Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Модель построения урока РКИ.

  • 👀 821 просмотр
  • 📌 734 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Модель построения урока РКИ.» pdf
Модель построения урока РКИ. Модель построения урока подразумевает определенный набор и типичную последовательность обучающих действий педагога и учебных действий учащихся в процессе овладения иноязычными навыками и умениями. Эту модель может избрать учитель, автор учебника, по которому работают ученики. В зарубежной методике предложено несколько моделей построения, динамичного развертывания уроков языка: 1) модель «презентация, практика, применение» («три П») выделяет в уроке три этапа: на этапе презентации осуществляется введение нового материала (формы и значения), учитель повторяет, демонстрирует, иллюстрирует материал; на этапе практики осуществляется тренировка учащихся в использовании введенного материала через систему упражнений: заполнение пропусков, дополнение словосочетаний, предложений, воспроизведение по опорам и средствам наглядности, заучивание диалогов и др. (этот процесс с самого начала носит управляемый характер, контролируется учителем, затем педагог может перейти к свободному управлению); на третьем этапе учащиеся самостоятельно используют в речи усвоенные явления, учитель же регулирует их деятельность. Вариантом этой модели является модель «три П наоборот»: обучение начинается с выполнения коммуникативного задания учащимися, а затем, исходя из того, как они с ним справились, осуществляется работа над лексикограмматическими средствами, речевыми навыками и умениями; 2) модель «вовлечение, изучение, активизация» (метод ESA - Engage, Study, Activate) предложена Дж. Хармером, связана с вовлечением учащихся в деятельность, внимательное наблюдение ими за формой, изучение и анализ используемых языковых средств с последующей активизацией и экспериментированием в употреблении средств языка и речи в новых для учащихся контекстах, ситуациях; 3) модель «аутентичность, ограничение, усвоение» Дж. Скривинера отражает характер используемого материала и методику работы с ним: аутентичность связана с применением аутентичного материала в подлинно речевых упражнениях и коммуникативных видах речевой деятельности; ограничение предполагает целевой отбор материала и его систематизацию в соответствии с промежуточными и итоговыми целями урока, обучения в целом; работа над усвоением формы конкретной единицы языка осуществляется с помощью упражнений разных типов, визуальных средств и др. В структуре урока принято выделять три компонента: 1) актуализация ранее усвоенных знаний и способов действий; 2) формирование новых знаний и способов действий; 3) закрепление нового материала. Композиция урока представляет собой ряд сменяющих друг друга этапов. Выполнение задач предшествующих этапов влияет на ход последующих. Композиция занятия состоит из трѐх этапов: вводного, основного и заключительного. На данных этапах разные виды деятельности обучающихся и обучающих следуют один за другим. Этап урока – относительно самостоятельная его часть, имеющая промежуточные по отношению к общей цели занятия задачи (цель). Этап урока связан также с практической реализацией на занятии того или иного метода обучения. Традиционно принято рассматривать следующие этапы, компоненты урока: – организационный момент; установка и цель урока; – введение нового материала; – тренировка; формирование навыков и их контроль; – формирование и развитие умений во всех видах речевой деятельности; – оценка деятельности учащихся; – формулирование и запись домашнего задания. Организационная или вводная часть урока имеет важное значение: учащиеся настраиваются на работу, активизируются зрительный, слуховой, артикуляционный анализаторы, учащиеся воспринимают установку педагога на усвоение конкретного программного материала. Вместе с тем в реальной практике не всегда используются данные рекомендации: не подготовив учащихся к деятельности, игнорируя мотивационный потенциал вводной части, преподаватель сразу же переходит либо к проверке домашнего задания, либо к объяснению нового языкового явления и т.д. Начало урока лучше связать с фронтальной работой – организационной формой деятельности, в которую включается весь учебный коллектив; это снимает чувство напряжения, позволяет вначале «распределить ответственность» за качество речи между учениками. Фонетическая зарядка, короткая беседа вводит группу в атмосферу русского языка. Главные задачи решаются в основной части урока: введение материала – языкового, речевого, его тренировка, закрепление, активизация в устной и письменной речи. Заключительная часть урока, как правило, посвящается подведению итогов работы, разъяснению домашнего задания и его сути: это не повторение пройденного, а углубление и расширение знаний, навыков, умений в ходе самостоятельной работы. При планировании этапов урока полезен учет следующих рекомендаций: - этапы урока должны характеризоваться связностью, тематическим единством урока; - этапы урока должны быть логично и последовательно выстроены, к примеру, трудные, операционные задания могут предшествовать не менее трудным, но интересным (чтение фабульного текста, обсуждение актуальной проблемы); - объединяя этапы урока общим замыслом и формой проведения (например, урокэкскурсия), следует обеспечить вербальную связь урока («Сначала сделаем…, потом…»), т.е. каждый последующий этап урока связывается «мостиком» с предыдущим; - наиболее строго организованные части урока – его начало и конец, вместе с тем так называемые подвижные задания лучше сосредоточить в окончательной фазе урока, когда учащиеся устали; - урок следует заканчивать на позитивной ноте, что пролонгирует мотивацию, укрепляет веру учащихся в свои способности. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Уроки имеют самую разнообразную структуру, их нежелательно планировать и проводить шаблонно, по единой, раз и навсегда установленной схеме. Каждый урок отличается от других уроков своими особенностями, даже если они проводятся по одному и тому же предмету в параллельных классах. На уроке всегда можно увидеть специфический «педагогический почерк» учителя. Однако в связи с тем, что различные способы классификации устанавливали ограниченное число типов урока, существовала устойчивая тенденция к закреплению за каждым из этих типов определенной, довольно жесткой структуры. Структура урока должна быть гибкой. Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе. Она определяется этапом обучения, местом урока в серии, характером поставленных задач. Планирование урока включает три основных этапа: 1. Определение задач урока и подготовка материала. 2. Планирование начала урока. 3. Планирование основной части урока и его заключения. Первый этап планирования – определение задач урока и подготовка материала предусматривает процедуру из 6 пунктов, которые соответствуют пунктам в так называемой «шапке» плана урока. Первый пункт этой части урока – определение названия урока, то, что отличает один урок от другого. Название связано с материалом урока, его содержанием. Названием урока могут послужить: краткое описание сюжета или ситуации, строка из диалога, обращение персонажа урока к учащимся и т. д. Второй пункт в «шапке» плана урока – это тематика: указываются все темы, которые затрагиваются в общении на уроке. = Третий пункт на данном этапе планирования – определение цели и задач урока. Общей целью обучения русскому языку как иностранному является обучение иноязычной культуре, в частности адекватному речевому поведению в формальных и неформальных ситуациях, и обучение вербальной коммуникации, понимаемой как обмен информацией, мыслями, чувствами. Общепринятым считается, что каждый урок должен обеспечивать достижение практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей через решение конкретных задач. Формулировка практической цели урока должна быть четкой и конкретной. Она формулируется в терминах коммуникативных функций или коммуникативных умений. В этом случае правильным будут следующие формулировки цели: «Формирование лексических навыков», «Развитие техники чтения», «Развитие монологических умений». Реализация цели возможна благодаря решению ряда задач. Определяя задачи, учитель намечает определенный путь достижения цели, а также конкретизирует уровень или качество формируемого навыка и умения, поскольку достижение цели может быть рассчитано на несколько уроков. Задачи урока указывают на формирование речевых умений учащихся в различных видах речевой деятельности. Обмен информацией (прием и передача ее) осуществляется посредством видов речевой деятельности. Прием (понимание) информации достигается посредством слушания и чтения, передача информации – посредством говорения и письма. Каждый вид речевой деятельности как сложное умение включает комплекс простых речевых умений. Их формирование находится в сфере задач обучения, из них выбираются конкретные задачи урока. Примеры формулировок задач урока: • учить писать текст поздравительной открытки; • тренировать учащихся в употреблении новой лексики (указываются слова); • актуализировать лексику по теме .... (указываются слова); • учить воспринимать на слух диалогический текст (указывается текст); • учить вести беседу по теме (указывается тема); • активизировать лексико-грамматические навыки (указать конкретно какие); • систематизировать знания учащихся о предлогах (перечисляются предлоги); • учить учащихся читать про себя и составлять план по прочитанному тексту; • учить выражать свое мнение, используя следующие выражения (перечисляются); • учить читать текст с опорой на догадку и т.п. Образовательная цель предполагает использование языка для повышения общей культуры, расширения кругозора, знаний о стране изучаемого языка. Данная цель достигается в процессе анализа используемых на занятиях текстов, бесед, обсуждения актуальных проблем и др. Достижение образовательной цели предусматривает приобретение учащимися страноведческих и лингвострановедческих знаний. Воспитательная цель, как правило, обусловлена тем материалом, который используется на уроке. Данная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решение задач, обеспечивающих формирование: • Уважительного и доброжелательного отношения к народу изучаемого языка. • Системы моральных ценностей. • Понимания важности изучения иностранного языка. • Чувства справедливости, осознанного отношения к нравственным поступкам. Развивающая цель связана с развитием психических функций учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения), эмоциональной сферы, а также с формированием навыков и умений межличностного общения. Примерные формулировки развивающей цели могут звучать следующим образом: «Развивать механизм языковой догадки». «Развивать способности вступать в иноязычное общение». «Развивать способности логичного изложения мыслей в письменном виде». Второй этап - планирование начала урока. Форма записи плана урока определяется преподавателем. План урока отражает все виды деятельности и управление классом: управление классом – это размещение учеников в классе для определенного вида деятельности (полукруг, круг, ряды напротив друг друга и т.д.), формы взаимодействия учащихся (групповая, командная, индивидуальная или фронтальная). Управление классом включает аудиовизуальные средства, раздаточный материал, карточки, наглядные пособия, различного рода напоминания, а также виды работ для расслабления (песни, игры). Предлагается в данный этап включать два принципиальных момента: во-первых, мотивирующее коммуникативное задание (оно призвано привлечь внимание школьников к иноязычному общению, пробудить их интерес и послужить «мостиком» к теме, материалу или деятельности в основной части урока. Это не только свободный разговор о каком-либо случае, событии, человеке (в рамках класса, школы, города или страны), но и различные целенаправленные коммуникативные задания). Пример1: во-вторых, представление урока, т.е. ознакомление учащихся с его названием, тематикой, задачами, которые им предстоит выполнить. Пример 2. Тема урока: У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ (Nature has no bad weather). - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Кто как думает? - Что мы будем изучать? Что вы узнаете? Что научитесь делать? - Посмотрите, знаете ли вы эти слова и выражения? Третий этап – планирование основной части урока и его заключения. Представление урока облегчает переход к основному этапу, на котором решаются поставленные задачи. Для этого используются соответствующие виды деятельности. Их можно систематизировать и выделить наиболее типичные, которые предполагают выполнение комплекса определенных процедур (шагов). Знание этих постоянных процедур позволит учителю затрачивать меньше времени на планирование уроков. На заключительном этапе урока можно разучивать скороговорки, стихи, песенки, посмотреть видео, что оставит хорошее впечатление от урока. Пример 3. - Скажите, как вы поняли нашу тему урока? Что это значит? - Прочитайте пословицы, поговорки, объясните, как вы их поняли. Методической практике известны перспективное, тематическое и текущее, поурочное планирование. Тематический план рассчитан на серию уроков, объединенных одной темой; его задача – определение промежуточных целей обучения, объема изучаемого материала, последовательности его усвоения в рамках темы, раздела. Тематический план – своего рода средство контроля за своевременным прохождением учебной программы. Для проведения занятий по РКИ преподавателю необходимо знать и уметь употреблять различные формы речевого этикета. Эти формы отражают культуру речевого общения преподавателя и учащегося, а также учащихся между собой. Приветствие и прощание: Здравствуйте! Добрый день! Доброе утро! Рада Вас всех видеть! До свидания! До завтра! До следующего раза! До встречи! Проведение речевой или фонетической зарядки: Речевая зарядка: Послушайте меня и ответьте на мои вопросы. Давайте поговорим сегодня о…Скажите, пожалуйста, что вы слышали о… Пример речевой зарядки: Фонетическая зарядка: Сегодня мы повторяем звук Ц… Слушайте скороговорку, вместе со мной читайте скороговорку медленно / быстро Повторяем скороговорку за мной… Повторяем скороговорку все хором. Слушаем скороговорку, ставим в словах ударение. Повторяем скороговорку индивидуально, по цепочке, в парах… Пример фонетической зарядки: Ц - Цʼ Проверка домашнего задания: Что было задано на дом? Какое было домашнее задание? Проверим (давайте проверим) домашнее задание. Сначала мы проверим домашнее задание, а потом… Откройте тетради! Проверяем первое упражнение. Читайте первое предложение! Хорошо! Всѐ правильно! Читаем дальше (следующее предложение). Кто написал по-другому? Кто написал не так? Читайте правильно! У Вас здесь ошибка! Это предложение надо написать так… Сегодня мы не будем проверять домашнее задание. Сдайте мне, пожалуйста, тетради, я проверю их после урока (занятия). У нас сегодня много работы. Сообщение темы и цели занятия (урока): Тема нашего сегодняшнего занятия… Сегодня мы будем заниматься… Сегодня у нас урок… Сегодня на уроке мы будем… Сегодня я хочу вам рассказать…, показать…, Цель нашего урока – научиться…, повторить…, проверить, как вы… Пример сообщения темы: Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: Тема нашего сегодняшнего занятия… Сегодня мы будем заниматься… Откройте книги на странице…, прочитайте тему урока… Посмотрите, пожалуйста, на доску (на экран телевизора, монитора)… Кто прочитает тему сегодняшнего занятия? Сегодня мы будем читать новый текст /писать диктант, слушать текст и смотреть.. Введение нового учебного материала: Сегодня мы будем изучать…., читать новый текст (писать диктант, слушать запись текста, смотреть фильм, писать контрольную работу, тест,…) Сегодня мы прочитаем…,напишем…, прослушаем …, посмотрим … Я читаю, а вы слушаете (пишете, записываете, повторяете…). Читайте вместе со мной, повторяйте за мной. Повторите ещѐ раз. Пример введения нового учебного материала. Первичная проверка понимания нового учебного материала: У вас есть вопросы? Вам всѐ понятно? Вы всѐ поняли? Прочитайте текст тихо (про себя, громко, по парам). Повторяйте за мной правильно и чѐтко. Я задаю вопросы, а вы отвечайте: ДА / НЕТ. А теперь читаем текст по цепочке (по одному предложению, по ролям) работаем в парах, в тройках… Пусть дальше читает… Читай, пожалуйста,… Повторяем все вместе. Вы прочитали (написали) хорошо, правильно. Вы молодцы! Молодец! Закрепление языковых и речевых умений и навыков: Дайте полные (краткие) ответы на вопросы. Отвечайте на мои вопросы. А теперь отвечаем на вопросы. Полный ответ, пожалуйста. Отвечайте, пожалуйста, целым предложением. Кто хочет (может) ответить на вопрос? Повтори, пожалуйста, ещѐ раз. Перескажите этот рассказ своими словами (коротко, подробно). Как правильно это сказать? По-русски это лучше сказать так… Задайте вопросы друг другу. Спросите друг у друга. Расскажите друг другу… Слушайте внимательно и записывайте ошибки…, Исправьте, пожалуйста, ошибки… Пример закрепления языковых навыков. Пример закрепления речевых навыков: Обучающее видео. https://www.youtube.com/watch?v=R7EXL_wMkCk&ab_channel=%D0%A2%D0%B2%D0 %BE%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B 8%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8B Обобщение и систематизация учебного материала: Повторите это правило (текст, задание) ещѐ раз. Вы прослушали (прочитали) текст, стихотворение…, сделайте, пожалуйста, вывод. Как вы поняли… Посмотрите таблицу, правило ещѐ раз… Уточните, пожалуйста, что вы думаете о… Контроль и проверка языковых и речевых умений и навыков: Посмотрите ещѐ раз в тетради (в книгу, на экран), ответьте правильно (без ошибок). Кто ответит (скажет) правильно? Проверим, что вы написали. Проверяем внимательно! Не торопимся, думаем! Запоминаем! Подведение итогов занятия (урока): Итак, на сегодняшнем занятии (уроке) мы познакомились (узнали, изучили, прочитали, прослушали, написали…). Сделаем вывод. Какой вывод мы можем сделать? Таким образом, сегодня мы узнали (познакомились, изучили, прочитали, выучили)… Сегодня мы с вами посмотрели, написали… Домашнее задание: Запишите домашнее задание. Задание на дом: прочитать текст, выучить новые слова, подготовить письменно ответы на вопросы. К следующему уроку задание будет такое… Прочитайте текст на странице…, напишите упражнение номер…, сделайте задание устно (письменно), в тетрадях, … Составьте вопросы к тексту (план текста, конспект, краткий пересказ текста). Выпишите новые слова и выражения, просклоняйте, придумайте и запишите… Пример домашнего задания. 2. Писать Я, ТЫ, ОН, ОНА, МЫ, ВЫ, ОНИ. 3. Делать фразы по модели. Содержание первого занятия: 1. Представление; 2. Алфавит. Гласные звуки. Твердые согласные. Редукция О; 3. Аудиторная лексика (10-15 слов); 4. Конструкции: Это стол. Это стол? – Да, это стол (Нет, это не стол. Это стул). Что это? - Это стол. 4. Союзы и, тоже; 5. Лексика семьи (8-10 слов); 6. Конструкции: Это мама. Это мама?- Да, это мама (Нет, это не мама. Это папа). Кто это? – Это мама. 7. Наречия места тут, здесь, там; 8. Вопрос Где? 9. Фразы приветствия – прощания, вопросы Как дела? Как погода? 10. Чтение и составление диалогов и текстов. Примеры начала первого урока по РКИ. 1. https://vk.com/video-37920059_456239069 2. https://www.youtube.com/watch?v=2MA6pw4tLNQ&ab_channel=McNdinda Домашнее задание к 01.12.20. 1. Подключиться (в ЭИОС) к занятию по РКИ в группе 209, 1 курс 18.11 или 25.11 с 12.25 до 13.55. Название курса: Вводный курс русского как иностранного. 2. Познакомьтесь с образцами формулировок цели и задач урока. Дополните список, предложите свои примеры. Пример 1. На уроке преподаватель планирует научить учащихся рассказывать о том, куда они поедут на рождественские каникулы. Цель: развитие монологических умений. Задачи: 1) активизировать лексику по теме «Развлечения. Путешествия»; 2) активизировать грамматический материал (будущее время); 3) тренировать учащихся в чтении текста («Как я проведу Рождество…»); 4) научить учащихся монологическому высказыванию с опорой на текст. Пример 2. На уроке преподаватель планирует научить учащихся высказывать свое мнение о плюсах и минусах заграничных путешествий. Цель: развитие монологических умений. Задачи: 1) активизировать лексику по теме «Путешествия»; 2) активизировать речевые образцы по высказыванию собственного мнения; 3) тренировать учащихся в аудировании текста («За и против отдыха за границей»); 4) научить учащихся монологическому высказыванию типа рассуждение с опорой на аудиотекст. 3. Составьте план-конспект урока по предложенной схеме. - Тема - Коммуникативная (практическая) цель: - Задачи: - Развивающая цель: - Воспитательная цель: - Образовательная цель: - Оснащение: - Ход урока - Организационный этап - Фонетическая зарядка - Речевая зарядка - Проверка домашнего задания - Основная часть урока: - Объяснение нового материала - Закрепление введенного материала - Речевая практика - Завершающая часть урока - Итоги урока - Контроль - Оценка работы - Задание на дом 4. Включите различные формы речевого этикета в подготовленный вами урок.
«Модель построения урока РКИ.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Ефремова Н. О.
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot