Аксиология – это раздел философии, который изучает вопросы, связанные с природой ценностей и их местом в реальности, а также со структурой ценностного мира.
Определение понятия «аксиология»
Термин «аксиология» имеет греческое происхождение, он состоит из двух греческих корней: «axios», что в переводе означает «ценность» и «logos» - слово. Таким образом под «аксиологией» понимают учение о ценностях, концепцию общезначимых принципов, которые указывают в каком направлении должна развиваться деятельность человека, эта отрасль знаний изучает мотивационную сторону человеческого поведения.
Как наука аксиология возникла во второй половине XIX столетия. Этот термин впервые ввел французский философ Ф. Лапи в 1902 году, в 1904 году немецкий философ Эдуард фон Гартман стал применять данное понятие в отношении науки о ценностях.
Аксиология является комплексной дисциплиной, она включает в себя знания из таких дисциплин как «История философии», «Этика», «Социология», «Культурология», «Психология», «Антропология» и др.
В отечественной науке аксиология длительное время была вне поля зрения ученых.
Определение понятия «ценности»
Впервые о ценностях заговорил Сократ, он пытался ответить на вопрос, что является благом. По Сократу, ценность приравнивается к пользе. В античности вопросы ценностей изучались вместе с вопросами бытия.
Понятие «ценности» стало широко употребляться в XVIII веке. Причиной появления этого понятия стал пересмотр традиционного толкования этики, которое господствовало в античности и средневековье, этика в то время отождествлялась с бытием и благом. Первым понятие «ценности» было использовано И. Кантом, он различал две главные сферы человеческого бытия: сферу нравственности, которая предполагала свободу, и сферу природы, которая, в свою очередь предполагала необходимость.
Культуру схематически можно представать как совокупность определенных ценностей, эти ценности принимаются большинством представителей данной культуры и расположены с учетом иерархичности. Когда мы обсуждает то как жили люди в определённую эпоху, мы обязательно упоминаем о том, какие вещи для них в ту эпоху являлись святыми. Как только эти святыни изменяются, наступает новая эпоха.
В качестве примера можно привести детей одного возраста, например, они могут читать одни и те же книги, смотреть одни и те же передачи, их могут волновать одни и те же проблемы и на первый взгляд кажется, что общность ровесников будет единой. Однако так же существует и определенная деталь, которая разъединяет этих людей, это их жизненные установки, то что они считают важным. Одни дети будут ставить главным в жизни нравственность, другие наоборот будут отрицать подобные ценности. Эти личностные установки получили в последствии название «ценности». Ученые под понятием «ценности» понимают то, что является святым для конкретного человека, для группы людей или же для всех людей на всем земном шаре.
Ценности появились еще в то время, когда человеческий род только начинал свое становление, древнему человеку они были нужны в качестве опоры, они помогали ему противостоять против злого рока судьбы, ценности и тогда и сейчас придают жизни человека смысл.
Ценности могут совпадать у представителей разных культур. Однако расположение ценностей может не совпадать, в одной культуре эти ценности могут быть на вершине иерархической лестницы, в то время как в другой культуре они могут стоять на другом месте. Таким образом культуру можно понимать, как совокупность ценностей, выстроенных в определенном порядке.
Бытие человека характеризуется тремя концептами:
- духовность
- ответственность
- свобода
Наша эпоха характеризуется переломом ценностей. Ранняя буржуазия призывала людей к труду и считала труд смыслом всей жизни, но сегодня мы можем быть свидетелями как эта ценность рушится. Сегодня люди начинают понимать, что деньги, полученные за своей труд можно тратить на развлечения и удовольствия. Деньги в свою очередь можно получить и не прилагая к этому особых усилий, например, выиграть в лотерею. Складывается ситуация, когда люди не стремятся к труду, и во всем мире пытаются вернуть труду значимость.
Ценности меняются не в одночасье, это достаточно длительный процесс. Однако иногда он может выглядеть как полная переорганизация системы представлений людей. Ценности обычно не умирают полностью, они вполне могут перерождаться в других эпохах. Таким образом культуру так же можно представить, как своего рода кладовую ценностей, которые используются в определённых комбинациях в зависимости от того, что нужно конкретному обществу. По мнению русского философа и культуролога М.М. Бахтина однажды человек создал всю эту систему ценностей и теперь сам неразрывно с ней связан.
Каждый человек абсолютно разному относится к жизни, к трудовой деятельности, к морали и нравственности. Иногда человеку может показаться все ценности являются вечными, но это не совсем так. Ценности появляются, расцветают и умирают, такой ход вещей происходит в любой культуре. Если культура умирает, то ее ценности вполне могут остаться и переродиться в другой культуре. Есть так же и особые межкультурные ценности.
Ценности имеют прямую связь с нравами определенного исторического периода. Например, если взять рабовладельца и перенести его в современный мир, то он скорее всего был бы шокирован тем, что рабочих теперь не бьют, а их производительность намного больше чем была у рабов.
Ценности выполняют ряд функций:
- основа целеполагания
- основа оценки и самооценки
- основа творчества
- основа социализации
Все ценности можно поделить на две основные категории:
- материальные ценности
- духовные ценности
Материальные ценности включают в себя удовлетворение первичных потребностей человека, удовлетворение потребности в высоком социальном статусе. Духовные ценности подразумевают знания, красоту, творчество, искусство, добро, справедливость, святыни.