Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Процесс социализации и коммуникации для ребёнка-билингва

  • 👀 251 просмотр
  • 📌 171 загрузка
Выбери формат для чтения
Статья: Процесс социализации и коммуникации для ребёнка-билингва
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Процесс социализации и коммуникации для ребёнка-билингва» docx
Процесс социализации и коммуникации является важнейшим для ребёнка-билингва, поскольку нацелен на самоиндефикацию и успешное коммуникативное общение в других видах деятельности. Дети-билингвы, как правило, очень мобильны, характеризуются высокой степенью коммуникации. Еще не владея речью, ребенок-билингв общается всеми доступными для него средствами - мимикой, жестами, «говорящими» взглядами на предметы. И эта двигательная составляющая коммуникации является универсальным средством общения. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» (Л. Генералова). Учёные называют этот феномен дошкольника «двигательным интеллектом» - подвижность, и мануальные, и языковые навыки, и баланс (равновесие), а ещё это первые источники смелости, выносливости, решительности, радости. Существует тесная взаимосвязь между речевой функцией и двигательной системой (так как зоны мозга, отвечающие за речь и движения, соседствуют), поэтому процесс овладения основными движениями, который характеризует двигательную форму активности детей, влияет на их языковые и умственные способности, поскольку общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками происходит в процессе коммуникативной деятельности. Именно поэтому среди многочисленных видов детской деятельности значительное влияние на усвоение русского языка детьми, для которых он не является родным, оказывает двигательно-коммуникативная деятельность. Двигательно-коммуникативная деятельность – форма активности ребёнка, поддерживающая его двигательную потребность и сознательно осуществляемая в целях решения какой-либо двигательной задачи. Эта деятельность направлена на взаимодействие с другим человеком как субъектом, усиливает собственную позицию ребёнка и актуализирует общение со сверстниками и взрослыми с целью достижения общего результата в условно-игровой ситуации. Получение ребёнком опыта в двигательно-коммуникативной деятельности происходит с опорой на потенциал всех пяти взаимодополняющих ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ (далее – ОО) в системе комплексного подхода и интеграции ОО: ОО «Физическое развитие» поддерживает двигательную потребность ребёнка благодаря освоению и закреплению новых навыков и умений в выполнении движений программного содержания на занятиях по физической культуре. ОО «Социально-коммуникативное развитие» актуализирует общение со сверстниками в процессе двигательной деятельности, интересы и мотивы (побуждения) к действию. Сюжетная игра - основа коммуникации. ОО «Речевое развитие» - это условно-речевые ситуации, двигательной деятельности, организованной на русском языке. Неиссякаемые коммуникативные возможности содержит русская народная сказка, которая не только несёт код национальной русской ментальности и обеспечивает диалог культур, но и содержит множество сказочных сюжетов для организации физкультурного занятия по сюжетному типу. ОО «Познавательное развитие». Двигательное воображение – основа творческой, осмысленной моторики, невозможно развить без познавательного опыта самого ребенка, когда он соединяет новую информацию со сказочным образом, где цвет, звук, запах, вкус, тактильные чувства способствуют пониманию русского языка всеми чувствами сенсорной системы ребёнка (вижу-слышу-ощущаю) и снятию напряжения. ОО «Художественно-эстетическое развитие» усиливает собственную позицию ребёнка благодаря художественной рефлексии, эмоциональной музыкально-ритмической организации движения. Прикосновение к краскам, их размазывание по листу бумаги, позволяет ребенку более полно осознать свой двигательный опыт и выразить в творческом продукте гораздо больше, нежели в вербальном сообщении. Исходя из этого в рамках основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) «Разноцветная планета» в ОО «Физическое развитие» была разработана билингвальная модель комплексного подхода, воплощённая в двигательно-игровой системе «ИДИ» (Интерес. Движение. Игра), описанная автором в одноименном методическом пособии. Система опирается на методические рекомендации по физическому развитию, как базы социальной культуры (Т.И. Осокина), технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре (автор Е. Пассов), технологию интегративного изучения сказки (в концепции ООП ДО «Разноцветная планета» (далее – УМК РП) н.р. Хамраева Е.А.). Интегративный подход организован на основе народной сказки, что позволяет поддерживать интерес детей к изучению нового материала, создавать условно-речевые ситуации в процессе занятий, а «обыгрывание» элементов сказки в различных видах детской деятельности способствует смене видов деятельности и форм работы, что вызывает чувство новизны и активизирует речь ребёнка. Таким образом ребенок получает возможность задействовать все известные ему языки. Проникающие технологии – игровые и здоровьесберегающие (соблюдение разумного баланса между двигательной активностью (рекреацией) и отдыхом (релаксацией), обеспечение эмоционального благополучия и возможности рефлексии ребенка (социокультурная адаптация), а также постоянный мониторинг физического и эмоционального состояния ребенка (как медицинский, так и психолого-педагогический). Каков билингвальный алгоритм работы со сказкой в рамках комплексного подхода при организации сюжетно-игровых физкультурных занятий Билингвальная модель работы со сказкой в интегративном ключе следующая: 1. «Сказочная перезагрузка» (предварительная деятельность до физкультурного занятия). 2. «Сказка в движении» (сюжетное физкультурное занятие). 3. «Сказка в творчестве» (творческо-речевая рефлексия в самостоятельной деятельности после физкультурного занятия). Последовательность введения ребёнка в активное «пространство» речевого и двигательного развития. Назовите способы активизации познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста, для которых русский язык не является родным на этапе «Сказочной перезагрузки» I. Сказочная «перезагрузка». Осмысление сказки. Помимо знакомства со сказкой требуется вдумчивая работа с текстом. Первичная рефлексия: сказка понравилась – не понравилась? Объясни, почему? Задайте вопросы по содержанию, рассмотрите иллюстрации с обязательным проговариванием того, что изображено, помогите ребёнку пересказать сказку по опорным картинкам и пр.. (Альбом «Русские сказки» УМК РП). Полезно использовать приём «Своё мнение» (дети высказываются о том, что поможет герою решить трудную ситуацию). Рассуждения детей – основа для закрепления не только языковых навыков, но и навыков общения. Обогащение чувственно-сенсорного познавательного опыта детей. Особое внимание должно быть уделено накоплению различных видов ощущений и развитию восприятия (зрительного, слухового, осязательного, вкусового и обонятельного). Объекты изучения – «образы сказки» (герои/события/явления/предметы, еда и пр.), о которых ребёнок расскажет собственным движением на сюжетном физкультурном занятии. Ребёнку необходимо хорошо представлять их как внешне (масло тает и растекается в каше – сказка «Каша из топора»), так и внутренне (вкус сыра – сказка «Два жадных медвежонка» и др.). Ребенок в данном случае выступает как исследователь. Состояние интереса поддерживается наглядной информацией (иллюстрации, слайды, видеопрезентации) и др.. Пример проведения «Сказочной перезагрузки» перед сюжетным физкультурным занятием по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть» (дети 3-4 лет). С детьми проводилась следующая работа: чтение сказки, беседа, пускание мыльных пузырей и наблюдение за ними (совмещалось с прослушиванием Шуберта «Музыкальный момент»). Дети рассматривали, как выглядят «лапоть» и «соломинка». Надували и сдували воздушные шарики, чтобы узнать, как их размер зависит от количества воздуха и т.д. Как такую работу может провести не только воспитатель, но инструктор по физкультуре. Назовите способы активизации двигательной и коммуникативно-речевой активности детей дошкольного возраста, для которых русский язык не является родным на этапе «Сказка в движении» (сюжетно-игровое физкультурное занятие). II. «Сказка в движении» - сюжетное физкультурное занятие с включением элементов сказки (Вводная часть - Интерес-мотивация. Основная часть - Двигательный рассказ. Заключительная часть - Волшебный коврик – игровая релаксация). Соблюдены основные компоненты физкультурного занятия. Все движения программного содержания выполняются детьми в тесной связи с освоением русского языка в игровой форме. Организация и содержание деятельности: 1. Интерес-мотивация – игровая ситуация. Начало сюжетного физкультурного занятия. Создание игрового настроения на материале сказки. Игровая ситуация требует создания волшебной обстановки с иллюстрированием звукового сопровождения (шум моря, леса, пение птиц), внесения «волшебных вещей» (сундук, зеркальце, шкатулочка с чудесами, волшебная палочка, яблоко), использование небольшого фрагмента сказочного текста с опорой на наглядность др.. Например, занятие «Яблочко с секретом» (по сказке «У страха глаза велики») дети находят в волшебном мешочке предмет из сказки, яблоко, которое явилось причиной развития сказочной ситуации. Ритм стихотворных строк, образное слово помогают ребенку эмоционально настроиться на предстоящую деятельность: Яблочко волшебное я найду в саду И, возможно, в сказку тут же попаду. 1-2-3-4-5 – надо сказку начинать! Взрослый предлагает детям узнать секрет, который «прячется» в этом яблоке и начинается двигательная разминка, чтобы попасть в сказку. 2. Двигательный рассказ – основная часть занятия. Виды деятельности: Двигательная разминка (разнообразные виды ходьбы, бега, прыжков, перестроений и др.) иллюстрирует путешествие детей в сказку. Общеразвивающие упражнения (далее – ОРУ), Основные виды движений (далее – ОВД), Психофизическая тренировка («Движения-превращения»). ОРУ с предметами и без. Снарядам и предметам придаётся образ и игровой характер. Детям-билингвам характерно более развитое, чем у монолингвов, дивергентное мышление (способность найти множество способов использования любого предмета), что позволяет в процессе выполнения упражнений различной направленности без труда «превратить» предметы и снаряды в сказочные артефакты, это повышает интерес детей к выполнению движений. Например: Обруч, превращается в «горшок каши» или горлышко кувшина, палка – в коромысло, кубики – в камешки, флажки – в крылья Финиста. ОРУ развивают координацию движений, внимание, память, восприятие, координацию деятельности слухового и зрительного анализаторов, и вследствие этого способствуют ускорению развития речи, что важно для обучения русскому языку. Данные упражнения, в основе которых всегда сказочный сюжет, можно включать в утреннюю гимнастику, что также способствует закреплению в игровой форме языковых навыков детей-билингвов. ОРУ рассчитаны на каждые 2 недели учебного года в «привязке» к изучаемой сказке. ОВД – основные виды движений. Обучение ОВД происходит примерно по такому же принципу. Например, при выполнении некоторых упражнений представить себя одним из персонажей сказки. Например, при обучении такому движению как «ползание на скамейке с мешочком на спине» ребёнку предлагают: представь, что ты - печка, которая везёт Емелю (мешочек). Различные виды движений могут иллюстрировать события сказки («У страха глаза велики»): … Бабушка на лавку упала… Спрыгивание с большого куба в обруч. …Внучка от волчища отбивается…Метание мячами вдаль в цель. …А курочка и мышка под норкой за печкой спрятались…Проползание на четвереньках под гимнастической скамейкой. 3. «Движения-превращения» – упражнения с подключением воображаемых образов сказки: «собираем репки» (мячи - сказки «Репка», «Вершки и корешки»), «месим тесто» - печём колобки (сказка «Колобок») и др.. 4. «Волшебный коврик» - игровая релаксация - заключительная часть. Активное движение всегда требует чередования с расслаблением. Подвижные игры и релаксационный отдых - составляющие данного комплекса, который даёт возможность детям снять мышечное и эмоциональное напряжение и поработать с образами сказки в состоянии расслабленности. Так закрепляется «образ слова». В следующей лекции мы более подробно познакомимся с методикой его проведения. Назовите способы активизации творческой и речевой активности детей дошкольного возраста, для которых русский язык не является родным на этапе «Сказка в творчестве» (рефлексия). III. «Сказка в творчестве» Реализация двигательного опыта в самостоятельной деятельности. Ребёнок отражает свое состояние в продуктивной деятельности, а затем, посредством ситуации «письменной речи», рассказывает о своих чувствах для записи взрослым в «Волшебный журнал». Наиболее действенная и наглядная форма осмысливания ребенком своих чувств в процессе движения – художественная рефлексия. Рисование с помощью красок и других материалов – пальчиками, ладошками, губкой, кисточкой. Помнить о возможности коллективного рисования для эмоционального сближения и взаимодействия детей. Это может быть «Карта путешествия по сказкам»1,2,3,4, которую дети заполняют своими работами. Подключение к работе тактильных ощущений улучшит запоминание чувственного образа слова. При организации художественной рефлексии в начале работы педагог настраивает детей вопросом, что больше всего запомнилось на занятии и просит рассказать об этом в работе. Можно помочь ребенку с выбором сюжета и материалов тогда, когда он этого просит, и то только волшебной фразой – «Рисуй, что хочется рисовать». Речевое творчество. Речевая деятельность становится нормой для человека, когда он собственными словами озвучит свои мысли. Практика работы показала, что эффект приносит не только передача ребёнком своего состояния через рисунок, но и попытка отрефлексировать его вербально с помощью приёма «ситуация письменной речи». В ситуации «письменной речи» ребенок «диктует» взрослому свой рассказ, а взрослый за ним записывает в «Волшебный журнал». Использовать ее можно и в общении с детьми четырех с половиной – пяти лет. Когда дети рассказывают о своём рисунке, у них формируются элементы связной речи, замедляется темп речи. Закрепляется чувственный образ, который он прожил в игре, творчестве, рассказе. Так формируется определенный необыденный опыт ребенка, который организуется по законам работы творческого воображения. Эти знания лично значимы для ребёнка, и здесь мы можем наблюдать расширение опыта ребёнка за счёт его собственного опыта. Смена видов деятельности, форм работы вызывает в ребёнке чувство новизны, активизирует его речь (изучение не языка, а познание окружающего мира и себя с помощью языка и движения). Сформированные коммуникативные личностные качества скажутся на речевом развитии ребёнка. Комплексный подход формирует у детей-билингвов интерес к русскому языку и обеспечивает возможность регулярного использования русского языка в условиях ограниченной языковой среды. Русский язык выступает в билингвальной модели развивающей системы «И Д И» как язык когнитивного развития, становления у ребёнка не только физических качеств, целенаправленности двигательных действий, но и успешного изучения русского языка.
«Процесс социализации и коммуникации для ребёнка-билингва» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Patricia McClure
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot