Каган Мойсей Самойлович (1921 – 1906), российский философ и культуролог
Начало пути
Моисей Самойлович сразу и бесповоротно был погружен в те разделы науки, которые непосредственно были связаны с культурологией. Он закончил филологический факультет Ленинградского государственного университета в 1941 году. Ну а дальше была война, тяжелое ранение в бою за оборону Ленинграда и работа политруком в госпитале Перми, возвращение в 1944 году во вторую столицу в аспирантуру исторического факультета родного ЛГУ на кафедру истории искусства. Кандидатская диссертация по теме «Французский реализм XVII века» защищена в 1948 году, а докторская по учебному пособию «Лекции по марксистско-ленинской эстетике» в 1966 г.
Убеждение в том, что все советские философы были идеологизированными, совсем не относится к М. Кагану. Ученые считали и считают, что его докторская диссертация – это событие в науке того времени, потому что автор впервые создал в Советском Союзе всестороннюю, тщательно разработанную концепцию эстетического, которая отвечала мировым разработкам в этой области философии и отличалась глубиной и оригинальностью. Его пособие выдержало несколько переизданий и было переведено на многие языки: грузинский, болгарский, немецкий, венгерский, китайский, испанский. Прочитав ее, немецкие философы писали, что в СССР появилась эстетика с человеческим лицом.
Научные и педагогические интересы ученого
Первый научный интерес Моисея Самойловича лежал в области эстетики. Ему принадлежит заслуга ее возрождения в стране. Дело в том, что до 1937 года в Советском Союзе не вышло ни одной книги по эстетике, она считалась исключительно буржуазным направлением философии.
Еще его интересовала философия культуры, и в ее аспекте он разработал новой направление «теорию ценностей». Для этого нужно было иметь научное и гражданское мужество, так как марксистско-ленинская философия отвергала понятие «ценность». Однако М. Каган столь отчаянно сражался за нее, что теория ценности получила право на существование. Моисей Самойлович боролся за возрождение и других философских дисциплин.
Интерес к культурологии, к проблемам общения, человеческой художественной деятельности обусловлены были именно логикой философско-научного исследования. Чтобы была понятна специфика искусства как художественной деятельности, М. Каган создает общефилософскую теорию человеческой деятельности и ее основных видов.
Работы ученого лежат в плоскости культурологии и культурной антропологии. Его теория культурно-исторического процесса принята так же, как и теории Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина.
Еще ученый занимался проблемами методологии системно-структурного анализа. И все его научные разработки покоятся именно на системном и синергетическим подходах к гуманитарному знанию. И, несмотря на то, что его обвиняли в субъективизме и ревизионизме, он никогда не изменял своим убеждениям.
Его взгляды, теории, размышления нашли свое отражения в таких книгах, как:
- «Мир общения»,
- «Системный подход и гуманитарное знание»,
- «Философия культуры»,
- «Град Петров в истории русской культуры»,
- «Философская теория ценности»,
- «Эстетика как философская наука»,
- «Введение в историю мировой культуры»,
- «Се человек… Жизнь, смерь и бессмертие в волшебном зеркале изобразительного искусства»,
- «Метаморфозы бытия и небытия».
Ученый много размышлял о педагогике, многое сделал для улучшения образования. Он создавал программы, зная «болевые» точки школы, всегда вел семинары, читал лекции.