Упанишады – это древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути.
Ведийская религия – это религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически являющаяся первой стадией формирования индуизма.
Происхождение Упанишад
Упанишады представляют собой древнеиндийские религиозно-философские писания. Они описаны в Ведах, которые в свою очередь относятся к категории священных индуистских писаний. В основном в них идет речь о природе Бога, медитации и философии. Упанишады содержат в себе краткое содержание всех Вед, именно Упанишады стали базой для ведантического индуизма. Упанишады в основном посвящены описанию Безличного Брахмана, представляющего собой надличностный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов.
Слово «Упанишада» происходит от глагола «Упанишад», который состоит из 3 слов «Упа» - около, «ни» - внизу и «шад» - сидеть», и обозначает сидение ученика около учителя. Есть и другие трактовки этого понятия. Макс Мюллер интерпретирует это слова как «искусство сидеть около гуру и смиренно внимать ему». Мыслитель Шанкаре, считает, что дословно понятие «Упанишада» обозначает «то что разрушает невежество». Другие значения его - «удаление невежества посредством знания о верховном духе», «эзотерическая доктрина».
Сложно сказать, когда именно появилась самые древние тексты Упанишады, такие, например, как «Брихадараньяка-Упанишада» и «Чхандогья-Упанишада», лингвисты относят их к VI веку до н.э., другие тексты появились с VII по III век до н.э.
Содержание Упанишад
Основу ведийской религии составляют четыре Веды. Веды являются сборником мантр и гимнов, посвященных главным богам индуизма. Позже появились священные писания Брахманы, они содержали инструкции по проведению различных ритуалов, так же эти тексты содержали в себе информацию, о том, как должен вести себя жрец.
Священные писания Араньяки и Упанишады относят к веданте – одной из школ в философии индуизма. Араньяки отражают информацию о практиках йоги и медитациях, в Упанишадах говорится о религиозных и философских идеях, которые первоначально были заложены в Ведах. Красной линией через все тексты Упанишады проходит идея познания человеком самого себя и окружающей его реальности. На втором плане оказываются описания религиозных ритуалов. Древние Упанишады оказали большое влияние на формирование индийской философии.
В VII веке известный индийский мыслитель Шанкара представил свои комментарии к 11 Упанишадам, которые относятся к основному канону Упанишад – мукхья и являются самыми древними Упанишадами.
«Муктика-Упанишаде» - самая последняя из Упанишад, она относится к канону муктика. Точное число Упанишад не известно, изначально их насчитывали около 50, другие ученые насчитывали около 108 Упанишад, известный немецкий и английский филолог Макс Мюллер насчитывал 170 Упанишад, а некоторые называли числа около 200-300.
Обычно Упанишады делят на три группы:
- «ведические»
- «арийские»
- «общинные»
Ведические Упанишады представлены:
- «Иша»
- «Кена»
- «Катха»
- «Тайттария»
- «Айтарея»
- «Каушатика»
- «Чхандогья»
- «Брихадараньяка»
Арийские Упанишады представлены:
- «Прашна»
- «Мундака»
- «Мандакья»
- «Шветашватара»
- «Майтри»
Общинные Упанишады представлены:
- «Джабала»
- «Рама-тапини»
- «Нрисинха-тапини»
«Ведические» и «арийские» Упанишады относят к ведантическим.
В Упанишадах представлены основные концепции философии индуизма, а именно идеи вселенского духа Брахмана – надличностного всевышнего феномена, концепции индивидуальной души – атмана (вечная, неподлежащая изменению духовная сущность, которая осознает своё существование; понятие используется для описания высшего «Я» человека и всех живых существ) и дживы (обозначает духовное, вечное живое существо, самостоятельную душу), концепции Параматмы ( высшая душа или сверх душа) и верховного Бога в его проявлениях в образах Бхагавана или Ишвары («верховный повелитель»).
Риши (мудрецы, которым боги раскрыли ведийские гимны) имели дело с познаниями реальности, различных состояний сознаний. Исследователи Упанишад считают, что их содержание в большей степени представлено идеалистическими и наивно-материалистическими концепциями.
Философия Упанишад представлена трема школа веданты (древнеиндийская ортодоксальная школа):
- Адвайта-веданта
- Двайта-веданта
- Вишишта-адвайта
Наиболее известным направлением веданты является адвайта-веданта. Адвайта-веданта представляет собой индийскую философскую систему, основным понятием которой является ««Брахман реален, мир нереален, Я и Брахман — одно и то же», прародителями данной философии системы считают индийских мыслителей Гаудапада и Шанкара. По мнению учёных, данная трактовка Упанишад является наиболее логичной.
Двайта-веданта представляет несколько иную философию Упанишады. Основоположником этого направления является известный индийский философ Мадхвой. Он выделял три источника знания:
- восприятие
- логический вывод
- свидетельство Вед
Веды содержат информацию обо всем, главное правильным образом их истолковать. Если взять за основу информацию Вед, то можно постичь сущность самого Ишвару («верховного повелителя»). В Упанишадах говорится об неопределенности Брахмана, однако это вероятнее всего связано с трудностью его познания, из-за чего возникает сложность истолковать происходящую реальность.
Вишишта-адвайта была создана в противовес первой школе Адвайта-веданта. Основоположником этого направления является философ и теолог Рамануджа. Представители этой школы признавали существование реального мира вместе со всеми его компонентами, но в то же время они говорили, что все это имеет тесную связь с высшей реальностью. Высшая реальность представлена богом Вишну. Вселенная это его тело. Цель человека освободиться от цикла рождения и смерти, таким образом можно достичь Вишну.