Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Специфика культуры России в 16-17 вв

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Специфика культуры России в 16-17 вв
Специфика культуры России в 16-17 вв

В XVI веке активно развивалась русская культура: на объединенных землях велось масштабное строительство, не отставали живопись и литература.

Замечание 1

По-прежнему на жизнь общества большое влияние оказывало религиозное мировоззрение, но в культуру уже начали проникать принципы просвещения.

Архитектура в XVI веке: церковное и светское зодчество

Основным в архитектуре стало именно церковное строительство. сохранившиеся образцы архитектурного творчества:

  • храм Василия Блаженного в Москве;
  • церковь Вознесения в Коломенском.

В церковном строительстве, в основном, распространяется шатровый стиль, все еще заметным остается влияние Византии.

Однако архитектурное творчество одним лишь церковным строительством не ограничивалось: также возводились крепости (в Смоленске) и кремли (Москва).

Готовые работы на аналогичную тему

Продолжали строить из дерева, однако также развивалось каменное зодчество.

Была отстроена Москва – Китай-город, в котором чувствуется восточное влияние, Земляной и Белый города.

Живопись в XVI веке

Основное направление живописи – написание икон. Каноном стали иконы Андрея Рублева, решение о чем было принято на Стоглавом соборе. Все иконы с того времени содержат характерные черты стиля Рублева. Иконы перестали устрашать – особенность заключается в том, что они приятны глазу, исцеляют душевные раны и несут утешение.

Одна из известнейших икон этого периода посвящена покорению Казани. Она носит название «Церковь воинствующая» и позиционирует завоевание Казанского ханства как победу православия.

Проникновение в церковную живопись портретной и прочих видов светской живописи не поощрялось, но в росписи Золотой палаты Кремля несложно найти влияние западной культуры. На них запечатлены важные события истории России.

Также получают развитие светские жанры, предвосхищая развитие искусства в XVII веке.

Типография и литература в XVI веке

В XVI веке на Руси была впервые напечатана книга. Иван Федоров стал первым книгопечатником. Его «Апостол» датируется 1553-1555 годами, он сохранился до наших дней. Несколько позже во Львове был напечатан первый русский букварь.

Продолжают писать летописи (создано несколько летописных сводов) и агиографии. Получает распространение и светская литература – беллетристика и книги с занимательным сюжетом. Самые известные произведения такого рода:

  • «Повесть о Дракуле» авторства Федора Курицына;
  • история жизни Александра Македонского – это не оригинальное произведение, а перевод под названием «Александрия».

В это время закрепляется идея о Москве как о «третьем Риме», обоснованная в литературных трудах Филофея. Она основана на том, что в результате конца феодальной раздробленности возвысилась Москва.

Зарождается публицистика. Она не свободна от религиозного влияния, но все же в ней прослеживаются основные черты рационализма. В этом плане интересной является переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Был создан «Домострой».

Определение 1

«Домострой» - свод правил домашней жизни.

Русская культура в XVII-м веке

Произошедшие в России политические и экономические изменения ознаменовались культурным расцветом.

Замечание 2

Главная черта культуры – обращение к ценностям человеческой личности и людского бытия и отход от религиозных канонов.

В 1634 году был издан печатный букварь Василия Бурцева, в 1648 году – «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 году появляется печатная азбука.

В 1665 году в Москве при Заиконоспасском монастыре была открыта школа, которая готовила для государственных учреждений подьячих, в 1680 году – начала работать школа при Печатном дворе.

В 1687 году по инициативе Сильвестра Медведева было создано Славяно-греко-латинское училище, ставшее в России первым высшим учебным заведением. Распространение в посадской среде грамотности поощрялось правительством. В Москву приглашали ученых для преподавания светских и духовных наук.

В XVII веке в литературе появляются новые жанры. Создаются бытовые сатирические повести:

  • «Повесть о Ерше Ершовиче»;
  • «Повесть о Шемякином Суде»;
  • «Калязинская челобитная».

Симеон Полоцкий ввел два жанра – драматургию и поэзию, создав пьесы и стихотворные произведения. Его пьесы ставились в первом русском театре, основанном в 1670 году при дворе царя Алексее Михайловиче.

Одним из литературных течений стало народно-обличительное, которое представлял протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В произведении «Житие протопопа Аввакума» он разговорным языком рассказал драматическую историю своей жизни.

Во второй половине XVII века появляются портретные изображения с элементами настоящего сходства. Зарождается портретная светская живопись.

Родоначальник портретной живописи Симон Ушаков работал при Оружейной палате Кремля. В 1668 году он пишет икону «Богоматерь Владимирская», на которой изображены выдающиеся деятели его времени.

Существенная эволюция произошла в архитектуре и градостроении. Кроме шедевров деревянного зодчества, построек в Коломенском и на русском Севере, увеличивается количество каменных зданий.

В зодчестве XVII века наметилось сближение гражданского и культового стиля. Появляется стиль, возникший при слиянии западноевропейского барокко и русской архитектуры – московское барокко.

Характерные черты архитектуры периода:

  • Симметричность композиций;
  • Многоярусность;
  • Цветной декор.

Примеры стиля - церковь Покрова в Филях (1693) и церковь Спаса Нерукотворного в Уборах (1697).

Основным направлением гражданского зодчества стало строительство каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы и Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Военными и экономическими потребностями централизованного государства было обусловлено развитие науки и техники.

Для русских умельцев, осваивающих науку и технику, были характерны обширные теоретические знания. Доказательством служит созданный в 1621 году «Устав ратных, пушечных и других дел» А. Михайлова, в котором изложены знания по физике, математике и химии.