достижение цели всестороннего гармоничного (разностороннего, многостороннего) развития детей, основу которого составляет базовая культура личности, представляющая собой некоторую целостность, включающую в себя широкий диапазон свойств и качеств личности. Различают нравственную, эстетическую, физическую культуру, культуру умственного труда, культуру семейных отношений и т. д. Реализации воспитательной функции обучения способствуют следующие факторы: – содержание образования: такие предметы гуманитарного цикла, как литература, музыка, история, мировая художественная культура и т. д., которые несут в себе огромный воспитательный потенциал; – дополнительный дидактический материал, который может компенсировать отсутствие воспитательного предметного содержания на уроках естественно-математического цикла (например, в школе на уроках физики или математики можно использовать фрагменты биографии великих ученых, деятельность которых наполнена высоким гражданским пафосом, патриотизмом и т. д.); – организация учебного процесса, предполагающая четко продуманную структуру урока, последовательность действий учителя и учащихся и т. д.; – рациональное использование методов, приемов и средств обучения, ориентированных на активизацию познавательной деятельности воспитанников, самостоятельность, инициативу, умение отстаивать свои взгляды, высказывать суждения; – психологический климат в коллективе, основанный на гуманных отношениях, демократическом стиле общения; – психологическая помощь и поддержка воспитанников и их родителей; – личность педагога. Известно, что только личность может воспитать личность. Учитель должен быть человеком высокой общей и профессиональной культуры, настоящим интеллигентом. Интеллигентное поведение нельзя воспитать неинтеллигентными методами так называемой громкой педагогики (окриком, угрозой, нажимом, диктатом и т. п.). Учитель-дефектолог (логопед, специальный психолог) должны обладать высоким уровнем профессиональной компетенции и особыми личностными качествами, проявлять гуманное отношение к детям с ограниченными возможностями. Коррекционная функция. Коррекционная направленность процесса обучения предполагает педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей. Дети с проблемами в развитии с трудом овладевают учебной деятельностью вследствие ряда причин: – качественного своеобразия структуры дефекта, его количественных проявлений; – сложной иерархии нарушений, наличия дополнительных недостатков познавательной деятельности, что ограничивает возможность приема, переработки, хранения, и использования информации; – недоразвития речи; – трудностей социальной адаптации; – особенностей воздействия микросоциальной среды. Педагогических процесс должен строиться как с учетом названных недостатков, так и с учетом потенциальных возможностей детей. Особенности применения методов обучения и воспитания в коррекционно-педагогическом процессе. Метод обучения – это способ педагогического воздействия, который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру. Методический прием – это конкретное, часто элементарное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика. Методика обучения представляет собой совокупность определенного содержания и методов (педагогическая технология). Не следует путать понятия «методический» и «методологический». Методология – это философская категория, которая отражает определенное мировоззрение и включает в себя основополагающие принципы, лежащие в основе той или иной науки. Методы обучения можно рассматривать с разных позиций. Для специальной педагогики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода к процессу обучения, разработанная Ю.К. Бабанским. Он выделяет три группы методов. I группа – методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности. Данная группа методов включает в себя: словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации – источник знаний); индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность); репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления); самостоятельная работа детей под руководством педагога. II группа – методы стимулирования и контроля. III группа – методы контроля и самоконтроля. Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В.А. Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения: коммуникативный; познавательный; преобразовательный; систематизирующий; контрольный. Недостатки развития познавательной деятельности учащихся специальных образовательных учреждений (особенно мышления и речи, сенсорно-перцептивной деятельности, внимания) не позволяют использовать какую-то классификацию или подходы полностью. В системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения. Возможности их использования достаточно подробно с позиций коррекционной дидактики раскрыли А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др. Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с проблемными детьми. По способу передачи информации выделяют три группы методов. 1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация. Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое. Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия. Существуют наглядные средства для демонстрации: – средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии); – средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы); – условно-символические средства (формулы, символы, схемы). В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле. В коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением зрения применяется принцип обеспечения полисенсорной основы обучения, т. е. обучение строится с опорой на все органы чувств. 2. Словесные методы: Рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию; Беседа – это диалог педагога и воспитанника; Объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения. Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку. Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических. 3. Практические методы: Упражнения (устные и письменные); Продуктивная деятельность; Опытно-экспериментальная деятельность. Элементы программированного обучения. Наглядные и практические методы широко используются в практике специального образования. Особое значение они имеют для детей с сенсорными нарушениями. Так, для детей с нарушениями зрения специально предусматривается предметно-практическое обучение. Общепедагогические методы и приемы обучения используются специальной педагогикой особым образом, предусматривающим специальный отбор и сочетание методов и приемов, более других отвечающих особым образовательным потребностям ребенка и специфике коррекционно-педагогической работы с ним. Предпочтение отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма. Как уже отмечалось, на начальных этапах обучения детей с отклонениями в развитии предпочтительнее практические и наглядные методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий об окружающем мире. Методы словесной передачи учебной информации выступают как дополнительные. На последующих этапах обучения словесные методы выдвигаются на первый план. Для ряда категорий детей с особыми образовательными потребностями метод работы с учебником также имеет определенное своеобразие: ввиду специфики речевого и интеллектуального развития обучающихся в начальных классах объяснение нового материала по учебнику не проводится, так как для полноценного усвоения материала детям необходима собственная предметно-практическая деятельность, подкрепленная живым, эмоциональным словом учителя и яркими образами изучаемого материала. Характерными для всех категорий проблемных детей являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру. Поэтому при реализации наглядных методов обучения, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам обследования, побуждать детей обобщать и закреплять свой практический опыт в слове. Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод стимуляции и активизации познавательной деятельности детей. Использование игры в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие. Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс. Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной__педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте новую модель педагогической науки. 2. Назовите особенности структуры и содержания образования в коррекционном (специальном) ОУ. 3. В чем заключается парадигма коррекционной работы с детьми с нарушением зрения? 4. Какова главная цель специалистов в коррекционном процессе? 5. Дайте определение понятиям «образовательный процесс», «обучение». 6. Какова цель организации учебно-воспитательной и коррекционно- восстановительной работы в современном ОУ? 7. Каковы главные задачи обучения? 8. Дайте характеристику структуре образовательного процесса. 9. Поясните основные функции процесса коррекционного обучения. 10. Обоснуйте особенности применения методов обучения и воспитания в коррекционно-педагогическом процессе. 11. Какие компоненты включает в себя ФГОС, как они увязаны между собой? Литература 1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с. 2. Солнцева Л.И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения. – М.: Экспресс-Полиграф- Сервис, 1999. – 22 с. 3. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М.: Полиграф сервис, 2000. 4. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004. – 375 с. 5. ФГОС ДО. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
«Ресурсные возможности тифлопедагогики и тифлопсихологии в современных образовательных условиях» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Patricia McClure
Автор(ы) Беляков С. А.
Автор(ы) Волкова Л. С.
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot