Природа — это материальный мир Вселенной, являющийся основным объектом изучения естественных наук.
Культура – это деятельность человека в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания.
Человек в природе
В древние времена люди не знали, как им защитить себя от природных сил, они были абсолютно беззащитны перед мощью природы. Человек был достаточно слабым существом если сравнивать его с дикими хищниками такими как тигры и волки, которые обладали острыми зубами, когтями, сильными лапами и отменным нюхом, они так же не могли так быстро бегать как некоторые травоядные такие как олени и лошади. Человеку угрожали как хищные животные, так и различные явления природы.
Но человек обладает такой важной чертой как любознательность. Он очень внимательно всматривался и вслушивался в окружающий его мир, пытался определить причинно-следственные связи. От пытался изобразить все то, что он видел, когда ему удавалось отыскать походящий для этого предмет. Несмотря на то, что особых умений у человека не было, талант все-таки присутствовал. Археологи часто находят на различные фигурки оленей, носорогов, буйволов выточенных из слоновой кости или бивней мамонтов. Эти находки передают нам, современным людям, преставления древних людей о природе. Через эти находки мы видим, как относились древние представители нашего вида к природе – они ее боготворили.
Природе представала перед человек в постоянном движении: движение облаков, движение рек, ветра, смена ночи и дня, смена времен года. В те далекие времена для людей все события природы были наполнены тайной: землетрясение, извержение вулкана, ураган, ливень, гром и гроза, солнечное затмение, метеоритный дождь.
Поклонение духам как начало культуры
Для первобытного человека природа была наделена духом, предметы и явления природы человек наделял положительным и отрицательными характерами. Древние люди полагали, что каждое дерево, озеро, гора имеет дух, этот дух означает конкретный природный элемент. Если человек хотел вступить во взаимосвязь с природой, например, срубить дерево или убить на охоте оленя, он должен был спросить об этом у самой природы, совершить жертвоприношение и таким образом получить согласие сил природы на совершение некоторого деяния.
Люди верили в богов, для них существовал дух воды, дух леса, духи зверей. Уверовав в них люди постепенно стали осознавать, что в некотором смысле могут на них воздействовать, например, духов можно задобрить или же наоборот разгневать. Отправляясь на охоту люди надевали специальные амулеты из когтей или зубов животных, веря в то, что они способны отпугивать злых духов. Духовы пытались всячески задобрить, им делали жертвоприношения, в случае если охота была удачной, то охотники делились частью своей добычи с духами. Жертвоприношение обычно заключаюсь в сжигании жертвы на костре, чаще всего это было какое-то животное. Считалось, что вместе дымом дух примет жертву, которую принес ему человек.
Люди считали, что могут повлиять на духов, а тем самым и на свою жизнь, которая как они считали зависит от них с помощью обрядов, которые носили таинственный и магический характер. Люди могли устроить ритуальные танцы, например, вокруг скелета убитого ими животного. Люди надеялись, что эти обряды и ритуальные танцы понесут им удачу на охоте. Археологи так же находят различные небольшие фигуры зверей с дырочками, предполагается, что они так же являлись частью ритуалов и были символами удачной охоты. Дырочки скорее всего являются следами от мелких дротиков, то есть таким образом древние люди обыгрывали ход предстоящей охоты и настраивались на ее положительный исход. Часто результат охоты не удовлетворял древних людей, они не знали, что они могут предпринять для того, чтобы улучшить ее исход, тогда они стали прибегать к подобным ритуалам, которые скорее всего родились из чувства бессилия и безысходности.
Люди так же изготавливали изображения духов, которым они поклонялись. Они делали их из дерева, глины или камня. Эти изображения стали называть идолами. Люди поклонялись этим изображениям. На территории России так же, как и в других уголках земли было распространено язычество, люди поклонялись разным богам, которые олицетворяли природу. Археологами были найдены статуи Перуна (бога грома и молнии), Велеса (бога скота). Эти стати были в основном найдены на высоких холмах. Подобные идолы были найдены и на территории других стран, поклонение различным божествам было развито среди множества народов.
Человек в древние времена уверовал в идею о том, что его племя или род могут быть связаны с определенными животными или растениями. Часто, например, в племенах индейцев полагали, что покровителем их рода является волк или орел. Они считали, что, когда-то эти животные были их предками. Древние люди предполагали, что эти животные имели с ними родство, они представляли для людей мудрыми предками. В подобных ситуациях люди не убивали свое священное животное, за исключением особых случаев, придавая при этом убийству и поеданию животного ритуальный подтекст и мистическую составляющую. Люди поклонялись своему священному животному, часто они просили у него помощи и защиты. Подобные действия получили название культ, то есть «культ» означает поклонение божеству, от слова «культ» берет свое начало и слово «культура».
Через некоторое время люди стали приручать диких животных и стали заниматься земледелием, с освоением новой деятельности у людей стали появляться новые божества.
Спустя сотни лет люди смогли многому научиться у природы, ее силу они научились использовать в своих собственных целях. Они сумели разгадать многие тайны природы. Люди стали ощущать превосходство над природой. Они ощутили силу своего разума. Сегодня можно сказать, что люди полностью смогли починить себе природные силы.