В начале третьего тысячелетия отмечается надинтенсификация глобализационных интеграционных процессов, что, в свою очередь, приводит к стремлению к сохранению собственной самобытности каждой отдельной культурной модели, усилением процессов трайбализации. Другими словами, отмечается одновременное усиление двух кардинально противоположных тенденций взаимодействия культурных моделей: стремление к унификации и тенденция к изоляционизму. В результате реализации, синтеза указанных тенденций формируется огромное множество форм взаимодействия культур.
Диалог как форма взаимодействия культурных моделей
На протяжении всего XX столетия в отечественной и зарубежной литературе интенсивно развивается теория диалогизации, диалогического взаимодействия культурных моделей, в результате которого осуществляется сохранение культурного многообразия. Диалог выступает как средство познания уникальности, самобытности своей культуры через другие культуры.
Развитие каждой отдельной культуры осуществляется в тесной связи с другими культурами и народами, кроме того, в процессе развития каждой культурной модели осуществляется непрерывный диалог между ее прошлым и будущим. Таким образом, категория диалога в рамках культурологии интерпретируется весьма широко, вовлекая синхронический и диахронический аспекты.
Культура в рамках данной концепции понимается как форма одновременного бытия и общения представителей прошлого, настоящего и будущего, сам процесс общения, в результате которого индивидуум причисляет себя к определенной этнической общности, осуществляет самоидентификацию.
Общение как основа развития культурной модели
Следует отметить, что категории общения и коммуникации в современной культурологической науке выступают аналогичными, но не тождественными.
Под общением понимают отношения, которые возникают в процессе взаимодействия людей между собой; данные отношения носят материальный, духовный, практический, информационный характер
Коммуникация представляет собой однонаправленный процесс информирования отправителем получателя, который не предполагает двусторонней связи, отражает отношения одного субъекта к другому как объекту
Другими словами, общение предполагает поиски точек соприкосновения коммуникантов, нахождение неких общих позиций, направленность на установление диалога в процессе обмена мнениями, носит ярко выраженный субъект-субъектный характер.
Культура диалогична по своей природе, основана на признании самоценности каждого участника взаимодействия, в процессе реализации которого каждая культурная модель реализует себя как самобытная, неисчерпаемая, отдельная в своей неповторимости форма существования этнической общности.
Текст как основа взаимодействия культур
Любое общение имеет свою материальную основу – текст. Как отдельную личность, так и культурную модель можно изучать лишь через изучение текстов ими созданных или создаваемых. Текст может быть представлена в различных формах: как живая звучащая речь человека, как речь, запечатлённая на различных носителях, как любая семиотическая, знаковая система.
Каждый текст опирается на всю совокупность предшествующих и последующих текстов, созданных в рамках каждой отдельной культуры, и выступающих средствами репрезентации авторского миропонимания, мироощущения, собственной картины мира, соответственно, каждый текст несет в себе смыслы прошлых и последующих культур, что обуславливает целесообразность его использования в качестве основного инструмента общения, аккумуляции и трансляции экзистенциального опыта.
Таким образом, развитие каждой культурной модели осуществляется в процессе активизации диалогического взаимодействия с другими культурными моделями, в процессе познания собственной культуры через другие.