$17$ век для России знаменуется завершением Средневековья. Ведущие страны Запада уже начали активно укрепляться, выбрав буржуазный путь развития, когда Россия всё еще оставалась феодальным государством.
Это подтверждается тем, что окончательно оформляется крепостное право $1649$ год, которое привело к резкому обострению межклассовой войны и к волнениям крестьян.
В начале столетия Россия пережила смутные времена, походы на Москву Лжедмитриев, народные ополчения против иноземных захватчиков под руководством Минина и Пожарского, восхождение на престол династии Романовых. Всё это качественно поменяло вид общественных отношений в государстве, установило сословно-представительную монархию.
С нового периода в русской истории начинается и обновление русской культуры.
К $17$ веку культура России продолжала нести в себе основополагающие элементы феодальной культуры. Но вместе с тем зарождаются и новые черты. Четкие тенденции к изменениям проявились только к концу века.
Новшества в культуре начали появляться, оформляться и утверждаться с периода правления Петра $1$, в связи с его радикальной модернистской политикой. Это момент формирования русской нации на фоне Западных государств. Укрепляется связь и единство земель, областей, культурных и экономических центров, закладывается единый русский язык.
Начало русского Просвещения
К концу $17$-го века начинается период Просвещения культуры и страны благодаря реформаторской деятельности Петра $1$. В культурно-историческом процессе этого времени отмечается распадом религиозного мировоззрения и восходом светской культуры. Культура начинает обмирщаться, отходить от церковных традиций, обретая гражданские черты.
Начинает активно развиваться образование, книгопечатание и все области культуры и искусства. Рост грамотности отмечен в период выхода первых учебных пособий, в 1634 году выходит первый Букварь Василия Бурцева. В $1648$ году выходит первая грамматика М. Смотрицкого, в $1687$ году – таблица умножения.
Начали строиться школы при монастырях и церквах. В 1680 году в Москве было открыто училище с $2$-мя классами.
Литература
Литература так же прошла этап секуляризации и оформила новый стили и жанры, такие как реалистическая, бытовая и историческая повести. Главными героями этих произведений становятся обычные люди в реальных событиях.
Были распространены повести о смутных временах: «Сказание Авраама Палицина», «Новая повесть о преславном Российском государстве».
Во второй половине $17$-го века формируется новое отношение к личности, растёт заинтересованность во внутреннем мире человека, с дальнейшим признанием ценности человека.
Появляются новые жанры в литературе – сатира, стихи.
Архитектура
Переходный характер эпохи отразился и в зодчестве, особенно во $2й$ половине $17$ века. Обмирщение также затронуло архитектуру России. Это обусловлено отказом от канонов церкви, переходом к строгим и простым формам и декорациям. Появились новые искания дивных узоров и декоративного убранства, с заимствованием западных и восточных традиций.
Храмы начали отмечаться более выразительным и ярким убранством. Возрастают светские мотивы, растёт гражданское строительство. К выдающимся памятникам зодчества этого периода относятся церковь Рождества в Путинках.
Живопись
Необыкновенно быстро развивается живопись. Как и другие виды искусства ее затронули процессы обмирщения культуры. Оформляются светские, реалистичные направления, которые отображают интерес к личности человека. Развиваются портретный и бытовой жанры.
С.Ф.Ушаков – русский живописец, гравер, является основателем нового направления в живописи $17$-го века. К его творчеству относятся элементы миниатюры, парсуны с традиционными приёмами живописи и новаторством. Это переход от религиозного отображения мира к светскому. На иконах начинают появляться реалистические пейзажи и другие изображения.
Самое знаменитое творение Ушакова – «Спас Нерукотворный», где художник смог изобразить не абстрактного святого, а реального человека.