Культурология как наука со своим категориальным и научным аппаратом сформировалась достаточно поздно лишь в 60-х годах XX столетия. Она вобрала в себя достижения многих наук:
- антропологии,
- истории,
- психологии,
- литературы,
- языкознания,
- и многих других.
Безусловно, и до выделения культурологии в самостоятельную научную дисциплину, были концепции появления культуры, значения ее в жизни общества, и на основании результатов анализа эмпирического материала и были определены объект и предмет культурологии. Итак, основными направлениями науки о культуре считаются.
Общественно-историческое направление
Оно восходит к работам И. Канта, Г. Гегеля, В.фон Гумбольдта. Основными представителями этой школы в Западной Европе считаются Освальд Шпенглер и Арнольд Тойнби, а в России Николай Яковлевич Данилевский. Главными положениями теорий этих ученых считается утверждение локальности культур, их типологизация, деление культуры на периоды во время ее существования, т.е. зарождение, развитие, расцвет, увядание (старость) и гибель (смерть).
Натуралистическое направление
Основными его представителями являются Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Бронислав Малиновский, Конрад Лоренц и некоторые другие. Человек и культура в концепциях этих ученых определяются:
- в качестве высших звеньев развития природы;
- как взаимовлияющие сущности: усваивая культурные традиции, человек превращается в культурное существо, а потом сам начинает влиять на совершенствование ее.
В качестве основных положений этого направления можно выделить следующие:
- рассматривать человека как культурное существо;
- бессознательное только частично подчиняется нормам культуры;
- в качестве культурной основы, по З. Фрейду, выступает «Сверх-Я»;
- по К. Юнгу, существует коллективное бессознательное, которое аккумулирует коллективный культурный опыт человечества;
- появление и развитие культуры – это ответ на психофизиологические потребности человека, считал Б. Малиновский;
- по К. Лоренцу, культура основывается на человеческих инстинктах.
Социологическое направление
Оно представлено трудами Макса Вебера, Питирима Сорокина, Томаса Элиота, Толкотта Парсонса. Ученые этого направления считают, что культура в своей основе имеет общественную организацию и природу и ищут ее истоки и объяснения культуры именно там. М. Вебер считал, что своеобразный облик какой-либо страны обусловлен не факторами цивилизации, а культурными, имеющими общечеловеческий характер. По мысли К. Парсонса, как духовная, так и материальная культуры – есть результат действий социальной и культурной систем. П. Сорокин рассматривал общество как социокультурную систему.
Символическое (структурное) направление
Самое молодое и одно из самых влиятельных в современной культурологической науке. Оно представлено исследованиями Фердинанда де Соссюра, Эрнсат Кассирера, Клода Леви-Стросса, в них ученые рассматривают все культурные процессы в качестве коммуникационных. Культура в их понимании является созданной человеком знаковой (символьной) системой. Причем только человеку доступна символизация, и этими знаками человек обменивается информацией.
Психологическое направление
Психологическое направление в культурологии представлено работами Мориса Лацаруса, Xеймана Штейнталя, Вильгельма Вундта, Уильяма Самнера, Лестера Уорда. В центре внимания ученых стояла проблема изучения психологии народа. Они считали, что есть «дух целого» (сознание народа), выражающийся в мифах, языке, обычаях, религии, искусстве, наконец, а сознание отдельного индивида – это только звено в общей психической связи. Задачи, которые они решали, следующие:
- познание сущности и действий народного духа;
- открытие законов, по которым ведется духовная жизнь народа в науке, искусстве;
- выявление причин и поводов для уничтожения народа.