Основа концепции ученого
Герберт Маршалл Мак-Люэн, канадский социолог, разработал типологию культур, в основе которой лежит мысль о том, что средства общения – это фундамент культуры, они формируют образ жизни людей и их сознание. Понимание человеком мира и вида деятельности меняется со сменой способов и средств общения. Исходя из этого Мак-Люэн выделяет такие общества и культуры, как дописьменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные).
Так как в социуме дописьменном весь свой жизненный опыт человек передавал в устном общении, доминировавшем в общении людей, все его формы и окружающий мир воспринимались с помощью прежде всего на слуха и других органов чувств. В этом типе культуры человек имеет преимущественно мифологическое мышление, а его восприятие мира синкретично. В дописьменных культурах для человека важны ритуалы, гадания, пророчества, он верит природным приметам и главным здесь является язык.
Впервые культуры, обладающие письменностью, формируются в цивилизациях Древнего Востока. В основе этого типа культуры лежит письмо, которое имеет разную технику, опирается на разнообразные языки, многообразные традиции культуры. Самой эффективной формой коллективной памяти является именно письменность.
Особый этап в совершенствовании письменной культуры – изобретение книгопечатания, сформировавшее у человека иной, линейный, взгляд на мир. Теперь зрение, а не слух и осязание, стало характеризовать образ мира новой эпохи. Люди стали приобщаться к разным знаниям, наука начинает занимать доминирующее положение, а следствием этого является бурное развитие техники.
С этого времени начался процесс отдаление индивида, потому что печатное слово дало ему возможность самостоятельно познавать мир, вне совместного сознания социума, а книга стала первым предметом массового производства.
Информационная (экранная) культура
В дальнейшем, возникает информационная, или экранная, культура в условиях, когда принципиально новые формы общения создаются средствами массовой коммуникации,. Переход от книги к экрану как основному средству общения в определенном смысле как будто вернул людей XX в. на дописьменную ступень развития, вернув прежнее значение осязанию и слуху в коммуникации с другими людьми. Принципиальная разница в том, что теперь прочно вошла в жизнь глобальная коммуникативная сеть, которая дает возможность получать знания, не выходя из дома, значительно упрощает налаживание связей между людьми, минуя всякие границы, влияет на формирование мировой культуры.
-
Первый этап
Г. Мак-Люэн выделяет 2 этапа в этом периоде. Первый этап характеризуется тем, что развитие электронных технологий привело к возникновению такого тип общения в социуме, когда крепнет взаимопонимание различных слоев общества, исчезают диспропорции, связанные с географией и экономикой. В дальнейшем электронная революция становится причиной крупных социальных перемен (например, культуру начали диктовать СМИ). Именно информационные технологии, породили поведенческих модели, окружающие человека и программирующие его деятельность.
-
Второй этап
Второй этап коммуникативной революции связан с появлением спутниковой связи созданием оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых электронных устройств с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации. Благодаря этим инновациям в области науки цивилизация и культура переходят в принципиально новое состояние – глобальный гиперинтеллект (индустрия данных и знаний). Владение компьютером становится второй грамотностью, которая повышает интеллектуальные и творческие способности человека.
Главной движущей силой являются электронные СМИ, прежде всего телевидение, которое позволило человечеству вернуться в дописьменную общину, где информация доступна всем и получить ее можно практически мгновенно. В этой ситуации человек уже не может строить свое мировое восприятие шаг за шагом, последовательно, как раньше; он должен учитывать сразу все факторы, а так как времени на их анализ не хватает, он будет полагаться только на интуицию, уставившись в ящик телевизора.
Мак-Люэн утверждает, что перспективы не вселяют оптимизма, так как в эпоху развития электронных коммуникаций постижение окружающей реальности может стать интуитивным, то есть без привлечения разума. Коллективное сознание неразрывно сольется с реальностью, а разум может стать излишним.