Павел Семёнович Гуревич – ($1933$ год) выдающийся российский культуролог, философ, социолог, кандидат исторических наук, философский антрополог, исследователь нетрадиционных религий и культов, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН (Российской академии естественных наук).
Биография
Школьными интересами Гуревича были журналистика и театральное искусство. В $1955$ году Павел Семёнович окончил историко-филологический факультет Уральского государственного университета им. Горького.
В период с $1959$ по $1961$ Гуревич был литературным сотрудником и позже – заведующим газеты «Правда Бурятии». В $1962$ году Павел Семёнович поступил в аспирантуру МГУ им. Ломоносова, на факультет журналистики. В $1965$ году он защищал вою диссертацию на тему «Средства массовой коммуникации в отечественной истории культурной революции».
В $1978$ году защищал диссертацию на тему «Роль американских литературных журналов в массовых идеологических процессах». С $1974$ года принял руководящую должность научных подразделений Института философии РАН.
Гуревич был деканом:
- факультета психологии Института государственного администрирования,
- психоаналитического факультета Московского психолого-социального института,
- заведующим кафедрой психологии и педагогики в МГУТУ,
- директором Института психоанализа и социального управления.
В настоящее время читает лекции в РГГУ и МГУ.
Основные работы
Гуревич является автором учебников для школьных учреждений и Вузов
- «Обществознание $10$-$11$ класс»
- «Основы философии»
- «Философия. Учебник для психологов»
- «Культурология»
- «Этика» и т.д.
Труды:
- «Критический анализ буржуазных концепций культурного развития освободившихся народов»
- «Человек будущего: мифы и реальность»
- «Буржуазная идеология массового сознания»
- «Человек и культура»
Вклад в развитие научной деятельности
С $1970$ года Гуревич был заинтересован изучением массовых идеологических процессов западного общества. В этом исследовании он предложил свою идею, которая включала в себя мысль, что социальная мифология это феномен, который создан выходом народных масс в фазу активной исторической деятельности.
Он заметил, что в современном мире на смену идеологии приходит пропаганда, проявляющая себя разными способами. Его мысли оказались весьма актуальными в процессе реидеологизации.
В $1980$ году Гуревич работает над исследованием феномена мистицизма, и его признаками, с помощью которых можно определять мистический опыт, присущий всем религиям, с целью отличить его от научного опыта.
Мистицизм, по мнению Гуревича, это важный и естественный элемент культуры, мистика всегда находится в теле культуры. В своих работах по философии культуры Гуревич привёл перечень идей, касающихся
- форумности культур, иными словами идея о равнопредставленности культур в обществе,
- универсальность совокупного духовного опыта
- месте контркультур в культуре
Контркультуру Гуревич понимал «глашатаем новой духовности». Гуревич провёл исследования по контркультурам модернизма и фундаментализма. Занимался поисками и взаимосвязями элитарного и массового, эзотерического и профанного.
Гуревич дал свою трактовку границ философии культуры, показав ее зарождение и историю.
В период $90$-х годов Гуревич занимался рассмотрением семиотической природы культуры и ее символическими формами. Философию Гуревич рассматривал не в качестве формы научного знания, а в качестве самостоятельного, особенного способа постижения бытия. Гуревич так же даёт своё понимание ситуации «антропологического поворота» в философии, где представляет своё трактование «природы» и «сущности» человека. Философская антропология получила статус самостоятельной сферы в философском знании со своим методом миропознания.