Общие положения
Первые концепции культуры в русле эволюционизма появились почти одновременно:
- в США (Л.Г.Морган);
- Англии (Г.Спенсер, Дж.Мак-Леннан, Дж.Лебок, Э.Тайлор, Дж.Фрезер);
- Германии (А.Бастиан, Т.Вайц, Ю.Липперт);
- Франции (Ш.Летурно).
Предпосылкой к этому явился возникший интерес к жизни народов в условиях других культур. В основе нового подхода к изучению культур лежала идея единства человеческого рода и единообразия путей развития разных культур от простого к сложному. Исследователи стремились объяснить явление культуры с позиций психологии и вывести из психических свойств индивида закономерности развития обществ.
Эволюционизм в Германии и Франции
А. Бастиану принадлежит первенство в создании эволюционной концепции культур. В своем главном труде – «Человек в истории» – анализируя культуру и человеческий дух автор пользуется психологическим методом. Так, именно единство человеческой психики объясняет единство человеческой культуры. Пока народ живет изолированно, у него существует неизменный круг идей, однако общение с носителями других культур, вводит новые идеи и положения, побуждающие к иным формам деятельности.
В это же время другой немецкий исследователь Т. Вайц публикует «Антропологию естественных народов», где представлена попытка создания новой науки, призванной объединить различные подходы к анализу культур – психологические, антропологические и культурно-исторические.
Основная задача новой науки – изучение различных способностей людей: моральных, психических, интеллектуальных.
Изучение культур с позиций эволюционизма во Франции складывался в рамках социологии, что, безусловно, отразилось на изучении культур. Одним из создателей социологии был О. Конт, который предложил эволюционную периодизацию исторического процесса. Последователями О.Конта применительно к изучению культур были Ш. Летурно и Э. Дюркгейм, которые считаются представителями социологического направления в культурологии.
Эволюционизм в Англии
Английский исследователь Дж. Мак-Леннан основное внимание уделял брачно-семейным отношениям как важной составляющей культуры. Свои взгляды от выразил в ставшей очень популярной книге «Первобытный брак». Ученый анализировал обычаи, существовавшие в различных культурах, такие как, например, брак через похищение, экзогамию, запрещавшую кровосмесительные браки , полиандрию, или многомужество.
Концепция Э. Тайлора
Концепция эволюции культур другого английского ученого Э. Тайлора изложена в книге «Первобытная культура», где автор размышляет о прогрессивном развитии культур, в противовес популярной в одно время теории вырождения, утверждавшей, что история культуры началась с появления на Земле некой полуцивилизованной расы, а затем культура в своем развитии
- назад, к обществу дикарей,
- вперед, к цивилизованным людям.
Э.Тайлор, не отрицая возможности в культурах разных народов регрессивных изменений, происходящих в результате различных катаклизмов как исторических, так и природных, утверждает, что основное направление развития культур в истории человечества все же эволюционное. По его мнению, все народы проходят примерно одинаковые стадии в своем общекультурном развитии – от невежественного состояния к просвещенному.
Объяснение этому – в сходстве обстоятельств жизни человека. елая акцент в изучении культуры на анализе духовной стороны культуры, религии, магии, он явился основоположником анимистической теории религии (анимизм – вера в духовные существа). Причиной возникновения анимизма он считал стремление первобытных людей ответить на вопросы о том, что такое смерть, экстаз, сон, что такое образы, являющиеся нам в снах и видениях, и т.п. В дальнейшем теория анимизма вызвала оживленные споры среди ученых – исследователей культур.
В своих трудах ученый сформулировал некоторые проблемы, которые в дальнейшем стали существенными аспектами в изучении культур: например, вызвавшее бурные споры положение о первобытном мышлении или интерес к анализу разнообразных сведений о мистических или экстатических состояний и способах их достижения в культурах.
В начале XX в. эволюционизм в культурологии, утвердив новый взгляд на развитие культур, перестал занимать доминирующее положение.