Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Методика развития речи дошкольников с нарушениями речи

  • 👀 351 просмотр
  • 📌 308 загрузок
  • 🏢️ МПГУ
Выбери формат для чтения
Статья: Методика развития речи дошкольников с нарушениями речи
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Методика развития речи дошкольников с нарушениями речи» pdf
Методика развития речи дошкольников с нарушениями речи. Тема 1. Проф. кафедры логопедии МПГУ Г.В. Бабина, Доцент кафедры логопедии МПГУ А.С. Володина Методика развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи Обсуждаемые вопросы: 1) Общие вопросы методики развития речи дошкольников с ОНР; 2) Теоретические основы методики изучения и формирования лексико-семантической стороны речи. 3) Обследование лексико-семантической стороны речи у дошкольников. Общие вопросы методики развития речи дошкольников Содержание работы по развитию речи (разделы работы): 1. Формирование лексико-семантической стороны речи. 2. Формирование грамматического строя речи 3. Формирование связного высказывания. Теоретические основы методики изучения и формирования лексико-семантической стороны речи (1)         Лингвистические аспекты проблемы. ЛЕКСИКА – совокупность слов языка (центральная часть языка). СЛОВО является основной номинативной и когнитивной (познавательной) единицей языка, которая служит для именования и сообщения знаний о предметах, признаках, процессах и отношениях – явлениях реальной действительности. СЕМАНТИКА СЛОВА (значение слова) отражает - способность слова обозначать те или иные явления внеязыковой действительности; - соотношение данного слова с другими словами (парадигматические отношения, например, синонимические, антонимические связи и пр.); - особенности сочетаемости слов (синтагматические или линейные связи); - словообразовательные (деривационные) связи слов. Теоретические (лингвистические) основы (2)        Определяющие признаки слова: 1) номинативность – название явлений реальной действительности; 2) информативность – передача знаний …; 3) индивидуальность лексического значения; 4) материальность – существование в звуковой/графической форме; 5) воспроизводимость – повторяемость слова в готовом виде; 6) структурная цельнооформленность – целостность лексического, фонетического/графического и грамматического единства слова. Теоретические (лингвистические) основы (3)  Типы слов:  А) по способу номинации выделяют:  1) самостоятельные (знаменательные) неместоименные слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные); 2) местоименные слова; 3) служебные слов, не обладающие самостоятельной номинативной функцией; 4) междометия.  Б) по фонетическому признаку:     1) одноударные, 2) безударные (служебные), многоударные (сложные);  В) - по морфологическому грамматическому признаку:  1) неизменяемые,  2) изменяемые.     - по морфологическому словообразовательному признаку: 1) простые (непроизводные и производные), 2) сложные; + по мотивированности: немотивированные и мотивированные. Теоретические (лингвистические) основы (4)     Слова образуют в языке определенные системы. Системы основаны на 1) грамматических признаках слова (это части речи); 2) формальных словообразовательных связях (гнезда слов); 3) семантических отношениях (лексикосемантические группы, лексические поля, синонимы, антонимы и др.). Теоретические (логопедические) основы (5)          Характеристика нарушений лексико-семантической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития): - ограничение объёма активного и пассивного словарного запаса; - наличие вербальных парафазий (лексические замены, отражающие трудности усвоения значений слов); - недостаточная сформированность парадигматических отношений слов (на уровне ЛСГ, синонимических, антонимических связей и пр.); - ограничение ассоциативного потенциала слов; - особенности структуры и снижение объёма ассоциативно-семантических полей; - нарушение синтагматических связей слов; - трудности обобщения и категоризации слов; - снижение способности семанизации слов. Внимание! Повторить (в логопедии): 1) структура речевого дефекта при ОНР; 2) характеристика нарушений лексико-семантической стороны при ОНР (III уровень). Обследование лексикосемантической стороны речи           Как правило, изучается словарь существительных, словарь глаголов, словарь прилагательных; в рамках каждого из них выделяем следующие разделы обследования: - определение объёма активного и пассивного словарного запаса; - выявление вербальных парафазий; - оценка сформированности парадигматических отношений слов (на уровне ЛСГ, синонимических рядов, антонимических пар); - изучение ассоциативного потенциала слов; - установление структуры и объёма ассоциативно-семантических полей; - определение особенностей реализации синтагматических связей слов; - определение особенностей реализации деривационных связей слов; - оценка возможности обобщения и категоризации слов; - исследование умений семанизации слов. Структура, материалы и технологии обследования 1-й раздел обследования (1): Обследование словаря существительных.     а) определение объёма активного и пассивного словаря осуществляется на материале нескольких тематических групп слов (например, посуда, одежда, овощи, деревья, насекомые, части тела, части дерева; предлагаются задания на называние предметов или их изображений, а в пассиве – на показ определенных предметов); б) выявление вербальных парафазий происходит на материале других заданий; в) оценка сформированности парадигматических отношений производится в заданиях на подбор синонимов, антонимов); г, д) изучение ассоциативного потенциала слов и установление структуры и объёма ассоциативно-семантических полей проводится в заданиях на направленное ассоциирование (например, подбор слов – признаков к слову «арбуз» [он какой?........] или подбор слов – действий к слову «кошка» [что умеет делать кошка?.......]; Структура, материалы и технологии обследования (2) 1-й раздел обследования (продолжение):  - определение особенностей реализации синтагматических связей слов: выполняются задания на включение слов в незавершенные словосочетания и предложения и др.  - определение особенностей реализации деривационных связей слов: используются задания на подбор однокоренных слов к данному существительному;  - оценка возможности обобщения и категоризации слов: задания на подбор обобщающих слов/понятий и на распределение слов на подгруппы (например, обобщение «посуда», а далее категоризация: 1-я категория (по назначению) - «столовая», «чайная», «кухонная» 2-я категория (по материалу) – «металлическая», «фарфоровая», «деревянная», «стеклянная», «серебряная».  - исследование умений семанизации слов: задания на толкование слов. Структура, материалы и технологии обследования (3)  Обследование лексико-семантической стороны речи в рамках таких разделов, как «2-й. Словарь глаголов» и «3-й. Словарь прилагательных» проводится в соответствии с тем же алгоритмом (см. «1-й раздел. Словарь существительных»). Формирование лексикосемантической стороны речи           Разделы работы: 1) расширение объёма пассивного и активного словарного запаса; 2) преодоление вербальных парафазий (работа над значением слова); 3) формирование парадигматических отношений слов (на уровне ЛСГ, синонимических рядов, антонимических пар); 4) расширение ассоциативного потенциала слов; 5) формирование структурных характеристик ассоциативносемантических полей; 6) развитие синтагматических связей слов; 7) обогащение деривационных связей слов; 8) преодоление трудностей обобщения и категоризации слов; 9) формирование умений семанизации слов. Этапы работы над лексикой (в рамках тематических групп и ЛСГ)        1. Этап презентации; 2. Этап семантизации ; 3. Этап идентификации; 4 Этап актуализации; 5. Этап активизации; 6. Этап обобщения и категоризации 7. Этап контекстуализации.
«Методика развития речи дошкольников с нарушениями речи» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot